Проект по социально - коммуникативному развитию «Воспитание доброжелательных отношений у дошкольников 4-5 лет»
проект (средняя группа) на тему
Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования дружеских взаимоотношений, развитию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста. Между детьми во время игр, совместной деятельности формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются. Все это происходит в процессе общения между ними. В наше время в общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним. Трудности дошкольников во взаимоотношении со сверстниками, чаще всего, возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. Эта проблема актуальна на сегодняшний день, именно она и побудила нас обратиться к рассмотрению вопроса о развитии положительных и доброжелательных взаимоотношений детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 13 «Вишенка»
Проект по социально - коммуникативному развитию
«Воспитание доброжелательных отношений у дошкольников 4-5 лет»
Выполнила:
воспитатель группы №5
Щеголева Елена Борисовна
Г.о.г Выкса 2018
Актуальность проекта:
Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования дружеских взаимоотношений, развитию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста. Между детьми во время игр, совместной деятельности формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются. Все это происходит в процессе общения между ними. В наше время в общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним. Трудности дошкольников во взаимоотношении со сверстниками, чаще всего, возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. Эта проблема актуальна на сегодняшний день, именно она и побудила нас обратиться к рассмотрению вопроса о развитии положительных и доброжелательных взаимоотношений детей.
Цель проекта:
Создание условий для формирования доброжелательных взаимоотношений между детьми в коллективе сверстников.
Задачи проекта:
*Изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме.
*Разработать план мероприятий с детьми, направленный на развитие доброжелательных взаимоотношений.
*Создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию доброжелательных взаимоотношений в группе.
*Формировать у детей понятия «друг», «дружба».
*Развивать групповую сплоченность, коммуникативные навыки.
*Воспитывать доброжелательные, дружеские отношения между детьми.
*Повысить психолого-педагогическая грамотность родителей.
Гипотеза проекта: Создание благоприятных условий и обогащение развивающей среды в группе способствует успешному формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, а также способствовать эмоциональному благополучию дошкольников в коллективе сверстников.
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, родители.
Тип проекта: социально – нравственной направленности, групповой
Продолжительность проекта: 2017-2018 г.г
Формы работы: беседы, игровая деятельность, игры на развитие навыков общения, игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, хороводные, свободное и тематическое рисование, обыгрывание различных ситуаций, чтение художественной литературы, прослушивания музыкальных произведений.
Ожидаемый результат: Присутствие в сплоченном детском коллективе на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. У детей сформируются представления о понятиях: «дружба», «взаимопомощь», «поддержка», «сочувствие», «взаимопонимание», «уважение». Игровые упражнения помогут детям понять и прочувствовать: кто же настоящий друг, что значит дружить, кого мы называем другом. После проведения серии мероприятий дети научаться чувствовать и понимать эмоциональное состояние свое и других детей, так как овладеют новыми формами поведения, помогающими установлению комфортного психологического климата в группе. В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повыситься психолого-педагогическая грамотность родителей, культура общения, что способствует толерантному отношению к воспитанникам нашей группы.
Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата:
Этапы:
1 этап
Организационный :
Изучение литературы о межличностных отношениях детей дошкольников.
* Составление перспективно- тематического плана работы с детьми среднего возраста в детском саду.
* Подготовить консультаций и беседы для родителей по теме:
«Как научить ребенка дружить…»
«Общение дошкольника со сверстниками»
«Формирование коллективных взаимоотношений»
«Культура общения с взрослыми и сверстниками»
* Изготовление дидактического материала: настольные игры
* Картотека игр на развитие эмоционального благополучия ребенка в группе
2 этап. Основной.
