СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО – ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа) на тему

Василевская Ирина Васильевна

В практике использования сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственно - волевых качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Именно этот факт определяет противоречие между необходимостью формирования нравственных качеств, нравственного сознания и нравственного поведения у детей дошкольного возраста посредством сказки и отсутствием научно-экспериментальных данных, педагогических технологий и методик, позволяющих обеспечить формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Данная работа имеет теоретическую и практическую значимость. В ней собран и представлен теоретический материал, освещающий вопросы воспитания нравственно - волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста, подобран теоретический материал по народной сказке, ее видам и воспитательным возможностям. Практическая значимость данной работы состоит в методических разработках по воспитанию нравственно - волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством народной сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx51.58 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО – ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В соответствии с утвержденным и вступившим в силу с 1 января 2014 года федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста должно быть направлено на «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания».

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. В связи с низким уровнем духовной культуры общества в целом, а также с тем, что понятие о нравственности в сознании современного человека становится всё более размытым, особую актуальность приобретает воспитание нравственно - волевых качеств дошкольников, которые проявляются в самостоятельности, в способности ставить перед собой несложные цели, в стремлении их выполнить, в умении преодолевать некоторые трудности.

Важным нравственно-волевым качеством является смелость, которая выражается в уверенности ребенка в своих силах, способности сознательно преодолевать страх. Смелость помогает проявлять инициативу, решительность, активность. Формированию у детей честности и правдивости способствует установление в детском саду обстановки искренности и доверия. Быть честным и правдивым - это значит открыто заявлять о своем мнении, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенной проступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Большим достоинством человека является скромность. Это качество понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей.

Для решения данной проблемы была выбрана работа по ознакомлению детей с народными сказками, так как сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка отвечает природе ребенка, близка к его мышлению, представлению. В данной работе именно народная сказка рассматривается как одно из средств воспитания нравственно – волевых качеств дошкольников.

В практике использования сказок в нравственном воспитании дошкольников есть немало нерешенных проблем: нет системы работы по эффективному использованию сказок в формировании нравственно - волевых качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; не выявлены педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Именно этот факт определяет противоречие между необходимостью формирования нравственных качеств, нравственного сознания и нравственного поведения у детей дошкольного возраста посредством сказки и отсутствием научно-экспериментальных данных, педагогических технологий и методик, позволяющих обеспечить формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Данная работа имеет теоретическую и практическую значимость. В ней собран и представлен теоретический материал, освещающий вопросы воспитания нравственно - волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста, подобран теоретический материал по народной сказке, ее видам и воспитательным возможностям. Практическая значимость данной работы состоит в методических разработках по воспитанию нравственно - волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством народной сказки.

1. СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Сущность нравственного воспитания в дошкольном возрасте

Проблема нравственного воспитания дошкольников всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов, среди которых В. А. Сухомлинский, Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А. М. Виноградова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачёв и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в ДОУ.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. По его мнению, сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств ребенка.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Систематическое нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника» (Ш. А. Амонашвили).

Ярко охарактеризована роль нравственного воспитания в развитии личности в работах К. Д. Ушинского, которому принадлежат слова: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что нравственное влияние составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...».

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. В наше сложное время ведущие современные исследователи проблем нравственности конституирующими основами нравственного воспитания считают: формирование эмоционально – положительного отношения к людям разных национальностей, воспитание любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, воспитание нравственно – волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, взрослыми, сверстниками, воспитание культуры поведения, бережного отношения ко всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс организации всей жизни дошкольников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.

Дошкольное детство – это период, когда происходит формирование первичных представлений о нравственных нормах и в сознании ребёнка возникает сеть словесно-образных ассоциаций. Старший дошкольный возраст является важным этапом становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в этот период происходит формирование основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры. В процессе воспитания ребенок впервые знакомится с требованиями морали, начинает соблюдать простейшие правила, еще не понимая их, не осознавая значения нравственной регуляции для себя и окружающих людей.

