Консультация для педагогов "Экологическое образование родителей"
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Опыт работы по экологическому образованию родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ekologicheskoe_obrazovanie_roditeley.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему

«Экологическое образование родителей».

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. И важную роль в этом играют в первую очередь родители. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

 Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания — эмоциональное отношение и практические поступки  и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).

Основные задачи работы с родителями :

  1. установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  2. объединить усилия для развития и воспитания детей;
  3. создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  4. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  5. поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями  неуместны  категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим  не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Формы работы, используемые при взаимодействии с родителями по экологическому воспитанию детей:

  1. Традиционные формы:
  • родительские собрания
  •  консультации
  •  беседы,
  • конференции
  • анкетирование
  • создание родительских уголков ( задания, серии наблюдений, информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета, педагогические ширмы)
  • просмотры открытых занятий
  1. Нетрадиционные формы:
  • деловые игры
  •  бюро педагогических услуг
  • мастер-классы
  •  прямой телефон
  • круглый стол
  • дискуссии
  • совместное составление правил поведения в природе
  • создание экологических ситуаций
  • конкурсы и выставки детско-родительских работ, проектная деятельность
  • акции ( «Покорми птиц», « Береги планету», «Поздравь жителей района с Масленицей»)
  • досуговые формы организации общения (совместные экологические праздники, театральные постановки, викторины)
  • экскурсии
  • создание мини-музеев, совместная организация живых уголков в группе
  • экологические десанты

Важные моменты:

  • все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
  • содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
  • оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
  • содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

 Все  эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

  • педагог — родитель;
  • педагог — ребенок — родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Зачастую  важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.

 В статье из списка « Использованная литература» [http://doshkolniki.org/ekologiya/61-rabota-s-roditelyami-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov.html?showall=1] даны примерные варианты вопросов для анкетирования родителей и темы для обсуждения.

Исходя из собственного опыта работы, лучшие результаты в экологическом образовании родителей  были получены при использовании следующих форм:  

1.Обучение родителей использованию малых фольклорных форм , песенного материала сезонной и экологической направленности, рассказывание и показ народных и авторских сказок соответственно сезону

2. Организация и совместное участие в досуговой деятельности родителей и детей ( праздник Осени, праздник фонариков, Масленица, Праздник прилета птиц, Пасха)

3. Привлечение родителей в создании, поддержании и обновлении уголка природных материалов в группе, развешивании и пополнении запасов в кормушке на улице и рядом с домом, создании мини-огорода на участке.

4. Игры-эксперименты с элементами живой и неживой природы; обсуждение с родителями, как лучше обустраивать подобные игры на природе и дома, в чем их ценность ( игры с песком, водой, крупами, посадка растений, ухаживание за растениями и пр.)

5. Организация мастер- классов для  родителей по изготовлению атрибутов к празднику  и для совместных игр с детьми дома, обыгрывание полученных поделок

6. Ознакомление родителей с художественной и научно-познавательной литературой экологической направленности , обсуждение новинок и личных находок в этой области.

7. Рекомендации по сезонным наблюдениям с детьми, развивающим прогулкам.

8. Создание уголка времен года в группе и дома.

Хочется подчеркнуть важность  донесения до детей и родителей мысли о том, что в природе все взаимосвязано и нет понятия «плохой или хороший», « вредный или полезный». Есть множество составляющих, каждый из которых важен  и ценен. Для отрабатывания навыка  рассмотрения природных объектов и явлений с разных сторон родителям и детям можно предлагать игру, заимствованную из ТРИЗ- педагогики- «разрешение противоречий». Суть ее в том, что мы рассматриваем явление или объект природы и пытаемся придумать, чем он может быть плох , а чем – хорош. Например. Когда идет дождь-это плохо, т.к. становится мокро и грязно, но это хорошо, т.к. растения политы и т.п.

В конце хотелось бы обратить внимание на самое главное: только искренность и непосредственная заинтересованность способны по-настоящему заинтересовать как родителей, так и детей. И только личным примером возможно привить бережное и чуткое отношение к природе.


