"Мониторинг профессиональных потребностей педагогов как одно из условий успешности методического сопровождения работы по саморазвитию"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Выступление в рамках
городского методического объединения
на тему:
"Мониторинг профессиональных потребностей педагогов как одно из условий успешности методического сопровождения работы по саморазвитию"
подготовила:
старший воспитатель
МБДОУ №15 «Ладушки»
Топчиева Т.Ф.
"Мониторинг профессиональных потребностей педагогов как одно из условий успешности методического сопровождения работы по саморазвитию"
подготовила:
старший воспитатель
МБДОУ №15 «Ладушки»
Топчиева Т.Ф.
«Залогом профессионального успеха уже не могут
служить полученные один раз в жизни знания.
На первый план выходит способность людей
ориентироваться в огромном информационном
поле, умение самостоятельно находить решения
и их успешно реализовывать.»
В.В.Путин, президент Российской Федерации
Между качеством образования и качеством деятельности педагога существует объективная прямая связь. Поэтому одна из ключевых задач в повышении качества обучения на современном этапе — создание механизма постоянного профессионального развития, важным как для профессиональной деятельности самого педагога, так и образовательного учреждения. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Педагог должен учиться всему постоянно. Только путём саморазвития и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к саморазвитию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Что же такое саморазвитие – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся, и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований. Саморазвитие педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Саморазвитие педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе саморазвития педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания.
- изучение и внедрение в практику инновационного педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
- овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
- развитие в ДОУ инновационных процессов.
Темы педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Кроме того, тема саморазвития может выбираться педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его потребностей. Выбранная тема саморазвития должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя. В случае если педагог, в силу каких-либо причин не может самостоятельно сформулировать проблему, или тему самообразования, необходимо использовать для изучения его затруднений мониторинг.
Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса. Мониторинг необходим самым разным категориям работников сферы образования, органов управления образованием, то есть тем, кто осуществляет контроль и ресурсное обеспечение процесса воспитания в образовательных учреждениях. Наконец, и это самое важное, мониторинг необходим самим педагогам. Организация и проведение мониторинга в ДОУ– это процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико - прогностического отслеживания за развитием педагогического процесса, который осуществляется в целях повышения качества образования. Содержание потребностей определяется с помощью опросов с целью выявления профессиональных особенностей, потребностей и затруднений педагогов. По результатам опроса составляется карта образовательных запросов педагогов, то есть тех проблем, затруднений, процесс разрешения которых кладется в основу работы учебно-методических семинаров, методических объединений, групповых и индивидуальных консультаций. Исследуются творческий потенциал, способности к самообразованию, личностные особенности педагогов, влияющие на качество профессиональной деятельности. С учетом выявленных профессиональных потребностей и затруднений педагогов, организуется разная по уровню и сложности методическая работа с определением соответствующих уровню целей, задач, содержания работы, форм организации методических мероприятий.
В нашем ДОУ отработан механизм мониторинга педагогов, создан и апробирован примерный пакет инструментария диагностики педагогических кадров: это анкеты такие как:
«Изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования (самодиагностика педагога)»;
«Оценка реализации потребностей педагогов в саморазвитии»;
«Для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов»;
«Изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования».
Мы используем опросники, тестовые задания, викторины, тренинги, решение предложенных педагогом ситуаций и пр.). Также проводим наблюдение, беседы, анализ документов, продуктов деятельности и опыта работы педагога. Затем происходит систематизация и обработка всей полученной информации. Результаты мониторинга фиксируются в мониторинговых таблицах, диаграммах, схемах, циклограммах, используются при выборе темы самообразования, авторских программ, могут оказаться полезными при проведении аттестации педагогов и ДОУ. Результативность мониторинга помогает качественной организации и осуществлению образовательного процесса в ДОУ, стимулирует личностно - творческий рост педагогов.
ВАЖНО помнить, что саморазвитие не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по саморазвитию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Список используемой литературы:
- Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Издательство: Скрипторий, 2003.
- Львова Л.Т.. Держим на контроле / Л.Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.
Интернет ресурсы:
- http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htm
- http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙУСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: в данной статье рассмотрен вопро...
«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО одним из условий успешной реализации Программы в сфере речевого развития должно стать обеспечение поддержки родителей в воспитании детей, охране и укре...
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»...
Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями
Формы взаимодействия учителя-логопеда с семьёй...
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита ро...