Программа экскурсий и пеших прогулок "С чего начинается Родина..."
рабочая программа на тему

Смирнова Анна Владимировна

Предлагаемая программа по краеведению построена на доступном для детей местном материале. Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер и представляет собой цикл экскурсий.  Информационная часть программы для детей делится на возрастные группы. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший школьный возраст (6-8 лет), средний  школьный возраст (9-11 лет), старший школьный возраст (12-14 лет). Педагог имеет право варьировать подаваемый информационный материал. Главной особенностью программы является творческая деятельность детей, основанная на рассказе о его малой родине, о том месте, откуда он приехал, или где он родился.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_rodina.docx40.61 КБ

Предварительный просмотр:

Программа экскурсий по краеведению для детей 6-14 лет

"С чего начинается Родина..."

Составитель: Смирнова Анна Владимировна

Воспитатель  

Оздоровительно-образовательный

центр «Уралочка»,

Верх-Нейвинский

2017 год

Пояснительная записка

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Детский  возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

 Обоснование актуальности программы

        О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

        Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

 Цель и задачи программы

Цель: Формировать у детей патриотическое отношение и чувство любви  к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

- Формирование у детей нравственных качеств личности через ознакомление с родным краем.

- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, создание условия для творчества учащихся и их самовыражения , развитие творческих способностей.

- Воспитание у детей чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

- Воспитание здорового образа жизни.

- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

 Педагогические принципы программы

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

 Законодательно-нормативное обеспечение программы

- Закон РФ «Об образовании».

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

- Устав ГБОУ Детский оздоровительный центр "Юность Урала"  

- Устав оздоровительно-образовательный центр "Уралочка"

 - Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.

- Концепция областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской  области на 2011 – 2015г».

Особенность  программы 

        Предлагаемая программа по краеведению построена на доступном для детей местном материале. Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер и представляет собой цикл экскурсий.  Информационная часть программы для детей делится на возрастные группы. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший школьный возраст (6-8 лет), средний  школьный возраст (9-11 лет), старший школьный возраст (12-14 лет). Педагог имеет право варьировать подаваемый информационный материал. Главной особенностью программы является творческая деятельность детей, основанная на рассказе о его малой родине, о том месте, откуда он приехал, или где он родился.

Работа по программе включает в себя:

Познавательная деятельность:

-  Экскурсии.

-  Наблюдение за объектами окружающего мира.

-  Анализ результатов наблюдений.

-  Творческие работы: сообщения, сочинения, рисунки, рукотворные изделия и т.д.

 Речевая деятельность и работа с информацией

- Работа с учебными, художественными, научно – популярными текстами.

- Поиск необходимой информации в словарях, энциклопедиях, в журналах, справочниках библиотеки, в Интернет.

- Элементарное обоснование собственного высказанного суждения.

- Выступление с сообщением перед аудиторией сверстников.

- Беседы с людьми старшего поколения

В результате изучения программы «краеведение» обучающиеся должны знать:

 - основные краеведческие понятия; особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, особенности окружающей среды, пути её сохранения или улучшения и рационального использования;

-  основные исторические и памятные места родного города, музеи.

Должны уметь:

​ - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;

 - анализировать и отбирать материал наиболее продуктивный и значимый, уметь работать с разными источниками.

Работая по данной программе, обучающиеся получают:

- интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;

- возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;

- выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих.


Формы контроля:
- презентации проектов детей;​ 
- выставки рисунков и фотографий;​ 
- фотосессия исторических и памятных мест​; 
​- подготовка индивидуальных — зачетных работ.

Формы и методы проведения занятий

–​ лекции;

–​ экскурсии;

–​ интерактивные программы;

–​ фотосессии;

–​ практические работы в библиотеке, краеведческом музее;

–​  творческие работы.

Структура программы.

1.​ История поселка Верх-Нейвинский.

2. Достопримечательности поселка Верх-Нейвинский.

3.​ Современный поселок Верх-Нейвинский.

4.​ Легенды Уральского края.

5.​ Природа Уральского края.

6. Участие в викторине.

7.  Подготовка творческих работ.

8. Защита и обсуждение творческих работ.

Методическое обеспечение программы.

- наличие кабинета для занятий, оснащенного мебелью, географическими картами города и области;

- имеется методическая, художественная и научная литература по теме изучения;

- наличие связей с учреждениями образования и культуры;

- привлечение к работе узких специалистов (музейные работники, библиотека);

- возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам;

- выход в интернет.

Итоги программы подводятся в форме проведения конкурса индивидуальных творческих  работ  «Мой родной город»


Учебно-тематический план реализации программы

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

Форма проведения

1

Введение. Что такое краеведение.

1

0.5

0.5

Беседа

2

История поселка Верх-Нейвинский.

1

0.5

0.5

Беседа, экскурсия по поселку

3

Достопримечательности поселка

Верх-Нейвинский.

5

2

3

Беседы, экскурсии по поселку, сбор материала для презентации о поселке, фотосессия  памятных мест

4

Современный поселок Верх-Нейвинский.

1

0.5

0.5

Экскурсия на завод поселка, беседа, встреча с интересными людьми, интервью, сбор материала по литературным источникам о своем городе или поселке.

5

Легенды и предания Уральского края.

3

1

2

Экскурсии к местам связанных с легендами, фотосессия мест, подготовка теоретического материала для творческих работ.

6

Природа Уральского края.

2

1

1

Экскурсии в лес, на природу, фотосессия мест, сбор материала для творческих работ.

7

Участие в викторине.

1

0.3

0.7

Игра с вопросами о родном Уральском крае.

8

Подготовка творческих  работ

6

-

6

Индивидуальная работа- консультации, работа с литературой, подготовка презентаций,выпуск фотоматериалов.

9

Защита и обсуждение творческих работ

1

0.3

0.7

Обсуждение работ, защита проектов.

ИТОГО

21

4.1

14.9

Содержание  программы

Тема1.  Краеведение - наука о родном крае. ( 1 час) Введение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Знакомство с программой «С чего начинается родина...».

Тема 2. История поселка Верх-Нейвинский ( 1 час) Беседа на тему истории родного города и края. Экскурсия по поселку Верх-Нейвинский. Знакомство с его историей.

Тема 3. Достопримечательности поселка Верх-Нейвинский  ( 5 часов) Беседы  на тему истории родного города и края. Экскурсии по поселку Верх-Нейвинский. Знакомство с его достопримечательностями.

Тема 4. Современный поселок Верх-Нейвинский. ( 1 час) Разговор на тему о современном облике поселка. Просмотр презентации «Мой поселок».Экскурсия на завод поселка, знакомство с его историей и производством, знакомство и встреча с интересными людьми. Знакомство с учреждениями культуры, дополнительного образования поселка.  Сбор информации и создание презентации «Наши города».

Тема 5. Легенды и предания Уральского края. (3 часа) Беседа о легендах. Экскурсии и знакомство с местами связанными с легендами. Фотосессия мест, подготовка теоретического материала для творческих работ.

Тема 6. Природа Уральского края  ( 2 часа) Беседы, экскурсии в лес, на природу, фотосессия мест, сбор материала для творческих работ.

Тема 7. Участие в викторине (1 час) Игра с вопросами о родном Уральском крае.

Тема 8. Подготовка творческих работ (6 часов). По заранее выбранной теме проводится сбор информации и готовится зачетная работа в виде газеты, альбома, рисунков или презентации. Оказывается помощь в выборе темы и сборе материала.

Тема 9. Защита и обсуждение творческих работ (1 час) Проводится просмотр и обсуждение работ детей. по итогам работы в конце года оформляется  большой  журнал  альманах  "Путешествие по Уралу" .

Календарное планирование по образовательной программе «Краеведение»

Тема занятий

Количество

часов

1

Введение. Краеведение — наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края.

1

2

История поселка Верх-Нейвинский. Верх-Нейвинский  — 350 лет истории. Историческое прошлое. Обзорная пешеходная экскурсия по поселку. Организация фотосессии по памятным местам.

1

3

Достопримечательности поселка Верх-Нейвинский. Посещение церкви  Вознесения — иконописное искусство.

1

4

История старой школы. 110 лет традиций образования.

1

5

Памятник неизвестному солдату. Вечный огонь.

1

6

Посещение краеведческого музея поселка и историко- краеведческого музея города Новоуральска. Подведение итогов экскурсий, обмен информацией и отзывами о посещении.

1

7

Народные промыслы родного края. Мастер-класс.

1

8

Современный облик поселка. Предприятия нашего поселка. Экскурсия на завод поселка Верх-Нейвинский.