Содержание образовательного процесса в работе со старшими дошкольниками заключается в воспитании уважения к родным и близким, привязанности к ним, уважения к воспитателям, осознанного желания порадовать взрослых хорошими поступками, быть полезным окружающим. У детей старшего дошкольного возраста необходимо целенаправленно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься вместе, умение подчиняться требованиям, следовать в своих поступках примеру положительных, героических персонажей известных художественных произведений.

Нравственный опыт дошкольников складывается из понятий о добре и зле, правде и лжи, чести и бесчестии. Эти простые понятия переживаются в форме нравственных чувств и реализуются в поступках. Человек, прошедший в детстве школу воспитания добрых чувств, вырабатывает надежный иммунитет против черствости и малодушия, самодовольства и внутренней глухоты, гражданской пассивности и эгоистической незрелости личности. Процесс овладения дошкольником нравственными представлениями и понятиями - продолжительный и сложный. Дети переходят от усвоения нравственных представлений до полного овладения ими содержанием нравственного понятия. Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференциации нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, с другой - к большей обобщенности, то есть к нравственным понятиям (дружба, уважение, сочувствие и пр.). Нравственные представления дошкольника сначала проявляются в доброжелательности по отношению к родным и близким, а позднее - ко всем окружающим людям. Обычно старший дошкольник уже представляет себе, как нужно себя вести в том или ином случае, но в то же время не всегда ведет себя в соответствии с образцами. Ему мешают импульсивность, неустойчивость мотивов, поэтому на словах ребенок более отзывчив, активен и изобретателен, чем в реальном поведении.

Развитие дружеских отношений в детском коллективе требует особого внимания воспитателя. Добрые отношения в группе, поддерживаемые педагогом, способствуют эмоционально положительным переживаниям, закреплению чувства симпатии, расположения к окружающим. Дети нередко спорят, оценивая свои поступки и поступки других. Необходимо научить детей оценивать их и развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно подбирая для этого различные речевые средства.

В процессе нравственного воспитания развиваются волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Для успешного формирования у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений и поступков необходимо глубоко понимать сущность и содержание нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса, уметь разрабатывать и применять на практике способы и средства нравственного воспитания. Средств для решения этих задач множество, но в данной работе рассматривается сказка как могучее, действенное средство нравственного воспитания детей. Ее народная мудрость воздействует на эмоциональную сферу ребенка посредством нравственных понятий, формирует устойчивые положительные или отрицательные отношения к действительности. Главная задача педагога - разбудить душу ребёнка, поселить в ней доброту, сострадание, трудолюбие, осмысленное отношение к жизни, испытаниям - качества, которые составляют основу человеческой жизни. Нравственное отношение к жизни должно быть прочувствованно, осмысленно, понято сердцем.

1.2. Теоретическое обоснование влияния сказки на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Обратимся к словарю С. Ожегова и найдём определение сказки: «Сказка повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».

Сказки - один из самых распространённых и богатых жанров устноэтического народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их жадно слушают дети, часто к ним прислушиваются и взрослые. Человечество не расстаётся с ними: сказочные образы витают над ними от предисторических времен до нашего XXI века - века новых открытий и технологий.

Из века в век, развиваясь вместе с народом, сказки изменяются не только по содержанию, но и по форме, по жанровым признакам. Сказками становились христианские легенды, сказочной фантастикой обрастали исторические предания, затейливой выдумкой разукрашивались бытовые анекдоты. Былины, и исторические песни, если они начинали исполняться без напева и потому терять свойственную им стихотворную форму, тоже превращались в сказку.

А.С. Пушкин писал о сказке: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Само понятие «намек», а не нравственная сентенция, не резонерское морализирование, не идеологическая директива содержится в сказке, ее сюжете, ее образах. Само понятие «намек» подразумевает актуализацию личностной трактовки, индивидуального доосмысления содержания сказки каждым слушателем.

Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, обыкновенные предметы оказываются волшебными.

Наверное, не найдется такого человека, который бы не любил сказку в детстве. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа.

Любая сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит, т.е.  потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости.