Приложение 1 « Примерный список сказок по сезонам»

Месяц

Название сказки

Сентябрь

«Девочка и яблочко»

«Репка»

«Пых»

Октябрь

В.Сутеев «Под грибом»

«Колосок»

Ноябрь

 «Теремок»

«Три  поросенка»

Декабрь

В. Сутеев «Снеговик»

«Раз морозною зимой» (по мотивам песни)

Январь

«Рукавичка»

«Зимовье зверей»

Февраль

«Колобок»

«Крылатый, мохнатый да масленый»

Март

Н. Сладков «Как медведя переворачивали», «Медведь и солнце»

«Заячья избушка»

Апрель

«У солнышка в гостях»

 « Снегурочка»

Май

К. Чуковский « Цыпленок»,

« Муха- цокотуха»

В. Сутеев «Цыпленок и утенок»

«Гуси-лебеди»

В. Бианки «Сова»


Приложение 2 « Примерный список мастер-классов с родителями»

Месяц

Название мастер-класса

Сентябрь

«Валяем яблочко из шерсти»

 Кукла-крупеничка

Октябрь

« Осенние бусы» (бусы из природных материалов)

«Осенняя картина»

( изготовление витража из засушенных листьев и цветов)

 Осенний букет ( розы из кленовых листьев)

Ноябрь

« Волшебный фонарик»

( изготовление фонариков из бумаги с использованием аппликации из природных материалов)

« Добрый гном» (шитье игрушечного гнома)

Декабрь

«Новогодняя игрушка своими руками» ( разные техники)

 « Снежок» ( изготовление игровых снежков из синтепона)

Январь

Куклы- столбушки

Февраль

Масленичные куколки

 Изготовление солнечного символа

 Игрушка своими руками- лошадка на палке к Масленице

Март

Мартенички -символ весны

Изготовление птичек из ткани , шерсти

Выпечка жаворонков из теста

Апрель

 Валяние яичек из шерсти, роспись яиц, выпечка куличей

 Изготовление корабликов разными способами ( бумага, ореховая скорлупа, пенопласт)

Май

Бычок - смоляной бочок ( поделки из лыка)


Приложение 3 « Рекомендованная литература по экологическому воспитанию родителей»

  1. Берестенева Е., Догаева Н. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками»
  2. Дайн Г. «Детский народный календарь»
  3. Зенина Т.Н. «Взаимодействие с семьями воспитанников. Игровые семинары по экологической культуре».
  4. Конторщиков В.В., Гвоздева О.А. «Природа Подмосковья от А до Я»
  5. Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Народный календарь ( Зима-чародейка, Весна-красавица, Лето красное, Осень золотая)»
  6. Николаева С.Н. «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников»
  7. Ульева Е. «Энциклопедия для малышей в сказках»
  8. Шорыгина Т.А. «Беседы о…» ( серия книг )

Использованная литература:

1.http://doshkolniki.org/ekologiya/61-rabota-s-roditelyami-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov.html?showall=1 ( в данной статье можно найти варианты анкет для родителей и темы для оформления родительских ширм)

2.https://moluch.ru/archive/133/37395/

3.https://e-koncept.ru/2016/76378.htm

4.http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/9542-rol-roditelej-v-ekologicheskom-vospitanii-v-dou.html

5.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/13/formy-i-metody-raboty-s-roditelyami-po-ekologicheskomu-vospitaniyu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый закон об образовании: Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ +++++++ Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013г....

Консультация для работников образования «Расширение социокультурного пространства ДОУ»

«Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов. Образовательная среда каждого — это, особое,личностное – пространство познания и...

консультация для педагогов и родителей:"Физическая готовность детей к школьному обучению в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования"

Всех нас интересует: "Как будет учиться ребенок?" Этот вопрос волнует и педагогов и родителей, но в первую  очередь нужно знать , а готов ли ребенок к школьному обучению. Готов ли в первую очеред...

Выпуск мини-газеты для родителей, как одна из форм педагогического образования родителей.

формы взаимодествия с родителями: мини-газета "Добрая Дорога Детства"...

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Памятка для родителей: "Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся".

Памятка для родителей (буклет) составлена на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"....