технология обучения в сотрудничестве
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Актуальность данной технологии заключается в том что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения, что создаёт острую необходимость подготовки детей к соответствующему типу обучения. Поэтому внедрение учебного сотрудничества непосредственно на развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста является одним из средств решения проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_obucheniya_v_sotrudnichestve.pptx | 946.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р. С. Буре- Коллективная деятельность детей на занятиях имеет большую воспитательную роль, в частности, у детей в процессе взаимодействия развиваются нравственно-волевые качества: умение договориться, уступить сверстнику, соблюдать правила, действовать по инструкции.
Г. А. Цукерман - При контактах со сверстником ребенок учится добывать недостающую информацию с помощью вопросов, планировать предстоящую деятельность, строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность, субъективность мнений, строить свое поведение в соответствии с эмоциональным состоянием партнера.
Е. Е. Кравцова. Взаимодействие и общение детей друг с другом на занятиях влияет на психологическую готовность к обучению в школе, а именно на развитие самостоятельности и инициативности.
Необходимость нового подхода к обучению Целью образования в наши дни является развитие личности и компетентностный подход. Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.
Актуальность данной технологии заключается в том что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения, что создаёт острую необходимость подготовки детей к соответствующему типу обучения. Поэтому внедрение учебного сотрудничества непосредственно на развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста является одним из средств решения проблем.
Развитие навыков сотрудничества у детей в образовательной деятельности предполагается посредством решения следующих задач : Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе. Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий. Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.
Основанием для формирования элементов сотрудничества на развивающих занятиях являются следующие теоретические положения: 1) Сотрудничество должно строиться как договор о продуктивном взаимодействии и взаимопомощи, в составлении которого участвуют обе «высокие стороны»: и воспитатель, и дети.
Основания для формирования элементов сотрудничества на развивающих занятиях: 2) Каждый раз, предлагая новую норму «учебных» взаимоотношений, воспитатель предлагает детям ситуацию открытого выбора между «правильным» и «неправильным» поведением и представляет каждому возможность попробовать, применить к себе и то, и другое, не на словах, а на деле.
Основания для формирования элементов сотрудничества на развивающих занятиях: 3) НОРМА – это всегда разнообразие индивидуальных равнодоступных вариантов. Чтобы помочь ребёнку «подогнать» общую норму к его индивидуальности, нужен веер допустимых образцов в пределах одной нормы.
Основания для формирования элементов сотрудничества на развивающих занятиях: 4) Чтобы помочь ребёнку выполнить норму, недостаточно её сформулировать. Необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения; в данном случае это разнообразные знаки и жесты, с помощью которых взаимодействия в коллективе строятся как правила уличного движения, регулируемые с помощью дорожных знаков, сигналов, жестов постового.
Основания для формирования элементов сотрудничества на развивающих занятиях: 5) Все нормы коллективных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения ребёнок-взрослый, но и отношения ребёнок-ребёнок. При этом нормосообразное поведение складывается не в целой группе, а в малых детских группах, являющихся для ребёнка одновременно и группами эмоциональной поддержки.
Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру: 1. На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация , которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»
структура 2. Второй структурный элемент НОД – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом.
структура 3. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале.
структура 4. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки предполагает действия контроля и оценки . Взаимопроверка и взаимооценка осуществляется при работе детей группами, парами, самостоятельно. Анализу подвергается каждая операция и способ её выполнения. Важным шагом в этом становится обучение детей самооценке . После выполнения задания ребёнок подводит итоговую оценку (например, работа прогнозировалась как легкая, я оказалась тяжёлой).
Таким образом, в процессе реализации данной технологии дети овладевают необходимыми навыками взаимодействия меду собой и с педагогом; навыками само и взаимного контроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.
Основные варианты организации обучения в сотрудничестве. «Обучение в команде» - STL (Student Team Learning) «Ажурная пила» - Jigsaw – разработана Э. Аронсоном «Учимся вместе» - Learning Together - (университет штата Миннесота) «Исследовательская работа» учащихся в группах ( Шломо Шаран, Израиль)
1. Обучение в команде Делим класс на разноуровневые группы из 4-х учащихся. Группа получает задание. Задание распределяют на каждого по частям, либо выполняют по «вертушке». Задание объясняется вслух учеником и контро-лируется всей группой. Общее обсуждение в классе или индивидуаль-ный тест на проверку и понимание.
2. «Ажурная пила» Материал делим на логические или смысловые части. Каждый получает свою часть, изучает и становится «экспертом» по своему заданию. «Встреча экспертов» из разных команд, но по одинаковому заданию. Возвращение «экспертов» и обучение друг друга по всему материалу. Отчитывается каждый и вся команда в целом. Учитель может спросить одного по любому вопросу. Оценка общая на группу.
3. «Учимся вместе » Одно задание на группу, является подзаданием общей темы класса. Внутри группы распределяются роли в выполнении задания. В результате работы всех групп достигается усвоение всего материала.
4. Исследовательская работа Группы по 6 человек. Подтема на группу. В группе - отдельные задания каждому. Индивидуальная самостоятельная работа каждого. Дискуссия в группах. Составление едино- го доклада. Презентация доклада перед всем классом.
Основные идеи всех вариантов : Общность цели и задач; Индивидуальная ответственность и равные возможности успеха; В основе лежит именно сотрудничество, а не соревнование; Успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу ; Возможность совершенствовать свои собственные достижения.
Преимущества : 1 . Учащиеся выясняют друг у друга все, что неясно и вместе не боятся обратиться за помощью к учителю. 2 . Учатся самостоятельно добывать знания. 3 . Формируют свою точку зрения и учатся ее отстаивать. 4 . Развиваются коммуникативные умения. 5 . Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Что отличает обычное групповое обучение от обучения в малых группах по методике сотрудничества? Р. Джонсон выделил следующие основные отличия: Взаимосвязь членов группы; Личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей; Совместная учебно-познавательная деятельность; Социализация деятельности учащихся в группах; Общая оценка работы группы.
Виды групповой организации Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания. Дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.
Принципы формирования групп: стихийно; по интересам: а) желание (дружба); б ) по отношению к проблеме, к предмету; в ) по уровню познавательной активности одноуровневые – разноуровневые слабые и сильные. Количество людей в группе для 1-2 кл .- 2-3 человека, для 3-4 кл .- 4 человека
Не рекомендуется: формировать пару из двух слабых учеников; требовать полной тишины; нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе ; принуждать к общей работе детей, которые не хотят работать вместе; заниматься работой в группе более 10 — 15 минут в 1 — 2 классах и более половины урока в 3 — 4 классах.
Правила организации групповой работы Говори спокойно и ясно. Говори только по делу. Говори по очереди. Реагируй жестами и знаками. Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего . Убедись, что в разговоре участвует каждый . Обращайся к другу по имени.
Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Минусы Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Выводы: групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни; улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения; научить можно каждого; соблюдается дифференцированный подход; работа в группе помогает ребенку проявить себя; укрепляется дружба; улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе;
Выводы: появляется возможность избежать негативных сторон соревнования; ребята убеждаются в ценности взаимопомощи; порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища; реализуется принцип деятельности; достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний; учащиеся усваивают больший объем материала; обеспечивается единство воспитания и обучения; между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения; минимальный объем домашнего задания; упрощается процедура проверки работ.
Большие возможности для применения технологии сотрудничества дает медиатека , библиотека, школьный музей
Формирование культуры общения 1 этап - учимся слушать друг друга и высказывать свою точку зрения, мнение по любому поводу. 2 этап – учимся вести диалог и учимся аргументировать свою версию. 3 этап – учимся задавать вопросы и учимся давать контраргументы. 4 этап – учимся разрешать конфликты и совершенствовать умения вести диалог.
Формула успеха Умение видеть и решать проблемы. Умение самостоятельно учиться, работать с информацией. Способность иметь самостоятельную точку зрения и умение её аргументировать. Умение применять полученные знания для решения жизненных проблем. Культура общения.
Девиз обучения в сотрудничестве: «Помогая другим, учимся сами !»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы. Тема: «Во поле береза стояла» Технология обучения в сотрудничестве
middot; Уточнить знания детей о березе, о строении дерева и названии его частей. Продолжать учить детей вырезать симметричные изображения из бумаги сложенной вдвое...
Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»
Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению и использованию современных образовательных технологий - исследовательской деятель...
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: « Звонкий телефон» с использованием технологии "Обучение в сотрудничестве". ( для детей среднего дошкольного возраста)
Крнспект НОД по образовательной области Познавательное развитие "Звонкий телефон" с использованием технологии "Обучение в сотрудничестве" для детей старшего дошкольного возраста....
Авторское дидактическое пособие по ФЭМП (старший дошкольный возраст) «Универмаг» (закрепление счета в пределах 20, технология – обучение в сотрудничестве)
Представляю многофункциональное дидактическое пособие «Универмаг» направленное на решение одновременно нескольких задач: по образовательнойобласти «Познавательн...
Дидактическое пособие по речевому развитию ( старший дошкольный возраст) Авторская дидактическая игра «Угадай, где я живу?» (знакомство и значение использования в речи наиболее употребляемых предлогов, технология – обучение в сотрудничестве)
Представляю дидактическое пособие «Угадай, где я живу?» по образовательной области «Речевое развитие» - формирование связной речи, использование в речи...
Квест – игра по познавательному развитию на тему: «Космические помощники» с использованием технологий: обучение в сотрудничестве (для детей подготовительной группы)
Квест – игра по познавательному развитиюна тему: «Космические помощники»с использованием технологий: обучение в сотрудничестве(для детей подготовительной группы)...
Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в образовательном процессе»
Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению и использованию современных образовательных технологий - исследовательской деятельности ...