Опыт работы Самусенко Раисы Даниловны
методическая разработка на тему
Материал содержит описание опыта работы воспитателя по патриотическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы по патриотическому воспитанию | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Мозаика» с. Кокино Выгоничского района Брянской области
Опыт работы
воспитателя высшей категории
Самусенко Раисы Даниловны
Патриотическое воспитание дошкольников
средствами
декоративно-прикладного
искусства
2018 г.
« Дело воспитания является одним из труднейших.
Лучшие педагоги считают его не только делом науки,
но и искусства»
М. И. Калинин.
В настоящее время проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа особенно актуальна. Человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.
В ФГОС отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение важнейшей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Дети – наше будущее. И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение.
В первую очередь мы сами должны стать носителями русской культуры, которую стремимся привить детям.
Поэтому обоснованием выбора темы служит в первую очередь её актуальность: сохранение народных традиций, воспитание патриотических чувств, знакомство с традициями малой Родины, а так же моя увлеченность народно - прикладным искусством.
Исходя из выше изложенного, я для себя определила следующую цель и задачи:
Цель – формирование патриотических качеств личности ребенка средствами народно- прикладного искусства.
Задачи:
- формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства
- Способствовать развитию творческой активности детей в изобразительной деятельности;
- Приобщать детей к народным обрядовым праздникам
- Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным мастерам.
Декоративно-прикладное искусство, фольклор, устное народное творчество органично вошли в современный быт и продолжают развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Они содержат в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесли до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира. Известна истина: что заложено в начале жизни, то остаётся в человеке навсегда.
Народно-прикладное искусство обладает большими воспитательными возможностями.
Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру и торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Система работы по данной теме представляет собой взаимосвязанные этапы: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и другой научной литературы, наблюдение детской деятельности, анкетирование родителей воспитанников, создание в группе предметно-развивающей среды, диагностика индивидуальных особенностей и способностей детей.
Работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным искусством строю на следующих основных принципах:
- на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе художественного материала;
- создание развивающей предметно пространственной среды в повседневной жизни,
- интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитием речи, различными играми);
- активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
- на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;
- бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
В своей практической работе по приобщению детей к истокам русской народной культуры выделила следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными - это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа
2. Использование всех видов фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.).
3. Проведение народных праздников и укрепление традиций.
Работу по приобщению детей к русской народной культуре начинаю уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду.
Я тщательно изучила материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов, уточнила методы и приемы, используемые при знакомстве дошкольников с декоративно прикладным искусством. Начала с организации предметно развивающей среды. При создании предметно развивающей среды мною учитываются санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования и направлены они на поддержку инициативы детей во всех видах детской деятельности. Уютная и эстетичная обстановка нашей группы помогает комфортному самоощущению детей и оказывает влияние на их эстетическое воспитание.
В оформлении интерьера группы используем собственные поделки, рисунки, любимые картинки и предметы детей. Причем для каждого ребенка очень важно, чтобы его работы, участвовали в таких выставках. Это повышает самооценку дошкольника, создает чувство сопричастности к жизни группы. Содержание игрового уголка мобильно, регулярно обновляется, создавая основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр.
В группе, в свободном доступе, находится множество игр, пособий для самостоятельной деятельности детей:
- Карандаши, фламастеры, восковые мелки, краски, кисточки разного размера, разнообразная бумага.
- Предметы декоративно-прикладного искусства
- Иллюстрации, стихи, загадки, частушки о народных промыслах,
- Схемы поэтапного рисования различных элементов городецкой и хохломской росписи, схемы создания образов с помощью разнообразных техник,
- Пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов
- Папки с силуэтным моделированием,
- Таблицы с элементами народных росписей,
- Раскраски для самостоятельного творчества,
- Предметы - заместители
- Дидактические игры: «Сложи картинку». «Составь городецкий узор». «Городецкое лото», «Узнай элемент узора по описанию», «Дорисуй орнамент», «Выложи узор»(из камешек, пуговиц, разноцветных шнурков)
- Альбомы с фотографиями детей, их родителей, братьев, сестёр,
- Репродукции картин, иллюстрации хранятся в доступном для детей месте
- Художественная литература
- Музыкальное сопровождение в разных режимных моментах для эмоционального фона и знакомства с лучшими образцами музыкального искусства
- Гербарии листьев и растений
- Иллюстрации, фотографии, альбомы, художественная литература о достопримечательностях с.Кокино, г. Брянска, г.Москва.
Ближе познакомиться с историей и бытом русского народа помогает нашим воспитанникам, созданный в детском саду, мини музей русского быта «Горница». В музее собраны предметы старинной утвари, одежды, образцов декоративно-прикладного искусства. Все это дети могут увидеть и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня.
Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализуют в игре, то в первую очередь, созданы все условия для игровой деятельности. Есть центры сюжетно – ролевой игры с соответствующими атрибутами, где дети не только творчески воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности, отношение людей, но и в значительной степени развивают мелкую моторику: «Художественная мастерская», «Семья», «Библиотека», «Магазин», «Театр», «Народные промыслы», «Музыкальный магазин», «Строители», «Поликлиника», «Автосервис», «Салон красоты».
Развивающую предметно – пространственную среду группы дополняют разные виды театров, имеющие немаловажное значение в развитии народного творчества. Популярен у детей «Пальчиковый театр», «Театр би-ба-бо», Здесь требуется умелые руки и желание произносить монолог, даже самостоятельно создавать сценарии. Данные игры помогают в работе над звукопроизношением, интонационной выразительной речью, эмоциональном выражении чувств детей.
Знакомство детей с декоративной росписью и прикладным искусством начинаю с расширения знаний о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле-самоделке). Знакомлю детей с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской и городецкой росписью, гжелью и т.д. Учу детей изготовлению игрушек своими руками: слепить из глины и расписать их по известным нам народным промыслам, а затем организовать выставки детского творчества.
Ознакомление с работами мастеров прикладного творчества происходит на презентациях, выставках и экспозициях нашего мини музея «Горница», на занятиях в рамках дополнительного образования «Умелые ручки», а также в личных встречах и беседах
Издавна предметы быта расписывались различными узорами (орнаментом), что тоже являлось своеобразной символикой: волнистая линия символизировала воду, две параллельные линии и точки между ними — землю и зерна и т.д. Конечно, сегодня смысл этой символики утрачен, однако образы, о которых говорилось выше, входят в нашу жизнь с самого детства. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Однако, у ребят есть возможность соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством - подержать в руках изделия городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Перед собой я поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народных промыслов, показать приемы лепки и работы кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
В непосредственно образовательной деятельности помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Формы проведения непосредственно образовательной деятельности выбираю разные: путешествия (изготовила карту путешествия по городам Рос-
сии) по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников, экспериментирование с различными художественными материалами, использование силуэтного моделирования, рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в поселке, использование ИКТ, дидактические игры, беседы, развлечения, фольклорные праздники, посиделки, заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов; сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах, создание книг по декоративно-прикладному искусству. В непосредственно образовательной деятельности решаю познавательные, обучающие, развивающие и творческие задачи. Даю возможность использовать различные техники рисования известные детям.
В своей работе использую разнообразные методы и приемы: обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов, презентаций и других наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
При знакомстве детей с изделиями народных промыслов, приобщаю их к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни. Помогаю детям видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков. Вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить.
К пяти годам я формирую у детей навык правильной работы с кистью, обучаю основным приемам рисования красками. Детей, старшей и подготовительной групп, знакомлю с правилами изменения тона при помощи белил, составления новых цветов и оттенков путем смешивания красок. Приучаю придумывать цветовое решение своей работы и составлять палитру. Для этого я организовала занятия по рисованию «Игры с цветом». Подобрала специальные фрагменты стихов и сказок, в которых говорится о чувствах или цвете, так же очень важно точно подобрать иллюстративный материал - работы художников или фотографии и обязательно обсудить с детьми: какими средствами художник передает то или иное состояние своей души, и обратить особое внимание на цветовую палитру. Помогают мне в этом сравнительные таблицы цветов «тихие - громкие», «веселые - грустные», «таинственные - угрюмые». Я убеждаю детей, что в композиции важны все цвета, можно поиграть в игру, подставляя в картину «чужой», не подходящий цвет. После такой подготовки дети переходят к рисованию. Они с удовольствием реагируют на такие исследовательские работы с цветом, с удовольствием смешивают краски, «гасят» цвета или делают их «легкими». Дети пяти - шести лет не боятся казаться смешными, и смело отдаются работе.
