Отчёт по теме самообразования «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
опыты и эксперименты на тему

Горюнова Елена Константиновна

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx214.11 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
                   «Детский сад «Радуга» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Отчёт по теме самообразования
 «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Картинки по запросу юный исследователь

 Картинки по запросу юный исследователь

               Воспитатель: Горюнова Елена Константиновна
                                              2017г.
                               р.п. Базарный Карабулак

Отчет по теме самообразования «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Автор: Горюнова Елена Константиновна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад  «Радуга»

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Мною был разработан перспективный план по экспериментальной деятельности детей в старшей группе. Составлена картотека конспектов НОД с элементами экспериментирования. Разработана картотека «Опыты-эксперименты в старшей группе».
Предметно-развивающая среда.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей организована мини-лаборатория «Юный исследователь». В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования, специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый и природный материал (камешки, песок, семена), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д.), инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.).

Работа с детьми.

С детьми проводились беседы на тему «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании в домашних условиях, с целью поддержки и развития интереса у ребёнка к исследованиям, открытиям. Познакомила детей с оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

В течении учебного года мною проводилась НОД и опыты-эксперименты по темам:
«Воздух вокруг нас»
«Свойства света»
«Царица-водица»
«Удивительный магнит»

«Почва-что это такое»

«Песок и глина»

«Бумага и её свойства»

«Ткань и её свойства

В результате НОД и опытов — экспериментов дети владеют элементарными сведениями о живой и неживой природы Земли и её значения в жизни живых существ. Познакомились с явлениями природы разобрав каждое отдельно (явления погоды, круговорот воды в природе, движения солнца, снегопад), со свойствами почвы, песка и глины. Закрепляли и уточняли знания детей о воде, о ее состояниях. Изучили агрегатное состояние воды (вода основа жизни; как образуется вода через пар, как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга). Познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы обнаружения воздуха. Дети получили представления о свойстве бумаги, её возникновении видах (копировальная, гофрированная, картон, и т. д); видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. Имеют представление о магните и его свойстве. Познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Дети с удовольствием высказывают свои предположения и самостоятельно делают выводы. С нетерпением ждут новых и необычных экспериментов.
Работа с родителями.

Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории. Были предложены консультация на темы «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу».  Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Организовала и провела совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Мы юные экспериментаторы»

В следующем учебном году планирую продолжить работу по данной теме.

   Знакомство с мини лабораторией
H:\DCIM\105MSDCF\DSC06089.JPG


           
Знакомство со свойствами глины и песка

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC06090.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC06093.jpg

                           Удивительный магнитC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC06098.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC06088.jpg

                          Знакомство со стекломC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC06103.jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC06104.jpg

                                                 Царица - водицаC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC06095.jpg

   Совместное мероприятие с родителямиC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC06077.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC06086.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: живая и неживая природа, рукотворный мир. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования...

План по самообразованию на тему: «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Китайское изречениеТо, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю...

План по самообразованию «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования....

Отчёт по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности» за 2019 – 2020 учебный год

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник...