Консультация для воспитателей: «Совершенствование навыков педагога по преобразованию предметно – развивающей среды».
консультация на тему

Улядарова Ольга Станиславовна

Развитие ребёнка дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 «Василек»

                                                 

Консультация для воспитателей:

«Совершенствование навыков педагога

по преобразованию

предметно – развивающей среды».

Выполнила: Улядарова О.С.

г. Сургут

Развитие ребёнка дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Таким образом, организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды. Создавая предметно-развивающую среду, надо учитывать период обучения, сезонности. Так, осенью группу украшает букет из осенних цветов и листьев, на подносе — собранный урожай; зимой в группе снежинки на окнах, украшенная елка, силуэты сказочных героев, сделанные из бумаги педагогами и детьми.

Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами.

1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии

Принцип ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Известно, что задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Такую возможность дает соответствующая организация обстановки в группе, которая позволяет сблизить, уравнять пространственные позиции ребенка и взрослого.

Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

2. Принцип активности

Предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.  В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Для организации совместной деятельности обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

3. Принцип стабильности-динамичности

Ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.

 В них должны быть:

· сборно-разборная мебель;

· игрушечная мебель;

· емкости для хранения игрушек;

· игрушки;

· мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель, как часть игровой).

· Использование игрового спортивного оборудования;

· Использование игровых столов сложной конфигурации;

· Мебель - трансформер;

· Использование вертикальных разделителей;

· Кукольный театр;

· Костюмерная;

· Игрушки-заменители.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам; место отдыха; место уединения.

В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.

Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

6. Гендерный принцип

Реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

7. Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребёнка

Отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития».

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:

· игровых зон;

· зон уединения;

· современных игрушек;

· развивающих игр;

· дидактического и демонстрационного материала;

· материала для продуктивной деятельности;

· атрибутики для творческой деятельности;

· уголков экспериментирования;

· уголка природы;

· логопедического уголка;

· фонотеку, видеотеку;

· спортивного инвентаря и оборудования и т.д.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности (среда должна быть созвучна времени).

Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация на тему «Совершенствование работы педагогов по познавательно-речевому развитию дошкольников через формирование развивающей предметно-пространственной среды»

Одно из условий для полноценного речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ....

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников, создание предметно-развивающей среды»

Материал для работы по социально-нравственному воспитанию в дошкольной организации...

Консультация для воспитателей «Семь заблуждений педагогов при создании ГОВОРЯЩЕЙ СРЕДЫ в группе»

Консультация создана по результатам наблюдения и общения с педагогами нашего дошкольного учреждения в процессе освоения нового принципа организации РППС, где большой процент развивающей среды сделан с...

Консультация для воспитателей:" Патриотическое воспитание дошкольников: создание предметно-развивающей среды"

Материал для работы по социально-нравственному воспитанию;Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, ...

Консультация для воспитателей Патриотическое воспитание дошкольников: создание предметно-развивающей среды

Консультация для воспитателейПатриотическое воспитание дошкольников:создание предметно-развивающей среды...