Проектная деятельность. "Деревья - наши друзья"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Проект по экологии
«Деревья наши зеленые друзья».
для средней группы
Воспитатель:
Л.А. Горбачева
2017 г
Актуальность
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев , но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа .
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Вид проекта:
Срок реализации проекта: сентябрь 2017 - май 2018 год.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители законные представители.
Цель проекта: формирование у дошкольников первоначальной системы ценностных ориентаций в восприятии себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценности и многообразия природы, значимости общения с ней;
Задачи для воспитанников:
- воспитание у ребенка потребности здорового образа жизни, позитивного отношения к природе и самому себе, как ее части; стремления быть в гармонии с собственной природой и той, которая его окружает;
- усвоение детьми основ экологических знаний на базе элементарных, естественно - научных представлений;
- формирование первоначальных умений и навыков грамотного и безопасного поведения ребенка в природе;
- развитие умения и желания детей наблюдать за природными объектами и явлениями, предвидеть последствия действий человека в окружающей среде.
Задачи для педагогов:
- Создать информационную базу (создание и оформление наглядно-практического материала).
- Организовать образовательное и развивающее предметное пространство, скорректировать деятельность родителей (законных представителей) по теме проекта.
- Создать условия для благополучного и комфортного состояния воспитанников в процессе реализации проекта.
Задачи для родителей:
- Способствовать повышению уровня экологической грамотности у родителей (законных представителей).
- Содействовать в экологическом воспитании детей в условиях семьи.
- Вовлекать родителей (законных представителей) в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации.
- Привлекать родителей (законных представителей) к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме "Юные друзья природы".
- Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок.
Основные принципы реализации проекта:
- Принцип обогащения и углубления содержания экологического воспитания дошкольников.
- Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
- Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций.
Предполагаемые результаты:
Для воспитанников:
1. Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности) .
2. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
3. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей. 4. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью. 5. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. 6. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. 7. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. 8. Узнали значение деревьев в жизни всех живых объектов природы и окружающих. 9. Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада. 10. Многие дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью. 11. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе.
Для педагогов:
- Обновление содержания работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Пополнение развивающего предметного пространства информационно-практическим материалом об экологии.
3. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста системы представлений об экологии.
Для родителей (законных представителей):
- Повысился уровень осведомлённости родителей об экологическом воспитании дошкольников.
- Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
- Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Продукт деятельности.
1.Выставка коллективной работы из природного материала "Листочки танцуют".
2. «Уборка сухой листвы в осеннее время года»
3. Выставка произведений в книжном уголке: Ф.И. Тютчев «Листья»,
Я.А.Ким «Песенка в лесу», «Стихи и загадки о разных временах года», Георгий Ладонщиков «Помощники в лесу»
4.Экологический стенд "Как привить любовь к природе у детей?".
5. Альбомы: «Осень», "Листья бывают разные», «Какие плоды приносят нам деревья», «Деревья на территории детского сада»
6. Сбор сухой листвы с растений, в весенний период времени.
Формы и содержание работы с детьми:
- Педагогическая диагностика.
- Игровая деятельность.
- Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
- Досуговая деятельность.
- Этические, ситуативные беседы.
- Чтение художественной литературы и заучивание стихов.
- Рассматривание альбомов экологической тематики.
- Просмотр мультипликационных фильмов, презентаций о природе.
- Изготовление поделок из природного материала.
- Слушание и разучивание музыкальных произведений.
Формы и содержание работы с родителями :
- Анкетирование с целью выявить уровень знаний об экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
- Консультирование.
- Выставка информационного материала экологической тематики.
- Выставка детской художественной литературы экологической тематики.
- Совместная досуговая деятельность.
- Совместное творчество.
Этапы и сроки реализации проекта.
1 этап Подготовительный
Цель - обеспечение мотивационной готовности к освоению проекта.
