Сенсорные занятия с неговорящими детьми.
статья (средняя группа) на тему

Овчинникова Нина Мерабовна
Содержание Введение ......................................................................................................... 3 Глава 1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития детей с нарушением  сенсорной интеграции ....................................... 6 1.1. Понятие о сенсорной интеграции, ее мозговая организация и нарушение  ............................................................................................................... 6 1.2. Этапы развития сенсорной интеграции                                              25 1.3  Категории неговорящих детей, характеристика структуры  дефекта                                                                                                         32 Глава 2.Обзор приемов и технологий работы с неговорящими детьми, основанных на  сенсорной интеграции ощущений различной модальности   42 2.1 Значение ощущений и сенсорной среды в формировании речевой деятельности у неговорящих детей                                                                     42                      2.2 Сенсорно-интегративная логопедия по методу М.И. Лынской       46                       2.3 Методика формирования языковой системы Т.Н.НовиковойИванцовой                                                                                                              49                                                             2.4 Психосоматическая гимнастика и ритмика в логопедической работе с неговорящими детьми                                                                                        51               2.5 Арттерапевтические технологии в работе с   безречевыми детьми 56                                             2.6 Приемы работы, задействующие вкусовые, обонятельные, температурные и барические ощущения                                                            59            2.7 Ароматерпия  в логопедической работе                                             63  Глава 3. Приемы логопедической работы по формированию предпосылок речи у неговорящих детей на начальном этапе на основе сенсорной интеграции ощущений различной модальности  ............................ 67 3.1 Активизация речевой деятельности, речевого подражания, стимуляция появления первых слов                                                                    67 3.2 Формирование звукослоговой структуры у неговорящих детей     71  3.3Формирование предпосылок лексической стороны речи у неговорящих детей                                                                                                78 
 2 
3.4 Технологии формирования предпосылок грамматического строя у неговорящих детей                                                                                         91 Заключение                                                                                      95 Библиографический список                                                                        98  Приложения                                         
 3 
Введение Немногие из нас задумываются о том, как работает наш мозг. В то же время именно мозг управляет всеми видами человеческой активности. Мозг управляет всей жизнедеятельностью человека, но в тоже время он ежесекундно обрабатывает разнообразную информацию, поступающую от органов чувств – таких как зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, а также еще двух видов ощущений  вестибулярных (возникающих при различных типах движения, чувство равновесия) и проприоцептивных (ощущений от положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве).  Простуду, перелом, плохое зрение и другие заболевания выявить довольно легко, а вот проблемы с учебой, неадекватное поведение, проблемы в общении со сверстниками зачастую не столь очевидны. Нередко такие нарушения являются неадекватной сенсорной интеграцией в мозге ребенка, которая мешает ему успешно справляться с учебой, контролировать свое поведение, овладевать речевыми навыками.  Такие сенсорные нарушения встречаются у детей во всем мире, они приводят к тому, что способные дети плохо учатся и неадекватно себя ведут, несмотря на хорошее воспитание в семье и благоприятную окружающую среду.  Значение сенсомоторного восприятия чрезвычайно велико в коррекционно-логопедической работе, особенно с детьми с отклонениями в развитии. Это объясняется тем, что основой восприятия и речи является условно-рефлекторная деятельность межанализаторных (ассоциативных) комплексов нервных связей. Следовательно, логопедические занятия, которые будут включать в себя приемы, включающие в работу деятельность различных анализаторных систем (опора на сохранные анализаторы), будут более плодотворными.  Недостаточная сформированность сенсомоторного образа предмета (явления) вызывает невозможность появления у ребенка чувственных концептов, необходимых для появления слова (понятия). Следовательно, 
 4 
сенсорное воспитание – это основа лексической работы и личностного развития; оно требует включения максимального количества сохранных анализаторов (полисенсорный подход в логопедической работе), который способствует более успешной актуализации (появлению) слова в активной речи. Как отмечает в своей книге «Развитие сенсорной сферы детей»  Метилева Л.А.: «Знания, не подкрепленные чувственным опытом, неотчетливые и непрочные, зачастую искаженные» [26, с.3].   Большинство детей с различными нарушениями в развитии легче познают и запоминают новое, если педагог в процессе работы применяет полисенсорный подход, то есть в работу включаются все органы чувств ребенка. Как правило, сенсорные игры, то есть те игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения, являются привлекательным видом деятельности для ребенка, такие игры обеспечивают эмоционально насыщенный фон логопедического занятия, направлены на преодоление негативизма.  В данной дипломной работе рассматриваются и систематизируются такие вопросы, как понятие о сенсорной интеграции, взаимосвязь работы головного мозга и сенсорной интеграции, нарушения сенсорной интеграции и их причины, этапы развития сенсорной интеграции, а также влияние нарушения сенсорной интеграции на формирование речевой деятельности детей с отклонениями в развитии, в пособии описываются технологии и приемы, используемые в логопедической работе, основанные на полисенсорном подходе, приводятся игры и упражнения, позволяющие через близкие для ребенка виды деятельности (игровую, конструктивную, предметно-практическую), через необычные эмоционально окрашенные задания влиять на мотивационно - побудительный уровень речевой деятельности, формировать ее основу.  Объект исследования – речевая деятельность детей с отклонениями в развитии. 
