Учебно - методический материал. Конспект занятия с детьми раннего возраста со слуховой депривацией по развитию слухового восприятия и обучению произношения по теме: "Одежда"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме
Предложенный конспект занятия будет полезен педагогам, родителям детей, имеющим нарушения слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odezhda.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 27 компенсирующего вида
Московского района Санкт-Петербурга «Надежда»
Конспект совместной деятельности
по развитию слухового восприятия и
обучения произношению
по теме:
"Одежда"
с детьми раннего возраста с нарушениями слуха
Учитель - дефектолог:
Карасева Н.Ю.
Санкт-Петербург
2017
Конспект совместной деятельности по развитию слухового восприятия и обучения произношению с детьми раннего возраста группы № 5
Тема занятия: "Одежда"
(различение слов «ШТАНЫ» и «ПЛАТЬЕ»)
Цели занятия:
Расширять представления детей о предметах одежды.
Коррекционные задачи:
Развитие слухового восприятия.
1.Учить различать слова «ШТАНЫ» и «ПЛАТЬЕ» на слух и слухо - зрительной основе;
2.Учить различать слова при выборе из2 –х с опорой на картинку и предмет;
3.Формировать условную двигательную реакцию на звучание бубна.
Обучение произношению.
1.Поощрять речевую активность детей.
2.Учить произносить звукоподражания и названия игрушек в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей.
3.Учить детей подражать движениям фонетической ритмики, вызывать голосовую реакцию при помощи приемов фонетической ритмики;
4.Развивать артикуляционный аппарат; формировать плавный выдох.
Задачи комплексного развития детей.
1.Расширять представления детей о предметах одежды.
2.Расширять умения обыгрывать предметы одежды.
3.Учить различать кукол по предметам одежды.
4.Развитие мелкой и общей моторики.
5.Учить сличать предмет и его изображение.
6.Формировать навык глобального чтения, выполнять действия по предъявлению табличек.
Задачи развития эмоционально - волевой сферы.
1.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умения проявлять свои чувства.
2.Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.
3.Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Материалы:
Демонстрационный материал:
1.Оформление игры "Что это?" – стаканчик со султанчиками; игрушки - куклы «мальчик», «девочка»; картинки с изображением предметов одежды « платье» и «штаны»; таблички с речевым материалом.
2.Оформление игры "Кто это?" - коврограф; фотографии взрослых и детей группы; таблички с речевым материалом.
3.Игрушки для проведения фонетической ритмики : кукла, самолет, мяч; карточки с графическим изображением А, У, О.
Раздаточный материал: султанчики; бубны, таблички с именами.
Предварительная работа:
1.Рассматривание фотографии взрослых и детей группы раннего возраста, узнавание, тренировка в умении находить друг друга и себя по фото;
2.Работа по соотнесению парных табличек;
3.Знакомство детей с названиями предметов одежды; тренировка в умении находить знакомые игрушки в окружающей обстановке; на картинках; в книгах;
4.Работа по соотнесению предмета и его изображения;
5.Развитие подражательных способностей детей; повторение и копирование действий взрослого;
6.Постоянная работа по вызыванию голосовой реакции по средствам фонетической ритмики; имитация звукоподражаний;
Организация:
Во время подготовки к проведению занятия проверяется работа индивидуальных слуховых аппаратов (ИСА) детей и КИ (кохлеарного импланта)
Ход совместной деятельности:
Во время занятия весь речевой материал проговаривается учителем - дефектологом совместно с детьми в сопряженной и отраженной речи на уровне произносительных возможностей детей. Часть речевого материала представлена на табличках для слухо - зрительного восприятия и формирования навыка глобального чтения детей.
Тема: "Одежда" (различения слов «ШТАНЫ» и «ПЛАТЬЕ»)
Ход занятия:
Этапы занятия | Содержания занятия; виды работы | Речь учителя - дефектолога | Действия и ответы детей | Демонстрационный и раздаточный материал; оборудование |
1.Организационное начало занятия | а) Игровое упражнение "Передай колокольчик" б) Дидактическая игра "Кто это?" | Колокольчик звенит. Передай колокольчик. На. Дай. Привет. Встаньте. Сядьте. Кто это? тётя Ната тётя Надя | Дети берут к веревочке. Становятся. Передают колокольчик друг другу. На. Дай. дети находят взрослого по фото и показывают его в группе | На полу лежит веревка по которой строятся дети перед началом занятия; колокольчик, таблички с речевым материалом, фотографии |
2.Игра: "Найди свой стульчик" | Дидактическая игра: 1.Называние имен детей; 2.Сличение фото и объекта; 3.Сличение парных табличек; | Педагог показывает фотографии и просит детей указать: Кто это? имена детей Вот. Нет. Там. | Дети рассматривают фото; находят того, кто изображен, называют. Вот. Имена детей. Находят по табличке сой стульчик. | Стульчики стоят полукругом; фотографии детей; таблички с именами детей; |
3.Развитие дыхания | 1.Активизация вдоха и развитие плавного выдоха. 2.Выработка простейших слов при помощи элементов фонетической ритмики. 3.Подражание действиям и словам педагога. | Педагог показывает стаканчик - привлекает внимание детей. Что там? На. Дай. Нет. | Дети выполняют игровое упражнение "Дай - На"; Тренировка активного вдоха и плавного выдоха. Дай. На. Вот. Нет. | Стаканчик; султанчики; таблички с речевым материалом; |
