ОТЧЁТ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ В ДОО"
статья на тему
ОТЧЁТ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ В ДОО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 534.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ
По годовой задаче на 2017-2018 год
оптимизирование условий, способствующие развитию познавательно-речевой деятельности ребёнка посредством игровых технологий.
Развитие связной речи ребёнка, его речевого творчества через практическую деятельность.
«Развитие речи на музыкальных занятиях»
Составил:
Музыкальный руководитель: Шолохова С.В.
МБДОУ детский сад №16 с.Дуван
РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
МБДОУ детский сад №16 с. Дуван
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.
От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.
Основная задача музыкального воспитания:
воспитывать любовь и интерес к музыке.
Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.
Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Музыкальная и разговорная речь имеют определённые черты сходства:
-и речь, и музыка являются средствами общения между людьми;
-и речь, и музыка имеют определённое содержание (образ);
-как речь без всякого содержания не есть речь, так и музыка, лишённая содержания, не есть музыка.
Музыка и речь неразделимы. Знакомя детей с песнями, играми, музыкальными сценками, во время бесед о музыке, композиторах, при подготовке к праздничным утренникам, досугам, при разучивании стихотворных перекличек и т.д. мы постоянно работаем над такими компонентами языка и речи, как:
-развитие словаря;
-обучение рассказыванию и чтению стихов;
-формирование диалогической речи;
-ознакомление с литературой и поэзией (как русской, так и башкирской);
-воспитание культуры речевого общения;
-развитие дыхания.
Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.
Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика) используются в работе над развитием речи.
«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» (Л.Генералова).
оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку» (Л.Кулаковский). Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память ориентировку в пространстве, координацию движений. К музыкально – ритмическим движениям относятся танцы: парные, с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Особенно положительно влияют на развитие речи детей танцы с пением и хороводы, поскольку помогают детям координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на занятиях с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности.
При разучивании танцевальных движений необходимо сопроводить их ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки – балеринки». Или: «Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки, побежали наши ножки» и т.д.
Слушание музыки:
является ведущим видом музыкальной деятельности. Ребёнок не выучит песню, если перед этим он ни разу её не послушал, не понял её содержания, не запомнил мелодию. В основе разучивания танца и игры также лежит восприятие музыки. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.
«… Для ребёнка голос – самый доступный и первейший инструмент»−
писал Л. Стоковский.
Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является –
Пение:
Пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи. Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.
У детей с нарушением речи встречаются следующие проблемы:
-дети не поют, а говорят;
-не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука;
-плохо запоминают тексты песен, их названия;
-недостаточно согласованные движения с музыкой, пением, словом;
-затрудняются в передаче ритмического рисунка.
В зависимости от того, какие трудности встречаются в песне, какие согласные требуют отработки, какие гласные прозвучали неправильно или нечётко, на дальнейших занятиях при работе над песней на них фиксируется внимание.
Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
1.В работе над дыханием я стараюсь сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использую игры
« Понюхай цветочек», «Подуй на ладошки», «Вдохни через носик» и.д.
2. В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, или очень тихо, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.
3. И третья сторона в процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:
-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;
- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;
- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
-развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» и т.д. – лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Исполняя разнообразные попевки, дети развивают фонематический слух, («Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии, «Дом большой» произношение и пропевание на одном звуке, «Звонкая лесенка» произношение и пропевание по ступенькам, по лесенкам и т.д) .
Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи.
Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.
Во время заучивания и пения песни, я старюсь подготовить песню с движениями, для раскрепощения детей, соответственно и развитию речи.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому.
«Движения рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
В.М.Бехтерев
Пальчиковые игры:
Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму» . На своих занятиях, я использую обязательно пальчиковую гимнастику, где мы вместе с детьми не просто инсценируем стихотворение пальчиками или ладошками, но включаем в репертуар и музыкальные пальчиковые игры.
«Улитка», «Котенька, коток» и т.д. Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. Пальчиковая гимнастика применяется в качестве физминуток во время слушания или пения. Она способствует развитию речи ребенка и повышению координации способности пальцев.
Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи. В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные), с пением, словом, а также музыкально-дидактические. Игры помогают развивать творческое мышление, память, двигательную выразительность.
Театрализованная игра способствует усвоению элементов речевого общения ( мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).Театрализованная деятельность – это не просто игра, но и прекрасное средство для интенсивного развития речи, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, снятия закомплексованности детей, развития внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи. «Два клёна» музыкальная сказка поставлена с детьми логопедической подготовительной группы «Улыбка »и подготовительной группы «Лесная сказка», дети показали не только свои артистические способности, но и раскрепостились, как говориться «раскрылись», стали более уверенные. Именно с такой целью и производился подбор артистов.
На музыкальных занятиях мы используем игры, как хороводные, игры- приветствия, классические, национальные и т.д., с целью концентрации внимания детей ,развитию координации движений, речи и артикуляции, развития ритмического слуха и умение действовать согласованно, воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.
«Поприветствуй друга», «Здравствуйте», «Печём пирог», «Капустку солим» и т.д.
Праздники в детском саду являются неотъемлемой частью работы и имеют огромное воспитательное значение для решения задач формирования эмоциональной отзывчивости у детей, создания радостного настроения. Поэтому в подготовке музыкального сопровождения использовала разнообразный музыкальный материал: классическую музыку, русскую народную, детскую. В своей практике применяю исполнение детьми песен, как под «живую музыку», так и под фонограммы – минусовки.
Инновационные технологии по развитию музыкальности у детей также используются благоприятно на музыкальных занятиях
Для работы с детьми создана фонотека с музыкальным материалом, которая содержит классическую, зарубежную и русскую музыку, инструментальную, многообразие песенного и игрового материала.
Для оформления зала, для занятий систематически обновляется и изготавливается дидактический и наглядный материал.
Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Музыкальный руководитель: Шолохова С. В.
с. Дуван 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Формирование правильной разговорной речи на музыкальных занятиях".
Речевые упражнения для формирования правильной разговорной речи, упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыка...
Консультация для родителей на тему "Формирование правильной разговорной речи на музыкальных занятиях".
Речевые упражнения для формирования правильной разговорной речи, упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыка...

Из опыта работы: "Перспективный план по развитию выразительной речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи на музыкальных занятиях "
Развивать у детей ритмические способностиОвладение интонационными возможностями речиФормировать интонационную выразительность средствами мимики, жестов, телодвиженийСовершенствовать моторику, ко...

Консультация для родителей "Формирование правильной разговорной речи на музыкальных занятиях"
Консультация для родителей " Формирование правильной разговорной речи на музыкальных занятиях"...
Развитие речи на музыкальных занятиях
Консультация для родителей....

Инновационные методы и приемы развития речи на музыкальных занятиях
Артикуляционная гимнастика В.В.Емельянова "Фонопедический метод развития голоса"...