1

9

Легенды и предания Уральского края. Экскурсия на гору Крутяк "Легенда об Уральских горах"

1

10

Экскурсия на гору Киндарейка "Легенда о Камне желаний"

1

11

Экскурсия на Верх-Нейвинский пруд. Особо охраняемые территории.  "Легенда о Таватуе и Нейве"

1

12

Природа Уральского края. Экологическое состояние родного края. Экскурсия на "Тропу Здоровья"

1

13

Красота нашего края в картинах и художественных произведениях.

1

14

Викторина. Игра по краеведению «Знай и люби родной край!»

15

Подготовка творческих работ. Подготовка творческих работ «История родного города». Определение темы работы, консультация. Консультация по подготовке материала к творческой работе, основные правила работы с научной литературой. Практическая работа по изготовлению творческой работы «История родного города»

6

16

Защита и обсуждение творческих работ.  Выставка — презентация творческих проектов. Обсуждение

1

итого

21

Список используемой литературы:

1. Архипова Н. П. Экспедиции на Урал. Екатеринбург, 1994.

2. Ахметшин Б. Г. Горнозаводский фольклор Башкортостана и Урала. Уфа, Китап, 2001.

3. Бажов П. П. Сочинения. В З т. М.: Издат-во «Правда», 1986.

4. Власова С. К. Клады Хрусталь-горы. Челябинск, 1970.

5. Власова С. К. Полозов дворец. Челябинск, 1958.

6. Гребеньков Ю. Золотыми тропами легенд. Сказы о Кыштыме. Магнитогорск: ПМП «Мини-Тип», 1997.

7. Золотая нить. Миасс в легендах и преданиях. Сост. Усольцева. Миасс, 1994.

8. Кондратковская Н. «Сердце-озеро». Челябинск, Юж. — Уральское книжное издат., 1984.

9. Коптяева А. Собрание сочинений, т. 4. М: — Издательство «Худ. литература», 1974.

10. Кржижевский М. О чем говорят предания и легенды. (Топонимика Аргаяшского района.) Восход, Аргаяш, 1995.

11. Кругляшова В. Урал в древних легендах. Возрождение Урала. Челябинск, 1995.

12. Лазарев А. Поэтическая летопись заводов Урала. Челябинск, 1972.

13. Максимцов В. И. Ильменская сказка, 1994.

14. Миасс в легендах и сказаниях. Сост. Л. А. Буторина, В. С. Усольцева, Н. А. Федорова. — Миасс. Глагол, 2004.

15. На Урал-реке. Заповедные уголки Южноуралья. Издательство «Рефей», 1999.

16. Песни, обычаи и обряды станицы Магнитной. Материалы по фольклору и этнографии станицы Магнитной. Сост. А. Г. Серов, Магнитогорск, Мини-Тип, 2003.

17. Природа Челябинской области. Челябинск: издательство ЧГПУ под редакцией М. А. Андреевой, 2000.

18. Русская Швейцария. Очерки Южного Урала. Исторический вестник, историко-литературный журнал. С.-Петербург, типография Суворина, 1882.

19. Современные уральские литературные сказки. Сост. В. Сутырин, Екатеринбург, 1994.

20. Таганайскими тропами. Составитель А. В. Козлов. Златоуст, 2003.

21. Урал литературный. Краткий библиографический словарь. Юж. — Уральское книжное изд-во,1988.

22. Усольцева В. Легенда о Ю-Ояке. Челябинск, 1993.

23. Усольцева В. Полозов дворец. Челябинск, 1993.

24. Черепанов С. Снежный колос: Уральские сказки / Сергей Черепанов. Челябинск: Юж. — Уральское книжное изд-во, 1964.

25. Чернецов В. Айские побывальщины (Сказания о скалах и пещерах Саткинского района). Челябинск, 1994.

26. Чернецов В. П. Саткинские легенды, сказания, были. Челябинск, Книга, 2001.

27.  А. Козлов: «Златоуст — город крылатого коня»; А. Козлов, А. Моисеев, М. Середа: «Златоустовская энциклопедия»; информационный портал города Златоуста http://www.zlatoust.org. — Ред.

28.:http://secretworlds.ru/publ/legendy_uralskikh_gor/33-1-0-11192#ixzz439fbJXx0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»

В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» по гражданско – патриотическому воспитанию

   Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в...

Методические разработки: Программа по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»

Программа по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»...

Программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина..."

Программа разработанная , для проведения занятий в детском саду....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа нравственно-патриотической направленности «С чего начинается Родина»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программанравственно-патриотической направленности«С чего начинается Родина»...