конспект НОД в средней группе "В стране геометрических фигур"
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности.
по освоению образовательной области познавательное развитие
Возрастная группа: средняя группа.
Воспитатель: Шевчук Наталья Николаевна
Тема: «В стране геометрических фигур».
Цель: формирование знаний о геометрических фигурах.
Задачи:
о – уточнить представления о геометрических фигурах; продолжать учить сравнивать и классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма;
р – развивать логическое мышление, память;
в – воспитывать любознательность, умение работать в коллективе сверстников.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Предварительная работа: использование игры «Геоконд», отгадывание математических загадок, решение проблемных ситуаций.
Материал и оборудование: стулья, на каждом геометрическими фигурами, билет – картинка с изображением геометрической фигуры по числу детей, 2 дорожки (длинная и короткая), 2 обруча: красный и зелёный, деревья с геометрическими фигурами, «Геоконт» на каждого ребёнка, схема воздушного шара и геометрические фигуры на каждого ребёнка.
Словарная работа: геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник..
Этапы деятельности, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности | Результат |
Психологический настрой, 1 минута | Создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональная поддержка детей | Приветствие, доброе пожелание. | Приветствие, участие в игре. Дети берутся за руки, по очереди глядя друг другу в глаза передают улыбку. | Дети, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Психогимнастика. «Передай улыбку другу».
| Психологическая готовность. |
Вводно-организационный, 1-2 минуты. | Организация направленного внимания | Организация образовательного пространства | Удобно размещаются в предполагаемом пространстве, включаются в образовательную деятельность | Дети, сегодня мне пришло сообщение, что в стране геометрических фигур злая волшебница перессорила всех жителей, они просят нашей помощи.
| Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.
|
Мотивационно-побудительный, 1-2 минуты | Формирование представлений о предстоящей деятельности, вовлечение в решение поставленных задач. | Знакомство детей с предстоящей деятельностью. | Дети с интересом слушают педагога, участвуют в диалоге, принимают решение в оказании помощи, попавшим в трудную ситуацию. | Поможем жителям геометрической страны, чтобы их помирить, надо выполнить несколько сложных заданий. Вы готовы?
| Внутренняя мотивация на деятельность. |
Актуализация, 5 мин. | Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. | Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами. | Дети отгадывают загадку. Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, задают и отвечают на вопросы. | Игровой занимательный приём. Я предлагаю отправиться в путешествие, но сначала отгадайте загадку: «С тёплым воздухом я, а со мной корзинка, подо мною земля, словно на картинке. В дороге нам поможет дружба, и смелость тоже нам нужна. Вы догадались, кто я»? скорее в путь мои друзья! Чтобы занять место в гондоле, корзине воздушного шара, надо найти стул с такой же геометрической фигурой, какая нарисована на вашем билете. А чтобы взлететь, необходимо ответить на хитрые вопросы. - кто громче мычит – петух или корова? - как лучше и быстрее сорвать яблоко с берёзы? - кто быстрее доплывёт до берега утёнок или цыплёнок? Пора приземляться вот мы с вами и в стране геометрических фигур. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.
|
Динамическая пауза, 1 минута | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Проведение физкультминутки. | Участие в выполнении физических упражнений в соответствии со словами текста. | Игровой приём: Раз - согнуться, разогнуться Два – прогнуться, потянуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка На четыре - руки шире Пять и шесть - тихонько сесть.
| Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. |
Практическая работа | Расширение имеющихся представлений. Овладение способами действия, применение знаний. | Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций. | Дети, решают поставленную проблему, отгадывают загадки, объясняют свой ответ.
Дети слушают задание. Выполняют задание на на «Геоконте».
Дети отгадывают загадку, определяют длину тропинок, действуют в соответствии с заданием.
Дети классифицируют геометрические фигуры по двум свойствам: цвет и форма.
