Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования
статья по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования.
Рассматривается современный подход к развитию связной речи дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения с использованием метода наглядного моделирования в познавательной деятельности детей для активизации связной речи и роль данного метода для более полноценного восприятия ребенком окружающего мира, формы работы по использованию наглядных моделей в процессе формирования связных речевых высказываний в старшей возрастной группе с целью повышения эффективности работы по формированию монологической и диалогической речи детей.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Данный факт обусловлен социальной значимостью и ролью развития связной речи в формировании личности детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Связная речь — высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Овладение связной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (М.М. Алексеева, В.В. Краевский, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба и др.).
Среди уместных для детей дошкольного возраста методов развития речи в значительном количестве исследований (Е.Л. Агаева, Л.А Венгер, Д.Б. Эльконин) определяется моделирование.
Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления. Доказательство этому – многолетние исследования, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова, Д.Б. Эльконина под руководством Л.А. Венгера, эффективным способом решения проблемы развития связной речи ребенка является прием моделирования.
Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного становления и развития личности.
Специалисты по дошкольной педагогики Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова раскрывают возможность применения серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картинок в процессе обучения детей дошкольного возраста рассказыванию достаточно много пишет В.В. Гербова, а Л.В. Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детского творчества.
В старшем дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-образного к словесно- логическому мышлению. При правильной организации учебной и воспитательной работы ребенок уже к 5-6 годам вполне способен овладеть такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, анализ и синтез. В этот период у детей появляется способность использования в мышлении модельных образов, которые с помощью схем, символов материализуют скрытые связи между предметами и явлениями. Так как уже в период старшего дошкольного возраста мышление у детей отличается предметной образностью и наглядной конкретностью, то эффективным методом реализации умственного воспитания и развития речи ребенка является моделирование.
Метод наглядного моделирования облегчает процесс изучения детьми стихов, загадок, скороговорок, так как они сами могут их «читать». Постепенно память дошкольников укрепляется, образное мышление развивается, они гораздо лучше, легче и эмоциональнее запоминают тексты, большие по объему. Разучивание становится для дошкольников делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, таким, который можно представить.
Мнемические схемы играют значительную роль в дифференцированном обучении. Дети со средним и низким уровнем развития памяти невольно учат стихотворение в повседневной жизни, обращая внимание на «подсказку». Для детей с достаточным и высоким уровнем развития схема оказывается средством самоконтроля и самооценки. Используя творческий потенциал и уровень сформированности психических процессов у детей высокого уровня развития, воспитатели проводят работу, направленную на обратную связь, то есть создание схем-моделей самими детьми. Дети с высоким уровнем развития схематично изображают знакомую загадку, а дети с низким и средним уровнем – отгадывают.
Модель копирует, упрощает, схематизирует исследуемый объект и одновременно фиксирует его существенные признаки.
Существуют различные классификации видов моделей. Главное для ребенка – это овладение внешними формами замещения и наглядного моделирования, то есть использование условных обозначений или схематических рисунков.
Таким образом, формируются способности употреблять заменители и модели, представлять себе то, о чем говорят взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий. Все это способствует развитию всех психических процессов – понимания, логического мышления и воображения. Использование моделей позволяет раскрыть детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и основы наглядного и схематического мышления.
Обучение моделированию целесообразно начинать в младшем дошкольном возрасте, поскольку по исследованиям Л.С. Выготского, указанный период является временем становления и развития личности.
Виды работы, направленные на использование метода наглядного моделирования в ДОУ, представленные в следующих направлениях: совершенствование умения использовать разные конструкции предложений; умение описывать предмет и составлять рассказ, сказку, изучать поэтические произведения.
Использование схем в составлении описательных рассказов облегчает детям овладение процессом речью. Кроме того, наличие наглядности делает такие рассказы четкими, логичными, последовательными и распространенными.
Рассматривания картин, предметов помогает детям называть их характерные признаки, возможные действия с ними. Трудности возникают, когда необходимо самостоятельно определить главные признаки предмета во время его рассматривания, установить последовательность называния признаков, удержать в памяти последовательность как план рассказа-описания.
В развитии навыков составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заменители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовому понятию; величина, цвет, форма; детали, качество поверхности; материал, из которого изготовлен предмет; как он используется; почему предмет нравится. Собственно, по такой модели можно описать любой отдельный предмет.