Срок реализации | Вид деятельности | Тема |
Январь | Игра Пальчиковые игры Настольно-печатные игры Дидактические игры Художественное творчество Художественная литература Беседа Сюжетно-ролевая игра | «Давайте познакомимся» (приложение№1) «Рады взрослые и дети», «1,2,3,4,5..», «Пальчики здороваются» (приложение№2) «Что такое хорошо, что такое плохо», «Наши чувства и эмоции». «Назови ласково», «Перемешанные картинки». (приложение№4) Лепка: «Угощение для кукол». А.Барто «Девочка-ревушка»,В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»,Т.Шарыгина «Вежливые бельчата»,Е.Алябьева «Не хочу, не буду!» (приложение №6) «Здравствуйте». (приложение№3) «Семья» (приложение№5) |
Февраль | Пальчиковые игры Настольно-печатные игры Дидактические игры Художественное творчество Художественная литература Беседа Подвижная игра Сюжетно-ролевая игра | «Здравствуй, солнце золотое», «В гости», «Шалун».(приложение№2) «Можно-нельзя», «Вежливое слово». «Встречайте гостей», «Что нужно кукле!» (приложение№4) «Подарок для папы». А.Барто «Девочка-чумазая», К.Чуковский«Мойдодыр», К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Т.Шарыгина «Чучело»,
«Что взял, клади на место». «Раздувайся пузырь». «Семья» |
Март Апрель Май | Театрализованная Игра Пальчиковые игры Настольно-печатные игры Дидактические игры Художественное творчество Художественная литература Музыка Беседа Подвижная игра Сюжетно-ролевая игра Театральная деятельность Художественная литература Беседа Игра | «Каждый хочет заиньке помочь», (приложение№1) «Здравствуй, козленок», «Утро», «Дружные пальчики».(приложение№2) «Одеваем мишку». «Подари подарок», «Как принимать гостей», Игра «Что ты можешь о них сказать!»(приложение№4) «Подарок маме». С.Маршак «Сказка о глупом мышонке», Т.Шарыгина «Вредная ворона», «Два жадных медвежонка» венгерская сказка, Е.Алябьева «Подружки», З.Александрова «Что взяла, клади на место». Пляска «Дружные пары» «Как и чем можно порадовать близких». «Лохматый пес». «Детский сад». «Заюшкина избушка» Т.Шарыгина «Чучело-мяучело» «Дома маме помогу» «У постели больного» Игра «Чистоплотные дети». |
III этап. Презентация проекта.
Список литературы
1.«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС)
2. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 2009.
3. Васильева Л. «Коммуникация» Вторая младшая группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2012
4. Р. С. Буре Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Дружные ребята. Москва «Просвещение» 2004.
5. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» М. Просвещение
6. Шипицина Л. М. «Азбука общения» С-П. Детство Пресс, 1998 год
7. См.: Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И, Логинова, Т. И. Бабаева, Н, А. Ноткина, под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайлочой, Л. М. Гурович. Изд. 3-е, перераб. СПб.: Детство-пресс, 2007
Приложение№1
Тема: « Давайте познакомимся».
Цель: учить детей эмоционально воспроизводить приветствие интонацией. Активизировать лексику, учить проговаривать фразы с различной силой голоса. Развивать речь и умение строить диалог. Развивать подражательные навыки. Побуждать к активному участию в театрализованной игре.
Ход занятия.
Под музыкальное сопровождение воспитатель входит в нарядном костюме и обращается к детям:
-Здравствуйте, ребята! Вы ребята- котята?
-Нет!
Здравствуйте, ребята! Вы ребята- мышата?
-Нет!
Здравствуйте, ребята! Вы ребята-цыплята?
-Нет!
-А кто же вы?
Игра: «Давай познакомимся».
Воспитатель по очереди спрашивает имя ребенка, затем предлагает встать в круг, ловить мяч и называть свое имя.
Пальчиковая игра: «Моя семья».
Пляска:
Наши, наши малыши- хороши, хороши!
(дети разводят руками, обращаясь друг другу)
Ну-ка, ножкой попляши, попляши.
(ритмичное топанье ногой)
Наши, наши малыши- хороши, хороши!
(дети жестом показывают на себя).
Ну-ка, ручкой попляши, попляши!
(ритмичное движение рук).
Воспитатель рассаживает детей и созывает послушать сказку:
Детушки - касатушки!
Вы садитесь, не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь!
Всем ли видно, всем ли слышно?
Приготовьте ушки, глазки,
Расскажу сейчас вам сказку!
Воспитатель рассказывает сказку – потешку «Кисонька - Мурлысонька».
Кисонька –Мурлысонька, ты где была?
На мельнице.
Кисонька –Мурлысонька, что там делала?
Муку молола.
Кисонька –Мурлысонька,что из муки пекла?
Прянички.
Кисонька –Мурлысонька, с кем прянички ела?
Одна.
Не ешь одна, не ешь одна.
Кисонька –Мурлысонька угощает детей пряниками.
Ребятушки – ребятушки,
Ешьте прянички!
Спасибо!
А сейчас веселая пляска.
Беседа по сказке (разучивание сказки): «Заюшкина избушка».
Цель: Учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа. Вызвать радость.
Ход занятия.
Беседа по сказке «Лиса, заяц и петух».
Воспитатель вносит иллюстрацию, в которой герои сказки, с которой познакомились в прошлый раз.
Вопросы к детям:
Загадка: Зимой белый, а летом серый?
- Какой был зайчик? (добрый, печальный, веселый).
- Какая была лиса? (хитрая, трусливая).
- Кто хотел помочь заиньке?
- Кто из героев понравился вам больше всего?
А сейчас, ребята, покажите настроение зайчика, лисы:
«Добрый» - пустил лису переночевать.
«Печальный» - идет, плачет.
«Веселый» - выгнали лису.
«Хитрая» - просилась переночевать.
«Трусливая» - испугалась петуха.
Детей «волшебной палочкой» превращаем в зверей.
Лиса, лисонька, лиса!
