Консультация для педагогов "Детский сад - семья: аспекты взаимодействия в условиях внедрения ФГОС ДО"
консультация на тему
Даны рекомендации по организации взаимодействия с семьями воспитанников. Раскрыты принципы работы, основные цели и формы работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Даны конкретные примеры по использованию в практике работы новых активных форм сотрудничества с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_rabote_s_roditelyami.docx | 34.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44
Детский сад - семья:
аспекты взаимодействия в условиях внедрения ФГОС ДО
Подготовила и провела:
старший воспитатель Зарубина Е.Ю.
Саров 2016
Актуальность
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором большое внимание уделяется работе с родителями. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Во ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации работы с родителями: оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с их реализацией.
Поэтому работа с родителями в детском учреждении – приоритетное направление педагогической деятельности.
Цель ДОУ по организации взаимодействия с родителями:
вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения через создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
задачи: (по ФГОС)
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Проблемы традиционной работы с родителями.
За многие годы сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы,
консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки,
стенды.
При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Такие формы работы направлены на
взаимодействие с широким кругом родителей. В этих условиях невозможно
разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. Редко запрос идет от родителей. Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.
Т.о. анализируя традиционные формы работы с семьей,
следует отметить, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам.
Однако в современных условиях работа должна строится, исходя из потребности семьи. Отношения с родителями необходимо строить лишь на принципе педагогической поддержки – помочь, подсказать, привлечь внимание к насущной детской проблеме.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями.
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Работа.
В начале учебного года педагогами группы составляется план взаимодействия с родителями. Первоначально в его основу ложатся задачи ДОУ на год и взгляды педагогов о необходимости информирования родителей о той или иной проблеме в развитии и воспитании ребенка. Теперь во ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы, их интересы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Поэтому начинать необходимо не только с анализа годового плана, но и с социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, какую помощь хотят получить от педагогов ДОУ. Для этого необходимо провести анкетирования, опросов, личных бесед на эту тему, что поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Анкетирование должно проводиться до собрания, на первом собрании необходимо познакомить родителей с планом работы на год, обсудить его, при необходимости внести коррективы.
Анкетирование или опросы можно проводить регулярно перед любыми тематическими мероприятиями с целью выявить отношение родителей к той или иной проблеме, их взгляды, опыт. Например, перед консультацией «Формирование игровой деятельности у дошкольников» предложить родителям ответить на ряд вопросов: какова роль игры в вашей жизни, как часто вы играете с ребенком, в какие игры и т.д. Предложите родителям заранее написать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. Все это позволит скорректировать содержание вашей консультации.
Планирование работы с родителями воспитанников– это первый шаг на пути построения эффективного взаимодействия.
Выявить интересы и запросы детей поможет «Родительская почта», рубрика «Вы спрашивали-мы отвечает», «Задайте вопрос специалисту». Здесь же можно предложить родителям оставить отзыв о вашей работе, работе детского сада в целом, высказать претензии и предложения.
Теперь можно приступать к работе.
В нашем детском саду имеется система по взаимодействию с родителями. Она включает разнообразные формы взаимодействия с родителями: родительское собрание, консультации, семинары-практикумы. И если семинары-практикумы уже подразумевают деятельностное участие родителей, то во время выступлений на родительских собраниях и консультациях родители являются пассивными слушателями. Для того, чтобы активизировать родителей необходимо продумать активные формы работы с ними. Например, добавьте элемент дискуссии, предложив обсудить какой-то вопрос, высказать свое отношение к проблеме; разделите родителей на группы, сделайте их аппонентами и предложите одной группе продумать все положительные моменты, а другой отрицательные., вместе сделайте вывод. Например: тема-компьютер-это хорошо или плохо?; предложите родителям поделиться своим семейным опытом по теме собрания (лучше предварительно обсудить этот вопрос с родителями)Например: как я выполняю домашние рекомендации, Предложите решить проблемную ситуацию. Например: на тему решение детских конфликтов. Любой из таких приемов оживит ваше мероприятие.
Одним из направлений в информационно-просветительско й работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Традиционно в «Уголках для родителей» оформляются консультационные материалы, папки-передвижки. Однако, сменяемость такого материала недостаточная, часто он находится в уголке несколько месяцев, наблюдается скученность материала, оформление носит черно-белый вариант, а объем достаточно большой, что не привлекает родителей, не побуждает к самостоятельному изучению.
Важные моменты:
•все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
•содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
•оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей
(текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
•содержание предлагаемого материала должно быть не объемным и действительно интересно большинству родителей
- в содержании материала лучше предлагать не только теоретический материал, но и практический.
Необходимо использовать новые формы наглядности: оформление газет, коллажей, фотоотчетов или фотовыставок о педагогических новостях или жизни детей в детском саду и дома с целью пропаганды интересного опыта семейного воспитания, семейных традиций, а также создание буклетов, тематических памяток, брошюр и т.д., которые удобно взять с собой и познакомится с необходимой информацией в удобное для родителей время.