У детей возникают значительные проблемы в составлении рассказа по сюжетной картине, которая требует от ребенка умения выделить основные лица или объекты картины, установить их взаимосвязь и взаимодействие, определить особенности композиционного фона картины.
Работа по формированию навыков рассказа по картине состоит из 3 этапов: выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет. При этом используются следующие модели: предметные картинки, полоски, разноцветные круги, фрагменты изображения картины, силуэтные изображения значимых объектов картины, схематические изображения как элементы наглядных моделей, что является планом рассказа по картине или серии картин.
Как план в составлении рассказов по картине используются карточки-символы: знак вопроса (рассказ о названии картины); символ, обозначающий место действия; символ, который означает время действия; действующие лица, изображенные на картине; карточки со стрелками, которые обозначают композицию картины; действия героев картины; цветовая палитра; символ «сердце» (чувства, которые вызывает картина); одежда персонажей; настроение и характер действующих лиц.
В старшей группе используется временно-пространственное моделирование сказок. Однако прежде, чем применять такой сложный для детей вид деятельности, нужно начать с простого – сериационного– моделирования сказок. Работа начинается с повторения уже знакомых детям сказок. Дети вспоминают и называют персонажей сказки, уточняют, сколько их в этой сказке, как они одеты, какого цвета одежда. Рассмотрев картинки из этой сказки, можно выложить мозаику отдельных фрагментов сказки, обыграть сказку, используя настольный театр. Небольшие по содержанию сказки дети могут инсценировать, стараясь движениями и голосом подражать героям, что требует интонационной выразительности.
Для закрепления событий, происходящих в сказке или рассказе, в свободное время стоит привлекать детей к рисованию эпизодов из них, лепке героев. После проведения предварительной работы детям предлагаются условные заменители персонажей сказки: кружочки, полоски, квадратики и тому подобное. Их нужно рассмотреть, определить, в чем они похожи между собой и чем отличаются (цветом, размером).
Во время изучения наизусть стихотворных произведений целесообразно также использовать мнемические схемы-модели. Метод наглядного моделирования облегчает процесс изучения стихов, загадок детьми, поскольку они сами их могут «читать».
Следовательно, учитывая исследования педагогов, психологов по применению метода моделирования в работе с дошкольниками, можно сделать вывод, что применение моделей является эффективным методом обучения, который обеспечивает взаимосвязь речевого и умственного развития детей дошкольного возраста. Необходимость владения методикой моделирования обусловлена практической значимостью моделирования как общего метода научного познания, так и психолого-педагогическими аспектами такой познавательной деятельности.
Список литературы
- Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер. М.: Педагогика, 2006. 224 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов. / Л.С. Выготский. М.: Эксмо, 2011. 640 с.
- Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду / Л.Е. Журова. М.: Педагогика, 2008. 216 с.
- Ланникова А.Б. Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: А.Б. Ланникова. Режим доступа: // http://bibliofond.ru/view.aspx?id=5589/ (дата обращения: 05.05.2017).
- Логинова В.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвешение, 2004. 223 с.
- Новик И.Б. Философские вопросы моделирования психики / И.Б. Новик. М.: Наука, 2009. 176 с.
- Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. М.: Знание, 2014. 80 с.
. Учитель-логопед: Леолян Наталья Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования.
Консультация для педагогов....
Формирование связной речи у дошкольников через наглядное моделирование
С описанием моделей и технологии развития связной речи у старших дошкольников...
Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования.
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделированияВоспитатель: Дронина Наталья АлександровнаДети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отлич...
Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования
Развитие связхной речи у дошкольников методом наглядного моделирования....
Статья Воспитателя, Романовой Татьяны Николаевны Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад №10 компенсирующего вида Выборгского района, Санкт – Петербурга. «Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного мод
laquo;Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»Ф.А Сохин...
Мастер-класс для педагогов по речевому развитию "Развитие связной речи с использованием метода наглядного моделирования". Уровень ДОУ 2019г.
15 октября 2019 года старший воспитатель МДОУ № 56, Шершнева Ангелина Валерьевна, провела мастер-класс для педагогов по речевому развитию "Развитие связной речи с использованием метода наглядного...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Обувь.
Развитие связной речи – одна из задач, стоящих перед учителем-логопедом в системе коррекции речи детей....