Статья " Особенности психического развития детей 2-3 лет"
статья
В статье раскрываются особенности психического развития детей 2-3 лет. Что является главным в указанный период жизни ребёнка, что такое " кризис 3-х лет". С какими трудностями могут столкнуться родители, и как нужно себя вести в той или иной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Особенности психического развития детей 2-3 лет" | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психического развития детей 2-3 лет
Главное в развитии ребёнка 2 – 3 лет – становление его самостоятельности. К этому возрасту он начинает осознавать свои потребности и способен стремиться к достижению целей, которые сам перед собой ставит. Взрослым необходимо всячески поддерживать активность ребёнка, это поможет ему сформировать такие качества, как целеустремлённость, независимость, самоуважение.
Ребёнок начинает приобретать своё «я». Он не только осознаёт себя, но и способен физически обеспечить себе независимость в передвижении.
Всё это обуславливает «кризис 3-х лет», который характеризуется рядом симптомов.
- Негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, стремление всё делать наоборот вопреки просьбам или требованиям старших. Ребёнок может не сделать что-то только потому, что его об этом попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и его собственным интересам. При яркой форме негативизма ребёнок отрицает всё, что говорит ему взрослый, но, как только взрослый соглашается с ним, он тут же меняет своё мнение на противоположное. Ребёнок как бы опробует в общении слово «нет», осваивает более богатый спектр человеческих отношений.
- Упрямство. Ребёнок настаивает на своём не только потому, что ему этого очень хочется в данный момент, а потому, что он таким образом самоутверждается, проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли его требование.
Упрямство следует отличать от настойчивости. Раньше ребёнок находился в состоянии аффекта, а под властью сиюминутных желаний настойчиво добивался своего, он был словно очарован предметом, а степень настойчивости выражалась в силе, с которой он стремился к нему, в концентрации внимания. Мотивом же упрямства является то, что ребёнок связан только своим первоначальным решением и ни за что не хочет от него отступить.
- Строптивость. Центральный симптом для «кризиса 3-х лет». От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который в данный момент побуждает ребёнка к тому или иному действию, а строптивость направлена против установленных норм поведения. Здесь сказывается «строптивая установка» по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3-х лет, к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим раньше игрушкам.
От обычной недостаточной податливости ребёнка строптивость отличается тенденциозностью. Его недовольное, вызывающее «да ну!» действительно объясняется скрытым бунтом против того, с чем он имел дело раньше.
- Своеволие. Ребёнок хочет всё делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где ему ещё не хватает умений.
Три последующих симптома имеют второстепенное значение.
- Протест-бунт. Всё поведение ребёнка приобретает черты протеста, как будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними, частые ссоры с родителями становятся обычным явлением.
- Обесценивание ребёнком личности близких. Малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. В его лексике появляются слова и термины, обозначающие только негативное, и всё это относится к вещам, которые сами по себе никаких неприятностей не доставляют.
- Деспотизм и ревность. Этот двойственный симптом проявляется в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребёнком встречается стремление малыша к деспотизму. У него появляется желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим. Так, он не разрешает матери уходить из дому, требует, чтобы она сидела в комнате. Ему должны немедленно делать всё, что он хочет. Ребёнок старается вернуть то положение дел, которое наблюдалось в раннем детстве, когда исполнялись все его желания.
В семье же с несколькими детьми это называется «симптомом ревности». Она проявляется по отношению к младшим или старшим детям. В этом случае наблюдается та же тенденция к господству, деспотизму, власти – как следствие ревнивого отношения к другим детям.
Кризис проявляется как бунт против авторитарного воспитания: это по сути протест ребёнка требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Ребёнок очень мал, и ему кажется, что говорить «нет» и быть личностью – это одно и то же. Осваивая именно такие формы поведения, он пытается проявить себя как личность.
« Кризис 3-х лет» является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребёнка. Он овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и мы обязаны с пониманием и заботой относиться к маленькому человеку, который познаёт себя.
