Авторская программа духовно-нравственного и патриотического воспитания "С чего начинается Родина...."
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему
Программа расчитана на детей дошкольного возраста 4-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patriot_vospitaniya.docx | 946.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колобок»
Принято: На заседании Утверждаю Заведующая
Педагогического совета БДОУ детский сад «Колобок» 08.09.2016г. Т.В.Бородина Протокол№1
Программа гражданско-духовного и патриотического воспитания
«С чего начинается Родина…»
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста
Составила воспитатель: Шашкова А.В.
высшая квалификационная категория
Название программы | Программа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина». |
Основания для разработки программы | Нормативные документы: • Примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» |
Заказчик координатор программы | Совет педагогов бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада « Колобок» |
Основные разработчики программы | Воспитатель высшей квалификационной категории А.В. Шашкова. |
Участники программы | Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. |
Цель программы | формирование духовно-нравственных, патриотических основ личности. |
Задачи программы |
|
Принципы построения программы | При разработке направлений деятельности по реализации Программы учитывались следующие принципы:
|
Формы, средства и методы работы с детьми |
|
Срок реализации программы | 2017 – 2019 г.г. |
Система контроля над исполнением Программы | Контроль и координация деятельности по реализации Программы осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения. |
Пояснительная записка
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.
Работа по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста - процесс длительный и сложный. Работа не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Она должна проходить в основном в совместной деятельности. В непосредственно – образовательный процесс выносятся только сложные темы.
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.
Программа «С чего начинается Родина…» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Федерального государственного стандарта от ,примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы
Программа предназначена для реализации работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Цель: программы является формирование духовно – нравственных, патриотических основ личности.
Задачи:
- формирования представления у детей о Родине как месте, где человек родился
- расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию (природное окружение, литература, искусство)
- развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни
- Воспитание любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- Формирование представлений о России как о родной стране;
- Воспитание гражданско-патриотических чувств.
- воспитание чувство благородства и сострадания, заботы о людях защищавших Родину.
- Активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений.
- Воспитание гражданских чувств и прежде всего любви к родному краю. Она реализуется через процесс изучения и пропаганды памятников истории и культуры родного края, биографии и творчества замечательных земляков.
Наши основные принципы работы с дошкольниками
1.Принцип интегративности - взаимосвязь с различными видами деятельности.
- Принцип сотрудничества - взаимосвязь ребенка и педагога.
- Принцип индивидуального подхода к детям - патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенка, исходя из знаний особенностей его развития.
- Принцип систематичности и последовательности - такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
- Принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
- Принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
- Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.
- Принцип игровой подачи материала - в работе опора на ведущий вид
деятельности - игру.
Этапы и сроки реализации
- этап – подготовительно-организационный: сбор информации и изучение нормативно-правовой документации.
- этап – основной: теоретический и практический .Итоговое тестирование, микроисследование и контроль, планирование, исходя из анализа, на следующий период.
- этап - заключительный: коррекционная деятельность, подведение итогов .
Ожидаемые результаты
1. Будут созданы условия, при которых у детей:
будет расширяться кругозор;
развиваться познавательные способности;
активность;
любознательность;
обогатится и разовьётся речь;
2. Будет сформировано уважение к символике страны, края, гордость за принадлежность к своей стране и её народу;
3. Будет сформировано положительное и бережное отношение к труду людей, природе;
4. Воспитанники будут знать:
периоды формирования границ области, района , соседние области. Названия и расположение городов, рек, памятников природы .