Сказка выполняет функцию социализации - приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. Социализирующая функция сказки требует от педагога уникальных способностей. Педагог должен уметь рассказывать сказку, стимулировать индивидуальное ее восприятие, побуждать детей к собственному творчеству.

Сказке присуща креативная функция - способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней ирреальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить «спящие» творческие способности. Формируя привычные навыки, приемы, действия, умения детей, педагог должен вызвать заинтересованность не столько в конечном результате, сколько в самом процессе творения новых сюжетов или новых образов. Это соответствует деятельностной природе творчества.

В сказке можно обнаружить голографическую функцию. Голографичность образных построений сказки проявляется в её способности представлять мироздание в его трехмерном пространственном (макромир и микромир; небесный, земной и подземные миры; неживая и живая природа; человеческое общество) и временных измерениях (прошлое, настоящее, будущее). Эти аспекты пространственно-временного содержания сказок образуют его универсальность, многомерную объемность, что созвучно психике ребенка. Вот почему дети так чувствительны к универсальности сказки: в ней находят созвучие своему такому же универсальному внутреннему миру.

Вполне естественно выделить развивающее-терапевтическую функцию сказки. О «сказкотерапии» давно уже говорят в литературе, подразумевая ее психотерапевтический (лечебный) эффект. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса). Эта катарсическая функция искусства послужила основанием для формирования целого направления - эстетотерапии, т.е. лечения людей при помощи музыки, поэзии, живописи, танца.

В сказке присутствует и функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, действий, поведенческих актов. Это соответствует становлению здоровьесберегающего направления, цель которого - сохранение и развитие индивидуального здоровья личности, утверждение здорового образа жизни.

Сказка как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиций и обычаи. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно дети, могут усваивать все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа. Сказка - это социальная память этноса. В ней аккумулирована его многовековая практика с её положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями, радостями и печалями.

В исследованиях сказок с позиций литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется и лексико-образная функция сказки, ее способность формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, ее художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной вариативностью. При этом функционируют и развиваются обе основные языковые функции — экспрессивная и коммуникативная. Если экспрессивная функция формирует вербально-образный каркас языка личности, то коммуникативная функция развивает социальные качества личности, ее способность к общению, к пониманию, к диалогу.

1.3. Значение русских и адыгских народных сказок в нравственном воспитании старших дошкольников

Воспитательное влияние народной сказки всегда признавалось педагогикой. К. Д. Ушинский дал такую оценку устному народному творчеству: «Я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться... с педагогическим гением народа».

В русских народных сказках, как и во всяком подлинно художественном произведении, основная идея, мораль, как правило, скрыта, завуалирована; от читателя требуется известная работа мысли, чтобы ее обнаружить, понять и сделать для себя выводы, которыми можно было бы руководствоваться в своих поступках. Такой прием преподнесения морали имеет большую воспитательную ценность, так как вызывает внутреннюю активность слушателей и читателей, заставляет их думать, размышлять, формирует у них способность проникать в идейную сущность произведений.

Для русских народных сказок характерен наглядный и убедительный показ хорошего и плохого, доброго и злого на основе контрастных противопоставлений: резко и определенно выраженные добро, красота, правдивость, честность показаны рядом с безобразием, злом, несправедливостью. Например, Крошечка - Хаврошечка в одноименной сказке - олицетворение доброты и трудолюбия, а ее мачеха - жестокости и коварства; противопоставляются нравственные качества дочери и падчерицы в сказке «Морозко», кота и лисы в сказке «Кот, петух и лиса» и т.д.

Народная сказка не ограничивается объективным изображением хороших и плохих сторон характера и поведения своих героев. Она стремится силой фактов убедить слушателей в правильности своей морали.  Последовательное развитие фабулы показывает, как то или иное поведение приводит к определенным результатам: хорошие поступки награждаются, плохие нередко приводят к трагическим последствиям.

