Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
В буклете дана краткая характеристика психических процесов 5-6 лет, отражены задачи,с которыми должен справляться ребенок,представлены игры на развитие познавательных процессов,актуальные для пятилеток.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Во что играть с детьми
Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).
Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме - образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.
Развивают все анализаторы - зрительные, логические, словесные - различные логические таблицы. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, игра «Четвертый лишний. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.
«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже - то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
«Кто наблюдательнее». Ребенку предлагается таблица-упражнение на память, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение - символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть. В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».
Подготовила воспитатель:
Новикова Л.М.
Тамбов,2018
Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет.
К началу старшего дошкольного – младшего школьного возраста, у ребенка уже достаточно интенсивно развивается произвольная память, а также намеренное запоминание. Это происходит благодаря активной игровой деятельности и специально организованному обучению. Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка. Воспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов. Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.
Речь детей становится более связной , ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.
В дошкольном детстве также развивается и совершенствуется качественно новый процесс, к этому возрасту начинающий играть ключевую роль в развитии ребенка – воображение, которое в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.
В 5-6 лет ребёнок должен уметь:
Внимание
- выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут;
- удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
- находить 5-6 различий между предметами;
- выполнять самостоятельно задания по образцу;
- находить 4-5 пар одинаковых предметов;
Память
- запоминать 6-8 картинок течение 1-2 минут;
- рассказывать наизусть несколько стихотворений;
- пересказывать близко к тексту прочитанное произведение;
- сравнивать по памяти 2 изображения;
- запоминать 6-7 слов из 10;
Мышление
- определять последовательность событий;
- складывать разрезную картинку из 9 частей;
- находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- находить четвёртый лишний предмет и объяснять свой выбор;
Математические способности
- считать в пределах 10;
- пользоваться количественными и порядковыми числами;
- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10;
- уравнивать неравное число предметов двум способами;
- выражать словесно месторасположение предметов по отношению к себе, к другим предметам, ориентироваться на листе бумаги;
Развитие речи
- правильно произносить все звуки;
- говорить не торопясь, выразительно;
- поддерживать непринужденную беседу;
- составлять по картинке связный рассказ из 5-6 предложений;
- составлять рассказы из личного опыта;
Развитие мелкой моторики
- регулировать силу нажима на карандаш и кисть;
- изменять направление движения руки в зависимости от формы изображения;
- рисовать с натуры простые предметы;
- располагать предметы на своём листе, на одной линии или широкой полосе;
- штриховать и раскрашивать предметы не выходя за контуры;
- ориентироваться в тетради в летку и линейку;
Знакомство с окружающим миром
- называть своё имя и фамилию, имена родителей, знать название своего города, столицы родины, называть части суток, времена года, дни недели;
- знать названия основных профессий, объяснять, чем занимаются их представители;
- называть группу предметов одним словом;
- пользоваться основными ПДД;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями.
Эффективность познавательной деятельности зависит от способности детей к познанию окружающей действительности.Однако в настоящее время увеличилось количество детей испытывающих трудн...
Коррекционно-развивающая программа на тему "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:· Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 наз...
Непосредственно образовательная деятельность Показательное занятие для родителей на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Автор-составитель: старший воспитатель Руденко Ольга васильевна
Непосредственно образовательная деятельность из области познания направлена на развитие внимания, восприятия, воображения, мышления, речи детей дошкольного возраста. На расширение кругозора детей по...
Мы и наши дети. Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет.
Тема: Мы и наши дети. Развитие познавательных процессов.Цели:· Повысить уровень знаний и практических умений по развитию памяти, внимания, мышления и с...
«Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством Су – джок терапии на коррекционно-развивающих занятиях».
Значение Су-джок терапии в развитии познавательных процессов и укреплении организма детей с ЗПР. Раскрыты приемы и последовательность внедрения Су-джок терапии....
Особенности развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития
Особенности развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития...
Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет
О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...