виды промыслов;
историю городов и сёл;
5. Воспитанники будут уметь отвечать на разные вопросы по темам;
Содержание патриотического воспитания
Для успешного формирования гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста необходима целенаправленная, систематическая, воспитательно-образовательная работа. Система и последовательность работы по формированию гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста представлена по взаимосвязанным направлениям:
р
«Орловский край – мой дом родной»
Дети получают краеведческие сведения о родном крае, городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
«Бравые ребята»
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Раздел программы патриотического воспитания
« Бравые ребята»
для детей старшего дошкольного возраста
Название мероприятия | Программные задачи | ||
1 | |||
1 | октябрь | «Рода войск» | Познакомить с понятием армия. Формировать представления о родах войск в России. Определять назначение их службы. Познакомить с формой родов войск. Воспитывать чувство гордости за страну. |
2 | Ноябрь | Экскурсия в музей.» | Познакомится с видами оружия. Расши рить о нем представление . |
Учебно-тематический план на 2017 – 2018 у.г. для детей старшего возраста
3 | декабрь | «Уроки мужества» «Дмитрий Донской освободитель земли Русской | Познакомить детей с подвигами русского народа в разные исторические периоды развития. Формировать представление о подвигах в современное время. Раскрыть понятие мужество, подвиг. Воспитывать патриотические чувства. |
4 | январь | «Как на Руси всё начиналось» | Познакомить с условиями жизни наших предков. С особенностями природных условий. Формировать представление о физической силе, храбрости и выносливости. Воспитывать познавательный интерес об образе жизни предков через межпокаленческое взаимодействие. |
5 | февраль | Проектная деятельность «Защитники русской земли»(февраль-май) «День защитника отечества» | Формировать представление о понятие защитник отечества. Закреплять знания о подвигах солдат, воинов в разные исторические периоды. Познакомить с современным воинами совершающими подвиги в наше время. Воспитывать патриотические чувства. |
6 | март | Посещение « Аллеи Славы», «Бульвара Победы» | Закреплять знания о нашем крае. Знакомить с памятниками архитектуры в нашем районе. Формировать представление о малой Родине. Воспитывать чувство гордости . |
7 | апрель | Встреча с воинами интернационалистами. | Познакомить с подвигами интернационалистов. Формировать представление о войне и её последствии. Дать понятие о том, что мир надо беречь. Воспитывать желание сохранять мир. |
8 | май | День пограничника. «Наши защитники в мирные дни» «9 мая – день Победы» Закрепить знания о том, что 9 мая день победы, что страну защищали не только армия, но и партизаны среди которых были и дети. | Закреплять знания о праздниках разных родов войск. Закреплять знания о их назначении, форме. Познакомить с образом жизни во время службы. Формировать представления о опасностях пограничников. Воспитывать желание вставать на защиту своей Родины. |
Раздел программы
« Орловский край – мой дом родной»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ
№ п/п | Дата | БЛОКИ Название мероприятия |
1 блок Природное краеведение | ||
1 | Сентябрь | История административно – территориального образование области. |
2 | Октябрь | Географическое положение Орловской области. |
3 | Ноябрь | Памятники природы |
4 | Декабрь | Этика поведения человека на природе |
5 | Январь | Литература о природе родного края |
6 | Февраль | Орловские поэты о родной природе |
7 | Март | Животные нашего края |
8 | Апрель | Растительный мир области. |
9 | Май | Экскурсии |
2 блок Историческое краеведение | ||
1 | Сентябрь | Памятник истории и культуры района. |
2 | Октябрь | Символика района, области. |
3 | Декабрь | «Свод летописных известий» (главные исторические события района) . |
4 | Январь | Древние русские поселения Описание памятников истории |
5 | Апрель | Старинные села. |
6 | Май | Экскурсия по улицам посёлка. |
3 блок Традиционная культура Орловской области. | ||
1 | Сентябрь | Виртуальное путешествие в г.Орёл. |
2 | Ноябрь | Орловские умельцы. |
3 | Март | Народные праздники. «Масленица» |
4 | Май | Национальный костюм народов Орловщины |
Направления работы с родителями
Направление | Цели | Форма общения |
Познавательное | Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. |
|
Наглядно- информационное | Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенности воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. |
|
Досуговое | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Антонов Ю Е. Как научить детей любить Родину АРКТИ, 2003г
2.Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». М., 2004.
3.Баранов С.П. Педагогика М Просв. 1997г
4.Венгер Л.А. , Мухина В.С. Психология М Просв. 1981г
5.Дошкольникам о защитниках Отечества. Под ред. Л.А. Кондрынской. М 2006г
6.Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. Мы живём в России. М., 2008.
7.Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации 21 мая 2003г
8.Конвенция о правах ребенка Принята Ассамблеей ООН 1989г 13.Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М 2003г 14.Козакова И.
9.Особенности патриотического воспитания дошкольников
Обруч-2003г
10.Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экскурсий и пеших прогулок "С чего начинается Родина..."
Предлагаемая программа по краеведению построена на доступном для детей местном материале. Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер и представляет собой цикл экскурсий....
Программа дополнительного образования по краеведению «С чего начинается родина?»
Программа дополнительного образования по краеведению «С чего начинается родина?» Возраст воспитанников от 4 до 7 лет. Срок реализации 3 года...
Проект по патриотическому «С чего начинается Родина…»
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее...
Программа духовно –нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста (3-5 лет) "НАСЛЕДИЕ".
Содержание Пояснительная записка Комплексно - тематический план реализации программы Ожидаемый результат реализации программы Взаимодействие с родителями по патриотическому воспита...
Самообразование Духовно-нравственное воспитание «С чего начинается Родина?»
Самообразование Духовно-нравственное воспитание «С чего начинается Родина?»...
«МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ.» Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей
Рабочая программа " Мы живем в России" по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста разработана на 2 года....
«Вверх по лестнице, ведущей к духовности» дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Срок реализаци
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813963","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813491","attributes":{"alt":"","class"...