Так, в сказке «Морозко» дочь старика награждена за трудолюбие, доброту, приветливость. Иван - царевич в сказке «Царевна - лягушка» сохраняет жизнь ястребу, зайцу, щуке; за это они помогают ему найти Кощееву смерть и освободить Василису Прекрасную. И наоборот, Иванушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», не послушавшийся совета Аленушки н выпивший воду из козлиного копытца, становится козленочком. Девочка - привередница в сказке «Гуси-лебеди» не выполнила наказ родителей беречь братца, и гуси унесли его к Бабе Яге; чтобы спасти братца, девочке пришлось преодолеть много трудностей.

Взаимоотношения героев, носителей положительных и отрицательных качеств, выражаются в упорной борьбе их между собой. Это определяет одну из существенных черт сказочных персонажей — их активность, действенность. По мере развертывания фабулы препятствия и трудности, встречающиеся на пути положительных героев, усложняются. Это увеличивает ценность и значение их победы.

Персонажи народных сказок, совершающие плохие поступки, наказываются по-разному. Те, кто совершил их без злого умысла, не имея намерения нанести вред другим, претерпевают наказание, а затем получают прощение: козленочек опять становится мальчиком Иванушкой; девочка находит унесенного гусями братца. Персонажи, заведомо действующие со злым умыслом, жестоко наказываются: дочь старухи в сказке «Морозко» замерзает; ведьму, которая хотела погубить Аленушку, привязывают к лошадиному хвосту и «пускают в чистое поле».

Прямая связь между поступком и его следствием, характерная для народной сказки, делает ее мораль близкой и понятной ребенку-дошкольнику. Ему еще трудно оперировать отвлеченными понятиями и гораздо легче воспринять идею хорошего и плохого, добра и зла на фактах, на конкретных примерах. Таким образом, русская народная сказка представляет собой литературный жанр, соответствующий ocoбенностям возрастного развития дошкольников, являющийся важным средством их нравственного воспитания.

В русских народных сказках, созданных в далекую от нас эпоху, отразились жизнь народа, его мечты и чаяния; их поучения, мораль выдвинуты жизнью трудового народа, в среде которого творились лучшие сказки для детей.

Есть категория сказок, в которых жизненно важные черты человеческого характера, поступки и поведение людей воплощены в образах животных. Например, в сказке «Крылатый, мохнатый и масляный» в ярких, выразительных образах выражена важная мысль: каждый должен добросовестно делать в первую очередь то, что он хорошо умеет и что принесет больше пользы другим. Стремление взять на себя обязанность, которая кажется более легкой и приятной, приводит к плачевным результатам.

Обнажая человеческие слабости, сказка нередко пользуется таким могучим орудием, как насмешка. Чаще всего это насмешка добродушная, мягкая, но в некоторых случаях она острая, злая. Так, в сказке «Лисичка – сестричка и волк» исключительно остро высмеивается тупость волка. Глупый, доверчивый волк, последовав совету хитрой и умной лисы, был избит и лишился хвоста, да к тому же еще взялся везти на себе плутовку-лису, виновницу всех его бед.

Народная сказка предостерегает от легкомыслия, увлечения дешевым успехом, показывает на ярких примерах, к чему приводит непослушание, отсутствие выдержки.

Персонажи сказок борются за свое существование, за свое благополучие и пользуются при этом разными средствами в зависимости от обстоятельств. В этой борьбе им помогают ум, находчивость, выдержка, а иногда хитрость и даже обман. Герой сказки «Жихарка» сумел найти выход из затруднительного положения, обманув лису. Народная мудрость допускает такой прием борьбы с сильнейшим противником только в том случае, когда герой защищает свою жизнь или свои права. В иных случаях победа, одержанная с помощью обмана, не идет впрок. Так, в сказке «Волк и семеро козлят» волку при помощи хитрости и обмана удается съесть маленьких козлят. Но в конце он был наказан за свое вероломство, а козлята остались живыми и невредимыми.

