Педагогический проект "В страну правильной речи"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Педагогический проект "В страну правильной речи"
Актуальность проекта.
Речь – это важнейшее достижение человека, которая позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и т.д., нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей среды – неотъемлемые условия для современного и правильного формирования звуковой культуры речи.
О.И.Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи воспитания у детей четкого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов, согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитания отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитания выразительности детской речи».
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи решаются задачи: формирование у детей правильного звукопроизношения, в соответствии с языковыми нормами, развитие голосового аппарата (умение регулировать громкость произношения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т.д.).
Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха у дошкольников. Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:
- Развитие восприятие речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты – фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи);
- Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирования произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции и т. д.)
Основным направлением в воспитании звуковой культуры речи является формирование правильного звукопроизношения – способность правильно воспроизводить звуки родного языка.
Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет детям с системными нарушениями речи стать успешными в школе. Нарушение устной речи отрицательно влияет на становление письменной речи. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. И позволяют утверждать, что речь детей необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
Проект «В страну правильной речи» направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей с нарушениями речи, он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Это различные направления в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, ведущие ребенка к полноценной развитой речи: совершенствованию артикуляционной моторики, развитию правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоению правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико – грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждое направление ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности.
Одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи представляется способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя – логопеда, ребенка, родителей и воспитателей. Проект предназначен для детей 5 – 6 лет.
Участники проекта: Дети с тяжелыми нарушениями речи, учитель – логопед, воспитатели, родители.
Цель проекта: Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников с нарушениями речи.
Задачи проекта:
Коррекционно – образовательные:
- 1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
- 2. Развивать речевые и творческие способности детей, различные стороны речи (фонетико – фонематическую, лексико –грамматическую, связную речь).
- 3. Автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи.
Коррекционно – развивающие:
- 1. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
- 2. Увеличить объем коррекционного воздействия.
- 3. Совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание.
Коррекционно – воспитательные:
- 1. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
- 2. Формировать положительное отношение к совместной деятельности.
- 3. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
- 4. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Ожидаемые результаты.
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей, позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
2. Повышение психолого – педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
- 3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно – воспитательной работы.
Эффективность данных результатов.
Для детей:
Положительная динамика речевого развития.
Успешная социальная адаптация в ДОУ и семье.
Выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
Положительная оценка деятельности ДОУ.
Активизация педагогического потенциала родителей.
Приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей.
Чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов:
Положительный психологический климат между логопедом и воспитателями.
Заинтересованность педагогов в творчестве и инновационных технологиях.
Удовлетворенность собственной деятельностью.
Повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через
разнообразные эффективные формы и методы работы.
Для ДОУ:
Благоприятные условия для профессионального роста педагогов.
Практическая значимость проекта.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно – логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Вид проекта: практико – ориентированный, долгосрочный.
Срок реализации проекта: 1 год
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап (информационно – аналитический).
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявить проблему – мониторинг актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
3. Определить систему логопедических проектов, условия их реализации.
II. Основной этап (практический)
Задачи:
Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.
Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания.
Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.
Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи.
Повысить компетенцию воспитателей в данной области.
Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Вид проекта: Практико – ориентированный, краткосрочный, коллективный.
Срок реализации:
Содержание работы:
Работа с детьми
Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на коррекционных занятиях, при выполнении гимнастических
упражнений и в играх на утренней гимнастике, в двигательной и музыкально – художественной деятельности.
Применение игровых упражнений для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий.
Придумывание и изготовление пособий для дыхательной гимнастики.
Работа с семьей
Консультация для родителей по теме «Формирование правильного речевого дыхания», «Дидактические игры и упражнения для развития речевого дыхания».
Буклеты для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания».
Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой.
Работа с педагогами
Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей».
Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми.
Практическое применение пособий детско – родительского творчества.
Практический результат проекта
Оформление выставки пособий «Пальчиковая гимнастика».
Практическое применение пособий в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе, в двигательной и музыкально – художественной деятельности.
III. Заключительный этап реализации проекта:
Задачи:
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини – библиотеки из пособий и книжек детско – родительского творчества, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «В страну правильной речи».
Воспитатель: Насрединова Э.А.
д/с «Солнышко »2017г.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/03/18/image_860106160943121512161_9.gif)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/01/picture-776444-1459530737.jpg)
Практикум для родителей по развитию речи «Секреты Королевы страны Правильной речи»
Практикум для родителей по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/15/picture-1206997-1579097849.jpg)
Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи»
Занятие по развитию речи «Путешествие по Стране правильной речи» в подготовительной группе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19102087","attributes":{"alt":"","class":"media...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-989856-1515597725.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «В стране правильной речи»
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Первые шаги» (далее - Программа) разработана в соответствие с Федеральным законом о...