В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Педагогический проект
проект по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников
№50 «Колобок» городского округа Рефтинский
В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Педагогический проект
Средняя группа № 5.
Воспитатели:
Чашина Г. Н.
Панова С. Ю.
Рефтинский
Пояснительная записка
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС д.о.). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, выделять звуки в словах. Поэтому вопрос речевого развития в дошкольном возрасте является одним из актуальных
Общение дошкольников с окружающими их сверстниками, другими детьми, взрослыми постоянно ставит их перед необходимостью решения коммуникативных задач, применением коммуникативных умений. Но не всегда детям (да и взрослым) удается решить эти задачи, не всегда возможно разрушить психологический барьер, возникающий при общении, не все дети легко вступают в диалог или в совершенстве владеют средствами общения. А можно ли утверждать, что дети могут с достоинством и уважением аргументировать свою точку зрения? Пожалуй, нет. Ребенку трудно быть внимательным слушателем и доброжелательным собеседником, одним словом быть коммуникабельным.
Было бы неправильно полагать, что можно научить ребенка эффективному общению, проводя занятия или беседы 1 – 2 раза в неделю. Педагогу необходимо постоянно создавать ситуации, побуждающие детей активно применять полученную информацию и совершенствовать коммуникативно-риторические умения; ставить перед ними все более сложные задачи; постоянно создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. И эта работа не даст результатов, если проводить ее спонтанно, хаотично, нецеленаправленно, не внося проблемные ситуации в атмосферу жизни детей.
Как сделать обучение детей общению максимально эффективным? Как преобразовать абстрактные идеи в хорошо понятные зрительные и словесные ситуации? Как сформировать у детей умение общаться, т.е. ориентироваться в ситуации и умение анализировать и оценивать общение? Какие использовать организационные формы, чтобы дети больше сами говорили? Какие средства обучения позволят оптимизировать образовательный процесс?
Основная цель речевого развития: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения языком.
Задачи речевого развития в ФГОС д.о.:
- овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),
- обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы)
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
- развитие речевого творчества, (предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия).
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)
Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи, принцип развития языкового чутья, принцип формирования элементарного осознания явлений языка, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной языковой практики.
Основные направления работы по развитию речи детей
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование
4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)
5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Методы развития речи.
Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)
Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи на занятиях, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы. Одно из значимых направлений системы дошкольного образования является:
Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой.
Паспорт проекта
База реализации проекта: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников №50 «Колобок» городского округа Рефтинский
Цель: Создать условия для речевого развития на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка.
Задачи: 1. Развивать речь дошкольников через интеграцию речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития: связную речь, словарь, грамматику, звуковую культуру речи, через разнообразные формы организации занятий.
2. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в речевом развитии детей.
Адресная направленность проекта: воспитанники групп, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: Краткосрочный (3 месяца)
Участники: педагоги, дети, родители
Форма педагогического проектирования: мероприятия
Как оценить эффективность проекта? - Проект реализован эффективно, если…
- Высокий уровень организации образовательного процесса (отбор оптимальных форм, методов и приемов, целесообразность отбора предложенных активных организационных форм, достижение прогнозируемых результатов)
- Овладение детьми старшего дошкольного возраста основами эффективного общения, культурой речевого поведения, владение коммуникативными умениями. Сформированность познавательного интереса, положительные эмоции.
- Активность, интерес, инициативность, творчество, положительная мотивация родителей к подготовке и проведению мероприятий (активное участие в мероприятиях проекта)
Распространение результатов.
Проект планируется транслировать через организацию дня открытых дверей для родителей, через сайт ДОУ.
Циклограмма мероприятий:
МАРТ
средняя | |
1 неделя «В мире сказок» | Чтение русских народных сказок. Экскурсия в библиотеку. Театрализация сказок с участием детей («Колобок», «Репка», «Курочка-Ряба»). |
2 неделя «В гости книжки к нам пришли» | Оформление выставки «Моя любимая книга». Чтение любимых книг, пересказывание детьми произведений. |
3 неделя «Развиваем речь, играя» | Сюжетно-ролевые игры. Игровые ситуации по Ушаковой (по данному возрасту) |
4 неделя «Пришла весна красна» | Чтение произведений про весну. Выявление признаков весны. Рассказы по картинкам. |
АПРЕЛЬ:
средняя | |
1 неделя «Неделя волшебных слов» | Рассматривание иллюстраций «Хорошо-плохо». Ответы на вопросы воспитателя. Разучивание стихов о вежливости. Просмотр мультфильма «Жадина». Обсуждение, дети отвечают на вопросы воспитателя. |
2 неделя «Если очень захотеть, можно в космос полететь» | Рассматривание картинок о космосе. Обсуждение. Занятие на интерактивной доске о космосе. |
3 неделя «В мире животных» | Занятие на интерактивной доске «Домашние и дикие животные». Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». |
4 неделя «В мире профессий» | Знакомство детей с ранее неизвестными им профессиями. Сюжетно-ролевые игры. Выставка иллюстраций по профессиям. Рассказ по картинкам. Рассказ «Кем работают мама и папа» |
Итоговое мероприятие | Праздник речи |
МАЙ:
средняя | |
1 неделя «Моя семья» | Сюжетно-ролевая игра «Семья». Рассказы по картинкам. Рассказы детей «Кто, что делает по дому». Детско-родительский мини-проект «Семейный отдых» (создание фотоальбома, рассказы детей). |
Спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья…» | |
2 неделя «Прогулка по лесу» | Создание альбома с иллюстрациями деревьев, кустов и растений. Д/и. «Как называется?». Составление рассказа «Прогулка по лесу». Составление альбома «Правила поведения в лесу» |
3 неделя «Огород» | Беседа «Что растёт на грядках?». Чтение сказки «Тишкин огород». Выставка картинок по теме «В нашем огороде». Сюжетно-ролевая игра «Труд на огороде». |
4 неделя «В гости лето к нам спешит» | Беседа про лето, про правила поведения на улице в летнее время. Рассматривание картинок. Чтение произведений о лете. Викторина «Ах, оно какое, это лето». Конкурс рисунков. |
Создание проекта «В мире насекомых. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "В страну правильной речи"
Проект «В страну правильной речи» направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития детей с наруш...
Педагогический проект "В страну правильной речи"
Педагогический проект "В страну правильной речи"...
Проект: В страну правильной речи"
План-проект для учителей -логопедов по развитию речи у дошкольников....
Проект по развитию речи дошкольников "В страну правильной и красивой речи"
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками ...
проект по развитию речи "В стране правильной речи"
поект по развитию речи...
Проект: "В страну правильной и красивой речи."
Проект для детей по театрализованной деятельности....