Конспект НОД в средней группе "Путешествие в страну волшебных фигур"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Костригина Наталья Геннадьвна

При выборе заданий учитывались  интересы, уровень развития детей среднего возраста. Особое внимание  было направлено на развитие психических процессов: логическому мышлению, памяти, слуховому вниманию, воображения и зрительного восприятия. Развивается логическое мышление через игровые пособия (логические блоки З. П. Дьенеша, квадрат В.В.  Воскобовича, мягкий конструктор «Мозаичный парк»;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема         «Путешествие в страну волшебных фигур»

        

 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- развивать логическое мышление через игровые пособия (логические блоки З. П. Дьенеша, квадрат В.В.  Воскобовича, мягкий конструктор «Мозаичный парк»;

- закреплять представление о геометрических фигурах (квадрат, треугольник, круг);

- развивать умение сравнивать и группировать объекты по заданным признакам;

- развивать умение выделять особые признаки геометрических фигур (круг, квадрат,

треугольник);

- развивать умение создавать постройку по рисунку из конструктора «Мягкие блоки»

Образовательная область «Речевое развитие»:

- продолжать совершенствовать диалогическую речь: побуждать детей понятно для слушателей отвечать на вопросы;  

- активизировать словарь  детей (круг,  квадрат, треугольник, прямоугольник, блок, размер,  признак);

- развивать умение согласовывать слова в предложении при выражении своих мыслей и впечатлений.

Образовательная область «Физическое развитие»:

- развивать слухо – зрительно двигательную координацию.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

- развивать  интерес к игровой деятельности;

- побуждать к активной совместной и индивидуальной деятельности.

Методы и приемы:

Дидактическая игра, подвижная игра, двигательная пауза - практические

ИКТ, схемы, рисунки с изображением домиков - наглядные

Беседа, вопросы, загадки, словесная игра - словесные

Средства: Блоки  З.П. Дьенеша,  квадраты В.В. Воскобовича.

Время: 20 минут

Форма: фронтальная, подгрупповая

Материалы и оборудование:

- украшение музыкального зала; воздушные шары;

- презентация «Путешествие в страну волшебных фигур»;

- музыкальные композиции «Шарики воздушные», музыкальная физминутка;

- логические блоки З.П. Дьенеша, мягкий конструктор, двухцветный квадрат В.В. Воскобовича;

- волшебная коробочка, цветная лента, наборы геометрических фигур, рисунки с изображением домов, карточки – схемы к логическим блокам, конверт с письмом.

Необходимые для НОД формы организации взаимодействия

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Подвижная игра «Живые фигуры»

Двигательная пауза «Три хлопка над головой»

Игровая

Д/и «Рассели фигуры в новые дома»

Д/и «Собери бусы»

Игровое упражнение «Построй домик по рисунку»

Познавательно-исследовательская

решение проблемных ситуаций

Коммуникативная

Беседы,  отгадывание загадок, словесные игры, вопросы


Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Уточнить  знания детей о разных видах транспорта

Познакомить с новым видом воздушного транспорта: летательным аппаратом – воздушный шар.

Игровая ситуация «Путешествие на воздушном шаре»

 

Мотивированы на предстоящую деятельность

Развивать диалогическую речь.

Организационный момент.

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель сообщает детям, что в детский сад пришло письмо, вас приглашают отправиться  в путешествие в волшебную страну.

Хотите отправиться в путешествие?

На чем можно отправиться  в путешествие?   

Проблемная ситуация: воспитатель сообщает детям о том, что эта волшебная  страна находится далеко и добраться до нее непросто!

Воспитатель предлагает отправиться в путь на воздушном шаре.   

Воспитатель: Ну, что ребята, вы готовы к путешествию?

 А теперь произнесём волшебные слова: «Раз, два, три, скорее в путь лети!».

Слушают воспитателя.

Дети встают в  круг и хором произносят слова  приветствия сопровождая речь движениями.

Стоят в круге, здороваются.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

 

Дети встают в круг. Берутся за ниточки шаров и отправляются в путешествие.

Деятельностный

Закреплено представление о квадрате как о геометрической фигуре.

А вот и первый житель этой страны!

Воспитатель загадывает  загадку: (форма)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем – прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины -

Вам его представить рад,

а зовут его? (КВАДРАТ)

Квадрат просит вас о

помощи: надо помочь заселить жильцов в дома.

Дети отгадывают загадку

Рассматривают слайд презентации

Развивать логическое мышление; умение выделять признаки геометрических фигур, группировать объекты по заданным свойствам.

Развивать интерес к игровой деятельности.

Дидактическая игра «Рассели фигуры в новые дома»

Определены заданные свойства. Работают в группах с блоками З. П. Дьенеша

Воспитатель предлагает рассмотреть карты – схемы и найти соответствующие им фигуры.

