Воспитание профессиональных навыков в дошкольном возрасте с целью опережающей профориентации
статья на тему
«Профессиональная ориентация направлена на оказание помощи людям любого возраста и в любой момент их жизни по вопросам выбора направления обучения, профессиональной подготовки и сферы профессиональной деятельности и управления собственной карьерой».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_gavrikova_m.e.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание профессиональных навыков в дошкольном возрасте с целью опережающей профориентации.
Постановлением Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 утверждено «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» , в соответствии с которым «профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда». Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Экспертной группой еврокомиссии по непрерывной профориентации, Советом Европейского союза и Всемирным банком в 2004 г. одобрена новая трактовка цели профориентации: «Профессиональная ориентация направлена на оказание помощи людям любого возраста и в любой момент их жизни по вопросам выбора направления обучения, профессиональной подготовки и сферы профессиональной деятельности и управления собственной карьерой». Таким образом, дошкольный возраст не является исключением в том, чтобы начать раннюю профессиональную подготовку и работать в направлении профессиональной ориентации.
Выбор профессии всегда очень ответственно. Найти дело, чем ты захочешь заниматься на протяжении всей жизни, задача не из легких. Порой мы делаем выбор по совету родителей, учителей, друзей или выбираем профессию по ее престижности, востребованности, не учитывая собственных возможностей и желаний. В следствии этого, после окончания высших учебных заведений молодые люди не могут или не хотят устроиться на работу. Это доказывает и статистика. Исследование Федеральной службы государственной статистики (Росстат) выявило, что 87% трудоспособного населения имеют профессию, подтвержденную дипломом или другим документом. Но, вместе с тем почти 60% россиян работают не по специальности. И если учащиеся, студенты, взрослые люди в замешательстве при выборе профессии, что говорить о дошкольном возрасте. Но это не значит, что ранняя, опережающая профориентация не имеет места быть. Необходимо сменить ориентиры работы с детьми дошкольного возраста. Делать акцент не на профессии, кем ребенок хочет стать, а на профессиональных качествах, которыми должен обладать ребенок, не зависимо от выбора профессии.
В 2015 году на всемирном экономическом форуме в Давосе был назван список умений, которые будут популярны и востребованы к 2020 году. В целом, они востребованы уже и сейчас, но ориентировка на будущее и есть одна из главных задач дошкольного воспитания. Этот список показал главные тенденции развития профессиональной деятельности для выстраивания собственной карьеры, в том числе смены профессии и профессиональной переподготовки. Начинать развитие этих качеств можно и нужно в дошкольном детстве.
- Комплексное многоуровневое решение проблем.
Умение владеть целостным, системным подходом к решению не только проблем, но и их источников. В работе с детьми будет очень актуально использование проектного метода, для развития общего кругозора, внимательности, интуиции.
- Критическое мышление
Критическое мышление — это некая система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его. Это способ мышления, где под сомнения ставятся даже собственные мнения и это очень часто становится двигателем прогресса. Как сказал Альберт Эйнштейн: «Все очень просто. Все люди считают, что это сделать невозможно. Но находится один смельчак, который с этим не согласен.» Человек, умеющий критически мыслить не подвержен воздействию других людей и не поддается внушению. Он руководствуется личными убеждениями и самостоятельно полученной информацией.
- Креативность
Креативность – (англ. create – создавать, creative – созидательный, творческий) – творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Другими словами, нестандартный подход ко всему. Не надо связывать креативность только с творческой сферой детей (музыка, рисование, лепка), она может проявиться и в режимных моментах, и на занятиях точных наук и в общении со сверстниками и взрослыми. Главное поддержать ребенка в его желании нестандартно мыслить.
- Умение управлять людьми
Михаил Лавров (депутат партии «Единая Россия»): «Умение руководить дано не каждому – это своего рода талант, подкрепленный личными качествами.» Такими качествами как порядочность, лидерство, умение слушать, организаторские способности, умение создавать такую рабочую обстановку, которая бы способствовала развитию потенциала всего рабочего коллектива. На этом список не заканчивается. В зависимости от имеющихся личностных качеств, можно быть просто руководителем, а можно несомненным лидером. В работе с детьми мы можем развить это качество давая ему важные поручения, главные роли в играх, или задание провести игру самому.