В народных сказках отразились борьба народа с угнетением и насилием, его стремление добиться правды, мечта о лучшем будущем. Особенно ярко это проявилось в волшебных сказках. Основное их содержание открытый бой между добром и злом. Как правило, побеждают добрые герои, но победа дается им с большим трудом. Их противники, отрицательные персонажи, коварны, жестоки, упорны и добиваются иногда временного успеха. Положительным героям приходится преодолевать всевозможные препятствия на своем пути, но они не сдаются, смело и настойчиво идут к намеченной цели. Мужество, храбрость, отвага помогают им одержать победу в борьбе за правое дело.

В русских сказках отразились лучшие черты трудового народа: свободолюбие, героизм, мужество, смелость, находчивость, природный ум, трудолюбие, доброта. В самых трудных положениях герои сказок сохраняют оптимизм, своим поведением утверждают светлые стороны жизни. В сказках любовно изображаются природа и жизнь родного края. Все это определяет их большую воспитательную ценность.

Идеи, воспетые и сбереженные в фольклоре, не утратили своего значения и в настоящее время. Общеизвестно, что каждый народ имеет свои национальные сказки, которые связаны между собой. Русский лингвист, исследователь сказок В. Я. Пропп писал: «Сказка - символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих сказках. Независимо от языковых, территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому. Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство».

Знакомясь с книгой «Сказок адыгских народов», дошкольники открывают волшебную дверь, ведущую в жизнь Седого и Мудрого Кавказа, где узнают о горестях и радостях, о жизни и мечтах, о подвигах и доблестях свободолюбивых и смелых горцев. Главное – дети смогут разглядеть за подчас необычными сегодня традициями и обычаями, словами и поступками, то великое и вечное, что объединяет всех нас – людей, живущих на Земле – человечность.

Сказки разных народов нередко очень похожи. Почти у каждого из них есть сказки о злой мачехе и доброй прекрасной падчерице («Золушка»), о находчивом помощнике героя – животном, счастливо женившем своего незадачливого хозяина («Кот в сапогах»), о находчивом крошечном мальчугане, спасшем своих друзей и наказавшем злую ведьму («Мальчик с пальчик»), о чудесной лягушке, обернувшейся красавицей («Царевна - лягушка») и многие другие. Сказки на эти сюжеты есть и у адыгских народов, но их отмечает неповторимое своеобразие, прежде всего потому, что их герои живут и действуют в тех же условиях, в которых жили адыгейские сказочники. А они, как и все адыги, следовали сложившемуся на протяжении многих веков написанному своду законов и обычаев – адыгэ хабзэ. А этот обычай предписывал каждому адыгу быть беззаветно храбрым в бою, почтительным к старшим, уважительным к женщине, гостеприимным (нежданного гостя надлежало принять по всем правилам гостеприимства, если даже порог хозяйского дома переступил кровный враг), щедрым, всегда приходить на помощь тому, кто в ней нуждается. Вот почему центральный герой адыгской сказки проводит время всегда в походах, цель которых – побывать в неизведанных краях, испытать, есть ли богатырь сильнее и храбрее его, добыть волшебное средство для исцеления больного отца, найти невесту необыкновенной красоты, выполнить трудные задачи, поставленные избраннице его сердца и оказавшиеся не под силу девяносто девяти молодцам.

Необычная судьба героя бывает определена его чудесным происхождением и богатырским детством, ему не достичь цели без чудесных помощников – невесты или жены, встреченных в пути богатырей, наделенных необыкновенными качествами, благодарных птиц и животных, чудесных предметов, и он обязательно достигает поставленной цели.

Отличительная черта адыгской сказки в том, что ее действие никогда не происходит в нереальном мире, «тридесятом царстве». Как правило, ее герои живут в одном ауле, по тем же законам и обычаям, каких придерживались в прошлом ее создатели. Даже «другой мир», подводное или подземное царство, куда попадает герой, ничем не отличаются от реального мира адыгов.

Действие бытовой сказки также разворачивается на фоне реальных отношений людей. В образах положительных героев этих сказок - старого крестьянина, его мудрой жены или дочери воплощены лучшие черты адыгов – трудолюбие, душевная щедрость, мудрость, находчивость, остроумие. Герой бытовой сказки нередко беден, но вместе с тем предприимчив и горазд на выдумки. Он всегда побеждает своих врагов – надменных и кичливых, жадных и корыстных, жестоких и самодовольных князей. Бытовая сказка нередко высмеивает и различные пороки – невежество, лень, упрямство.