4.Работа над различением слов – предметов одежды | 1.Различение на слух и слухо - зрительной основе предметов одежды ШТАНЫ и ПЛАТЬЕ. 2.Развитие умения понимания вопросы и по возможности отвечать на них; 3.Называние названий игрушек в сопряженной и отраженной речи на произносительном уровне детей; 4.Учить различать кукол – мальчика и девочку по предметам одежды. | Педагог приносит двух кукол. Кто это? Кукла. Одинаковые? Нет. Эта кукла – девочка. У куклы – ПЛАТЬЕ. Вот ПЛАТЬЕ. Кто это? Кукла. Эта кукла – мальчик. У мальчика –ШТАНЫ. Вот ШТАНЫ. Где ПЛАТЬЕ? Вот ПЛАТЬЕ. Где ШТАНЫ? Вот ШТАНЫ. | Дети на слух и слухо - зрительной основе различают названия предметов одежды. Рассматривают одежду кукол и картинки. Сличают предмет и его изображение; различают кукол по предметам одежды и находят таких же кукол в группе, показывают; повторяют. | 2 две куклы: мальчик и девочка. Платье. Штаны. картинки с изображением; таблички с речевым материалом. |
5.Фонетическая ритмика | 1.Вызывание голосовой реакции детей; 2.Развитие речевого дыхания; 3.Произнесение звуков А, У, О; слоги АУ__; АО__; УА__; ОУ__; УО__. 4.Формирование навыка глобального чтения табличек; 5.Знакомство с графическим изображением А, У,О. | Педагог просит детей встать. Встаньте. вместе с детьми (в игровой форме) произносит А; А__(укачивают куклу) У; У__ (гудит самолет); О; О___(мяч прыгает) | Дети встают в круг. укачивают куклу, произносят А; А___ гудят "как самолет" произносят У; У__ вместе с педагогом произносят слог АУ__ прыгают как мяч О слоги АО___ ОА__ УА___УО__ | Кукла; самолет; таблички с графическим изображением букв А, У; АУ; АУ_. |
6.Выработка УДР | 1.Учить выполнять действия по звуковому сигналу; 2.Формировать навык глобального чтения; 3.Учить подражать действиям взрослого; | Педагог звенит в колокольчик. Педагог показывает детям бубен; раздает каждому. Вот бубен. Нет. Работа по выработке УДР на звучание бубна. | Дети строятся по веревочке. Дети производят движения в такт удара в бубен - УДР. Дай. На. Вот бубен. Нет. | Колокольчик; бубен; таблички с речевым материалом. |
7.Организационное окончание занятия | Педагог поощряет детей; прощается с ними. | Занимались хорошо. Что там? Конфета. Спасибо. Пока. | Дети прощаются; благодарят. Дай. Конфета. Спасибо. Пока. | Конфеты; таблички с речевым материалом. |
Выводы:
Данное занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношению является четвертым занятием по теме и продолжает изучение темы по развитию речи "Одежда". Представленное занятие включает в себя элементы фонетической ритмики; упражнения на развитие артикуляционного аппарата; игровые упражнения для развития дыхания. На занятии проводится работа по систематической выработке условной двигательной реакции (УДР) на звучание музыкального инструмента (бубна). Отражена работа по формированию навыка глобального чтения, сличении предмета и его изображения; соотнесении одинаковых табличек. Различение звукоподражания проходит на слух и на слухо - зрительной основе с опорой на картинку. На занятии представлена работа по развитию слухового восприятия - определения источника звучания.
Содержание занятия соответствует уровню развития памяти, внимания, мышления, познавательных процессов детей раннего возраста с 3 - 4 степенью нарушениями слуха (тяжелая степень потери слуха; глухота).
Речевой материал занятия подобран с учетом дальнейшей работы по развитию речи и формирования навыка глобального чтения. На занятии предложен яркий красочный демонстрационный материал, который способствует активизации внимания детей раннего возраста. Необходимым условием развития навыков социальной адаптации и эмоциональной сферы детей со слуховой депривацией является активизация способности к подражательным действиям. Обязательным условием является динамическая пауза и частая смена разных видов деятельности.
В результате систематического проведения коррекционно - развивающей работы с детьми с нарушениями слуха на занятиях и во время организации режимных моментов, совместной деятельности учителя, воспитателя и детей было выявлено следующее:
1.У детей формируется потребность в речевом общении;
2.Дети стараются прислушиваться к речи педагогов, воспринимать и различать слухо - зрительно и на слух знакомые слова, названия, имена, звучания.
3.Дети стремятся к произнесению звукоподражаний; к произнесению слогов, простейших слов, слогосочетаний на уровне своих произносительных возможностей;
4.Улучшается развитие артикуляционного и дыхательного аппарата;
5.Формируются навыки взаимодействия детей друг с другом;
6.Улучшается развитие общей и мелкой моторики; координации движений; подражательной способности.
7.Расширяется эмоциональная сфера развития детей раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал. Конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Страна Доброцветиков»
Углублять представление воспитанников о доброте – как о ценном качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять добр...
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА По теме «Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»
«Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»...
Методический материал по формированию с детьми раннего возраста навыков рисования
Задачи:Образовательные:Развивать сенсорные способностиУчить работать на листе с печатной основойВоспитательные:Формировать у детей умение внимательно слушать и понимать рассказ взрослогоВоспитывать ин...
Конспект занятия с детьми раннего возраста по теме "Одежда"
Способствовать формированию и усвоению у детей обобщенного понятия "Одежда", формировать умение праильно одеваться и раздеваться в определенном порядке, развивать внимание и фразовую речь де...
Конспект занятия с детьми раннего возраста по художественно-эстетическому развитию на тему: «Одуванчик».
Цель: формировать умение различать желтый цвет, правильно называть его; формировать умение рисовать одуванчики (круг) на стебельке Задачи: - познакомить детей ...