 5 
Предмет исследования – формирование предпосылок речевой деятельности у неговорящих детей.  Цель – систематизировать научный и дидактический материал по проблеме формирования предпосылок речи у неговорящих детей на основе сенсорной интеграции различных ощущений, разработать картотеку игр и упражнений по активизации речевой деятельности, формированию звукослоговой структуры, формированию предпосылок лексикограмматической стороны речи.  Задачи: - осуществить анализ научной литературы по проблеме развития детей с нарушением сенсорной интеграции, с отклонениями в формировании речевой деятельности; -проанализировать технологии и приемы работы с неговорящими детьми, основанные на сенсорной интеграции ощущений различной модальности; - подобрать игры и упражнения для активизации речевой деятельности, формированию предпосылок звукослоговой структуры слова, лексической и грамматической стороны речи.  Этапы работы: - Анализ научной литературы по проблеме развития детей с нарушением сенсорной интеграции, с отклонениями в формировании речевой деятельности – июнь – август 2016 года. - Анализ технологий и приемов работы с неговорящими детьми, основанных на сенсорной интеграции ощущений различной модальности -  сентябрь - октябрь 2016 года. - Разработка картотеки игр и упражнений для активизации речевой деятельности, формированию предпосылок звукослоговой структуры слова, лексической и грамматической стороны речи. – октябрь – ноябрь 2016 года.  
 6 
Глава 1. Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития детей с нарушением сенсорной интеграции 1.1 Понятие о сенсорной интеграции, ее мозговая организация и нарушение Впервые Доктор Э.Дж. Айрес в США начала разрабатывать теорию сенсорной интеграции и связанные с ней процедуры оценки пациентов и стратегии вмешательства в 1950-х годах. После выхода в свет книги «Сенсорная интеграция и ребенок» в конце 70-х годов многие аспекты ее работы стали широко известны. Джейн Айрес в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем — теории дисфункции сенсорной интеграции, которая привлекла внимание многих специалистов, занимающихся проблемами развития ребенка. Джейн Айрес, увидела проблему, которая  мешает развитию, по крайней мере, каждого десятого ребенка на земле, которую до нее не понимали, не диагностировали и не замечали. Более чем 70% детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии речи, двигательной и эмоциональной сферы, проблемы с обучением, поведением, общением, имеют нарушение работы сенсорных систем. Никакая часть центральной нервной системы не работает изолированно: информация передается от одной ее части к другой. Прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равновесие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. Мозгу необходима постоянная стимуляция, она возбуждает мозг и создает в нем функциональную активность. Таким образом, становятся возможными дыхание, поглощение пищи, ходьба, речь, чтение и т. д. Достаточная стимуляция ведет к увеличению числа связей между мозговыми клетками. С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды. 
 7 
Итак, Джейн Айрес определила сенсорную интеграцию как процесс упорядочивания ощущений, которые в дальнейшем будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию как изнутри, о физическом состоянии нашего тела, так и извне, ощущения о состоянии внешней среды. Ощущения от разных рецепторов постоянно поступают в наш мозг, подобно ручейкам впадающим в озеро. Каждую миллисекунду наш мозг обрабатывает бесчисленные кусочки сенсорной информации от органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкусовых рецепторов, осязания, а также ощущений от всего тела – вестибулярных и проприоцептивных.  Мозг должен организовать эти ощущения, так как человеку необходимо двигаться, учиться и вести себя подобающим образом. Мозг определяет область соответствующих ощущений, сортирует и располагает их в определенном порядке. В том случае, если ощущения организованы и интегрированы, мозг может использовать их для формирования восприятия, поведения, а также для процесса обучения. Если же поток ощущений хаотичен, не интегрирован, то это находит отражение в различных отклонениях, особенно в поведении и способности к обучению.  Таким образом, сенсорная интеграция:   - является бессознательным процессом, который протекает в головном мозге (человек не задумывается как осуществляется процесс сенсорной интеграции, как не задумывается, например, о процессе дыхания); - организует ощущения, поступающие от органов чувств (зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, воздействие силы тяжести и положение тела в пространстве); - делает испытываемые человеком ощущения значимыми, фильтруя информацию и отбирая лишь то, на чем следует сконцентрироваться в данный момент (например, слушать учителя в данный момент и не обращать внимания на уличный шум); 
 8 
- позволяет человеку осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой он находится (формирование адаптивного ответа на ситуацию); - формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.  Ощущения представляют собой потоки электрических импульсов. Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: - периферический отдел (рецептор – воспринимающая часть анализатора), его основная задача трансформация внешней энергии в нервный импульс; - центральный отдел анализатора (афферентные или чувствительные нервы), которые проводят возбуждение в нервные центры; - корковые отдела анализатора, здесь происходит переработка нервных импульсов, поступающих из периферических отделов анализатора [12, 13]. Химические реакции, протекающие в нашей нервной системе тоже участвуют в образовании импульсов. Для того чтобы импульсы имели значение и сыграли определенную роль в системе, они должны быть интегрированы, так как именно интеграция позволяет нам воспринимать ощущения. Человек воспринимает свое тело, других людей и окружающие предметы и явления благодаря тому, что мозг интегрирует импульсы в значимые (имеющие смысл) формы и взаимоотношения. Наш мозг, воспринимая что-то посредством органов чувств, интегрирует полученную информацию из разрозненных кусочков в единое целое (составление целого из частей). Так, например, когда мы смотрим на апельсин, наш мозг интегрирует ощущения, полученные от глаз, и мы воспринимаем его цвет и форму. Когда мы трогаем апельсин, ощущения, полученные от пальцев и кистей рук, интегрируются, и благодаря этому мы узнаѐм, что снаружи корка у апельсина грубая, а внутри он влажный. 
 9 
Интеграция ощущений, полученных от органов обоняния, позволяет нам почувствовать его цитрусовый запах [19]. Сенсорная интеграция начинает развиваться у младенца еще утробе матери, когда ребенок ощущает движения материнского тела. В дальнейшем ребенок в первый год жизни овладевает такими умениями как – ползание, вставание, только при условии, что в его мозге будет идти и развиваться активнейшая сенсорная интеграция. Ребенок развивает свою сенсорную интеграцию по-разному взаимодействуя с окружающим миром, приспосабливая свое тело и мозг для решения физических задач, с которыми он сталкивается в детстве. Наилучшую возможность для развития сенсорной интеграции дает адаптивный ответ.  Адаптивный ответ - это обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения. Посредством адаптивных ответов ребенок на каждом этапе своего развития справляется с определенными задачами и познает что-то новое. Формирование адаптивных ответов помогает мозгу развиваться и организовывать свою работу, включает сенсорную интеграцию. А с развитием сенсорной интеграции улучшается самоорганизация, и становятся доступными более сложные навыки. Джейн Айрес отмечает, что первые семь лет жизни ребенка его мозг в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации, поэтому этот период называют – периодом сенсомоторного развития. Дети воспринимают окружающий мир, предметы и делают выводы о них согласно своим ощущениям, их адаптивные ответы имеют двигательную, мышечную природу, нежели ментальную. По мере взросления некоторые сенсомоторные навыки заменяются ментальными и социальными, однако именно сенсомоторные навыки являются основой формирования последних [2].    Сенсорная интеграция необходимая для овладения сенсомоторными навыками, такими как движение, говорения, игра, закладывает фундамент более сложной интеграции необходимой для овладения чтением, письмом и адекватным поведением.  
