Картотека игр с игрушками по развитию активной речи детей раннего возраста
картотека по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Кузьмина Надежда Игоревна

Картотека игр с игрушками по развитию активной речи детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_rechi.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр с игрушками по развитию активной речи детей раннего возраста

Название игры

Используемые игрушки

Описание хода игры

«Семья»

Любая мягкая игрушка (медвежонок, зайка или собачка)

Игрушка расспрашивает ребенка о его семье: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? У тебя есть мама? Как ее зовут? Как зовут твоего папу? У тебя есть брат или сестра? Как его (ее) зовут?

«Любимая игрушка»

5-7 любых игрушек небольшого размера (пирамидка, матрешка, машинка, кукла, мячик, медвежонок, вертолет)

Все игрушки выставляются на столе. Педагог задает следующие вопросы: «Какая игрушка тебе больше всего нравится?» «Какого цвета игрушка» Ребенок показывает и называет. «А как ты любишь с ней играть?» Ребенок показывает и объясняет: «Катаю машинку», «Разбираю матрешку» и т.д.

«Непоседливая собачка»

Игрушечная собачка и картинки-карточки, изображающие действия собачки (спит, ест, гавкает, сидит, дает лапу и т.д)

Показать малышу картинки, где изображена собака, совершающая разные действия. Спрашивать ребенка, что здесь делает собака и просить повторить это действие ребенком с игрушечной собачкой: «Собака спит», «Собака сидит».

«Кто что умеет делать»

Машинка, самолет, птичка, слон, солнышко, карандаш, ножницы, телефон, тучка

Показывать ребенку различные игрушки и спрашивать, что «умеет делать» каждый из них: самолет (летать), машина (ездить), слон (топать), солнце (светить), дождь (капать), дятел (стучать) и т.д.

«Кто как поет»

Кукла и различные животные (петух, кошка, мышка, лягушка, утка и т.д.)

Рассадить на стулья животных. Если детей много, то животных можно раздать детям – каждому по одному. Возьмите куклу и разыграйте «урок». Скажите за куклу: «Я вот так умею петь: ля-ля-ля». Затем кукла обращается к петушку и говорит: «А ты петушок как поешь?». Ребенок берет петушка и поет: «ку-ка-ре-ку». Затем кукла спрашивает кошку. Ребенок отвечает за кошку: мяу-мяу» и т.д

«Какой же?»

Набор животных (слон, жираф, ежик, мышка, жираф, зебра) или набор предметов (лист бумаги, подушка, камень, цветок, машинка) или набор картинок (снег, огонь, солнышко, травка, радуга)

С помощью соответствующих картинок и наводящих вопросов ребенок подбирает определение, каков предмет, животное или человек: «слон большой, мышка маленькая, ежик колючий, снег холодный, машинка быстрая, подушка мягкая»

«Прятки с мышкой»

Игрушка мышки

Сказать ребенку, что мышка сейчас будет прятаться от него, а он должен говорить, куда она спряталась. Ребенок будет видеть действия. Можно посадить мышку в банку и спросить: «Куда спряталась мышка?». Малыш отвечает: «В банку». Можно посадить мышку на полку и спросить: «А теперь где мышка? (на полке)». В этой игре необходимо побуждать ребенка пользоваться предлогами: в, на, за, под.

«Угадай картинку»

Перед ребенком выкладываются 3 предмета, например, карандаш, веник и цветок.

Коротко описывать одну из картинок: например, чем тут можно рисовать (карандашом), чем можно чистить ковер (веником) и т.д. А ребенок должен показать на соответствующий предмет.

«Очередь к доктору Айболиту»

Любые из игрушек: кукла, медведь, зайка, собачка, курочка, слоник и т.п.

Возьмите игрушки и попросите ребенка их рассадить в очередь к доктору Айболиту. Говорите, кто за кем будет: «Первый – медведь. У него болит зуб. За медведем лисичка – у нее болит лапка» и т.д. В порядке очереди дети подходят с игрушкой к доктору и сообщают, что у игрушки болит. Игру можно закончить лечением зверей.

«Все спят»

Стихотворение А.Введенского «Песня машиниста» и следующие игрушки: олень, лисичка, птичка, тюлень, пчелка

Рассказывать детям, показывая соответствующих животных. А дети пусть повторяют: «спят, спят»

-Спят ли волки? -Спят. Спят.

-Спят ли пчелки? -Спят. Спят.

-Спят синички? -Спят. Спят.

-Спят лисички? -Спят. Спят.

-А тюлени? -Спят. Спят.

-А олени? -Спят. Спят.

-А все дети? -Спят. Спят.

-Все на свете! - Спят. Спят.

«Чудесный мешочек»

Мешочек яркого цвета и различные мелкие предметы: машинка, матрешка, лягушонок, елочка, ложка, чашка и т.п.

Вместе с детьми сложить в мешочек все предметы. Дети опускают руку в мешочек, достают игрушку и громко и четко ее называет.

«Разговор по телефону»

Игрушечный телефон

Необходимо имитировать телефонный звонок каждому ребенку по очереди и задать каждому по 1-2 вопроса, а ребенок пусть отвечает. Строить свои вопросы так, чтобы на них нужно было давать развернутые ответы (вместо «Ты дома с мамой?» лучше спросить: «С кем ты дома?»)

«Магазин»

Любые игрушки и бумажные деньги

Разложить на столе все игрушки , раздать детям бумажные деньги. Педагог будет продавцом, а все дети покупателями. Приходя в магазин ребенок должен сказать какую игрушку он хочет купить. Например: «Я хочу купить машину»

«Новые названия»

Предметы: лопатка, кисточка, мыло, линейка, молоток

Возьмите предметы и попробуйте придумать им новые названия. Например, лопата может стать копалкой, молоток – стучалкой, мыло – рукочисткой и т.д.

«Стучим сказку»

Деревянные ложки или молоточки

Нужно рассказывать детям хорошо знакомое им стихотворение или сказку, простукивая последнее слово и побуждая тем самым произнести его. Например: "Жили были дед и …..." (два раза (потому что два слога), стукнуть по столу). Дети должны произнести вслух окончание фразы и тоже простучать ее.

«Ку-ку!»

Различные игрушки (петрушка, кукла, собачка, зайка и т.д.) и небольшая ширма

Педагог садиться за ширму и берет одну их игрушек и говорит: «–Ой! Кто это там прячется? Кто там?», игрушка должна чуть выглядывать, то с одной, то с другой стороны ширмы. Дети должны заметить игрушку, распознать и назвать. Также повторить со всеми игрушками.

«Забывчивый петрушка»

Кукла петрушка

Педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к детям, кланяется, здоровается с каждым ребенком за ручку, дети тоже здороваются. Затем петрушка говорит: - «Я шел, шел, упал и забыл, что как делается! Помогите мне детки, пожалуйста! Скажите как нужно топать?».

Дети должны ответить: -«Топ-топ-топ». Петрушка: - «Скажите как нужно хлопать». Дети должны ответить: -«Хлоп-хлоп-хлоп»

И также далее:

петь — ля-ля-ля,

дудеть — ду-ду-ду,

прыгать - прыг-прыг-прыг,

цокать- цок-цок-цок,

качаться на качелях — кач-кач-кач, открывать двери ключом — чик-чик-чик,

стучаться в двери - тук-тук-тук

копать лопаткой — коп-коп-коп

«Платочек с именем»

Полупрозрачный большой платок

Удобно расположится всем сидя на ковре

Сказать слова:

–«Сейчас кто-то спрячется. Давайте громко скажем имя того, кого спрятал платочек!» Платок накидывается на ребенка. -«Кого спрятал платочек?» Дети хором отвечают имя.

«Куклы а прогулке»

Куклы, зайки, мишки, киски, собачки.

Каждый из детей берет любую из игрушек. Педагог сообщает, что все эти игрушки сейчас пойдут на прогулку и их необходимо тепло одеть. Поочередно обращаясь к каждому из детей спрашиваем, какие предметы одежды он оденет на свою игрушку перед прогулкой. (кофту, колготки, штаны, куртку, шапку)

«Неугомонный Мяч»

Мяч

Педагог задает вопросы, держа в руках мяч, вызывая активную речь детей.

- «как называется эта игрушка?»

- «какого цвета мяч?»

- «какой формы мяч?»

- «кто еще похож на мяч?»

