Сценарий фольклорного праздника "Потеха и смех - радость для всех!"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Народные забавы» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работников культуры. Предлагаемый сценарий может проводиться в любое время года и с разной возрастной категорией обучающихся.
В данном сценарии активными участниками мероприятия являются дошкольники и обучающиеся начальных классов в возрасте 6 – 10 лет. В роли ведущих мероприятия могут выступать воспитатели, педагоги и родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_fol_praz_poteha_i_smeh_-radost_dlya_vseh.docx | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр развития творчества детей и юношества
р.п. Переяславка
Сценарий
детского фольклорного праздника
«Потеха и смех – радость для всех!»
(для детей 6 – 10 лет)
Автор-составитель: Токарева Е.В.
педагог дополнительного образования
р.п. Переяславка
2018г.
Пояснительная записка
Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Народные забавы» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работников культуры. Предлагаемый сценарий может проводиться в любое время года и с разной возрастной категорией обучающихся.
В данном сценарии активными участниками мероприятия являются дошкольники и обучающиеся начальных классов в возрасте 6 – 10 лет. В роли ведущих мероприятия могут выступать воспитатели, педагоги и родители.
Праздник «Потеха и смех – радость для всех!» насыщен театральными элементами, и его удобно проводить в помещениях, имеющих сцену или просторный зал для народных игр, хороводов.
Для участия в мероприятии требуется предварительная подготовка. Заранее с помощью родителей и педагога создаются стилизованные костюмы в народном стиле. Для ведущей праздника также подбирается русский народный стилизованный костюм. Оформляется музыкальный зал для проведения фольклорного праздника (рушники, платки, вышитые занавески). Готовится стол для чаепития: скатерть, самовар, чайные пары, сладкое угощение (баранки, сахар, мед). Заранее родители готовят познавательный материал о традициях чаепития на Руси и о русском самоваре.
Небылицы, частушки, страдания, народные игры, песни разучиваются заранее. Все народные игры и песни исполняются под аккомпанемент (желательно баян, аккордеон).
Актуальность фольклорного праздника
Приобщение детей к истокам русской национальной культуры, к традициям и обычаям своего народа.
Цель: формирование представлений детей о разных малых жанрах детского фольклора (потешки, пестушки, небылицы, частушки).
Задачи:
- организовать и провести фольклорно-развлекательный праздник с участием детей и родителей в детском музыкально-фольклорном ансамбле;
- познакомить с историей создания частушки, потешки, небылицы, пестушки;
- формировать культуру исполнения частушек, потешек, небылиц, пестушек;
- обогатить словарный запас (название предметов быта);
- научиться соединять пение частушек, страданий с аккомпанементом на шумовых, духовых народных инструментах и на деревянных ложках;
- развивать творческие способности, эмоциональность и отзывчивость участников праздника;
- формировать опыт коммуникативных навыков, воспитывать умение проявлять доброжелательность и дружелюбие.
Целевая аудитория: дети возраста 6 – 10лет
Методы: словесный (инсценировка), игровой.
Необходимое оборудование:
Для педагога: музыкальный центр, баян (аккордеон).
Для дошкольников: стилизованные народные костюмы, шумовые и духовые народные инструменты, деревянные ложки.
Оформление: помещение оформляется в стиле горницы или избы.
Действующие лица:
Взрослые: Ведущая праздника.
Дети:1-й, 2-й, 3-й,4-й, 5-й, 6-й ребенок все дети хора (ансамбля).
//Звучит народная мелодия «Ах вы, сени мои сени», гости проходят и рассаживаются в зал, мелодия постепенно стихает, звучат слова ведущей в записи //
Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы с вами собрались на праздник фольклора. Бытует мнение, что народное творчество когда-то мол, было, а теперь его нет. И о нем можно узнать только из книг. Однако и сегодня в деревнях, поселках, городах, рядом с нами живут люди, которые поют песни так, как пели наши прадеды и деды. Народные песни, потешки, прибаутки, частушки, страдания, небылицы, да и всего и не перечесть – это просто чудо! Есть в них что-то неповторимое, прекрасное. Они будят наши сердца и говорят о великой возможности души человека. И в этом вы сейчас сами убедитесь!