 10 
Идеальной сенсорной интеграции либо ее полного отсутствия не существует, у одних она на редкость хорошая, у других – средняя, у третьих – слабая. Сбой в сенсорной интеграции вычленить очень сложно. Специалист наблюдает как ребенок играет, как действует в той или иной ситуации, как выполняет стандартные тесты и на основе этого делает вывод о том, как работает его мозг. Нарушение сенсорной интеграции проявляется в ряде симптомов, некоторые из них видны уже в младенческом возрасте.  Дети в младенческом возрасте с нарушениями сенсорной интеграции начинают ползать, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить позже своих сверстников. Такие дети кажутся неловкими, неуклюжими, спотыкаются во время бега, часто падают, ударяются о предметы, у них отмечается нарушения координации движений, поэтому они не могут овладеть такими навыками как завязывание шнурков, езда на велосипеде. В дошкольном возрасте у детей с нарушениями сенсорной интеграции отмечаются проблемы в овладении игровыми навыками. Ребенок не в состоянии интегрировать ту информацию, которая поступает от глаз, ушей, рук, тела и поэтому не в состоянии дать адаптивный ответ на то, что он слышит, видит и чувствует. Он пропускает детали или не понимает действий других детей. Не интересуется играми, популярными у сверстников. Игрушки, требующие навыков манипуляции, могут представлять для него проблему. Он гораздо чаще сверстников ломает предметы, чаще получает повреждения. Ребенку трудно раскрашивать, складывать мозаику, пазлы, аккуратно резать ножницами, совмещать ровно края бумаги. Таким детям задачи, которые ставят перед ними взрослые, кажутся трудными и непонятными. В свою очередь взрослым кажется, что ребенку попросту неинтересно, но неинтересно ему потому, что его ощущения и ответы на них не дают ему никакой информации и не приносят удовлетворения. Задержка речевого развития тоже свидетельствует о нарушении сенсорной интеграции. У некоторых детей отсутствует организация 
 11 
тактильных ощущений, они необщительны, держатся в стороне, не позволяют прикасаться к себе. Очень часто  нарушение сенсорной интеграции у детей является причиной гиперактивности. Некоторые негативно реагируют на свет, шум.  В школьном возрасте дети с нарушениями сенсорной интеграции часто испытывают стресс, так как для выполнения задания такому ребенку приходится трудиться больше, чем одноклассникам. Дети испытывают проблемы с налаживанием дружеских отношений со сверстниками. В школе ребенку приходится выполнять множество заданий, которые вызывают у него трудности, переключение с одного задания на другое, запоминание сложносоставных инструкций. Дезорганизация работы мозга не дает ему сконцентрировать  внимание, следовательно, он не способен понять, чему его учат.  Зачастую дети проявляют злость и агрессию, как проявления спонтанных реакций на ощущения невыносимые для ребенка.  Так как сенсорная интеграция протекает бессознательно и контролю не подлежит, ребенок не может ни объяснить свои проблемы, ни понять происходящее. Зачастую взрослые усугубляют ситуацию, предлагая ребенку непосильные задания. В том случае, если отсутствует деликатная поддержка со стороны родителей и учителей, у ребенка формируется низкая самооценка «я – плохой», «я – глупый» [2, 19]. Причинами нарушения сенсорной интеграции могут быть: - наследственная предрасположенность, влияние вредоносных вирусов и химических веществ на развивающийся мозг, кислородное голодание плода во время беременности и родов, сенсорная депривация (недостаточность сенсорной стимуляции). Мозг в условиях сенсорной депривации перестает работать, так как не получает новых сенсорных ощущений, происходит дезинтеграция перцептивных процессов (процессов восприятия через различные органы чувств) [2].  