Значительное место у адыгских народов занимают сказки о животных. В них главную роль играют домашние и дикие животные, но обитают они и действуют в житейской сфере, ведут себя нередко как люди и имеют те же слабости и недостатки (глупость, зависть, трусость), иногда предают своих друзей. Вместе с тем во многих случаях животные проявляют ум, находчивость, верность в дружбе. Во многих сказках образы животных приобретают аллегорических характер, а сказки в целом – философский подтекст.

Народная сказка любого народа, в том числе и адыгская, замечательна не только тем, что она рассказывает об увлекательных событиях, прекрасных героях, учит хорошему. Сказка, как правило, сложена так складно, что она доставляет истинное наслаждение и детям, которые верят каждому ее слову, и взрослым, которые всю жизнь продолжают любить эти произведения народной фантазии.

Уникальным памятником духовной культуры адыгского народа, его самобытности, олицетворяющей свободолюбивый дух адыгов, их многовековую борьбу против иноземных захватчиков является героический эпос о нартах. Он уходит своими корнями в глубокую древность и является выдающимся памятником мировой художественной культуры, содержащим ценнейшую информацию об исторической памяти народов Кавказа.

Само слово «нарт» означает - «глаз дарящий», т.е. готовый, оказывая помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое – свою жизнь, свой глаз. Основу эпоса составляют сказания о происхождении и приключениях героев – богатырей – нартов. Нарты изображаются могучими воинами, они не страшатся трудностей, способны перенести любые лишения и невзгоды, готовы пойти на любые испытания, защищая честь человека, его свободу и счастье.

В героическом эпосе «Нарты» воспевается не только отвага и любовь героев к своей Родине, не только трудолюбие и их искусство в кузнечестве. Древние нарты могли задушевно петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять зажигательные танцы. Они обладали высокой художественной культурой.

Один из главных героев нартских сказаний – богатырь Саусэрыкъо (Саусоруко) – «мальчик огнем горящий» или «пылающий». Это имя связано с легендой о чудесном рождении мальчика из камня в пылающем огнем состоянии. С детства этот герой проявлял смелость, силу и самостоятельность. Со своим верным конем Тхожием нартский богатырь Саусоруко совершил много подвигов ради благополучия и счастья людей. Он, победив злого великана Иныжа, добыл огонь, спас людей от голода, вернув им подарок бога плодородия – волшебные зерна проса, похищенные богом недорода и бескормицы.

Большое место занимает цикл рассказов о Сэтэней - гуаще, матери нартов. Это романтическая женщина, символ красоты, ума и неувядающей молодости. Она – жена родоначальника нартов, хозяйка, неистощимая на хитрости женщина. Все важные начинания и деяния нартов начинаются с мудрых советов Сэтэней.

Эпос «Нарты» - это отлитый в веках коллективный опыт. В этом опыте стремление адыгов с глубокой древности к великой способности мечтать, вырываясь из оков повседневности, улетать в будущее, словно птица орел – символ Кавказа. В нартском эпосе, как эхо далеких времен, слышится голос нашей любимой, нашей древней кормилицы, матери – земли. Он повествует, он утешает, он призывает не забывать о наших предках, не предавать забвению духовные ценности. Нартский эпос напоминает нам, людям, что родная земля хранит память обо всех событиях, происшедших на этой, богом нам данной земле.

Заключение

Педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственно - волевые качества.

Одно из ярких впечатлений детства - народная сказка. Многочисленные наблюдения показывают, что и в настоящее время сказка не утеряла своего обаяния и воздействующей силы. Ценность народных сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. 