//звучит народная мелодия «Как под горкой», на сцену выходит ведущая праздника в русском народном костюме //
Ведущая: Здравствуй, наш народ честной!
Маленький да большой!
Наши верные друзья,
Рада встрече с вами я!
(кланяется)
Расскажу сегодня я –
О частушке не простой,
Разудалой, голосистой
О частушке – вековой!
Нам нельзя, народ честной -
Про обычай забывать!
И частушки под гармошку,
Надо нынче вспоминать!
Вспомним также о потешке,
Нескладушке…… на орешки.
Дружно пляску заведем,
Песню русскую споем!
Надо жить в поселке нашем,
Строить, радоваться, быть!
Из обычаев забытых
Кое-что бы возродить……….
«Барыню», «Подгорную»,
«Семеновну» задорную!
Охи, вздохи, шуточки,
Страданья, прибауточки!
«Нескладуху» для потехи,
«Чебатуху» на орехи!
Чтобы с юмором и с перцем,
всем пришлись они по сердцу!
Чтоб зажгли в душе огонь –
Балалайка да гармонь!
(на сцену выходит детский музыкально-фольклорный театр, с песней «Земелюшка-чернозем», приложение №1)
1-й ребенок: Говорят в поселке скучно.
Веселей – в Хабаровске!
Если честно вам признаться –
Хором: Это только кажется!
2-й ребенок: Наш поселок – центр района
И бурлит тут жизнь ключом,
Если где кому и скучно –
Хором: Наш поселок не причем.
3-й ребенок: Мы сегодня в этом зале
Будем смело выступать,
Уважительная публика
Хором: Не будет возражать!
4-й ребенок: Шел деревней, девки спали….
Заиграл в гармошку – встали!
ОБА!!!
Оступился ногой в яму – эх….
И расшиб гармонь – тальянку.
Тьфу ты….
Хором: Ну что же ты?!!
4-й ребенок: Да темно было…
Эх, гармошка – веселушка,
Пропоем мы вам – частушки!
/звучит народная мелодия, дети рассаживаются на свои места в зале/
5-й ребенок (выходит на сцену и объявляет): Частушки – небылицы!
/частушки-небылицы «По селу ведро идет», приложение 2/
6-й ребенок: Вашему вниманию,
Публике - страдания!
Весело не будем петь
Страдание нужно петь уметь!
/дети исполняют страдания, приложение 3/
Ведущая: Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Небывальщина сейчас,
Будет занимательна!
Небывальщина в лицах, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина…….
/звучит фоном народная мелодия, дети рассказывают небылицы,
приложение 4/
Ведущая: Небылицы хороши,
Рассказали от души!
Что - ж, пришла пора, друзья
Нам сыграть в игру - «Тетёра шла!»
//звучит русская народная мелодия, дети и ведущая приглашают гостей принять участие в русской народной игре «Тетёра шла»//
//после окончания игры дети и взрослые не расходятся, ведущая выходит в круг//
Ведущая: Эх, поплясать – лучше нас не сыскать!
Ноги пляшут, руки машут,
Язык песенки поет!
7 ребенок: Без гармони, без дуды
Ноги ходят не туды!
8 ребенок: Дайте музыку!
Опять, станем петь мы и плясать!
Ведущая: Эх, Барыня, да сударыня
Пляска звонкая, да баянная…
Пляска русская, да сердечная,
Из покон веков интересная!
Приглашаем всех гостей на русскую пляску «Барыню»!
Барыня, барыня!
Попляши, сударыня!
//проводиться массовая пляска «Барыня»//
Ведущая: Ах, спасибо, молодцы,
Пляска ваша от души!
А наш праздник продолжается, и я приглашаю на нашу сцену – родителей. Сегодня они поведают нам о традиции чаепития на Руси.