Творческие способности детей при изучении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. Детей знакомлю с образами, характерными для русской игрушки. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождаю художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Краткие образные характеристики помогают детям запомнить тот или иной персонаж, формируют доброжелательное отношение к нему. Учу рассматривать предмет, обводя рукой по контуру, т.е. использую «жест руки». Показывая элемент узора, ребенок дотрагивается до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы, но другого цвета, с другими элементами. Постепенно от более крупных элементов узора перехожу к более мелким. В геометрическом орнаменте учу детей выделять знакомые элементы и их украшения, чередование элементов, ритмичности. Показываю геометрические элементы, которые входят в изображение растительных элементов - ягод, цветов, листьев (городецкая, хохломская росписи). Показываю, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей - точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Объясняю, как нарисовать несложный узор, а затем предлагаю детям самим его выполнить. Тем, у кого не получается, предлагаю посмотреть таблицы с элементами и компоновку их в узоре. Стараюсь приободрить их пословицами, поговорками: «Терпение и труд - все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит». На занятиях дети лепят отдельные предметы и создают целые композиции. Вместе с детьми любуемся игрушкой. Разная организация образовательной деятельности, использование наглядного материала, художественного слова, музыки - все это помогает мне увлечь детей в необычный мир искусства, приобщить к художественной культуре. Это делает занятия живыми и интересными. В группе я выделила место для демонстрации детских работ. Для этого у меня имеются рамки, паспарту, в которые дети оформляют свои работы и сами украшают стены группы, спальни, раздевалки, дарят малышам, родителям.
Итогом детской деятельности являются выставки детского творчества в детском саду, в Брянской государственной сельскохозяйственной академии и районе, создание декоративных книг, участие в развлечениях, досугах, праздниках. С этой целью я разработала перспективный план по декоративному рисованию, в рамках работы кружка «Умелые ручки» (приложение 1).
Знакомя детей с фольклором, я хорошо понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Поэтому я широко использую все виды фольклора: сказки, прибаутки, небылицы, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.п. Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно было увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу Машу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, я помогла им «освоить» необычные для теперешнего быта предметы (зыбку, прялку и т. д.), я решила собрать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку русской избы. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством стала проводить в этой избе. И от каждой новой встречи дети получали радость и удовольствие.
Большое место в приобщении детей к народной культуре уделяю знакомству с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Знакомлю детей с русским народным костюмом. Дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег.
Традиционно раз в месяц отмечаем именины в русской избе. Детей подвожу к пониманию того, что русский праздник- это всегда хлебосольный стол. Но самое главное, дети усвоили правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты – тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол».
Так я начинала. А дальше вела огромную работу по изучению истоков жанров русского фольклора, народного театра, сценариев обрядовых праздников. Фольклор… Все чаще это слово радует слух взрослых и вызывает восторг у детей. Воспитание на народных традициях несет дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью развития энтокультурного опыта и музыкальных способностей. Я всегда стремлюсь устроить детям праздник, даю возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры. Старалась применить русские традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подобрала серию потешек, прибауток и использую их в работе с детьми. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров - прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.
Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события
совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами.
Загадки в них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Особое место занимали занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Я старалась раскрыть смысл загадок. Термин «загадка» очень древний. Он происходит от слова «гадать», что значит – думать, рассуждать; отсюда «гадание» - мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого, и «загадка»- слово со скрытым смыслом. Каждая народная загадка отражает окружающий человека мир. Загадки использую в сценариях театрализованных представлений и праздников.
Игровые и плясовые песни - образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.
Хоровод - это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Участвуя в хороводе - маленьком театрализованном представлении,
- ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной и т.д. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие - развивают сообразительность и смекалку. Третьи - дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Ведь народные игры как жанр устного народного творчества является национальным богатством, и я должна сделать их достоянием наших детей. Игры – своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные мною с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали игру более интересной, обогатили ее содержание. Я собрала картотеку народных игр, которую использую в работе с детьми.