Изучая психолого – педагогическую литературу, можно сделать вывод, что народная сказка, при ее правильном использовании в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации может являться эффектным средством формирования нравственно - волевых качеств старших дошкольников. При использовании в работе сказок с ярко выраженными нравственными понятиями и нетрадиционными приемами работы со сказкой, у детей легко формируются нравственные представления, являющиеся основой нравственного воспитания. В тоже время формирование нравственных представлений старших дошкольников через сказку - результат длительной и глубокой творческой работы. Невозможно воспитывать на сказках бессистемно, от случая к случаю. Необходимо найти педагогическую сущность тех или иных сказок, их воспитательные возможности, обязательно соотнося их с требованиями времени. Так, обращаясь к чувствам дошкольника, формируется нравственное отношение к окружающему, закладываются моральные основы его будущей человеческой деятельности. И именно в народных сказках отразились лучшие нравственно – волевые черты народа - свободолюбие, героизм, мужество, смелость, находчивость, природный ум, трудолюбие, доброта. В самых трудных положениях герои сказок сохраняют оптимизм, своим поведением утверждают светлые стороны жизни.

Исследования показали, что дети старшего дошкольною возраста способны понять сущность заключенной в сказке морали. Эта способность вырабатывается постепенно в условиях активного педагогического воздействия и, прежде всего, на основе эмоционального восприятия сказки. Воспитание посредством народной сказки приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребёнка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. Детские высказывания, восклицания, смех, слезы, радостный танец, прыжки, хлопки в ладоши по поводу услышанной сказки или поразившего увиденного театрализованного представления - все это говорит о пробуждающихся чувствах ребенка, его эмоциональной реакции на окружающее.

Таким образом, народная сказка представляет собой литературный жанр, соответствующий особенностям возрастного развития дошкольников, являющийся важным средством воспитания нравственно – волевых качеств.

 

Список литературы

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка. / В.П. Аникин. - М.: Просвещение, 1977. - 143 с.
  2. Виноградова А.М., Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М.Виноградова. – М.: Просвещение, 1989. - 96с.
  3. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка / Н.М. Ведерникова. - М.: Наука, 1975. - 136 с.
  4. Званцова М.Е., Носова Т.Д. Русь святая, православная, богатырская (Народное творчество в детском саду): учебно - метод. пособие / М.Е. Званцова, Т.Д. Носова. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005.- 126 с.
  5. Каиров, И.А. Азбука нравственного воспитания / И.А. Каиров. - М.: Сфера, 2006. – 201 с.
  6. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Карпинская Н.С. - М.: Педагогика, 1972. - 152 с.
  7. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром / С.А. Козлова. - М.: Педагогика, 1988. – 102 с.
  8. Кондрашова Н.В. Устное народное творчество в воспитании старших дошкольников / Н.В. Кондрашова // Воспитатель ДОУ. – 2011. - №2. – С.113-117.
  9. Наша Родина – Адыгея. Природа, население, хозяйство, история: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Из-во Баро-Пресс, 2014. – 448 с.
  10.  Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 // Российская газета. - 2013. - 25 нояб. - N 6241.
  11. Пахомова, О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей / О.Н. Пахомова. - М.: Прометей, 2003. – 85 с.
  12. Померанцева Э.В. Русская народная сказка / Э.В. Померанцева. - М.: Просвещение, 2013. - 145 с.
  13. Сказки адыгских народов / А. Алиева. – М.: Российский Архив, 2003. – 288 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное конструирование как средство воспитания нравственно-волевых качеств

в выступлении дается информация о занятии по конструиррованию, материал полезен как для воспитателей, так и для педагогов...

Беседа с родителями "Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников"

Беседа поможет родителям воспитывать в своих детях в подготовительный к школе период такие волевые качества, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, без которых не возможно успешное обу...

Доклад по итогам исследовательской деятельности "Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников"

Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребёнка в процессе воспитания и обучения, под ...

Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников посредством ознакомления с природой родного края.

Материал представлен как методические рекомендации воспитателям, родителям по воспитанию нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста....

Беседа с родителями "Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников"

Беседа для родителей дошкольников о воспитании нравственно- волевых качеств....

Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников

Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников: консультация для родетелй...

Консультация для воспитателей «Воспитание нравственно – волевых качеств у дошкольников»

laquo;Воспитание нравственно – волевых качеств у дошкольников»...