Очень хитрые глаза.
Шубка – глазки не отвесь.
«Курочек люблю поесть».
А сейчас поиграем в игру «Лисичка и курочки».
Петя, Петя, петушок!
Золотистый гребешок!
Как увидит он зарю,
Закричит: «ку-ка-ре-ку!»
Словесная игра: «Петушок».
Неуклюжий, косолапый
Ходит по лесу медведь.
Если спросят, что он любит,
Скажет: «Меду бы поесть».
Давайте поиграем в игру: «У медведя во бору».
Вышли зайцы погулять,
Стали прыгать и играть
Вдруг раздался треск и щелк,
Прижали зайцы ушки прыг-скок!
А сейчас поиграем в игру «Зайка серый умывается».
Воспитатель «волшебной палочкой» превращает зверей обратно в детей.
Ребята, покажите, как попрощались бы лисичка, петушок, волк, заяц.
По окончании воспитатель хвалит детей за исполнительское умение.
Приложение№2
Пальчиковые игры:
«Здравствуй, солнце золотое!»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в родном краю –
Всех я вас приветствую!
«Здравствуй».
Здравствуй, котенок!
Здравствуй, козленок!
Здравствуй, щенок!
Здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый,
Смешной поросенок!
«Пальчики здороваются».
- Здравствуй, указательный!
- Привет, средний!
- Здорово, безымянный!
- Как дела, мизинец?
(большой палец поочередно касается всех пальцев)
«Моем руки».
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(ритмично потираем ладошки)
Брызги вправо, брызги влево!
Мокрым стало наше тело!
(стряхиваем водичку с рук)
Полотенчиком пушистым
Вытираем руки очень быстро.
(движением имитируем вытирание рук)
«Шалун».
Наша Маша варила кашу.
Кашу варила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил
Свою тарелку разбил
«В гости».
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья.
Друг без друга им нельзя.
«Дружные пальчики»
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот – указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
«1,2,3,4,5»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать!
Крепкие и дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре, пять
Пальцы очень быстрые,
Проверьте, все ли…..Чистые.
«Радуются взрослые и дети».
Кто еще радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
«Утро».
Вот дедушка проснулся
И сладко потянулся,
Вот бабушка проснулась
И всем нам улыбнулась,
Вот папочка проснулся…
Вот мамочка проснулась…
А деточка проснулся и заплакал:
Где игрушки – погремушки!
Приложение№4
Дидактические игры.
«Встречайте гостей».
Цель:
-учить выделять определенный звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события;
-развивать звуковысотный слух, умение различать тембр, характер звучания (прерывистый, протяжный), память (припоминание);
-формировать игровые умения для последующего их использования в сюжетно-ролевой игре;
Способствовать сближению детей, воспитывать умение вести себя в коллективе, быть вежливым;
-учить преодолевать застенчивость и неуверенность в себе.
Оборудование: звучащие игрушки (музыкальная шкатулка, гармошка, барабан,), элементы костюмов, настольная ширма.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках в ряд напротив воспитателя.
Воспитатель: дети, сегодня к нам придут гости и покажут что-то веселое, забавное, интересное. Этими гостями будут Петрушки, зайчики, куколки. Все по очереди будете то гостями, то хозяевами.
(воспитатель показывает элементы костюмов, затем показывает,что будут делать гости: Петрушки – бегать, смешить детей, куколки – танцевать, зайчики – прыгать. Гости будут приходить по очереди, а хозяевам нужно будет догадаться, кто собирается прийти, и позвать их)
А теперь слушайте и запоминайте, как хозяева будут узнавать, какой гость сейчас придет. Если вы услышите вот такой красивый, протяжный звук (гармошка), знайте, что сейчас появятся Петрушки. Если вы услышите веселую музыку (музыкальная шкатулка), значит, к вам идут куклы. А если услышите прерывистый звук (барабан), значит, к вам спешат зайчики. (затем все инструменты убираются за ширму).
Как только вы услышите звуковой сигнал, нужно будут вежливо пригласить их войти, тогда гости войдут и покажут, что умеют делать. После этого вы дружно похлопаете и пригласите сесть. Давайте попробуем все вместе:
Дети. Петрушки, приходите к нам в гости! Петрушки, садитесь, пожалуйста, вместе с нами.
(Дети-гости выходят в смежную комнату, и по очереди заходят).
Воспитатель в конце игры выходит в смежную комнату, посмотреть, все ли гости пришли, и находит там Лунтика и его друзей, которые давно пришли в гости и слушали, к каким детям они попали – вежливым или грубым.
(«Дни этикета в детском саду» , Е.А.Алябьева,стр.7)
Этюд«Назови ласково».
Цель:
-учить детей называть друг друга ласковыми именами;
-формировать доброжелательное отношение к сверстникам;
-обогащать словарь.