//рассказ родителей о традиции чаепития, приложение 5//
Ведущая: Приглашаю на сцену заместителя директора по воспитательной работе центра развития детей и юношества рабочего поселка Переяславка – Горелову Галину Николаевну
// выступление заместителя директора по воспитательной работе//
Ведущая: Дорогие наши гости и участники нашего праздника! Спасибо вам за активное участие в нашей праздничной программе. И в память о проведении фольклорного праздника каждому участнику музыкально-фольклорного театра «Народная копилка» вручается памятная медаль и сладкий сувенир!
Леденец на палочке – петушок из сахара,
Леденец на палочке – он сюрприз для всякого!
Наш русский славный леденец!
//звучит русская народная мелодия, детям вручают памятные медальки и леденцы//
Ведущая: Дорогие друзья! Вот и подошел к завершению наш праздник.
Понравился ли ребята вам праздник, угощение славное? (дети отвечают).
А были ли вам интересны заклички весенние да игры славные? (дети отвечают).
А что больше всего понравилось? (дети отвечают).
А вот какое у вас настроение, после нашего праздника, я сейчас сама узнаю!
Ребята, в руках у меня лучики солнца желтого и оранжевого цветов. Желтый цвет означает – радость, оранжевый – грусть. Пожалуйста, подойдите ко мне и выберите себе лучики, которые по цветам подходят вашему сегодняшнему настроению.
/дети выбирают лучики/
И по традиции я приглашаю всех пройти на общую фотографию.
//звучит русская народная музыка, все проходят на общую фотографию//
Приложение №1
Земелюшка-чернозем
(русская народная песня)
1. Земелюшка чернозем,
Земелюшка чернозем.
Чернозем, чернозем,
Любо девки чернозем.
2. Тут березка выросла,
Тут березка выросла
Выросла, выросла
Любо девки выросла
3. На березке листочки,
На березке листочки.
Листочки, листочки,
Любо девки, листочки.
4. Как во этот во ленок
Повадился паренек.
Паренек, паренек,
Любо, девки, паренек.
Иванушка – щеголек,
Иванушка – щеголек,
Щеголек, щеголек,
Любо, девки, щеголек.
Весь белый лен притолок,
Весь белый лен притолок.
Притолок, притолок,
Любо, девки, притолок.
В Амур-реку побросал,
В Амур-реку побросал.
Побросал, побросал,
Любо, девки, побросал.
Приложение № 2
Частушки - небылицы
По двору ведро идет
Деда за руки ведет,
Птичка встала на коньки…
(говорком 1-й ребенок): А они ей велики!
Припев: Эх ты, эх я,
Ах ты милая моя.
Ты играй, играй звончей,
Чтобы было веселей!
Самовар пыхтел, пыхтел
Прямо в небо улетел,
Скачет по полю кровать…
(говорком 2-й ребенок): Быстро скачет, не догнать!
Припев: Эх ты, эх я,
Ах ты, милая моя.
Ты играй, играй звончей,
Чтобы было веселей!
Чайник по морю плывет,
Думает, что пароход
И корова зонтик съела
(говорком 3-й ребенок): И на крышу улетела!
Припев: Эх ты, эх я,
Ах ты, милая моя.
Ты играй, играй звончей,
Чтобы было веселей!
Приложение №3
Страдания
Девочки: Вы чего?
Мальчики: Мы нечего!
Девочки: Как же так?
Мальчики: А вот так, так…..
Девочки: Ох, вы,
Мальчики: Ох, мы…
Вместе: Ах вы, милые мои!
Девочки: Мой миленок всем известный,
На селе большой рыбак.
Мальчики: Ты, милашка, пой потише,
Кто сказал, что он дурак?
Девочки: Вы чего?
Мальчики: Мы нечего!
Девочки: Как же так?
Мальчики: А вот так, так…..
Девочки: Ох вы,
Мальчики: О х мы…
Вместе: Ах вы, милые мои!
Девочки: Начинает нам казаться,
Что парнишка ваш глухой.
Мальчики: Как ты можешь сомневаться,
Он конечно – холостой!
Приложение №4
Небылицы
Жил бабушки козел,
У Варварушки седой;
Он под печкой живал,
Все сухарики едал.
Отпросился козел
У Варвары на часок
Погулять во лесок:
Уж ты бабушка,
Ты Варварушка!