 12 
Нарушения сенсорной интеграции связанные со сбоем в работе двигательной программы называется диспраксией (нарушение движений и координации при отсутствии нарушений тонуса мышц и параличей) развития, в особо сложных случаях возникает апраксия развития. Диспраксия развития является наиболее распространенным признаком нарушения сенсорной интеграции у детей с проблемами в обучении и иными нарушениями развития.  При диспраксии нарушаются пять аспектов движений: 1) стабильный контроль за движением, произвольное выполнение движения; 2) постуральные реакции (переворачивание со спины на живот, удержание равновесия); 3) устойчивые образцы (паттерны) движений, запрограммированные в центральной нервной системе (ползание, ходьба); 4)специфические двигательные навыки (завязывание шнурков, написание букв); 5) двигательное планирование [2].  Итак, нарушение обработки сенсорной информации проявляется в следующих симптомах и признаках, причем как отмечает автор книги «Ребѐнок не в синхроне» (1995), русский перевод «Разбалансированный ребенок»  (2012) Кэрол Сток Крановиц, у ребенка с сенсорной дисфункцией необязательно присутствуют все перечисленные симптомы. Например, у ребѐнка с вестибулярной дисфункцией может страдать равновесие, но при этом он может иметь хороший музыкальный слух [19].  Иногда ребѐнок демонстрирует в какой-то день симптомы дисфункции, а на следующий день всѐ нормально. Непостоянство является признаком всех неврологических расстройств. У ребенка также могут проявляться определенные симптомы сенсорной дисфункции, но он может ее не иметь. Например, эмоциональный ребенок может проявлять гиперсенсетивность к тактильной стимуляции, избегая прикосновений.  Также ребенок может сохранять гиперсенсетивность к одним стимулам и гипосенсетивность к другим. Например, проявлять 
 13 
чувствительность к легким прикосновениям и в тоже время совершенно спокойно переносить боль от ушиба.  Каждый человек испытывает те или иные сенсорные проблемы, так как никто из нас не может сохранять прекрасную регуляцию на протяжении долгого времени, в силу различных причин, мешающих нормальной работе мозга, вызывая либо его сенсорную перегрузку, либо депривацию.  Нарушение сенсорной интеграции проявляется в гипер- (повышенной чувствительности) или гипосенсетивности (наоборот пониженном пороге чувствительности).  Итак, признаки тактильной дисфункции, могут проявляться либо в гипер -, либо в гипосесетивности, гиперсенсетивность к прикосновению выражается в защитной тактильной реакции, гипосенсетивность к прикосновению в недостаточной реакции. Гиперсенсетивность проявляется: - лѐгкое или неожиданное прикосновение вызывает страх, тревогу, агрессию; страшится или даже избегает находиться близко к другим людям или ровесникам; не любит причѐсываться; не любит, чтобы его целовали, вытирает место поцелуя; предпочитает обниматься; чрезмерно бурная реакция на маленький порез, царапину или укус насекомого; избегает прикосновения к определѐнным материалам (одеялам, коврикам, чучелам животных); отказывается надевать новую или жѐсткую одежду, одежду из грубых тканей, с высоким воротом, джинсы, шапки, ремни и т.п. избегает игры с участием рук; впадает в сильное расстройство из-за грязных рук и часто стремится их протереть или вымыть; не терпит одежды, натирающей кожу, готов носить шорты и безрукавки круглый год; или наоборот, предпочитает носить длинные рукава и штанины круглый год, чтобы не подвергать кожу внешним воздействиям; впадает в стресс из-за необходимости умываться; чрезвычайно капризен в еде, осуществляет строгий подбор вкусов и структур еды, смесь частиц разной консистенции не употребляет, отказывается от горячего и холодного, отказывается пробовать новое; может ходить только на носочках. 
