Педагогический проект "В страну правильной речи"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Педагогический проект "В страну правильной речи"
Актуальность проекта.
Речь – это важнейшее достижение человека, которая позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и т.д., нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей среды – неотъемлемые условия для современного и правильного формирования звуковой культуры речи.
О.И.Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи воспитания у детей четкого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитания отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитания выразительности детской речи».
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи решаются задачи: формирование у детей правильного звукопроизношения, в соответствии с языковыми нормами, развитие голосового аппарата (умение регулировать громкость произношения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т.д.).
Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха у дошкольников. Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
- Развитие восприятие речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты – фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи);
- Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирования произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции и т. д.)
Основным направлением в воспитании звуковой культуры речи является формирование правильного звукопроизношения – способность правильно воспроизводить звуки родного языка.
Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет детям с системными нарушениями речи стать успешными в школе. Нарушение устной речи отрицательно влияет на становление письменной речи. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. И позволяют утверждать, что речь детей необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
Проект «В страну правильной речи» направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей с нарушениями речи, он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Это различные направления в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, ведущие ребенка к полноценной развитой речи: совершенствованию артикуляционной моторики, развитию правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоению правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико – грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждое направление ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности.
Одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи представляется способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя – логопеда, ребенка, родителей и воспитателей. Проект предназначен для детей 5 – 6 лет.
Участники проекта: Дети с тяжелыми нарушениями речи, учитель – логопед, воспитатели, родители.
Цель проекта: Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников с нарушениями речи.
Задачи проекта:
Коррекционно – образовательные:
- 1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
- 2. Развивать речевые и творческие способности детей, различные стороны речи (фонетико – фонематическую, лексико –грамматическую, связную речь).
- 3. Автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи.
Коррекционно – развивающие:
- 1. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
- 2. Увеличить объем коррекционного воздействия.
- 3. Совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание.
Коррекционно – воспитательные:
- 1. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
- 2. Формировать положительное отношение к совместной деятельности.
- 3. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
- 4. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Ожидаемые результаты.
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей, позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
2. Повышение психолого – педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
- 3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно – воспитательной работы.
Эффективность данных результатов.
Для детей:
Положительная динамика речевого развития.
Успешная социальная адаптация в ДОУ и семье.
Выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
Положительная оценка деятельности ДОУ.
Активизация педагогического потенциала родителей.
Приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей.
Чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов:
Положительный психологический климат между логопедом и воспитателями.
Заинтересованность педагогов в творчестве и инновационных технологиях.
Удовлетворенность собственной деятельностью.
Повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через
разнообразные эффективные формы и методы работы.
Для ДОУ:
Благоприятные условия для профессионального роста педагогов.
Практическая значимость проекта.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно – логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Вид проекта: практико – ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта: 1 год
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап (информационно – аналитический).
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявить проблему – мониторинг актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
3. Определить систему логопедических проектов, условия их реализации.
II. Основной этап (практический)
Задачи:
Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.
Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания.
Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.
Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи.
Повысить компетенцию воспитателей в данной области.
Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Вид проекта: Практико – ориентированный, краткосрочный, коллективный.
Срок реализации:
Содержание работы:
Работа с детьми
Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на коррекционных занятиях, при выполнении гимнастических
упражнений и в играх на утренней гимнастике, в двигательной и музыкально – художественной деятельности.
Применение игровых упражнений для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий.
Придумывание и изготовление пособий для дыхательной гимнастики.
Работа с семьей
Консультация для родителей по теме «Формирование правильного речевого дыхания», «Дидактические игры и упражнения для развития речевого дыхания».
Буклеты для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания».
Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой.
Работа с педагогами
Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей».
Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми.
Практическое применение пособий детско – родительского творчества.
Практический результат проекта
Оформление выставки пособий «Пальчиковая гимнастика».
Практическое применение пособий в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе, в двигательной и музыкально – художественной деятельности.
III. Заключительный этап реализации проекта:
Задачи:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини – библиотеки из пособий и книжек детско – родительского творчества, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «В страну правильной речи».
Воспитатель: Насрединова Э.А.
д/с «Солнышко »2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...
Логопедическое занятие по развитию речи "Страна правильной речи"
Итоговое занятие...
Практикум для родителей по развитию речи «Секреты Королевы страны Правильной речи»
Практикум для родителей по развитию речи...
Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи»
Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи» в подготовительной группе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19102087","attributes":{"alt":"","class":"media...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «В стране правильной речи»
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Первые шаги» (далее - Программа) разработана в соответствие с Федеральным законом о...