Ты пусти, пусти в лесок
На единый на часок!
Я семь волков убью,
Тебе шубу сошью,
А восьмого убью –
Воротник пришью!
***
Вставал я поутру. Одевался на босу ногу:
топор надевал, трое лыж под пояс подтыкал,
дубинкою опоясался, а кушаком опирался.
Шел я не путем – не дорогою….
Увидел на утке озеро.
Топор в нее шиб – недошиб!
Второй раз шиб – не попало!
А третий раз шиб – попало, да мимо.
Утка-то, встрепыхалася, а озеро-то улетело…
***
А я увидел – под дубом корова с теткою стоит!
Я ей говорю: «Тетенька-маменька! Дай мне молока!»
А она меня позвала в незнаму деревню, да в незнаму избу.
Иду я, захожу – квашня кошку месит!
Я ей говорю: Кошечка - милая! Дай мне-ка теста!»
Она выхватила из печки квашню – да как кинет ее в меня!
Я бежать!
Еле ноги унес!
***
А я вышел на улку – тут лайка собачит!
Я как выхватил из оглобель сани – хлыст лайке по хвосту!
Да пошел домой, да с горя-то спать повалился!
Приложение № 5
Рассказ родителей о традиции чаепития на Руси
Дорогие, ребята! Уважаемые взрослые!
Прошу вас обратить внимание на наш русский чайный стол.
Самый главный на столе – это самовар. Только на Руси пили чай из самовара. Родиной самовара считают город Тулу, именно там они впервые появились. Недаром Тулу называют самоварной столицей. Причем их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми и украшали разными узорами. Изготовляли их меди, железа, фарфора и даже из хрусталя.
Чаепитие – это древняя традиция, которой более 300 лет.
Как устраивалось чаепитие? Накрывался большой стол, за которым усаживалось все семейство. На стол стелили накрахмаленную белую скатерть. Самое главное за чаепитием было общение. Пили чай медленно. В старой Москве пили чай – 4 раза в день, в Пскове – 6 раз. Такой был обычай в каждом городе.
Чай имела право разливать только хозяйка дома.
В самовар наливали воду для кипячения. А заваривали чай самый разнообразный, на любой вкус: черный, зеленый, фруктовый, лекарственный. Чай получался вкусный и душистый.
Рядом с самоваром на столе ставили сахарницу с кусковым сахаром. На столе размещали чайные чашки с блюдцами. Многие любили из чашек чайных наливать чай в блюдца, да пить из них чай.
Без баранок, русских пряников, пирогов не обходилось ни одно чаепитие. Баранки, пряники, пироги были не только вкусным угощением, но и украшением стола.
А еще можно поставить на наш чайный стол – чашечку с медом, молоком, вареньем, конфетами.
Вот так на Руси раньше проводилось чаепитие и дошло и до наших дней!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта по воспитанию культуры поведения и положительных взаимоотношений у детей во второй младшей группе "Радость и смех делим на всех"
Презентация подскажет воспитателям , как помочь детям понять ,что главное быть добрым и уметь дружить .Наше время - время развития информационных технологий и будет грустно есл...
Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста "Пасхальная радость"
Фольклорный праздник...
Сценарий фольклорного праздника «На Яблочный Спас — под гармошку и в пляс!» для детей всех возрастных групп.
Яркий фольклорный праздник, где все участники могут прикоснуться к ирадициям и культуре родного края....
Аннотация детского фольклорного праздника «Потеха и смех – радость для всех!»
В данном сценарии активными участниками мероприятия являются дошкольники и обучающиеся начальных классов в возрасте 5 – 7 лет. В роли ведущих мероприятия могут выступать воспитатели, педагоги и ...
Фольклорный праздник для детей 3-4 лет «Игра да смех- радость для всех»
Сценарий фольклорного праздника...
Сценарий развлечения "Юмор и смех радуют всех"
quot;Юмор и смех радуют всех"...
Сценарий фольклорного праздника «Вербочка пушистая цветет – радость в край Донской несет».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Казачок» Сценарий фольклорного праздника «Как...