Опыт работы на теме: "Формирование экологических основ у детей дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа) на тему
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 4
Пояснительная записка к презентации педагогического опыта
«Формирование начал экологической культуры
дошкольников в ДОО»
Воспитатель: Смирнова Ульяна Михайловна
март 2018 год
2 слайд
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, как и воспитатель должен заботится о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_ekologii.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 4
Педагогические чтения
«Формирование начал экологической культуры
дошкольников в ДОО»
Воспитатель: Смирнова Ульяна Михайловна
Март 2018 год
- слайд
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 4
Пояснительная записка к презентации педагогического опыта
«Формирование начал экологической культуры
дошкольников в ДОО»
Воспитатель: Смирнова Ульяна Михайловна
март 2018 год
2 слайд
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, как и воспитатель должен заботится о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».
В.А. Сухомлинский
- слайд
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и ФГОС — это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
- слайд
Актуальность: Экологическое воспитание и образование детей –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают.
5 слайд
Цель:создание условий для формирования основ экологической культуры дошкольников через разные виды деятельности.
- слайд
Задачи:
- Систематизировать, подобрать, разработать методический материал для расширения, обогащения и уточнения знаний детей о различных объектах природы, развития познавательного интереса и познавательных действий.
- Формировать эстетическое восприятие, потребность в экспериментировании и исследовании объектов природы посредством создания развивающей предметно – пространственной среды.
- Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.
7 слайдПредполагаемый результат работы: Накопление детьми эмоционального позитивного опыта общение с природой, воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру.
8слайд
Одним из важных компонентов экологического воспитания является развивающая предметно - пространственная среда, при создании которого мы учитывали требования ФГОС ДО.
- слайд
В группе создан уголок природы, в котором дети ежедневно соприкасаются с прекрасным миром растений, учатся наблюдать, взаимодействовать с ним, ухаживать и заботиться. Большое воспитательное значение имеет труд в уголке природы. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать.
- слайд
Созданные альбомы для рассматривания,помогают знакомить ребят с разнообразием животного и растительного мира, местами обитания животных и птиц, произрастания растений, а также закреплять уже полученные знания. Работа с альбомами способствует развитию эстетического восприятия, сенсорного (цвет, форма), эмоционально – положительного отношения к объектам природы.
- слайд
Смена времен года отражается в оформлении группы, что помогает детям наиболее полно увидеть, прочувствовать красоту каждого природного сезона.
- слайд
Игры экологического содержания являются наиболее эффективным и интересным средством экологического воспитания, они способствуют взаимодействию познавательного развития с речевым, физическим, социально – коммуникативным. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей природной среды, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.
Так как детям дошкольного возраста характерно наглядно – образное и наглядно – действенное мышление,принципом моей работы способствующим развитию познавательного интереса детей, является китайская народная мудрость : «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я пойму».
- слайд
С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми мною, в программе РowerРoint, подобрана и создана серия презентаций, которая помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.
13 слайд Подвижные игры природоведческого характера, связанные с подражанием повадкам животных, их образу жизни вызывают у детей особую радость и интерес. Для того чтобы в игровой, занимательной форме познакомить ребят с окружающей природой, закрепить знания о ней, воспитать бережное отношение к объектам природы, в группе имеется картотека физкультминуток и пальчиковой гимнастики, подвижных игр, которую широко применяю в работе. Дети с удовольствием выполняют упражнения и быстро запоминают необходимую информацию.
- слайдХудожественно – эстетическое развитие и продуктивная деятельность в экологическом воспитании формируют навык работы с природным материалом; развивают эстетическое восприятие объектов природы, творческие способности, воображение. Знания и впечатления, полученные в процессе различной деятельности, ребятишки закрепляют в продуктивной: лепке, рисовании, аппликации, конструировании из природного материала, а так же в театрализованной деятельности.Для этого в группе созданы все условия: собран природный материал, созданы различные виды театра, подобраны наглядные пособия.
19 Слайд Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывала игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала следующие оборудования: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, использовала разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает?", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).
- слайд
Концепция модернизации российского образования, в связи с переходом на ФГОС ДО, подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями является важнейшим аспектом в реализации экологического воспитания,поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Совместно с родителями мы проводим выставки,конкурсы, праздники. Принимали родители активное участие в конкурсе «Лучший участок детского сада» и «Лучший вход в группу ДОО»
25 слайд
Я считаю, что проделанная мной работа дала положительные результаты:
- сформированы начала экологической культуры у детей;
- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети учатся практическим действиям по охране природы;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности
Вывод:
Подводя итог проделанной работы по экологическому воспитанию, можно сделать следующие выводы:
- Различные виды совместной деятельности детей и взрослого их частая смена и различные формы совмещения с игрой и творчеством, а также специально организованная среда, сезонность , интеграция, создают системный подход для формирования начал экологической культуры дошкольников.
- По формированию начал экологической культуры у дошкольников мы будем продолжать работать, реализовывая поставленные задачи
в воспитательно-образовательном
процессе.
Заключение
Экологическое воспитание в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании...
Опыт работы показывает, что овладение экологической культурой доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием выполняют любые поручения педагога не испытывая при этом трудностей.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста через познание растительного мира"
Описание опыта работы по экологии за три года....
Обобщение опыта по теме "Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством наблюдения за живой природой"
Данная работа будет актуальна для педагогов дошкольного образования...
Выступление на семинаре-практикуме "Экологическая безопасность:теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"
Выступление на семинаре практикуме " Экологическая безопасность: теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию педагога Хайруллиной Руфины Рафатовны. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...
Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...
Представление опыта работы по теме: «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
Материал был представлен на городской августовской конференции педагогических работников. ...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Базой данного курса, адресованного дошкольникам 3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...