Консультация для педагогов. Значение и методика формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
консультация на тему

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные,

формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста

воспитывать у детей полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы

они стали привычками.

Гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое

условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в

будущем. Привитие культурно-гигиенических навыков должно идти

непрерывным воспитательным процессом.

Другим обязательным условием формирования культурно-

гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу

жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного

учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Значение и методика формирования культурно-гигиенических навыков

у детей дошкольного возраста

старший воспитатель: Моисеева С.И.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные,

формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста

воспитывать у детей полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы

они стали привычками.

Гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое

условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в

будущем. Привитие культурно-гигиенических навыков должно идти

непрерывным воспитательным процессом.

Другим обязательным условием формирования культурно-

гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу

жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного

учреждения.

В Программе в первой младшей группе в разделе по воспитанию у

детей культурно-гигиенических навыков стоят такие задачи, как :

- под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки, насухо

вытирать лицо и руки полотенцем;

- с помощью взрослого приводить себя в порядок;

- учить держать ложку в правой руке;

- обучать порядку одевания и раздевания: в определенном порядке снимать,

вешать свои вещи и в определенном порядке одевать их.

Вторая младшая группа:

- продолжать правильно пользоваться мылом, полотенцем, расческой и

носовым платком;

- формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно

пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой, не крошить

хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Средняя группа:

- продолжать воспитывать привычку следить за своим внешним видом,

самостоятельно умываться по мере загрязнения, перед едой, после

пользования туалетом;

- приучать детей при кашле и чихании отворачиваться. Прикрывать рот и нос

носовым платком;

- совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать

понемногу, хорошо пережевывать. Есть бесшумно, правильно пользоваться

столовыми приборами – ложка, вилка, нож , пользоваться салфеткой,

полоскать рот после еды.

Старшая группа:

- учат детей быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок

в своем шкафу( раскладывать одежду в определенные места , опрятно

убирать постель.

- правильно пользоваться вилкой и ножом, есть бесшумно, сохраняя

правильную осанку.

Подготовительная группа:

В программных задачах добавляется чистка зубов, мытье ног перед сном и

следить за чистотой одежды и обуви. Задач по формированию навыков и

умений пользоваться столовыми приборами, посадка за столом и прием пищи не стоят, так как эти навыки должны к подготовительной группе быть уже сформированы и только в индивидуальных напоминаниях и беседах, с

детьми, которые по разным причинам не выполняют определенные

требования, нарушают дисциплину за столом или в умывальной комнате,

воспитатель или помощник воспитателя проводит работу.

Конечно, трудно с большим количеством детей быстро добиться

результатов, но каждодневная целенаправленная работа, постепенно дает

свои результаты. Нужно использовать в работе многократные беседы с

детьми перед одеванием на прогулку: как мы будем сейчас одеваться, что

вначале, что потом. Если есть помощник воспитателя и в раздевалке мало

места, то можно использовать одевание по подгруппам или в группе. Пошли

и взяли только колготки, одели, затем только брюки, а потом кофты. Да это по времени намного длительнее, но на это стоит потратить две недели, а когда дети самостоятельно и без подсказок начнут последовательно одеваться, то можно переходить в раздевалку и не по подгруппам, а всей группой. А когда ребёнок осваивает что-то новое для него, хотя для взрослого порой это пустяк, для ребёнка же это открытие законов жизни, то каждодневная тренировка в дальнейшем организовывает каждого ребёнка и всю группу. Что бы это у детей отложилось в памяти, вошло в привычку, то в дальнейшем не будет возникать таких проблем, что кто-то еще в носках, а кто-то вытащив все вещи одел шапку и больше ничего.

Одевание на прогулку постепенно сокращается по времени, дети

меньше перепариваются и следовательно, меньше болеют. Но в любом случае останется небольшое количество детей, к которым как обычно нужен

индивидуальный подход в силу своеобразного характера, воспитания,

упрямства. Такие дети нуждаются в контроле постоянно.