- Взаимодействие с людьми
Человек самый активный из всех живых существ в области взаимодействия, потому что он достаточно глубоко сознает природу и сущность взаимодействия. Главная цель взаимодействия людей, общества и личности – это передача социально-исторического опыта, норм, символов. Необходимо научить ребенка умению разбираться в ценностях, мотивах, стимулах самого главного субъекта – человека.
- Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Умение управлять своими эмоциями и понимать чувства других людей играют большую роль в достижение успеха. Уголок чувств и эмоций в групповой комнате в детском саду станет хорошим начинанием для развития этого умения.
- Формирование собственного мнения и принятие решений.
Формирование собственного мнения процесс сложный, особенно в период детства, когда за тебя все решают взрослые. Но этот навык необходим для того, чтобы вступать в дискуссии, решать противоречивые проблемы, обсуждать всевозможные вопросы. В работе с детьми, необходимо давать им больше самостоятельности, учитывать их мнение, желание и выбор.
- Клиентоориентированность
Сфера услуг растет с каждым годом. И важно учитывать мнение тех, кто пользуется этими услугами. Необходимо научиться слушать и слышать своих потенциальных клиентов, людей, с которыми ты общаешься. Здесь выручат такие ролевые игры, как «Магазин», «Больница», «Салон красоты», где под прямым или косвенным руководством воспитателя будут развиваться необходимые умения.
- Умение вести переговоры
Этот пункт тесно связан с умением взаимодействовать с людьми. Но умение вести переговоры в первую очередь говорит нам о живом общении людей, которое стало большой проблемой в современном обществе. Гораздо легче отправить смс или сообщение в социальных сетях, которые на сегодняшний день заполонили нашу жизнь. Вместо живых, настоящих эмоций, мы используем смайлы. Несмотря на это, будущее за людьми, обладающими коммуникативными навыками и умением вести переговоры. Желательно минимизировать время ребенка, проведенное с компьютером и заменить играми и живым общением.
- Когнитивная гибкость
Когнитивная гибкость - способность ума быстро переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько задач одновременно. В той или иной мере синонимичными терминами являются: познавательная гибкость, умственная гибкость, смена психологической установки, когнитивное переключение, переключение задач, переключение внимания.
Одна половина перечисленных умений связана с коммуникациями: умение общаться с людьми, договариваться, управлять ими, а другая со способностями мозга: умение быстро реагировать, делать выводы, видеть главное и другое. Вывод данных умений в том, что акцент все больше смещается на человека, его способности, мозг, его масштабность и взаимодействие с другими.
Все перечисленные умение актуальны в работе с детьми дошкольного возраста. Учитывая его специфику необходимо лишь подобрать правильные методы, приемы и вид деятельности. Прививая правильные ценности, мы воспитаем свободную, творческую, коммуникативную, самостоятельную личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии
Разработанные тесты для определения степени сформированности грамматических форм словоизменения и непосредственно комплекс упражнений по формированию навыка словообразования является непосредств...
Комплекс упражнений по формированию навыка словообразования у детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью профилактики дисграфии
Данный комплекс упражнений, направлен на формирование у детей навыка словообразования, как грамматического строя родной речи. Как и любое другое начинание, проект, прошел ...
Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста с целью подготовки к письму"
Опыт работы по использованию развивающих упражнений и заданий для развития мелкой моторики и графических навыков у старших дошкольников....
«Эбру (рисование на воде) как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития речевых и творческих навыков дошкольников»
Моя технология связана с творчеством Эбру. Цель применения инновационной технологии в моей работе с детьми – это развитие речевых и творческих навыков детей дошкольного возраста в процессе творч...
План по повышению профессионального уровня воспитателя на 2020-2025 год по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о ранней профориентации посредством игровой деятельности""
Целью плана по повышению профессионального уровня является повышение теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизации работы по...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Цель: развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками....
Реализация проекта «Гость группы» для старшего дошкольного возраста с целью ранней профориентации
Цель проекта: расширять и обобщать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях; развивать интерес к различным профессиям....
- Мне нравится (2)