Дети читают карточки – схемы, находят фигуры, выделяя заданные признаки, заселяют в дома.

Развивать логическое мышление. Закреплять представоения о геометрических фигурах.

Закреплено представление о круге как о геометрической фигуре.

Воспитатель: Молодцы!

Кто же еще живет в этой стране?

Воспитатель загадывает загадку: (форма)

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня!

Дети: Круг.

Воспитатель:   Проблемная ситуация: (форма)

 У Круга случилась беда. Он купил своим двум дочкам бусы, а они порвались. Он очень переживает. Ведь они заказали ему одни бусы из фигур «без углов», а вторые бусы из фигур «с углами».

Дети отгадывают загадку

Рассматривают слайд

Развивать  логическое мышление. Развивать  умение сравнивать и группировать фигуры по заданным признакам.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Выделены две группы фигур по заданным признакам

Воспитатель предлагает собрать бусы из фигур «без углов» и бусы из фигур «с углами».

 Дети выполняют задание: выкладывают изображение из геометрических фигур на двух мольбертах.

Развивать слухо – зрительно двигательную координацию.

Музыкальная физминутка «Три хлопка над головой…»: (форма)

Умеют выполнять движения под музыку

Воспитатель предлагает выполнить движения под музыку

Дети выполняют движения в соответствии с текстом и музыкой

Развивать логическое мышление.

Воспитатель: Ребята, кто же нас сейчас встречает?

Воспитатель: Слушайте следующую загадку: (форма)

Три вершины,

Три угла,

Три сторонки –

Кто же я?

Дети: Треугольник.

Воспитатель: Правильно, ребята.

Дети отгадывают загадку.

Рассматривают слайд презентации.

Развивать умение

создавать постройку по рисунку.

Побуждать детей к активной совместной и индивидуальной деятельности.

Игровое упражнение «Постройте домики по рисунку»

Совершенствуется навык сотрудничества и взаимопомощи.

Воспитатель: Перед вами рисунки с изображением домиков. Давайте построим такие же домики для жителей этой страны!

Дети самостоятельно выбирают рисунок и строят домик из мягких блоков.

Сюрпризный момент «Мастерская геометрических фигур»

Воспитатель: Молодцы, ребята!    Жителям страны волшебных фигур очень понравилось, как вы с ними играли. Посмотрите на них, они

вам улыбаются.  Они вам дарят волшебную коробочку и приглашают в Мастерскую геометрических фигур!

Развивать логическое мышление через развивающее пособие «Квадрат Воскобовича»

Сюрпризный момент «Мастерская геометрических фигур»

Мотивация детей к предстоящей деятельности.

Складывание двухцветного квадрата В.В. Воскобовича

Проявляют творческую активность.

Воспитатель предлагает посетить  мастерскую геометрических фигур.

Воспитатель:

- Что же  приготовила нам волшебная коробочка?

Воспитатель предлагает детям волшебные квадраты, которые умеют во всё превращаться. Сейчас, в этой мастерской будут происходить чудеса: по словесной инструкции дети выполняют задания.

Воспитатель благодарит всех за хорошую работу.

Дети отвечают: Волшебную ленту   и Волшебные квадраты.

Дети превращают большой квадрат в маленький,  маленький  -  большой квадрат, большой квадрат  в конфету, загибая два противоположных угла у квадрата,

дети превращают конфеты в лодочки, сгибая конфету пополам.

Закреплять представления о геометрических фигурах

Подвижная игра «Живые фигуры»

Дети отдохнули, удовлетворили потребность в движении.

Воспитатель произносит слова:

«Раз,  два, три – веревочка  в круг, треугольник превратись!»  

Дети произносят слова и выстраивают из цветной ленты круг, треугольник, круг.

Заключительный

Развивать умение согласовывать слова в предложении при выражении своих мыслей и впечатлений.

Итоговая беседа

Получили удовлетворение от своей деятельности.

 Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Геометрические фигуры очень довольны тем, что вы справились со всеми заданиями, играли.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, пора возвращаться в детский сад.

Что вам понравилось? Что нового услышали? Увидели? Узнали? Где было трудно?

Воспитатель: Давайте скажем геометрическим фигурам «Спасибо»! До новых встреч!

Воспитатель предлагает на воздушных шариках вернуться  в детский сад .

Дети делятся впечатлениями от путешествия.

Дети машут рукой.



