Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольном учреждении и в семье
статья по теме

Попова Светлана Владимировна

 

Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольном учреждении и в семье

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. Интерес к духовному началу в нашей жизни тоже начинается в семье.

Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в желании оградиться от трудных задач воспитания, затрат духовных усилий. В наше время появилась необыкновенная легкость и безответственность в супружеских отношениях, а трагедия распада семьи часто стала вомприниматься как обыденная практика. Страдают при этом, к глубокому сожалению, дети.

Папами и мамами не рождаются, ими становятся. Для успешного воспитания детей необходимо понимание родителями важности расширения общего и педагогического кругозора, обогащения своих знаний, совершенствования личностных черт и качеств, образа жизни семьи. Следовательно, родители сами должны быть духовно образованными людьми.

Детский сад и семья – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса духовного воспитания ребёнка. ДОУ ставит перед собой много задач: и воспитательные, и образовательные, и просветительские. Педагоги оказывают квалифицированную помощь родителям в решении вопросов воспитания. Чтобы вырастить полноценную, высоконравственную личность, знающую свои корни, традиции, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

Культура России исторически развивалась под воздействием православия. Без знания основ правосавной культуры невозможно приобщить детей к духовным ценностям своего народа.

Работа по приобщению детей к истокам православной культуры, как основопологающей части истории русского народа, в нашем ДОУ ведется на протяжении уже нескольких лет. Данная деятельность осуществляется на основе сотрудничества с протоиреем Андреем Зиновьевым, настоятелем Свято-Никольского храма с. Соковое и с родителями воспитанников.

Основная цель – постепенно подвести детей и родителей к пониманию того, что православная культура – это то, чем жили и что создавали наши благочестивые предки с верой, надеждой и любовью ко всему, особенно к матери.

Во все времена  мама – самый главный и близкий человек в жизни каждого. В православной культуре верили, что никто не может лучше научить нравственности, как мать.

Педагоги нашего дошкольного учреждения уделяют большое внимание формированию у детей почтительного отношения к маме, уважения и любви к ней. Наибольший эмоциональный отклик в душе рёбенка, дающий духовные ростки, вызывают тематические праздники, посвященные мамам, например, ко дню «День матери» мы подготовили и провели развлечение «Мамочка любимая». Первоначально провели беседы с детьми о значимости праздники, приготовили поделки, поздравительные плакаты, оформили фотовыставку «Я и моя мама». С каждым ребенком составили письмо «Для моей любимой мамы!».

Основным стал второй этап праздника: дети пригласили своих дорогих мам, с большим нетерпением ждали прихода гостей. На празднике читали стихи, пели любимые песни: «Мама дорогая», «Дружба настоящая».

Особенно понравилась мамам колыбельная песня в исполнении девочек: «Баю, бай пусть тебе приснится рай». Не обошлось и без задорных игр «Мама собирается на работу», «Поможем маме».

Мамы от детей не отставали: вместе пели песни, танцевали. Это создало атмосферу единения взрослых и детей, вызвало детскую гордость за своих мам, дало возможность мамам увидеть своих детей заботливыми, благодарными, признательными.

В заключении мамам были вручены конверты с письмами, в которых каждый ребенок признавался своей маме в любви, рисовал ее портрет. Некоторые, читая письма, даже прослезились от добрых и нежных слов в свой адрес.

Проведение подобных мероприятий позволяет формировать в детях основы высоких духовно-нравственных качеств, способствует правильному выстраиванию детско-родительских отношений. Даёт возможность понимания того, что мать нужна ребенку всегда, причем не в количественном измерении, а в качественном. Нравственное воспитание ребёнка – есть ежедневная работа по воспитанию в детях любви к ближнему и к людям.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольном учреждении и в семье МБДОУ №44 д /с «Золушка» Центр развития ребенка Подготовила: Попова Светлана Владимировна Старый Оскол, 2013 г.

Слайд 2

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. Интерес к духовному началу в нашей жизни тоже начинается в семье.

Слайд 3

Актуальность: Глубокий кризис семьи и семейного воспитания Утрата престижа материнства и отцовства Безответственность в супружеских отношениях Проблема социального здоровья подрастающего поколения

Слайд 4

Результат мониторингового исследования родителей 50% родителей ограждают себя от трудных задач воспитания. 20% родителей – гиперопека. 30% родителей не имеют нужных знаний для воспитания своих детей .

Слайд 5

Папами и мамами не рождаются, ими становятся. Для успешного воспитания детей необходимо понимание родителями важности расширения общего и педагогического кругозора, обогащения своих знаний, совершенствования личностных черт и качеств, образа жизни семьи. Следовательно, родители сами должны быть духовно образованными людьми.

Слайд 6

Детский сад и семья – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса духовного воспитания ребёнка. ДОУ ставит перед собой много задач: и воспитательные, и образовательные, и просветительские. Педагоги оказывают квалифицированную помощь родителям в решении вопросов воспитания. Чтобы вырастить полноценную, высоконравственную личность, знающую свои корни, традиции, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

Слайд 7

Работа по приобщению детей к истокам православной культуры, как основополагающей части истории русского народа, в нашем ДОУ ведется на протяжении уже нескольких лет.

Слайд 8

Данная деятельность осуществляется на основе сотрудничества с протоиреем Андреем Зиновьевым, настоятелем Свято-Никольского храма с. Соковое и с родителями воспитанников.

Слайд 9

Цель: подвести детей и родителей к пониманию того, что православная культура – это то, чем жили и что создавали наши благочестивые предки с верой, надеждой и любовью ко всему, особенно к матери. Во все времена мама – самый главный и близкий человек в жизни каждого. В православной культуре верили, что никто не может лучше научить нравственности, как мать.

Слайд 10

Педагоги нашего дошкольного учреждения уделяют большое внимание формированию у детей почтительного отношения к маме, уважения и любви к ней. Наибольший эмоциональный отклик в душе рёбенка, дающий духовные ростки, вызывают тематические праздники, посвященные мамам.

Слайд 11

Развлечение «Мамочка любимая!» 1 этап : проведение праздника Беседы с детьми о значимости праздника Изготовление поделок, поздравительных плакатов. Составление писем «Для моей любимой мамы» Оформление фотовыставки: «Я и моя мама»

Слайд 12

2 этап праздника: Чтение стихов Исполнение песен: «Мама дорогая», «Дружба настоящая», «Баю, бай пусть тебе присниться рай» Игры: «Мама собирается на работу», «Поможем маме»

Слайд 13

В заключении мамам были вручены конверты с письмами, в которых каждый ребенок признавался своей маме в любви, рисовал ее портрет.

Слайд 14

Проведение подобных мероприятий позволяет формировать в детях основы высоких духовно-нравственных качеств, способствует правильному выстраиванию детско-родительских отношений. Даёт возможность понимания того, что мать нужна ребенку всегда, причем не в количественном измерении, а в качественном. Нравственное воспитание ребёнка – есть ежедневная работа по воспитанию в детях любви к ближнему и к людям.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в дошкольных учреждениях района».

В своей работе автор заостряет внимание на духовно-нравственном воспитании-как одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям....

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Программа духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи и детского сада.

Данная программа предполагает формирование у дошкольников знаний о современной жизни, традициях, истории, религиозной культуре нашего народа, а также воспитывает их интерес к родной стране, области, г...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...