Программа экскурсий и пеших прогулок "С чего начинается Родина..."
рабочая программа на тему
Предлагаемая программа по краеведению построена на доступном для детей местном материале. Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер и представляет собой цикл экскурсий. Информационная часть программы для детей делится на возрастные группы. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший школьный возраст (6-8 лет), средний школьный возраст (9-11 лет), старший школьный возраст (12-14 лет). Педагог имеет право варьировать подаваемый информационный материал. Главной особенностью программы является творческая деятельность детей, основанная на рассказе о его малой родине, о том месте, откуда он приехал, или где он родился.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_chego_nachinaetsya_rodina.docx | 40.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа экскурсий по краеведению для детей 6-14 лет
"С чего начинается Родина..."
Составитель: Смирнова Анна Владимировна
Воспитатель
Оздоровительно-образовательный
центр «Уралочка»,
Верх-Нейвинский
2017 год
Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Детский возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Обоснование актуальности программы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Цель и задачи программы
Цель: Формировать у детей патриотическое отношение и чувство любви к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- Формирование у детей нравственных качеств личности через ознакомление с родным краем.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, создание условия для творчества учащихся и их самовыражения , развитие творческих способностей.
- Воспитание у детей чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Педагогические принципы программы
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании».
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
- Устав ГБОУ Детский оздоровительный центр "Юность Урала"
- Устав оздоровительно-образовательный центр "Уралочка"
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.
- Концепция областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2011 – 2015г».
Особенность программы
Предлагаемая программа по краеведению построена на доступном для детей местном материале. Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер и представляет собой цикл экскурсий. Информационная часть программы для детей делится на возрастные группы. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший школьный возраст (6-8 лет), средний школьный возраст (9-11 лет), старший школьный возраст (12-14 лет). Педагог имеет право варьировать подаваемый информационный материал. Главной особенностью программы является творческая деятельность детей, основанная на рассказе о его малой родине, о том месте, откуда он приехал, или где он родился.
Работа по программе включает в себя:
Познавательная деятельность:
- Экскурсии.
- Наблюдение за объектами окружающего мира.
- Анализ результатов наблюдений.
- Творческие работы: сообщения, сочинения, рисунки, рукотворные изделия и т.д.
Речевая деятельность и работа с информацией
- Работа с учебными, художественными, научно – популярными текстами.
- Поиск необходимой информации в словарях, энциклопедиях, в журналах, справочниках библиотеки, в Интернет.
- Элементарное обоснование собственного высказанного суждения.
- Выступление с сообщением перед аудиторией сверстников.
- Беседы с людьми старшего поколения
В результате изучения программы «краеведение» обучающиеся должны знать:
- основные краеведческие понятия; особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, особенности окружающей среды, пути её сохранения или улучшения и рационального использования;
- основные исторические и памятные места родного города, музеи.
Должны уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;
- анализировать и отбирать материал наиболее продуктивный и значимый, уметь работать с разными источниками.
Работая по данной программе, обучающиеся получают:
- интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;
- возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;
- выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих.
Формы контроля:
- презентации проектов детей;
- выставки рисунков и фотографий;
- фотосессия исторических и памятных мест;
- подготовка индивидуальных — зачетных работ.
Формы и методы проведения занятий
– лекции;
– экскурсии;
– интерактивные программы;
– фотосессии;
– практические работы в библиотеке, краеведческом музее;
– творческие работы.
Структура программы.
1. История поселка Верх-Нейвинский.
2. Достопримечательности поселка Верх-Нейвинский.
3. Современный поселок Верх-Нейвинский.
4. Легенды Уральского края.
5. Природа Уральского края.
6. Участие в викторине.
7. Подготовка творческих работ.
8. Защита и обсуждение творческих работ.
Методическое обеспечение программы.
- наличие кабинета для занятий, оснащенного мебелью, географическими картами города и области;
- имеется методическая, художественная и научная литература по теме изучения;
- наличие связей с учреждениями образования и культуры;
- привлечение к работе узких специалистов (музейные работники, библиотека);
- возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам;
- выход в интернет.
Итоги программы подводятся в форме проведения конкурса индивидуальных творческих работ «Мой родной город»
Учебно-тематический план реализации программы
№ | Тема | Кол-во часов | теория | практика | Форма проведения |
1 | Введение. Что такое краеведение. | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа |
2 | История поселка Верх-Нейвинский. | 1 | 0.5 | 0.5 | Беседа, экскурсия по поселку |
3 | Достопримечательности поселка Верх-Нейвинский. | 5 | 2 | 3 | Беседы, экскурсии по поселку, сбор материала для презентации о поселке, фотосессия памятных мест |
4 | Современный поселок Верх-Нейвинский. | 1 | 0.5 | 0.5 | Экскурсия на завод поселка, беседа, встреча с интересными людьми, интервью, сбор материала по литературным источникам о своем городе или поселке. |
5 | Легенды и предания Уральского края. | 3 | 1 | 2 | Экскурсии к местам связанных с легендами, фотосессия мест, подготовка теоретического материала для творческих работ. |
6 | Природа Уральского края. | 2 | 1 | 1 | Экскурсии в лес, на природу, фотосессия мест, сбор материала для творческих работ. |
7 | Участие в викторине. | 1 | 0.3 | 0.7 | Игра с вопросами о родном Уральском крае. |
8 | Подготовка творческих работ | 6 | - | 6 | Индивидуальная работа- консультации, работа с литературой, подготовка презентаций,выпуск фотоматериалов. |
9 | Защита и обсуждение творческих работ | 1 | 0.3 | 0.7 | Обсуждение работ, защита проектов. |
ИТОГО | 21 | 4.1 | 14.9 |
Содержание программы
Тема1. Краеведение - наука о родном крае. ( 1 час) Введение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Знакомство с программой «С чего начинается родина...».
Тема 2. История поселка Верх-Нейвинский ( 1 час) Беседа на тему истории родного города и края. Экскурсия по поселку Верх-Нейвинский. Знакомство с его историей.
Тема 3. Достопримечательности поселка Верх-Нейвинский ( 5 часов) Беседы на тему истории родного города и края. Экскурсии по поселку Верх-Нейвинский. Знакомство с его достопримечательностями.
Тема 4. Современный поселок Верх-Нейвинский. ( 1 час) Разговор на тему о современном облике поселка. Просмотр презентации «Мой поселок».Экскурсия на завод поселка, знакомство с его историей и производством, знакомство и встреча с интересными людьми. Знакомство с учреждениями культуры, дополнительного образования поселка. Сбор информации и создание презентации «Наши города».
Тема 5. Легенды и предания Уральского края. (3 часа) Беседа о легендах. Экскурсии и знакомство с местами связанными с легендами. Фотосессия мест, подготовка теоретического материала для творческих работ.
Тема 6. Природа Уральского края ( 2 часа) Беседы, экскурсии в лес, на природу, фотосессия мест, сбор материала для творческих работ.
Тема 7. Участие в викторине (1 час) Игра с вопросами о родном Уральском крае.
Тема 8. Подготовка творческих работ (6 часов). По заранее выбранной теме проводится сбор информации и готовится зачетная работа в виде газеты, альбома, рисунков или презентации. Оказывается помощь в выборе темы и сборе материала.
Тема 9. Защита и обсуждение творческих работ (1 час) Проводится просмотр и обсуждение работ детей. по итогам работы в конце года оформляется большой журнал альманах "Путешествие по Уралу" .
Календарное планирование по образовательной программе «Краеведение»
№ | Тема занятий | Количество часов |
1 | Введение. Краеведение — наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. | 1 |
2 | История поселка Верх-Нейвинский. Верх-Нейвинский — 350 лет истории. Историческое прошлое. Обзорная пешеходная экскурсия по поселку. Организация фотосессии по памятным местам. | 1 |
3 | Достопримечательности поселка Верх-Нейвинский. Посещение церкви Вознесения — иконописное искусство. | 1 |
4 | История старой школы. 110 лет традиций образования. | 1 |
5 | Памятник неизвестному солдату. Вечный огонь. | 1 |
6 | Посещение краеведческого музея поселка и историко- краеведческого музея города Новоуральска. Подведение итогов экскурсий, обмен информацией и отзывами о посещении. | 1 |
7 | Народные промыслы родного края. Мастер-класс. | 1 |
8 | Современный облик поселка. Предприятия нашего поселка. Экскурсия на завод поселка Верх-Нейвинский. | 1 |
9 | Легенды и предания Уральского края. Экскурсия на гору Крутяк "Легенда об Уральских горах" | 1 |
10 | Экскурсия на гору Киндарейка "Легенда о Камне желаний" | 1 |
11 | Экскурсия на Верх-Нейвинский пруд. Особо охраняемые территории. "Легенда о Таватуе и Нейве" | 1 |
12 | Природа Уральского края. Экологическое состояние родного края. Экскурсия на "Тропу Здоровья" | 1 |
13 | Красота нашего края в картинах и художественных произведениях. | 1 |
14 | Викторина. Игра по краеведению «Знай и люби родной край!» | |
15 | Подготовка творческих работ. Подготовка творческих работ «История родного города». Определение темы работы, консультация. Консультация по подготовке материала к творческой работе, основные правила работы с научной литературой. Практическая работа по изготовлению творческой работы «История родного города» | 6 |
16 | Защита и обсуждение творческих работ. Выставка — презентация творческих проектов. Обсуждение | 1 |
итого | 21 |
Список используемой литературы:
1. Архипова Н. П. Экспедиции на Урал. Екатеринбург, 1994.
2. Ахметшин Б. Г. Горнозаводский фольклор Башкортостана и Урала. Уфа, Китап, 2001.
3. Бажов П. П. Сочинения. В З т. М.: Издат-во «Правда», 1986.
4. Власова С. К. Клады Хрусталь-горы. Челябинск, 1970.
5. Власова С. К. Полозов дворец. Челябинск, 1958.
6. Гребеньков Ю. Золотыми тропами легенд. Сказы о Кыштыме. Магнитогорск: ПМП «Мини-Тип», 1997.
7. Золотая нить. Миасс в легендах и преданиях. Сост. Усольцева. Миасс, 1994.
8. Кондратковская Н. «Сердце-озеро». Челябинск, Юж. — Уральское книжное издат., 1984.
9. Коптяева А. Собрание сочинений, т. 4. М: — Издательство «Худ. литература», 1974.
10. Кржижевский М. О чем говорят предания и легенды. (Топонимика Аргаяшского района.) Восход, Аргаяш, 1995.
11. Кругляшова В. Урал в древних легендах. Возрождение Урала. Челябинск, 1995.
12. Лазарев А. Поэтическая летопись заводов Урала. Челябинск, 1972.
13. Максимцов В. И. Ильменская сказка, 1994.
14. Миасс в легендах и сказаниях. Сост. Л. А. Буторина, В. С. Усольцева, Н. А. Федорова. — Миасс. Глагол, 2004.
15. На Урал-реке. Заповедные уголки Южноуралья. Издательство «Рефей», 1999.
16. Песни, обычаи и обряды станицы Магнитной. Материалы по фольклору и этнографии станицы Магнитной. Сост. А. Г. Серов, Магнитогорск, Мини-Тип, 2003.
17. Природа Челябинской области. Челябинск: издательство ЧГПУ под редакцией М. А. Андреевой, 2000.
18. Русская Швейцария. Очерки Южного Урала. Исторический вестник, историко-литературный журнал. С.-Петербург, типография Суворина, 1882.
19. Современные уральские литературные сказки. Сост. В. Сутырин, Екатеринбург, 1994.
20. Таганайскими тропами. Составитель А. В. Козлов. Златоуст, 2003.
21. Урал литературный. Краткий библиографический словарь. Юж. — Уральское книжное изд-во,1988.
22. Усольцева В. Легенда о Ю-Ояке. Челябинск, 1993.
23. Усольцева В. Полозов дворец. Челябинск, 1993.
24. Черепанов С. Снежный колос: Уральские сказки / Сергей Черепанов. Челябинск: Юж. — Уральское книжное изд-во, 1964.
25. Чернецов В. Айские побывальщины (Сказания о скалах и пещерах Саткинского района). Челябинск, 1994.
26. Чернецов В. П. Саткинские легенды, сказания, были. Челябинск, Книга, 2001.
27. А. Козлов: «Златоуст — город крылатого коня»; А. Козлов, А. Моисеев, М. Середа: «Златоустовская энциклопедия»; информационный портал города Златоуста http://www.zlatoust.org. — Ред.
28.:http://secretworlds.ru/publ/legendy_uralskikh_gor/33-1-0-11192#ixzz439fbJXx0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»
В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» по гражданско – патриотическому воспитанию
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в...
Методические разработки: Программа по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»
Программа по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»...
Программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина..."
Программа разработанная , для проведения занятий в детском саду....
Дополнительная общеобразовательнаобщеразвивающая программа нравственно-патриотической направленности «С чего начинается Родина?»
Рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа нравственно-патриотической направленности «С чего начинается Родина»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программанравственно-патриотической направленности«С чего начинается Родина»...