Картотека игр с игрушками по развитию активной речи детей раннего возраста
картотека по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме
Картотека игр с игрушками по развитию активной речи детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_rechi.docx | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр с игрушками по развитию активной речи детей раннего возраста
Название игры | Используемые игрушки | Описание хода игры |
«Семья» | Любая мягкая игрушка (медвежонок, зайка или собачка) | Игрушка расспрашивает ребенка о его семье: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? У тебя есть мама? Как ее зовут? Как зовут твоего папу? У тебя есть брат или сестра? Как его (ее) зовут? |
«Любимая игрушка» | 5-7 любых игрушек небольшого размера (пирамидка, матрешка, машинка, кукла, мячик, медвежонок, вертолет) | Все игрушки выставляются на столе. Педагог задает следующие вопросы: «Какая игрушка тебе больше всего нравится?» «Какого цвета игрушка» Ребенок показывает и называет. «А как ты любишь с ней играть?» Ребенок показывает и объясняет: «Катаю машинку», «Разбираю матрешку» и т.д. |
«Непоседливая собачка» | Игрушечная собачка и картинки-карточки, изображающие действия собачки (спит, ест, гавкает, сидит, дает лапу и т.д) | Показать малышу картинки, где изображена собака, совершающая разные действия. Спрашивать ребенка, что здесь делает собака и просить повторить это действие ребенком с игрушечной собачкой: «Собака спит», «Собака сидит». |
«Кто что умеет делать» | Машинка, самолет, птичка, слон, солнышко, карандаш, ножницы, телефон, тучка | Показывать ребенку различные игрушки и спрашивать, что «умеет делать» каждый из них: самолет (летать), машина (ездить), слон (топать), солнце (светить), дождь (капать), дятел (стучать) и т.д. |
«Кто как поет» | Кукла и различные животные (петух, кошка, мышка, лягушка, утка и т.д.) | Рассадить на стулья животных. Если детей много, то животных можно раздать детям – каждому по одному. Возьмите куклу и разыграйте «урок». Скажите за куклу: «Я вот так умею петь: ля-ля-ля». Затем кукла обращается к петушку и говорит: «А ты петушок как поешь?». Ребенок берет петушка и поет: «ку-ка-ре-ку». Затем кукла спрашивает кошку. Ребенок отвечает за кошку: мяу-мяу» и т.д |
«Какой же?» | Набор животных (слон, жираф, ежик, мышка, жираф, зебра) или набор предметов (лист бумаги, подушка, камень, цветок, машинка) или набор картинок (снег, огонь, солнышко, травка, радуга) | С помощью соответствующих картинок и наводящих вопросов ребенок подбирает определение, каков предмет, животное или человек: «слон большой, мышка маленькая, ежик колючий, снег холодный, машинка быстрая, подушка мягкая» |
«Прятки с мышкой» | Игрушка мышки | Сказать ребенку, что мышка сейчас будет прятаться от него, а он должен говорить, куда она спряталась. Ребенок будет видеть действия. Можно посадить мышку в банку и спросить: «Куда спряталась мышка?». Малыш отвечает: «В банку». Можно посадить мышку на полку и спросить: «А теперь где мышка? (на полке)». В этой игре необходимо побуждать ребенка пользоваться предлогами: в, на, за, под. |
«Угадай картинку» | Перед ребенком выкладываются 3 предмета, например, карандаш, веник и цветок. | Коротко описывать одну из картинок: например, чем тут можно рисовать (карандашом), чем можно чистить ковер (веником) и т.д. А ребенок должен показать на соответствующий предмет. |
«Очередь к доктору Айболиту» | Любые из игрушек: кукла, медведь, зайка, собачка, курочка, слоник и т.п. | Возьмите игрушки и попросите ребенка их рассадить в очередь к доктору Айболиту. Говорите, кто за кем будет: «Первый – медведь. У него болит зуб. За медведем лисичка – у нее болит лапка» и т.д. В порядке очереди дети подходят с игрушкой к доктору и сообщают, что у игрушки болит. Игру можно закончить лечением зверей. |
«Все спят» | Стихотворение А.Введенского «Песня машиниста» и следующие игрушки: олень, лисичка, птичка, тюлень, пчелка | Рассказывать детям, показывая соответствующих животных. А дети пусть повторяют: «спят, спят» -Спят ли волки? -Спят. Спят. -Спят ли пчелки? -Спят. Спят. -Спят синички? -Спят. Спят. -Спят лисички? -Спят. Спят. -А тюлени? -Спят. Спят. -А олени? -Спят. Спят. -А все дети? -Спят. Спят. -Все на свете! - Спят. Спят. |
«Чудесный мешочек» | Мешочек яркого цвета и различные мелкие предметы: машинка, матрешка, лягушонок, елочка, ложка, чашка и т.п. | Вместе с детьми сложить в мешочек все предметы. Дети опускают руку в мешочек, достают игрушку и громко и четко ее называет. |
«Разговор по телефону» | Игрушечный телефон | Необходимо имитировать телефонный звонок каждому ребенку по очереди и задать каждому по 1-2 вопроса, а ребенок пусть отвечает. Строить свои вопросы так, чтобы на них нужно было давать развернутые ответы (вместо «Ты дома с мамой?» лучше спросить: «С кем ты дома?») |
«Магазин» | Любые игрушки и бумажные деньги | Разложить на столе все игрушки , раздать детям бумажные деньги. Педагог будет продавцом, а все дети покупателями. Приходя в магазин ребенок должен сказать какую игрушку он хочет купить. Например: «Я хочу купить машину» |
«Новые названия» | Предметы: лопатка, кисточка, мыло, линейка, молоток | Возьмите предметы и попробуйте придумать им новые названия. Например, лопата может стать копалкой, молоток – стучалкой, мыло – рукочисткой и т.д. |
«Стучим сказку» | Деревянные ложки или молоточки | Нужно рассказывать детям хорошо знакомое им стихотворение или сказку, простукивая последнее слово и побуждая тем самым произнести его. Например: "Жили были дед и …..." (два раза (потому что два слога), стукнуть по столу). Дети должны произнести вслух окончание фразы и тоже простучать ее. |
«Ку-ку!» | Различные игрушки (петрушка, кукла, собачка, зайка и т.д.) и небольшая ширма | Педагог садиться за ширму и берет одну их игрушек и говорит: «–Ой! Кто это там прячется? Кто там?», игрушка должна чуть выглядывать, то с одной, то с другой стороны ширмы. Дети должны заметить игрушку, распознать и назвать. Также повторить со всеми игрушками. |
«Забывчивый петрушка» | Кукла петрушка | Педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к детям, кланяется, здоровается с каждым ребенком за ручку, дети тоже здороваются. Затем петрушка говорит: - «Я шел, шел, упал и забыл, что как делается! Помогите мне детки, пожалуйста! Скажите как нужно топать?». Дети должны ответить: -«Топ-топ-топ». Петрушка: - «Скажите как нужно хлопать». Дети должны ответить: -«Хлоп-хлоп-хлоп» И также далее: петь — ля-ля-ля, дудеть — ду-ду-ду, прыгать - прыг-прыг-прыг, цокать- цок-цок-цок, качаться на качелях — кач-кач-кач, открывать двери ключом — чик-чик-чик, стучаться в двери - тук-тук-тук копать лопаткой — коп-коп-коп |
«Платочек с именем» | Полупрозрачный большой платок | Удобно расположится всем сидя на ковре Сказать слова: –«Сейчас кто-то спрячется. Давайте громко скажем имя того, кого спрятал платочек!» Платок накидывается на ребенка. -«Кого спрятал платочек?» Дети хором отвечают имя. |
«Куклы а прогулке» | Куклы, зайки, мишки, киски, собачки. | Каждый из детей берет любую из игрушек. Педагог сообщает, что все эти игрушки сейчас пойдут на прогулку и их необходимо тепло одеть. Поочередно обращаясь к каждому из детей спрашиваем, какие предметы одежды он оденет на свою игрушку перед прогулкой. (кофту, колготки, штаны, куртку, шапку) |
«Неугомонный Мяч» | Мяч | Педагог задает вопросы, держа в руках мяч, вызывая активную речь детей. - «как называется эта игрушка?» - «какого цвета мяч?» - «какой формы мяч?» - «кто еще похож на мяч?» -«что сейчас делает мяч?» (катится, скачет, летит, прячется, лежит, крутиться) |
«Кошка с котятами» | Игрушка кошки с котятами | Педагог применяет прием совместного рассказывания. Предложения: - « Кто это?» -«У кошки шерстка ….(пушистая)» - «Хвостик у кошки....(длинный)» - «На мордочке у кошки есть длинные …(усы)» - «Детеныш кошки называется....(котенок)» - «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята… (маленькие); у кошки хвост длинный, а у котенка … (короткий); кошка бегает быстро, а котенок… (медленно), кошка – мама мяукает громко, а котята …(тихо). - «Кошка любит пить ...(молоко)», - «Кошка должна уметь ловить …(мышку)», - «Кошка любит играть с ...(клубком)» - «Кошка мяукает...(мяу-мяу)» - «Кошка мурлыкает...(мур-мур)» |