Ход:
Приходят Хрюша и Степашка и рассказывают детям, что когда они играют вместе, то нередко обзывают друг друга. Это очень обидно. Спрашивают у детей, как они называют друг друга, знают ли они ласковые имена, какое имя каждому больше нравится? Предлагают сесть в круг и по очереди обратиться друг к другу, используя ласковое имя. Воспитатель показывает детям варианты, обращает внимание на то, что как приятно когда тебя называют ласково. («Дни этикета в детском саду» , Е.А.Алябьева,стр21)
Упражнение «Как принимать гостя».
Цель:
-учить формам вежливого обращения;
-развивать фразовую речь, внимание, интонационную выразительность;
-воспитывать желание быть вежливым, приятным.
Оборудование: кукольный стол, посуда.
Ход:
Хрюшу приглашают за кукольный стол.
-Хрюша, мы приглашаем тебя за стол позавтракать вместе с нами.
-Хрюша, приятного тебе аппетита.
-Хрюша, ешь на здоровье.
(воспитатель дает образец, а дети повторяют).
Приложение№5
Сюжетно-ролевая игра
Тема: « Семья».
Программное содержание: Формирование первоначальных представлений о семье. Воспитывать у детей интерес к собственному имени. Учить называть членов семьи. Понимать роль взрослого в семье. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у него есть семья. Учить детей составлять предмет из нескольких частей, аккуратно наклеивать, выполнять работу коллективно.
Методические пособия: иллюстрации, фотографии членов семьи.
Предварительная работа: индивидуальные беседы с детьми, разучивание пальчиковых игр на тему «семья».
Игровая ситуация: приходит кукла Катя, плачет.
Катя: Я рассердилась на маму и папу, они не купили мне зайчика.
Воспитатель: А как зовут твоих родителей?
Катя: Не знаю, просто мама и папа.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как зовут ваших родителей.(опрос детей)
Как вы думаете, правильно ли поступила кукла Катя, обидевшись на родителей? (ответы детей)
- Мамы и папы любят вас и покупают вам разные игрушки и угощения. А кто еще живет в вашей семье? Братья и сестры, а их вы любите? Что вы с ними делаете?
-А бабушки и дедушки у вас есть? За что вы их любите?
-Вот как все вас любят и заботятся о вас. А вы помогаете своим родителям?
Рассматривание иллюстраций и фотографий разных семей.
Пальчиковая игра «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот маленький – Малыш.
Физ. Минутка: Подвижная игра «Поезд».
Дидактическая игра: «Угадай, кто это?»
Анализ занятия.
Тема: «Будем заваривать чай».
Цель показать и назвать действия, которые в последствии дети смогут перенести в игровую ситуацию (насыпать чай в заварочный чайник, заливать кипятком, добавлять в чай молоко или сливки и т.д.), закрепить названия предметов чайной посуды и их части (ручка, крышка); рассказать о названии некоторых предметах (сахарница, молочник); учить детей образовывать по аналогии существительные с суффиксом –ник (чайник, молочник, кофейник).
Пособия. Чайная посуда, сахар, заварка, молоко, горячая вода.
Занятие №13 В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» стр.44,М 1981г.
Приложение №6
Список художественной литературы для чтения по воспитанию культуры поведения.
- А.Барто «Девочка – ревушка», «Девочка – чумазая».
- К.Чуковский «Мойдодыр».
- С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».
- В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо».
- К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно».
- Венгерская сказка «Два жадных медвежонка». Украинская сказка «Колосок».
- З.Александрова «Купание».
- З.Александрова «Что взяла, клади на место».
- Т.А.Шарыгина «Вежливые сказки»
а) «Упрямый утенок»,
б) «Вежливые бельчата»,
в) «Как попугай Таню вежливости научил»,
г) «Чучело»,
д) «Вредная ворона»,
е) «Любимая игрушка».
10. Е.А.Алябьева «Поучительные сказки»
а) «Подружки»,
б) «Руки надо мыть»,
в) «Не хочу! Не буду!»,
г) «Подружки и новый друг»,
д) «Как Касюка-Пасюка спала в новом платье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.
"Жизнь в лесу"Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Создает для детей ситуацию:"Представьте что вы в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между соб...
Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками.
Отчет по самообразованию "Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками"...
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками через игровые ситуации
Буклет для родителей...
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками через игровые ситуации
Буклет для родителей...
Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников
Консультация для воспитатлей с примерами работы...
Планирование. Социально - коммуникативное развитие. Воспитание культурно-гигиенических навыков
Планирование. Социально - коммуникативное развитие.Воспитание культурно-гигиенических навыков...
Образовательный проект в области «Социально-коммуникативное развитие» «Воспитание нравственных качеств через игры-драматизации»
Образовательный проектв области«Социально-коммуникативное развитие»«Воспитание нравственных качеств через игры-драматизации»...