Формирование речевого общения детей с ОВЗ в предметно-практической и трудовой деятельности в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми
статья (средняя группа) по теме
ТЕМА «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЛОКЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rez_obshenie.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
ТЕМА «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЛОКЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ»
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Речевое общение это одна из главных человеческих потребностей и ребенка с ОВЗ этому необходимо учить. Общение это более широкое понятие, чем устная речь. Оно предполагает восприятие и понимание речи, реакцию на речь окружающих, умение соблюдать очередность в разговоре. Общение позволяет ребенку удовлетворять свою потребность, выражать пожелания, сначала жестом, позже словом и фразой. Детям с ОВЗ самостоятельно справиться с языковыми трудностями сложно.
Многие дети, поступающие в нашу группу, являются практически не говорящими и свою работу мы начинаем с установления тесного эмоционального контакта с ребенком. Различными приемами побуждаем ребенка к общению, но не принуждаем, чтобы не вызвать негативизм. Учим детей внимательно слушать речь окружающих и вести общение пока на уровне звукоподражаний или с помощью слов заменителей (машина - би-би, собака - ав, ав, кошка - киса). Одновременно ведем работу над пониманием речи , учим, что сообщить об удовлетворения своих нужд можно жестом, звуком или словом . Всю работу проводим в игровой форме с опорой на конкретную ситуацию и наглядно предметные действия. Всеми способами стимулируем подражание в действиях, в речи и на его основе формируем отражательные действия: «сделай как я» (покачай куклу, покатай мяч, нарисуй дорожку, слепи шар). Стараемся не перегружать пассивный словарь неговорящих детей и не загромождать его малопонятными словами. Стремимся, чтоб ребенок сначала показал (это легче), а затем назвал предмет или действие в конкретной ситуации, в которой он находится в данной момент.
Развивать речь не включая ее в ту или иную деятельность невозможно. Задача, которая стоит перед воспитанием - это не столько сообщение детям новых слов и требование их повтора, сколько использование речи как необходимого и значимого средства той или иной деятельности - игры, конструирования, решения практических и трудовых задач. Развитие этих форм деятельности ведет к развитию их главного средства - речи.
Но что же делать, если ребенок существенно отстает в развитии, если словарный запас беден, он не умеет слушать других и выражать свои мысли? Здесь должна выступать опережающая инициатива взрослого. Воспитатель дает образец того обращения, которым ребенок еще не владеет, он ведет ребенка за собой, включает его в общение, делает его привлекательным и главное необходимым для самого ребенка. Стараемся разговор основывать на конкретных предметных действиях. Для этого подходит любая продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, труд. В процессе самой деятельности дети знакомятся с новыми понятиями, учатся наблюдать, сравнивать, выражать словами оценку деятельности.
В формировании трудовой направленности детей, важную роль играет использование песенок, потешек. Например, чтобы вызвать радостное настроение у детей, сопровождали процесс умывания словами потешек: «Чистая водичка, моет Сане личико, Анечке ладошки, а пальчики Антошке» Или: «Водичка, водичка умой мое личико», дети с удовольствием начинают повторять потешки и песенки, у них появляется желание умываться, мыть руки.
Общаясь с детьми, вовлекая их в трудовой процесс, даем посильные поручения: принести в маленькой лейке воду, протереть листья растений, полить цветы, сопровождая действия словами: «Лей водичка лей, пей цветочек пей» и многие другие трудовые поручения. Привлекаем детей к труду («мытье игрушек, растений, расчесок, стирка кукольного белья и т.д.), при этом все действия проговариваются. Слово взрослого помогает ребенку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы.
В процессе совместной деятельности трудовой или игровой - учим детей взаимодействию друг с другом, учим устанавливать контакт, оказывать помощь товарищу. Наблюдения показывают, что во время совместного выполнения заданий «оживают» даже неговорящие дети, а у говорящих возникают диалоги. На занятиях учим детей не молча выполнять задания, а сопровождать свои действия словами. Неговорящие дети слышат речевое сопровождение действий говорящих.
Речь становится слепком с их деятельности и они начинают понимать, для того чтобы играть, общаться с другими необходимо разговаривать сними, стараться чтобы тебя поняли. Таким образом, пассивная речь детей переходит в активную.
При проведении совместной работы с детьми стараемся, придерживаться следующих правил:
1.При планировании выбираем конкретные задачи и доступные детям в их выполнении.
2.Речевой материал согласовываем с дефектологом.
3. Не торопиться, дать время ребенку на ответ. Терпеливо слушаем и ждем.
4. Ведем за детьми наблюдения, чтобы понять, что их больше интересует, какой вид деятельности, какая игрушка и начинаем работу именно с этого.
5. Все время следим за концентрацией внимания. Если видим, что ребенок отвлекается, не реагирует на действия воспитателя, прерываемся, позовем по имени или прикоснемся к нему.
Играя с игрушками, выполняя посильные действия, дети познают мир, обогащается их словарь не отвлеченными понятиями, а конкретными. Предмет, действия с ним и словесное оформление переплетаются и дополняют друг друга, делают понятия более доступными ребенку с ОВЗ. Ведя ребенка за собой,
приглашаем к совместным игровым или трудовым действиям с предметом, побуждаем совершать действия по очереди, при этом называем свои действия и побуждаем его повторить. А, подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в речи, а со временем слова и предложения. Для того чтобы ребенок захотел говорить, слова должны быть ему понятны, а материал интересен, только в этом случае можно научить общению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста по теме: «Зимушка – зима».
Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста по теме: «Зимушка – зима»....
Совместная деятельность воспитателя с детьми. Конспект познавательно-речевого занятия для детей раннего возраста (с 2-3 лет),(из опыта работы) «Лесные жители»
Познавательно-речевое занятия с детьми раннего возраста по ФГТ...
формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через совместную деятельность воспитателя с детьми
Данный материал содержит обобщение опыта работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через совместную деятельность воспитателя с детьми. В приложении ...
конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию"Держи ушки на макушке"с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи.
Совершенствовать знания детей об органе слуха.В ыяснить почему нужно беречь слух и соблюдать правила ухода за ушами....
Блок совместной деятельности воспитателя с детьми "Желтый урок"
Цели: Обогащение детей знаниями для создания целостной картины мира; создание условий для творческой работыЗадачи:Формирование представление детей о цвете, звуке, движении. А также их различных ...
Совместная деятельность воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Кто заботится о детях в детском саду» Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: • Создать условия для получения детьми знаний по теме «Кто заботится о детях в детском саду». Формирование эмоционально – положительного отн...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по трудовому воспитанию дошкольников
В данной работе рассматриваются некоторые аспекты формирования положительного отншения ребенка к труду...