Дети выполняют задание по образцу, выкладывая геометрические фигуры в определённой последовательности. | -Посмотрите, какие необычные деревья растут в этом лесу (подходят к дереву с геометрическими фигурами). Мы сможем снять геометрические фигуры, если отгадаем загадки: 1. Нет углов у меня, и похож на блюдце я, на тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? (круг) . 2. У этой фигуры прямые углы и четыре стороны, 2 длинные, две короткие (прямоугольник) . 3. Три угла, три стороны, могут разной быть длинны. Если стукнешь по углам, то скорей подскочишь сам. (треугольник) . Под деревом дети находят записку. Помогите мне, я забыл, как меня зовут, и как я выгляжу, знаю, что у меня четыре угла и четыре равных стороны. Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто это мог написать? (ответы детей). Давайте напомним квадрату, как он выглядит. Подойдите к геоконту и изобразите портрет квадрата (дети выполняют задание). Спасибо, говорит квадрат, это всё злая волшебница, она позавидовала дружбе геометрических фигур и всех перессорила. -Посмотрите, ребята, впереди две тропинки, куда же они нас ведут? Отгадайте загадку: Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (река). Давайте пойдем к реке по тропинкам: девочки пойдут по короткой тропинке, а мальчики – по длинной (обозначить словами). Вот мы с вами и пришли в город геометрических фигур, давайте расселим жителей в свои дома. На полу два обруча расположены так, что образуются как бы три части города, три отдельных области. Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зелёного – все круглые. (в области пересечения двух обручей поселятся фигуры, обладающие двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые). Дети отвечают на вопрос : «Какие фигуры лежат вне обоих обручей?» (все не красные и не круглые) - Пора возвращаться домой. Но что это? Ребята, когда мы приземлялись, наш шар зацепился за ветки деревьев и порвался. Мы не сможем улететь домой. Что же делать? (ответы детей) Чтобы починить наш воздушный шар, надо правильно заполнить окошечки в ваших карточках (по образцу, выложить геометрические фигуры в определенной последовательности: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Дети выкладывают фигуры. Дети называют, в какой последовательности фигуры расположены.
| Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. |
Открытый выход из деятельности. Рефлексия. 3 минуты | Подведение итогов, обобщение полученного опыта. Формирование элементарных навыков самооценки. | Подведение итогов НОД с различных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. | Высказываются по поводу качества выполненной работы, используют для оценки деятельности пиктограммы. | Теперь мы можем возвратиться в детский сад. Почему? (правильно заполнили карточки). Молодцы ребята! Дети занимают места в корзине. -Что вы узнали интересного? С кем мы познакомились, что мы делали в стране Геометрических фигур? Вам понравилось путешествие? (ответы детей) -Вот и закончилось наше путешествие. На память о нём я дарю вам воздушные шары.
| Осознание себя как участника познавательного процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки.
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
В стране геометрических фигур.
Цель: Создать условия для формирования знаний детей о геометрических фигурах, цифрах.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить представления детей о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Формировать умение группировать их по различным признакам (цвет, форма, величина).
- Продолжать учить сравнивать 2 предмета по длине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами (длиннее, короче).
- Уточнять представления детей о числах и отношениях между ними: совершенствовать счетные навыки; умение обозначать количество цифрой (в пределах 5).
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, память, упражнять в отгадывании загадок.
- Развивать восприятие, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, интерес к математическим занятиям.
- Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
Материалы и оборудование к НОД: изображение воздушного шара, воздушные шары; стулья стоят полукругом, на каждом геометрическая фигура; билет-картинка с изображением геометрических фигур (на каждого ребенка, дерево с геометрическим фигурами по числу детей, рыбы в форме геометрических фигур, удочки на магнитах, 2 дорожки (длинная и короткая, 4 обруча, красный, желтый, зеленый, синий, 4 нарисованных аквариума круглой, квадратной, прямоугольной и треугольной формы, цветы из картона разного цвета с изображением цифр (от 1 до 5) на каждого, клей, кисточки, подставки, салфетки, геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, красного, зеленого, желтого, синего цветов, листы с изображением силуэта воздушного шара на каждого ребенка, персонаж - кукла Цифрознайка, магнитофон, мудьтимедийная установка, экран, компьютерная презентация «Полет на воздушном шаре».
Музыкальный ряд: музыкальная композиция «Полет на воздушном шаре» Дидюля.
Предварительная работа: использование дидактических игр, игровых упражнений, чтение художественной литературы, отгадывание математических загадок, рассматривание иллюстраций с изображением воздушного шара, слушание музыкальных произведений.
Планируемый результат: дети уточнят знания о геометрических фигурах, продолжат формировать умение группировать их по форме, цвету, величине; поупражняются в сравнении двух предметов по длине; уточнят представления о числовом ряде, усовершенствуют счетные навыки, умение обозначать число цифрой.
Ход.
Дети, сегодня мне пришло сообщение, что в стране геометрических фигур злая волшебница перессорила всех жителей, они просят нашей помощи. Поможем жителям геометрической страны, чтобы их помирить, надо выполнить несколько сложных заданий. Вы готовы? Тога я вам предлагаю отправиться в путешествие, но сначала отгадайте загадку:
С теплым воздухом я,
А со мною корзинка,
Подо мною земля,
Словно на картинке.
В дороге нам поможет дружба,
И смелость тоже нам нужна.
Вы догадались, кто я? (воздушный шар)
Скорее в путь мои друзья!