Во время умывая детей, нужно показывать, как правильно намыливать

руки, как смывать мыло, а затем, как нужно отжать руки в раковину и только

после этого идти их вытирать. И на полу, не будет ни каких брызг и капель и

нянечке будет легче, не нужно будет вытирать огромные лужи.

Так же и за столом. Перед тем, как сесть напомнить правила поведения

за столом, можно детям напомнить сказку про то, как петушок подавился

зернышком, как правильно держать вилку или ложку. Соответственно должна соблюдаться полная сервировка стола: ложки, вилки, блюдца, салфетки и скатерти. Во время приема пищи, воспитатель не должен есть вместе с детьми, а должен следить за тем как едят дети. Напоминать, что ложку нужно взять снизу, указательный и большой сбоку, а средний, безымянный и мизинец поддерживают снизу. И если ребёнок с яслей постепенно освоит правильное обращение со столовыми приборами, то и карандаш и ручку он никогда не зажмёт в кулак, так как это уже будет выработана правильная привычка. Следовательно, и технические навыки владения карандашом и качество рисунка будут высокими. Локти должны быть прижаты к туловищу, следить, чтобы ребенок наклонялся над тарелкой. Учить детей доедать суп, наклонив тарелку немного от себя. А кушая второе блюдо, нужно показать, что вилка держится с верху, прижимается указательным пальцем и ребенок должен уметь набирать на вилку пищу, помогая не рукой , а кусочком хлеба.

При этом напоминать, что пережевывать пищу нужно с закрытым ртом, не

крутясь. Если детям тяжело освоить, как правильно держать столовые

приборы и воспитатель на протяжении долгого времени вкладывает в руку

ребенка прибор, а он опять берет его в кулак, то допустимо сесть с детьми за

один стол, взять правильно ложку или вилку и показывать на своем примере,

как надо пользоваться столовыми приборами. И вообще недопустимо , когда

есть помощник воспитателя, а отсутствует скатерть, блюдце, вилка, салфетка.

Второе блюдо накладывается и подаётся ребёнку только после того, когда он

съел первое блюдо, чтобы ребёнок ел не холодную, остывшую пищу. Детей

со средней группы следует учить культуре поведения за столом во время еды: съев первое не кричать, а моча поднять руку и ждать второго блюда. Тарелку из-под первого ставить на свободное место, а следующий ребёнок должен поставить свою тарелку в его, и так стопочкой, чтобы на столе было

аккуратно. Ребёнок, который сидит ближе всего к тарелкам по правилам

этикета должен приподнять ложки в тарелке, дав возможность соседу

поставить свою тарелку в общую стопку. Так постепенно вырабатывается

чувство коллективизма и взаимопомощи.

Взрослым порой кажется, что это всё просто и элементарно и вроде бы

нас никто этому не учил, но мы, то как педагоги должны понимать, что

каждый день ребёнок что-то познаёт новое, чему-то учится, что-то

закрепляет и пусть это знания элементарные, но и эти простые законы жизни,

правила поведения нужно ему освоить, чтобы они вошли в привычку и

желательно всё это делать вовремя, в свой положенный срок, который

определён  Программой,чтобы с возрастом ребёнок мог правильно развиваться дальше. А переучивать это всегда труднее и ненужно требовать от ребёнка то, чего он и не знает, только потому, что его вовремя никто не научил и не исправил, спохватившись, что он уже большой и должен сам всё уметь. Требовать нужно только тогда, когда вложил все свои силы, умения, знания и старания.

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».

Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:

  • рационально организованная обстановка,
  • четкий режим дня,
  • руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Значение детских подвижных народных игр в интернациональном развитии ребенка дошкольного возраста»

Дети разных национальностей, посещая детс­кие сады, повседневно общаются, рассказыва­ют сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность эле­менты национальн...

Значение здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Использование сказки в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является важным этапом в развитии ребенка и формировании у него элементарных математических представлений. В ФГОС дошкольного образования в качестве целевых ориентиров выступают про...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Значение артикуляционной гимнастики для становления речевого аппарата у детей дошкольного возраста».

        Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемо...

Консультация для педагогов "Формирование графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Формирование графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста"Работая с дошкольниками, мы наблюдаем, какие сложности и трудности возникают у детей, когда ...