«Кубик» | Кубики с изображенными на гранях животными или предметами | Каждый из детей по очереди бросает кубик и называет картинку, которая выпала на верхней гране. |
«Кто где обитает» | Наборы: -морских животных -птиц -домашних животных - диких животных | Педагог показывая животных поясняет, что одни из них обитают на земле, другие — на небе, третьи- в воде, четвертые — под землей. Затем спрашивает детей по очереди, кто из зверей где обитает. Потом, наоборот, спрашивает название зверей, обитающих, например, в воде. |
«Пирамидка» | Разноцветная пирамидка | Педагог должен разобрать пирамидку и с помощью детей собрать ее правильно, задавая открытые вопросы. - «Какого цвета кольцо будет основой пирамиды?» - «Какое из этих колец больше/меньше» и т.д. |
«Карандаши - строители» | Цветные или простые карандаши | Педагог выкладывает из карандашей различные фигуры, дети должны сказать название фигуры или предмета. Например: домик, треугольник, квадрат, крестик, ромб, кораблик, трапеция, забор, звезда, окошко |
«Звериные загадки» | Небольшие игрушки: волк, заяц, ежик, змея, лиса, петух, медведь, гусь, | Педагог выставляет всех зверей на столе и называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача детей, как можно быстрее угадать, о ком идет речь. |
«На подворье» | Домашние птицы: уточка, петух, курочка, голуби, гуси | Педагог выставляет все игрушки, читает стихотворение, дети говорят за домашних птиц. Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!», Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!», Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!» Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!», А наш Петя-петушок рано-рано поутру Нам споет «Ку-ка-ре-ку!» |
«Буратино-путешественник» | Кукла Буратино | Педагог рассказывает о кукле Буратино — путешественнике, который путешествует по многим детским садам. Буратино должен рассказать о своих путешествиях, а дети отгадать, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал. - Зашел в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются. - Зевают, отдыхают, спят... - Пляшут, поют, кружатся... Был Буратино в детском саду, когда дети: - приходят, здороваются... (Когда это бывает?) - обедают, благодарят... - одеваются, прощаются... - лепят снежную бабу, катаются на санках |
«Здравствуй, паровозик» | Паровозик с разноцветными вагонами | Педагог показывает ребенку паровозик с вагонами и говорит: «Посмотри, кто к нам приехал? (Паровозик) У него много вагончиков, они разноцветные. Этот вагоны красного цвета, а эти синего. Я сейчас расщеплю вагончики. Помоги мне собрать вагоны в таком же порядке Первый вагон какого цвета. (Красный). |
«Волшебная палочка» | Красочная указка | Педагог дотрагивается палочкой до предмета, дети должны назвать предмет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Игры, формирующие правильное звукопроизношение...
«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров »
Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная...
Развитие активной речи детей раннего возраста средствами дидактических игрушек.
Несмотря на то, что сегодня организация обучения детей в игровой деятельности значима и актуальна, игры, призваны помочь ребёнку раннего возраста развить и обогатить словарный запас в ненавязчивой фор...
Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»
Одним из главных новоообразований раннего возраста является речь. Ребенок овладевает речью в общении со взрослым.Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предпологает, с одной сто...
Собственная методическая разработка "Развитие активной речи детей раннего возраста в процессе совместной образовательной деятельности"
Важно развивать развитие речи детей,это основа основ для каждого ребёнка!...
«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»
laquo;Развитие активной речи детей раннего возрастасредствами малых фольклорных жанров»...
План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» План работы по самообразов...
- Мне нравится (7)
Комментарии
Спасибо, буду использовать в
Спасибо, буду использовать в своей работе