 14 
Гипосенсетивность проявляется: стремится к прикосновению, ему необходимо потрогать всѐ и всех; не замечает, что к нему прикоснулись или налетели на него, если только не сделать это с особой силой или интенсивностью; не обращает особого внимания на раны (порезы, синяки), не расстраивается из-за уколов, может даже заявить, что ему нравятся уколы; может не обратить внимания на то, что руки или лицо грязные, нос течѐт; может проявлять самоагрессию: щипать, кусать себя, быть себя по голове; всѐ время что-нибудь тянет в рот; часто делает больно другим детям или животным в процессе игры; постоянно трогает поверхности или объекты, которые приносят успокоение (например, одеяло); ищет поверхности и структуры, дающие интенсивную тактильную стимуляцию; очень любит «грязные» игры (игры с песком, глиной, пеной) и ищет их; любит вибрацию или другие сильные сенсорные сигналы; предпочитает очень острое, сладкое, кислое или солѐное. Вестибулярная дисфункция проявляется: Гиперсенсетивность к движению (чрезмерная реакция: избегает/не любит детские площадки: качели, лесенки, горки, карусели; не любит лифты и эскалаторы, может сесть, когда приходится в них заходить, его может укачать в/на них; боится высоты, даже подняться на бордюрчик или ступеньку; боится оторвать ступни от земли; боится подниматься и спускаться по лестнице, ходить по неровной поверхности; боится быть перевѐрнутым вверх тормашками, вбок, назад; будет решительно отказываться мыть голову в положении наклонившись над раковиной; замирает, если кто-то другой начинает его двигать, например, пододвигает его стул поближе к столу; может бояться кататься на велосипеде, осваивать его с большими сложностями, может бояться прыгать, скакать, балансировать, стоя на одной ноге, особенно с закрытыми глазами; легко теряет равновесие и может казаться неуклюжим; боится тех видов деятельности, которые требуют хорошего равновесия; избегает резких и вращательных движений. 
 15 
Гипосенсетивность к движению (недостаточная реакция: находится в постоянном движении, кажется, не может посидеть смирно ни минуты; стремится ко всему, что даѐт ощущение быстрого, интенсивного движения, вращения; любит, чтобы его подбрасывали вверх; может кружиться часами, не испытывая при этом головокружения; в парках аттракционов любит всѐ быстрое, напряжѐнное и/или пугающее; постоянно прыгает по мебели, на батуте, крутится на крутящемся стуле, переворачивается вверх тормашками; любит кататься на качелях как можно выше и как можно дольше; ищет источники возбуждения, приключений, нередко опасных; постоянно бежит, подпрыгивает, подскакивает и т.п. вместо простой ходьбы; когда сидит, раскачивается всем телом, трясѐт ногой или головой; любит быстрые внезапные движения, например, когда машина или велосипед подскакивают на бугристой дороге. Низкий мышечный тонус и/или координация: расслабленное тело; часто «сползает», ложится и/или опирает голову на руку, работая за письменным столом; легко устаѐт; трудно поворачивать ручки (дверные и прочие), открывать и закрывать объекты; при падении не может сгруппироваться и удержаться; сложности с одеванием и застѐгиванием пуговиц и всяких прочих застѐжек; плохо осознаѐт своѐ тело; натыкается на предметы, сбивает предметы, спотыкается, кажется неуклюжим; плохая крупная моторика; плохо прыгает, ловит мяч, влезает по лестнице, не может манипулировать марионеткой; плохая мелкая моторика; сложности в пользовании инструментами, карандашом, столовыми приборами, гребешком, ножницами и т.д.; сложно выучить движения упражнения или танца. Проприоцептивная  чувство: сигнал от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении положения в пространстве, поиск сенсорных переживаний: стремится к возможности попрыгать, понатыкаться на что-то, свалиться/навалиться; топает ногами во время ходьбы; стучит ногами по полу или по стулу, когда сидит; кусаѐт/сосѐт пальцы и/или часто хрустит суставами пальцев; любит плотно завѐртываться 
 16 
во много одеял или в тяжѐлое одеяло, особенно при отходе ко сну;  предпочитает одежду (а также ремни, капюшоны и шнурки) как можно более тесную; любит ощущение хлюпанья, расплющивания и стремится к нему; любит грубоватые объятия; чрезмерный стук игрушками и другими объектами; часто намеренно падает на пол; готов часами прыгать на батуте; скрипит зубами в дневное время; любит пихать, тащить, волочить объекты; любит прыгать с мебели и с других высоких объектов; часто ударяет, толкает других детей, наваливается на них; жуѐт ручки, соломинки, рукава рубашки и т.д. Сложности с упорядочиванием движения: не может оценить, насколько согнуть и растянуть мышцы при выполнении какого-то действия (например, вдеть руку в рукав или залезть куда-то); сложности с регулировкой давления при письме/рисовании: может написать так, что почти ничего не видно или, наоборот, тут же сломать грифель карандаша; письменная работа очень неаккуратная, а при стирании написанного часто рвѐт бумагу; постоянно ломает игрушки и другие объекты; не может правильно определить вес объекта, может слишком надавить на стакан с соком или жаловаться, что объект слишком тяжѐлый, не приложив достаточной силы; может не понимать, что такое «тяжѐлый» и «лѐгкий», не сможет сравнить объекты по весу; кажется, что во всех действиях применяет слишком большую силу: при ходьбе; сжимает предметы слишком сильно, хлопает дверьми, ставит объекты с силой и грохотом. Признаки аудиальной дисфункции (при исключении проблем со слухом)  Гиперсенсетивность к звуком (аудиальная защитная реакция): отвлекается на звуки, в норме не замечаемые другими; например, гудение лампы или холодильника, вентилятора, обогревателя, тиканье часов; пугается звуков  (пылесоса, фена, скрипа обуви, лая собаки); замирает или отвлекается на неожиданный громкий звук; раздражается/отвлекается на фоновые шумы за пределами здания, например, на жужжание газонокосилки в саду, звуки стройки; часто просит людей не шуметь, не говорить, не петь; 
 17 
при неожиданном громком звуке убегает, вскрикивает, закрывает уши руками; может отказаться от посещения кино, парада, катка, музыкального концерта и т.д.; человек может нравиться или не нравиться в зависимости от того, нравится ли звучание его голоса. Гипосенсетивность к звуку (недостаточная регистрация звуков): часто не реагирует на словесное обращение, на обращение по имени; кажется, что сам шумит исключительно ради шума как такового; любит слушать музыку и телевидение очень громко; кажется, что плохо понимает и запоминает на слух; кажется, что не понимает направление источника звука; нередко вслух и достаточно громко сам направляет себя во время выполнения задания; в младенчестве мало или совсем не вокализировал и не гулил; нуждается в неоднократном повторении инструкций, иначе часто переспрашивает.  Признаки дисфункции орального сигнала Гиперсенсетивность к оральному сигналу (оральная защитная реакция):  капризен в еде, часто имеет крайние предпочтения, например, очень ограниченный набор продуктов, отказывается пробовать новую еду отказывается есть в гостях; может есть только мягкую или пюреобразную еду после 2-х лет; может давиться едой плотной консистенции.  Признаки нарушения обонятельной функции (чувствительность к запахам), гиперсенсетивность к запахам (чрезмерная реакция): отрицательно реагирует на запахи, которые не беспокоят большинство или даже не замечаются в норме другими людьми; сообщает людям (или говорит об этом с другими), как неприятно или странно они пахнут; отказывается есть какие-то продукты из-за их запаха; запахи уборной, пота вызывают сильную негативную реакцию или даже тошноту; запах духов и одеколона вызывает раздражение, возможно, сильное; раздражают бытовые и кухонные запахи; может отказаться от игры в чьѐм-то доме из-за запаха; запах является ведущим критерием для определение нравится или не нравится конкретный человек или конкретное место. 
