Консультация для педагогов "Экологическое образование родителей"
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Опыт работы по экологическому образованию родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ekologicheskoe_obrazovanie_roditeley.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему
«Экологическое образование родителей».
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. И важную роль в этом играют в первую очередь родители. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания — эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).
Основные задачи работы с родителями :
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Формы работы, используемые при взаимодействии с родителями по экологическому воспитанию детей:
- Традиционные формы:
- родительские собрания
- консультации
- беседы,
- конференции
- анкетирование
- создание родительских уголков ( задания, серии наблюдений, информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета, педагогические ширмы)
- просмотры открытых занятий
- Нетрадиционные формы:
- деловые игры
- бюро педагогических услуг
- мастер-классы
- прямой телефон
- круглый стол
- дискуссии
- совместное составление правил поведения в природе
- создание экологических ситуаций
- конкурсы и выставки детско-родительских работ, проектная деятельность
- акции ( «Покорми птиц», « Береги планету», «Поздравь жителей района с Масленицей»)
- досуговые формы организации общения (совместные экологические праздники, театральные постановки, викторины)
- экскурсии
- создание мини-музеев, совместная организация живых уголков в группе
- экологические десанты
Важные моменты:
- все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
- содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:
- педагог — родитель;
- педагог — ребенок — родитель.
Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Зачастую важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.
В статье из списка « Использованная литература» [http://doshkolniki.org/ekologiya/61-rabota-s-roditelyami-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov.html?showall=1] даны примерные варианты вопросов для анкетирования родителей и темы для обсуждения.
Исходя из собственного опыта работы, лучшие результаты в экологическом образовании родителей были получены при использовании следующих форм:
1.Обучение родителей использованию малых фольклорных форм , песенного материала сезонной и экологической направленности, рассказывание и показ народных и авторских сказок соответственно сезону
2. Организация и совместное участие в досуговой деятельности родителей и детей ( праздник Осени, праздник фонариков, Масленица, Праздник прилета птиц, Пасха)
3. Привлечение родителей в создании, поддержании и обновлении уголка природных материалов в группе, развешивании и пополнении запасов в кормушке на улице и рядом с домом, создании мини-огорода на участке.
4. Игры-эксперименты с элементами живой и неживой природы; обсуждение с родителями, как лучше обустраивать подобные игры на природе и дома, в чем их ценность ( игры с песком, водой, крупами, посадка растений, ухаживание за растениями и пр.)
5. Организация мастер- классов для родителей по изготовлению атрибутов к празднику и для совместных игр с детьми дома, обыгрывание полученных поделок
6. Ознакомление родителей с художественной и научно-познавательной литературой экологической направленности , обсуждение новинок и личных находок в этой области.
7. Рекомендации по сезонным наблюдениям с детьми, развивающим прогулкам.
8. Создание уголка времен года в группе и дома.
Хочется подчеркнуть важность донесения до детей и родителей мысли о том, что в природе все взаимосвязано и нет понятия «плохой или хороший», « вредный или полезный». Есть множество составляющих, каждый из которых важен и ценен. Для отрабатывания навыка рассмотрения природных объектов и явлений с разных сторон родителям и детям можно предлагать игру, заимствованную из ТРИЗ- педагогики- «разрешение противоречий». Суть ее в том, что мы рассматриваем явление или объект природы и пытаемся придумать, чем он может быть плох , а чем – хорош. Например. Когда идет дождь-это плохо, т.к. становится мокро и грязно, но это хорошо, т.к. растения политы и т.п.
В конце хотелось бы обратить внимание на самое главное: только искренность и непосредственная заинтересованность способны по-настоящему заинтересовать как родителей, так и детей. И только личным примером возможно привить бережное и чуткое отношение к природе.
Приложение 1 « Примерный список сказок по сезонам»
Месяц | Название сказки |
Сентябрь | «Девочка и яблочко» «Репка» «Пых» |
Октябрь | В.Сутеев «Под грибом» «Колосок» |
Ноябрь | «Теремок» «Три поросенка» |
Декабрь | В. Сутеев «Снеговик» «Раз морозною зимой» (по мотивам песни) |
Январь | «Рукавичка» «Зимовье зверей» |
Февраль | «Колобок» «Крылатый, мохнатый да масленый» |
Март | Н. Сладков «Как медведя переворачивали», «Медведь и солнце» «Заячья избушка» |
Апрель | «У солнышка в гостях» « Снегурочка» |
Май | К. Чуковский « Цыпленок», « Муха- цокотуха» В. Сутеев «Цыпленок и утенок» «Гуси-лебеди» В. Бианки «Сова» |
Приложение 2 « Примерный список мастер-классов с родителями»
Месяц | Название мастер-класса |
Сентябрь | «Валяем яблочко из шерсти» Кукла-крупеничка |
Октябрь | « Осенние бусы» (бусы из природных материалов) «Осенняя картина» ( изготовление витража из засушенных листьев и цветов) Осенний букет ( розы из кленовых листьев) |
Ноябрь | « Волшебный фонарик» ( изготовление фонариков из бумаги с использованием аппликации из природных материалов) « Добрый гном» (шитье игрушечного гнома) |
Декабрь | «Новогодняя игрушка своими руками» ( разные техники) « Снежок» ( изготовление игровых снежков из синтепона) |
Январь | Куклы- столбушки |
Февраль | Масленичные куколки Изготовление солнечного символа Игрушка своими руками- лошадка на палке к Масленице |
Март | Мартенички -символ весны Изготовление птичек из ткани , шерсти Выпечка жаворонков из теста |
Апрель | Валяние яичек из шерсти, роспись яиц, выпечка куличей Изготовление корабликов разными способами ( бумага, ореховая скорлупа, пенопласт) |
Май | Бычок - смоляной бочок ( поделки из лыка) |
Приложение 3 « Рекомендованная литература по экологическому воспитанию родителей»
- Берестенева Е., Догаева Н. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками»
- Дайн Г. «Детский народный календарь»
- Зенина Т.Н. «Взаимодействие с семьями воспитанников. Игровые семинары по экологической культуре».
- Конторщиков В.В., Гвоздева О.А. «Природа Подмосковья от А до Я»
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Народный календарь ( Зима-чародейка, Весна-красавица, Лето красное, Осень золотая)»
- Николаева С.Н. «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников»
- Ульева Е. «Энциклопедия для малышей в сказках»
- Шорыгина Т.А. «Беседы о…» ( серия книг )
Использованная литература:
1.http://doshkolniki.org/ekologiya/61-rabota-s-roditelyami-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov.html?showall=1 ( в данной статье можно найти варианты анкет для родителей и темы для оформления родительских ширм)
2.https://moluch.ru/archive/133/37395/
3.https://e-koncept.ru/2016/76378.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новый закон об образовании: Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ +++++++ Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013г....
Консультация для работников образования «Расширение социокультурного пространства ДОУ»
«Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов. Образовательная среда каждого — это, особое,личностное – пространство познания и...
консультация для педагогов и родителей:"Физическая готовность детей к школьному обучению в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования"
Всех нас интересует: "Как будет учиться ребенок?" Этот вопрос волнует и педагогов и родителей, но в первую очередь нужно знать , а готов ли ребенок к школьному обучению. Готов ли в первую очеред...
Выпуск мини-газеты для родителей, как одна из форм педагогического образования родителей.
формы взаимодествия с родителями: мини-газета "Добрая Дорога Детства"...
Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"
Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....
2020. Консультация «Инклюзивно е образование – равный доступ к качественному образованию».
консультация...
Памятка для родителей: "Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся".
Памятка для родителей (буклет) составлена на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"....