Предварительный просмотр:

Тема         «Путешествие в страну волшебных фигур»

        

 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- развивать логическое мышление через игровые пособия (логические блоки З. П. Дьенеша, квадрат В.В.  Воскобовича, мягкий конструктор «Мозаичный парк»;

- закреплять представление о геометрических фигурах (квадрат, треугольник, круг);

- развивать умение сравнивать и группировать объекты по заданным признакам;

- развивать умение выделять особые признаки геометрических фигур (круг, квадрат,

треугольник);

- развивать умение создавать постройку по рисунку из конструктора «Мягкие блоки»

Образовательная область «Речевое развитие»:

- продолжать совершенствовать диалогическую речь: побуждать детей понятно для слушателей отвечать на вопросы;  

- активизировать словарь  детей (круг,  квадрат, треугольник, прямоугольник, блок, размер,  признак);

- развивать умение согласовывать слова в предложении при выражении своих мыслей и впечатлений.

Образовательная область «Физическое развитие»:

- развивать слухо – зрительно двигательную координацию.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

- развивать  интерес к игровой деятельности;

- побуждать к активной совместной и индивидуальной деятельности.

Методы и приемы:

Дидактическая игра, подвижная игра, двигательная пауза - практические

ИКТ, схемы, рисунки с изображением домиков - наглядные

Беседа, вопросы, загадки, словесная игра - словесные

Средства: Блоки  З.П. Дьенеша,  квадраты В.В. Воскобовича.

Время: 20 минут

Форма: фронтальная, подгрупповая

Материалы и оборудование:

- украшение музыкального зала; воздушные шары;

- презентация «Путешествие в страну волшебных фигур»;

- музыкальные композиции «Шарики воздушные», музыкальная физминутка;

- логические блоки З.П. Дьенеша, мягкий конструктор, двухцветный квадрат В.В. Воскобовича;

- волшебная коробочка, цветная лента, наборы геометрических фигур, рисунки с изображением домов, карточки – схемы к логическим блокам, конверт с письмом.

Необходимые для НОД формы организации взаимодействия

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Подвижная игра «Живые фигуры»

Двигательная пауза «Три хлопка над головой»

Игровая

Д/и «Рассели фигуры в новые дома»

Д/и «Собери бусы»

Игровое упражнение «Построй домик по рисунку»

Познавательно-исследовательская

решение проблемных ситуаций

Коммуникативная

Беседы,  отгадывание загадок, словесные игры, вопросы


Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Уточнить  знания детей о разных видах транспорта

Познакомить с новым видом воздушного транспорта: летательным аппаратом – воздушный шар.

Игровая ситуация «Путешествие на воздушном шаре»

 

Мотивированы на предстоящую деятельность

Развивать диалогическую речь.

Организационный момент.

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель сообщает детям, что в детский сад пришло письмо, вас приглашают отправиться  в путешествие в волшебную страну.

Хотите отправиться в путешествие?

На чем можно отправиться  в путешествие?   

Проблемная ситуация: воспитатель сообщает детям о том, что эта волшебная  страна находится далеко и добраться до нее непросто!

Воспитатель предлагает отправиться в путь на воздушном шаре.   

Воспитатель: Ну, что ребята, вы готовы к путешествию?

 А теперь произнесём волшебные слова: «Раз, два, три, скорее в путь лети!».

Слушают воспитателя.

Дети встают в  круг и хором произносят слова  приветствия сопровождая речь движениями.

Стоят в круге, здороваются.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

 

Дети встают в круг. Берутся за ниточки шаров и отправляются в путешествие.

Деятельностный

Закреплено представление о квадрате как о геометрической фигуре.

А вот и первый житель этой страны!

Воспитатель загадывает  загадку: (форма)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем – прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины -

Вам его представить рад,

а зовут его? (КВАДРАТ)

Квадрат просит вас о

помощи: надо помочь заселить жильцов в дома.

Дети отгадывают загадку

Рассматривают слайд презентации

Развивать логическое мышление; умение выделять признаки геометрических фигур, группировать объекты по заданным свойствам.

Развивать интерес к игровой деятельности.

Дидактическая игра «Рассели фигуры в новые дома»

Определены заданные свойства. Работают в группах с блоками З. П. Дьенеша

Воспитатель предлагает рассмотреть карты – схемы и найти соответствующие им фигуры.

Дети читают карточки – схемы, находят фигуры, выделяя заданные признаки, заселяют в дома.

Развивать логическое мышление. Закреплять представоения о геометрических фигурах.

Закреплено представление о круге как о геометрической фигуре.

Воспитатель: Молодцы!

Кто же еще живет в этой стране?

Воспитатель загадывает загадку: (форма)

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня!

Дети: Круг.

Воспитатель:   Проблемная ситуация: (форма)

 У Круга случилась беда. Он купил своим двум дочкам бусы, а они порвались. Он очень переживает. Ведь они заказали ему одни бусы из фигур «без углов», а вторые бусы из фигур «с углами».

Дети отгадывают загадку

Рассматривают слайд

Развивать  логическое мышление. Развивать  умение сравнивать и группировать фигуры по заданным признакам.

Дидактическая игра «Собери бусы»

Выделены две группы фигур по заданным признакам

Воспитатель предлагает собрать бусы из фигур «без углов» и бусы из фигур «с углами».

 Дети выполняют задание: выкладывают изображение из геометрических фигур на двух мольбертах.

Развивать слухо – зрительно двигательную координацию.

Музыкальная физминутка «Три хлопка над головой…»: (форма)

Умеют выполнять движения под музыку

Воспитатель предлагает выполнить движения под музыку

Дети выполняют движения в соответствии с текстом и музыкой

Развивать логическое мышление.

Воспитатель: Ребята, кто же нас сейчас встречает?

Воспитатель: Слушайте следующую загадку: (форма)

Три вершины,

Три угла,

Три сторонки –

Кто же я?

Дети: Треугольник.

Воспитатель: Правильно, ребята.

Дети отгадывают загадку.

Рассматривают слайд презентации.

Развивать умение

создавать постройку по рисунку.

Побуждать детей к активной совместной и индивидуальной деятельности.

Игровое упражнение «Постройте домики по рисунку»

Совершенствуется навык сотрудничества и взаимопомощи.

Воспитатель: Перед вами рисунки с изображением домиков. Давайте построим такие же домики для жителей этой страны!

Дети самостоятельно выбирают рисунок и строят домик из мягких блоков.

Сюрпризный момент «Мастерская геометрических фигур»

Воспитатель: Молодцы, ребята!    Жителям страны волшебных фигур очень понравилось, как вы с ними играли. Посмотрите на них, они

вам улыбаются.  Они вам дарят волшебную коробочку и приглашают в Мастерскую геометрических фигур!

Развивать логическое мышление через развивающее пособие «Квадрат Воскобовича»

Сюрпризный момент «Мастерская геометрических фигур»

Мотивация детей к предстоящей деятельности.

Складывание двухцветного квадрата В.В. Воскобовича

Проявляют творческую активность.

Воспитатель предлагает посетить  мастерскую геометрических фигур.

Воспитатель:

- Что же  приготовила нам волшебная коробочка?

Воспитатель предлагает детям волшебные квадраты, которые умеют во всё превращаться. Сейчас, в этой мастерской будут происходить чудеса: по словесной инструкции дети выполняют задания.

Воспитатель благодарит всех за хорошую работу.

Дети отвечают: Волшебную ленту   и Волшебные квадраты.

Дети превращают большой квадрат в маленький,  маленький  -  большой квадрат, большой квадрат  в конфету, загибая два противоположных угла у квадрата,

дети превращают конфеты в лодочки, сгибая конфету пополам.

Закреплять представления о геометрических фигурах

Подвижная игра «Живые фигуры»

Дети отдохнули, удовлетворили потребность в движении.

Воспитатель произносит слова:

«Раз,  два, три – веревочка  в круг, треугольник превратись!»  

Дети произносят слова и выстраивают из цветной ленты круг, треугольник, круг.

Заключительный

Развивать умение согласовывать слова в предложении при выражении своих мыслей и впечатлений.

Итоговая беседа

Получили удовлетворение от своей деятельности.

 Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Геометрические фигуры очень довольны тем, что вы справились со всеми заданиями, играли.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, пора возвращаться в детский сад.

Что вам понравилось? Что нового услышали? Увидели? Узнали? Где было трудно?

Воспитатель: Давайте скажем геометрическим фигурам «Спасибо»! До новых встреч!

Воспитатель предлагает на воздушных шариках вернуться  в детский сад .

Дети делятся впечатлениями от путешествия.

Дети машут рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по математике в средней группе «В стране геометрических фигур»

Конспект итогового занятия по математике в средней группе«В стране геометрических фигур»Цель:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Задачи:Сове...

Конспект занятия по математике в средней группе на тему “Волшебные фигуры”

Конспект занятия по математике для средней группы....

конспект НОД в средней группе "В стране геометрических фигур"

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности.по освоению образовательной области познавательное развитие Возрастная группа: средняя группа.Воспитатель: Шевчук Наталья НиколаевнаТ...

Конспект НОД в средней группе «В стране геометрических фигур»

Конспект НОД в средней группе «В стране геометрических фигур»...

КОНСПЕКТ НОД ПО ФЭМП «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВОЛШЕБНЫХ ФИГУР», средняя группа

КОНСПЕКТ НОД ПО ФЭМП «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВОЛШЕБНЫХ ФИГУР», средняя группаИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физичес...