-Чтобы занять место в гондоле, корзине воздушного шара, надо найти стул с такой же геометрической фигурой, какая нарисована на вашем билете.
А чтобы взлететь, необходимо ответить на хитрые вопросы.
-Кто громче мычит - петух или корова?
-Как лучше и быстрее сорвать яблоко с березы?
-Кто быстрее доплывет до берега утята или цыплята? (ответы детей)
Пора приземляться! Вот она - страна Геометрических фигур. Под нами волшебный лес. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу! Нельзя ломать ветки, нельзя разжигать костры, бросать мусор, обижать обитателей леса. Правильно, ребята нужно бережно относиться к природе и ее обитателям. Вот мы с вами и опустились на землю.
-Посмотрите, какие необычные деревья растут в этом лесу (подходят к дереву с геометрическими фигурами). Дерево подарит нам свои фигуры, если отгадаете загадки:
1. Эта фигура без углов и катится, как колесо (круг) .
2. У этой фигуры прямые углы и четыре стороны, 2 длинные, две короткие (прямоугольник) .
3. Эта фигура с тремя углами и тремя сторонами (треугольник) .
4. У этой фигуры четыре угла и четыре стороны одинаковой длины (квадрат) .
Дети отгадывают загадки, и дерево отдает фигуры. Каждый ребёнок забирает фигуру, какая была на его билете.
-Посмотрите, ребята, впереди две тропинки, куда же они нас ведут?
Отгадайте загадку: Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (река).
Давайте пойдем к реке по тропинкам: девочки пойдут по короткой тропинке, а мальчики – по длинной (обозначить словами) .
У реки дети находят записку. Помогите мне, я забыл как меня зовут и как я выгляжу, знаю, что у меня четыре угла и четыре равных стороны.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто это мог написать? (ответы детей). Давайте напомним квадрату, как он выглядит. Подойдите к геоконту и изобразите портрет квадрата (дети выполняют задание).
Спасибо, говорит квадрат, это всё злая волшебница, она позавидовала дружбе геометрических фигур и всех перессорила.
Цифрознайка. Давайте я проведу вас на мою любимую цветочную поляну, я люблю там гулять.
Дети приходят на поляну.
Вос-ль. Посмотрите, какие необычные цветы, они с цифрами. Выбирайте себе цветы любого цвета.
Цифрознайка. Хотите поиграть с цифрами, это моя любимая игра. Сначала разложите цветочки с цифрами по порядку от 1 до 5.
Вам нужно будет убрать цифру из ряда, по заданию:
- Сколько глаз у человека? (2)
- Сколько ножек у стола? (4) - Сколько хвостов у кошки? (1)
- Сколько здесь машинок? (3)
- Какая осталась цифра? (5)
Цифрознайка. Молодцы, ребята! Я была рада с вами познакомиться. Я вам подарю медальки в память о нашей стране. А теперь нам пора попрощаться с вами. До встречи.
Вос-ль:
Пора возвращаться домой. Но что это? Ребята, когда мы приземлялись, наш шар зацепился за ветки деревьев и порвался. Мы не сможем улететь домой. Что же делать? (ответы детей)
Чтобы починить наш воздушный шар, надо правильно заполнить окошечки в ваших карточках (по образцу, наклеить геометрические фигуры в определенной последовательности: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.
Дети наклеивают фигуры. Дети называют, в какой последовательности они наклеивали фигуры.
Теперь мы можем возвратиться в детский сад. Почему? (правильно заполнили карточки). Молодцы ребята!
Дети занимают места в корзине.
-Что вы узнали интересного? С кем мы познакомились, что мы делали в стране Геометрических фигур? Вам понравилось путешествие? (ответы детей)
-Вот и закончилось наше путешествие. На память о нашем путешествии я дарю вам воздушные шары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в средней группе "Страна геометрических фигур"
- НОД закрепляет представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.Закреплят умение обследовать предмет, выделяя его характерные признаки.- Закрепляет умения опре...
Конспект НОД в средней группе "Страна геометрических фигур"
Программное содержание:- Закреплять представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, о понятии «четырехугольники».- Закреплять умение обследовать предмет, выдел...
Конспект НОД в средней группе "Страна геометрических фигур"
Конспект НОД в средней группе " Страна геометрических фигур "...
Конспект НОД по ФЭМП "В стране геометрических фигур" для детей младшей группы
Конспект НОД по ФЭМП "В стране геометрических фигур" для детей младшей группы...
Конспект НОД в средней группе "Страна геометрических фигур"
Программное содержание:- Закреплять представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, о понятии «четырехугольники».- Закреплять умение обследовать пр...
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Страна геометрических фигур"
средняя группа...