Статья "Игра как средство воспитания детей в дошкольном учреждении".
статья (младшая группа) на тему
Игру и детство невозможно отделить друг от друга, поэтому воспитатель с помощью игровой деятельности должен раскрыть способности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_igra_kak_sredstvo.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство воспитания детей в дошкольном учреждении.
Игру и детство невозможно отделить друг от друга. Ведь ребёнок живёт в игре «по-настоящему», при этом он познаёт не только себя, но и окружающий мир. Именно в игре ребёнок получает свой первый социальный опыт.
Стоит отметить, что многие современные дети играют, к сожалению, всё меньше. Причины этому разные. Одни педагоги считают, что игр стало меньше, другие - не хватает времени на игры не только у детей, но и у их родителей. На мой взгляд, всё дело во взрослых тетях и дядях, которые должны не только сами знать игры и понимать психологию детей, но и самое главное - любить их. Только в этом случае, детей можно увлечь и решать различные задачи воспитательного и развивающего характера.
Игр существует великое множество. Это и познавательно- развивающие, и ролевые, и спортивные, и обучающие, и подвижные. Какая бы не была игра, она несёт в себе большой воспитательный потенциал. Почему? Да потому что игра развивает такие качества, как самостоятельность, инициативу, активность, формирует коллектив. Нельзя не упомянуть про развитие внимания, восприятия, мышления и речи ребёнка.
При организации игр в детском саду, на мой взгляд, надо соблюдать следующие правила - постулаты:
- на протяжении всех видов взаимодействия воспитателя с детьми должны иметь место элементы игр;
- с помощью игр надо организовывать разные виды деятельности;
- не надо использовать на протяжении дня одни и те же игры. Детям станет просто неинтересно!
С чего же начать? Как выбрать ту или иную игру? Вначале надо создать определённую «игровую среду», чтобы заинтересовать детей, создать у них ощущение тайны, вопроса. В комнате надо разложить разные игрушки: детскую посудку, «инвентарь», машинки, продолжать можно долго. Главное - чтобы всё это было доступным для деток. Они должны сами определиться, как играть: по одному или в группе. Игра - это свобода выбора.
А дальше все зависит от педагога, от искренности его взаимоотношений с «подопечными». Он должен установить эмоциональный контакт с ребёнком, показать, что ему самому интересно. Проявляя фантазию и воображение, надо помнить, что отношения даже с самыми маленькими должны быть равноправными. Воспитатель, используя свой «арсенал» методик, должен стимулировать активность ребёнка, поддерживать его, радоваться, глядя на то, как он играет.
Приведу несколько примеров. «Твоя кукла ещё не накупалась», «Машинка быстро едет?», «Музыку сделать потише, чтобы детки уснули?»
Бывает, что ребёнок оказался в детском саду впервые и не умеет играть. Вот здесь воспитатель с помощью прибауток, элементов ролевых игр начинает завлекать его, а затем поддерживать игровые действия.
Большую роль играют наводящие вопросы воспитателя, которые заставляют ребёнка искать необходимые игрушки. Один сюжет ролевой игры постепенно заменяет другой, что вызывает интерес к игре и увеличивает её продолжительность. Ребёнок использует в игре всё больше и больше предметов, осваивает разные социальные роли: мама, водитель, продавец, учитель. Нельзя забывать про выстраивание последовательности действий: вначале пошли в магазин, сварили кашу, поели, отдохнули, помогли маме и т. д. Дети осваивают такое действие, как планирование, оценивание своих результатов.
Приведу примеры использования игр в младшей группе детского сада.
1. Игра «Автобус»: сюжет «Пассажиры и водитель». В процессе игры дети расставляют стульчики, покупают и показывают билетики водителю, берут с собой сумки, игрушки, одеваются, обнимаются, машут из окна воспитателю. Для большего эффекта воспитатель пускает мыльные пузыри, имитируя снег.
2. Игра-инсценировка «Теремок»: дети играют разные роли (мяукают, пищат, квакают, гавкают, ревут и т.д.), по сценарию – все звери заняты своим делом: готовят, подметают, моют пол, посуду, поливают цветы.
3. Игра «Гараж»: сюжет - одни дети на машинах подвозят материал, другие строят, третьи ставят машины в гараж.
4. Игра «День рождение»: сюжет – распределяются роли: мамы, папы, бабушки, гостей, продавца, именинника. В процессе игры дети пекут торт, жарят котлеты, готовят салаты, покупают в магазине подарки, расставляют посуду и едят, танцуют.
В заключении хотелось бы отметить, что именно игра помогает детям раннего возраста усваивать достаточно сложный материал ненавязчиво, незаметно, в интерактивной форме. Ребёнок учится осваивать отношения между людьми, быть честным, добрым. Игровая деятельность раскрывает способности детей, развивает воображение, мышление. Помогает во время определить и предотвратить негативное отклоняющееся поведение маленького человека. Воспитатель должен правильно выбирать игры, чтобы не допустить детские страхи, превратить занятия в увлекательные путешествия и полезные занятия.
Список используемой литературы
1.Соляник Е.Н. Развивающие игры.- Санкт-Петербург.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. – 76с.
2.Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. -222с.
3. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. - М., 1983-211с.
4.Махаева М.Д. Игровые занятия. – М.: Творческий Центр, 2005. – 87с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольном учреждении и в семье
Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольном учреждении и в семьеВ процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребе...
Консультация для воспитателей. Тема: «Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении».
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание это целеноправленый процесс р...
Сообщение на педагогическом совете "Особенности воспитания детей в дошкольном учреждении с учетом гендерных факторов"
В последнее время проблема воспитания детей с учетом гендерного фактора является очень актуальной. Причинами являются следующие процессы, протекающие в нашем обществе: - унификация полов в обществе, ж...
Консультация: "Музыкальное воспитание детей в дошкольном учреждении."
Музыкальное воспитание детей в дошкольном учреждении....
Консультация для воспитателей. Тема: «Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное в воспитание это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, ...
Консультация для воспитателей: «Сенсорное воспитание детей в дошкольном учреждении»
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо также осуществлять сенсорное воспитание.Сенсорное в воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чув...