Ежегодно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей, детей и их родителей, совместные конкурсы. Следует отметить, что количество участников растет с каждым годом, повысилась ответственность родителей в подготовке к данным мероприятиям, что видно в качестве поделок. Здесь можно предложить только организацию таких мероприятий внутри группы. Например: выставки семейного творчества.
Особое внимание хочется уделить групповым уголкам творчества детей, выставкам рисунков. Порой их внешний вид не привлекает взгляд, а отталкивает, т.к. работы детей не выглядят завершенными, плохо оформлены, формат рисунка не подходит к формату рамы.
С большим успехом всегда проходят такие мероприятия как праздники, совместные досуги. Эти формы работы пользуются среди родителей наибольшей популярностью. Поэтому наряду с традиционными годовыми мероприятиями желательно завести групповую традицию: отмечать дни именинников, день игрушки, день семьи и т.д. Это установит теплые отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. !!! Праздники и вечера досуга необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей. Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование
родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Наиболее актуальны в этом вопросе личные беседы с родителями. Однако при нехватке времени можно завести в группе постоянно действующие рубрики. Например: «В этом месяце…..» (дети узнают…, дети увидят…, дети посетят…, дети познакомятся… и т.д.), «Сегодня мы…» (информация с занятий: познакомились с…, узнали о…, прочитали…, ) и др.
Перспективы в реализации новых форм взаимодействия с родителями.
Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. К сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. И перед педагогами встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Для этого необходимо освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, быстро реагировать на изменения состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь ДОУ. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Например, проект-эстафета « Семейный календарь», в котором членами семьи выполняются газеты, посвященные семейному событию, празднику, семейной традиции, семейному укладу, участию семьи в жизни детского сада, семейному отдыху, увлечению.
Выявив наиболее талантливых родителей, можно предложить им провести мастер – класс, семинар-практикум для родителей, направленные на помощь в организации совместной деятельности с детьми. Скорее всего это мероприятие будет носить творческий характер. Например: «Игрушки своими руками» (поделки из теста и пластилина).
Совместно с родителями организация мини – музеев.
Использование в работе с родителями электронных средств коммуникации: сайт ДОУ, педагога, электронная почта. Это способствует налаживанию динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей; она не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным. Задача педагога активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и психологии, не только в личном общении, но и через интернет связь, передавать родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по болезни, или другим причинам. На сайте ДОУ можно дать информацию о мероприятиях в группе (фото и короткая информация).
Организация работы педагогической гостиной: регулярные встречи родителей по определенной теме. Например: «Развиваем речь, играя» (встреча на тему «Речь на кончиках пальцев», встреча на тему «Дыхательная гимнастика» и т.д.) Обязательно заранее составляется план работы гостиной с указанием тем и сроков. Может проходить в виде обсуждения печатных материалов, информации из интернета, практических заданий и т.д.
Проведение Дня открытых дверей, когда родителям предлагается посетить разнообразные мероприятия и режимные моменты (необходимо составить список кто из родителей что посещает), а затем на встрече с родителями за круглым столом обсудить увиденное.
Проведение открытых занятий: просмотр родителями или с участием родителей. Это позволит каждому родителю увидеть реальные достижения своего ребенка.
Организация выставок периодической печати, статей, в т.ч. из интернета, методической литературы по определенной проблеме. Например, в рамках подготовки к круглому столу, родительскому собранию и т.д.
Проведение различного рода благотворительных или совместных акции, в которых родители помогают в организации постановок, пошиве костюмов, пополнении РППС и др. Например, «Книга-лучший подарок» в рамках недели детской книги, «Театр для малышей» в рамках празднования Дня театра.
Встречи с интересными людьми- приглашение родителей для проведения мероприятий для детей. Например, тематических бесед, знакомство с профессиями и др.
Инновационные формы взаимодействия с родителями достаточно разнообразны.
- соцобследование, диагностика, тесты для родителей;
- семейные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- групповые газеты «Топ» - известия;
- контрольные для родителей;
- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
- интеллектуальные ринги детей и родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- аукцион секретов воспитания и др.
Главное смелее включать их в свою работу.
Вывод: Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. А организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволит родителям почувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
1. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»2. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного...
Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС ДО
Статья раскрывает основные аспекты взаимдействия с семьей в условиях современного детского сада, определяет основные трудности и барьеры, а также рассказывает о возможных путях выхода их них....
«ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И СЕМЬЯ: АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО»
Аннотация: Статья посвящена аспектам взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях введения ФГОС ДО. Рассматривается партнерство семьи и образовательного учреждения, как пер...
Консультация для воспитателей «Здоровьесбережение детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС»
Здоровьесберегающая среда представляется как трехкомпонентная структура....
Консультация "Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования".
Суть взаимодействия музыкального руководителя и семьиЗаключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого потенциала.В основе такого взаимодействия ...
Практическая консультация для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС»
Цель: познакомить педагогов с основными теоретическими подходами по проблеме развития навыков эффективной коммуникации; отработать навыки презентации, эффективного владения навыками вербальной и невер...
Консультация для педагогов "Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в условиях внедрения ФГОС"
Консультация для педагогов "Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в условиях внедрения ФГОС"...