Большое внимание уделяю знакомству детей с русским праздниками. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Изучение фольклорных традиций происходит через участие в праздновании (религиозных) церковных и народных праздников и распределено в течение всего года в соответствии с народным календарём. Не было ни одного народного праздника, в котором дети не принимали бы участия. На Святках мы ходили со «звездой» - славили Христа, поздравляли детей соседней группы колядной песней, Овсенем, отмечая Масленицу, воспитанники сначала знакомятся со значением этого праздника в русской традиции, как праздновали праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались,
а затем разучиваем песни, хороводы и игры, сопровождающие этот праздник.
Традиционно проводим празднования встречи осени, Покрова, Масленицы, Рождества, Пасхи. Во время подготовки представления стараюсь быть с детьми максимально близко, передавая им свои чувства и умения. Дети включаются в игру сразу, получая от этого радость, удовольствие и выплескивая свои эмоции на зрителей. Ведь фольклорное искусство – обязательный эмоциональный и энергетический обмен.
Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса по знакомству детей с народным искусством и позволяет достичь положительных результатов. Различные формы сотрудничества помогают мне в достижении поставленных целей и задач:
- анкетирование «Отношение родителей к патриотическому воспитанию ребенка», Ознакомление детей с истоками народной культуры»;( приложение )
- родительские собрания (нравственно-патриотическое воспитание дошкольников)
- папки-передвижки (Русская матрешка. Как правильно создать условия для декоративного рисования дома); экскурсия в мини – музей детского сада « Народная игрушка»;
- консультации для родителей и педагогов( Матрешка в жизни ребенка. Русское народное творчество в деятельности детей. Искусство русской глиняной игрушки. Формирование изобразительных умений и навыков у детей );
- тематические выставки (осеннее чудо, дымковские мастера, в мастерской Деда Мороза, мамы всякие нужны, мамы всякие важны, наши питомцы);
- выставки семейного творчества (если хочешь быть здоровым, самая дружная семья, лучший домик для скворцов);
- совместные праздники (осень в гости к нам пришла, новогодние посиделки, день защитников отечества, мамочка любимая праздник победы).
Родители всегда проявляют заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребенка. С такими родителями провожу индивидуальные беседы и привлекаю к творческому процессу, приглашая на открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности декоративного рисования, а также полноправного участия в деятельности совместно с детьми.
Результат такого взаимодействия, родители изменили свое мнение. Почти все родители группы проявляют интерес к жизни своего ребенка в группе; к содержанию образовательной деятельности. Происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для декоративного рисования и народного творчества, повышая эффективность воспитательного процесса.
Для реализации поставленных задач, сотрудничаю со своими коллегами воспитателями и другими специалистами ДОУ (логопедом, музыкальным руководителем, инструктором физкультуры). Данное сотрудничество предусматривает консультации, обмен опытом, презентации проектов, показ открытых мероприятий по теме.
В итоге, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по декоративно – прикладному искусству и народному творчеству у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями и коллегами дала следующий результат: заметен интерес детей к народному творчеству. Дети творчески принимают участие в праздниках, НОД, в самостоятельной художественной деятельности, адекватно оценивают результат своей деятельности.
Родители принимают активное участие в творческой деятельности детей в семье. Я, мои воспитанники и их родители являемся участниками различных мероприятий, творческих выставок и конкурсов, проводимых как в нашем саду, так и вне его стен.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути. Декоративное рисование помогает мне как педагогу, не только развивать и укреплять мелкую моторику рук детей, но и развивать патриотические чувства любви к своей Родине. Пробуждать в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить красоту.
В целях повышения своего профессионального уровня, постоянно знакомлюсь с новинками методической литературы и периодическими изданиями. Занимаюсь изучением новых пособий по данному направлению, совершенствую свое педагогическое мастерство, а также делюсь опытом своей работы, публикуя материалы в Брянской учительской газете и размещая их на своем мини-сайте в социальной сети работников образования.
В будущем планирую работать, в данном направлении, повышая свой профессиональный и творческий уровень. Уверенна, что мои труды не пропадут даром! Я не ставлю для себя задачу вырастить из моих детей профессиональных художников. Главное, чтоб они знали культуру и традиции своего народа, испытывали чувство гордости за свою Родину!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...
Выступление на районном практико - ориентированном онлайн -семинаре по теме:«Проектирование образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников» (из опыта работы Шивараковой Раисы Евгеньевны, старшего воспитателя
В рамках семинара разговор идет о том, что раскрывает понятие «финансовая грамотность», как организована образовательная деятельность в ДОУ,об инновационных п...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...