-«что сейчас делает мяч?» (катится, скачет, летит, прячется, лежит, крутиться)

«Кошка с котятами»

Игрушка кошки с котятами

Педагог применяет прием совместного рассказывания. Предложения:

- « Кто это?»

-«У кошки шерстка ….(пушистая)»

- «Хвостик у кошки....(длинный)»

- «На мордочке у кошки есть длинные …(усы)»

- «Детеныш кошки называется....(котенок)»

- «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята… (маленькие); у кошки хвост длинный, а у котенка … (короткий); кошка бегает быстро, а котенок… (медленно), кошка – мама мяукает громко, а котята …(тихо).

- «Кошка любит пить ...(молоко)»,

- «Кошка должна уметь ловить …(мышку)»,

- «Кошка любит играть с ...(клубком)»

- «Кошка мяукает...(мяу-мяу)»

- «Кошка мурлыкает...(мур-мур)»

«Кубик»

Кубики с изображенными на гранях животными или предметами

Каждый из детей по очереди бросает кубик и называет картинку, которая выпала на верхней гране.

«Кто где обитает»

Наборы:

-морских животных

-птиц

-домашних животных

- диких животных

Педагог показывая животных поясняет, что одни из них обитают на земле, другие — на небе, третьи- в воде, четвертые — под землей. Затем спрашивает детей по очереди, кто из зверей где обитает. Потом, наоборот, спрашивает название зверей, обитающих, например, в воде.

«Пирамидка»

Разноцветная пирамидка

Педагог должен разобрать пирамидку и с помощью детей собрать ее правильно, задавая открытые вопросы. - «Какого цвета кольцо будет основой пирамиды?» - «Какое из этих колец больше/меньше» и т.д.

«Карандаши - строители»

Цветные или простые карандаши

Педагог выкладывает из карандашей различные фигуры, дети должны сказать название фигуры или предмета. Например: домик, треугольник, квадрат, крестик, ромб, кораблик, трапеция, забор, звезда, окошко

«Звериные загадки»

Небольшие игрушки: волк, заяц, ежик, змея, лиса, петух, медведь, гусь,

Педагог выставляет всех зверей на столе и называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача детей, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа. Например: Серый, злой, зубастый, голодный.(волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

«На подворье»

Домашние птицы: уточка, петух, курочка, голуби, гуси

Педагог выставляет все игрушки,  читает стихотворение, дети говорят за домашних птиц.

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

«Буратино-путешественник»

Кукла Буратино

Педагог рассказывает о кукле

Буратино — путешественнике, который путешествует по многим детским садам. Буратино должен рассказать о своих путешествиях, а дети отгадать, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

- Зашел в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

- Зевают, отдыхают, спят...

- Пляшут, поют, кружатся...

Был Буратино в детском саду, когда дети:

- приходят, здороваются... (Когда это бывает?)

- обедают, благодарят...

- одеваются, прощаются...

- лепят снежную бабу, катаются на санках

«Здравствуй, паровозик»

Паровозик с разноцветными вагонами

Педагог показывает ребенку паровозик с вагонами и говорит: «Посмотри, кто к нам приехал? (Паровозик) У него много вагончиков, они разноцветные. Этот вагоны красного цвета, а эти синего. Я сейчас расщеплю вагончики. Помоги мне собрать вагоны в таком же порядке Первый вагон какого цвета. (Красный).
А второй? (Синий) и т.д.
Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чо-чо, ча-ча, чу-чу,
далеко я укачу!»

«Волшебная палочка»

Красочная указка

Педагог дотрагивается палочкой до предмета, дети должны назвать предмет.  
Дети называют разные предметы окружающей обстановки, четко произнося слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров »

Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Грамотная, эмоционально насыщенная...

Развитие активной речи детей раннего возраста средствами дидактических игрушек.

Несмотря на то, что сегодня организация обучения детей в игровой деятельности значима и актуальна, игры, призваны помочь ребёнку раннего возраста развить и обогатить словарный запас в ненавязчивой фор...

Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»

Одним из главных новоообразований раннего возраста является речь. Ребенок овладевает речью в общении со взрослым.Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предпологает, с одной сто...

«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»

laquo;Развитие активной речи детей раннего возрастасредствами малых фольклорных жанров»...

План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»          План работы по самообразов...


 

Комментарии

Грищенко Ирина Владимировна

Спасибо, буду использовать в своей работе