Малыш должен быть уверен в том, что, как бы он себя ни вёл, его всегда будут любить и никогда не бросят. Уважайте то мужество, которое требуется ребёнку, переживающему первый кризис самопознания. Нужно постараться относиться к этому с определённой долей юмора и благоразумием, тогда ребёнок вскоре поймёт, что самостоятельность требует большего, чем просто чистое отрицание.
Так, психолог Эда Ле Шан, автор многих книг по воспитанию, предлагает сделать слово «нет» развлечением и игрой. Оно потеряет свою опасность, если мама скажет «нет» до того, как его произнесёт малыш. Например, мама спрашивает: «Как насчёт того, чтобы съесть немного рыбы на завтрак, Петя?», - а затем, гримасничая, отвечает за сына: «Нет! Нет! Нет!». Или родители отвечают «нет» в ответ на всё, что им говорит ребёнок. Тем самым они обращают внимание на то, что лучше выбрать другую линию поведения, а не эту глупую позицию отрицания.
Можно дать ребёнку «обратную инструкцию»: «Тебе абсолютно запрещается при любых обстоятельствах чистить зубы и нельзя ложиться спать до полуночи!» Если это говориться с доброй усмешкой, такой приём воспитания только укрепляет родительский авторитет и приводит к положительным результатам. Параллельно ребёнок осознаёт условность запретов, понимает, что к ним надо подходить осознанно.
Кроме этих мер, необходимо осознать, что пришло время для более самостоятельного выбора ребёнка, предоставления ему больших возможностей, чтобы определить, кто этот маленький человек и что ему нужно. Необходимо показать малышу, что вы понимаете: он становиться личностью, у которой расширяются права и привилегии. Малыш, конечно, понимает, что сразу стать взрослым человеком, отвечающим за свои поступки, невозможно, это требует долгого времени, и здесь родители и воспитатели могут помочь ему.
Ниже даны примеры фраз, которые можно использовать.
- «Ты ещё не настолько взрослый, чтобы переходить через дорогу самостоятельно, но уже достаточно большой, чтобы выбрать, что будешь есть на завтрак: овсяные хлопья или яичницу с колбасой».
- «Ты ещё не настолько взрослый, чтобы решать, когда тебе ложиться спать, но уже достаточно взрослый, чтобы выбирать, где ты будешь играть днём: во дворе или дома».
При внимательном, мудром и заботливом отношении к ребёнку он может не проявлять столь острые формы негативного поведения или быстро преодолевать эту фазу развития.
Осваивая негативные формы поведения, ребёнок в будущем сможет сказать «нет» торговцу наркотиками, отказаться от участия в драке.
При благоприятном выходе из «кризиса 3-х лет» ребёнок вступает в качественно новые отношения с родителями. У него появляется гордость за свои достижения. Это выражается в определённом комплексе поведения.
- Стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют с предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного - они не меняют своих намерений и конечной цели.
- Достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои усилия взрослому, без одобрения которого эти усилия в значительной степени теряют свою ценность (отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату может обидеть ребёнка, даже ранить его психику)
-Обострение чувства собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию своих достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, в баловстве и преувеличении собственных успехов.
Однако следует учитывать, что индивидуальные отклонения могут достигать 5-6 месяцев в ту или иную сторону, и это нормально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет"
В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 3-4 лет (общение, игровая деятельность, психические процессы, эмоциональная сфера, самооценка)....
"Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет"
В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 4-5 лет (возраст "Почемучек")....
Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста. Возрастные особенности психического развития детей
Задачи воспитания и обученияПамятка для родителей....
Статья "ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА".
Статья "Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха". Автор: Михайленко екатерина Андреевна, СПБ, 2018 г....
особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)
Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...
Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП): особенности личности
Детский церебральный паралич – не отдельное заболевание, а множество синдромов, возникающих по разным причинам. Главной общей чертой у них является поражение мозга и, как следствие, нарушение сп...
Статья "ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II-III УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II-III УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....