 18 
Гипосенсетивность к запахам (недостаточная реакция): сложности с различением неприятных запахов; может съесть или выпить что-то ядовитое, потому что не чувствует отвратительного;  запаха; не может определить запахи специальных «нюхательных» наклеек; не замечает запахи, на которые жалуются окружающие; не замечает или игнорирует неприятные запахи; тщательно обнюхивает новые предметы, людей, места; нюхание предмета — один из способов взаимодействия с ним [2, 4, 19 ]. Мы не можем увидеть, как работает нервная система ребенка, но мы можем проследить это, наблюдая за его поведением и обучением. Именно поведение и способность к обучению являются зримыми показателями сенсорной интеграции. Для более глубокого понимания сенсорной интеграции необходимы знания о строении и функционировании нервной системы.  Нервная система состоит из двух больших полушарий головного мозга, коры, ствола мозга, спинного мозга, мозжечка и огромного количества нервов во всех частях нашего тела. В каждой из вышеназванных структур мозга содержится огромное количество нервных клеток – нейронов. Каждый нейрон имеет волокна, которые проводят электрические импульсы. Нейроны, передающие импульсы от тела к мозгу или внутри самого мозга – сенсорные нейроны, а нейроны, которые проводят импульсы от мозга к мышцам и внутренним органам называются двигательными нейронами. Главная функция нейронов информировать нас о состоянии нашего тела и о окружающем мире, а также организовывать и направлять наши действия и мысли. Во всех частях тела располагаются чувствительные органы – рецепторы, которые улавливают сенсорные сигналы. Например, рецепторы глаз улавливают световые волны, рецепторы носа – запахи, рецепторы, расположенные в мышцах чувствительны к сокращениям и расслаблениям мышц. Каждый рецептор превращает энергию в поток электрических импульсов, которые идут через сенсорные волокна к спинному и головному мозгу. Поток электрической энергии, который направляется в мозг 
 19 
называется сенсорным сигналом. Отмечается, что более 80 % нервной системы участвует в образовании или организации сенсорного входа. Головной мозг выступает в роли обработчика различной сенсорной информации. Обработка сенсорной информации чрезвычайно сложна, потому что в мозгу взаимодействуют между собой разные виды сенсорных сигналов. Сложная сенсорная обработка формирует в мозгу своего рода сообщение, а двигательные нейроны передают его телу. Каждая мышца имеет множество двигательных нейронов, и электрические импульсы в них заставляют мышцы сокращаться. Координация и эффективность мышечных сокращений зависят от степени организации мозга. Сенсорная интеграция и есть процесс организации сенсорных сигналов, благодаря которому, мозг обеспечивает эффективную реакцию (ответ) тела и перцепцию, формирует эмоции и мысли. Интеграция сортирует, упорядочивает и затем собирает все сенсорные сигналы вместе, формируя тем самым мозговую функцию.  Части нервной системы, участвующие в сенсорной интеграции.  Нейрон – основная структурно-функциональная единица нервной системы, электрически возбудимая клетка, которая обрабатывает, хранит и передает информацию при помощи электрических и химических сигналов. Нейрон состоит из ядра, тела клетки и отростков (дендритов и аксонов). Большинство нейронов имеет тысячи ответвлений при помощи которых соединяется с другими нейронами, протекание электрических импульсов в этой запутанной цепи делает возможным обучение и определяет поведение. В течение секунды нервные волокна передают сотни импульсов, которые распространяются одновременно в разных направлениях [12, 13 ]. Проводящие нервные пути и ядра.  Многие нейроны организованы в длинные тонкие цепи, называемые нервными путями. Большинство путей проводят лишь один вид сенсорных сигналов или двигательных ответов из одной области нервной системы в другую. Но некоторые передают сигналы нескольких 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon chayka_vkr.pdf899.87 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедических занятий с неговорящими детьми в условиях реабилитационного центра

Данный материал отражает значимость ранней логопедической работы с детьми 1,5 - 3х лет, раскрывает цели и задачи коррекционного воздействия, в основе которого - тесное взаимодействие с родителями него...

Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет

ГКУ СО МО «Каширский специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «СЕМЬЯ»    Логопедические занятия с неговорящимидетьми 2-3 лет...

Комплекс занятий с неговорящими детьми

Адрсована детям в возрасте от 3-х до 7 лет.Предусматривает: развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребителных слов:- названий членов семьи, частей тела и лица, уп...

занятия с неговорящими детьми

конспекты для занятий с неговорящими детьми...

10 Комплексов занятий с неговорящими детьми.

Система работы с не говорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста в возрасте от 3-х до 7 лет....

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста.

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста.В ситуации, когда у малыша 1,5-2 лет отсутствует активная речь, перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли н...

Взаимодействие с родителями и педагогами: "Фрагменты занятий с неговорящими детьми"

На сегодняшний день стремительно увеличивается количество неговорящих детей. Поэтому организация работы с данной категорией актуальна на сегодняшний день. Первый опыт моей работы с неговорящими детьми...