№ п/п | Содержание | Формы работы | Сроки реализации |
1 | Создание педагогических условий | Педагогический анализ по проблеме экологического воспитания дошкольников. Определение целей и задач. Составление тематического плана по экологическому воспитанию, оснащение предметно-развивающего пространства. | Сентябрь 2017г. |
2 | Анализ уровня знаний об экологии. | Анкетирование родителей (законных представителей), педагогическая диагностика воспитанников. | Сентябрь 2017 |
3 | Создание информационного поля. | Информирование и вовлечение родителей (законных представителей) в проектную деятельность. Составление информационных листов. | Октябрь 2017г.-май 2018г. |
2 этап Практический
Цель: обеспечение практической готовности педагогов, детей и родителей к реализации проекта.
План мероприятий по реализации проекта.
Совместная деятельность воспитателя с детьми | Изменение предметного пространства | Взаимодействие с родителями | ||
НОД | Самостоятельная деятельность детей в режиме дня | |||
Сентябрь, октябрь, ноябрь | ||||
«Прохождение экологической тропы». Цель: расширять представление детей о сезонных изменениях, показать обьекты экологической тропы. «Какие у дерева корни» «Чем деревья полезны для людей» Рисование «Золотая осень» Цель: продолжать учить рисовать деревья, передавая его характерные особенности, ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветки. Учить детей передавать в рисунке образ осеннего дерева. Рисование «Ай да береза» Цель: упражнять рисовать дерево ствол, тонкие ветки, подбирать точнее цвета красок для изображения. Рисование «Листопад» Цель: учить изображать осень, упражнять в умении рисовать осеннюю листву. Закреплять передавать образное явление. |
Цель: формировать представление детей о листьях, рассмотреть формы, окраску, воспитывать чувство прекрасного.
Цель: Рассмотреть формы, строение и окраску.
Цель: способствовать развитию внимания, к строению дерева, образное мышление.
Цель: развивать умение сравнивать, и анализировать.
Цель: развивать умения сравнивать листья между собой, находить одинаковые по размеру.
Цель: дать детям представления, о том с какого дерева мы собираем плоды.
1.Наблюдение деревьев осенью» Цель: учить выделять характерные особенности внешнего вида, формировать интерес к деревьям. 2.«Деревья детского сада» Цель: дать элементарные понятия, о том какие деревья растут на территории нашего детского сада. 3.Экспериментирование «Почему шуршат листья?». 4. «Садовые деревья» 5. Какие деревья позднее всех сбрасывают свою листву». 6.Соберем красивые букеты. 7.Наблюдение « Скоро зима» 8. П/и «К дереву беги». Цель: Закреплять знания детей о названиях деревьях, и внешнем виде. 9.«Хоровод у березки», Заучивание «Ни листочка ни травинки», 10.«Загадки о деревьях» 11.Чтение глав энциклопедий «Все о деревьях». 12.Экспериментирование «Зачем дереву корень» 13.Рассматривание коры деревьев, уточнить: кора для дерева – «одежда» 14.Заготовление семян, плодов, веточек, листьев для поделок 15.Трудовые поручения: сбор листьев для занятий по аппликации. Цель: учить детей выбирать листья по определенному признаку(по цвету, размеру, форме), рассказывать о своих действиях. | Внесение тематических альбомов: "Осень", "Листья бывают разные". | Консультация «Учитесь видеть красоту осенних деревьев» Развлечение «Осень зашагала быстрыми шагами» «Выставка из плодов деревьев Папка-передвижка "Осень". | |
Декабрь, январь, февраль | ||||
"Рисование зимних деревьев" Цель: Учить детей рисовать зимние деревья, развивать память, эстетическое восприятие родной природы, вызвать эмоциональной отклик художественного произведения и от собственного рисунка, воспитывать аккуратность в рисовании, правильно набирать краску, держать кисточку, воспитывать бережное отношение к родной природе. Рисование «Как розовые яблоки на ветках снегири» Цель: учить рисовать снегирей на заснеженных ветках, строить простую композиции, передавать особенности внешнего вида птицы- строение тела и окраску. ФЦКМ Елка - елочка | 1.Наблюдение «Кто зимует на деревьях. Цель: расширять представления детей о зимних явлениях.
Цель: учить наблюдать за деревьями в зимний период.
Цель: дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
Цель: расширять представления, о зимних объектах в зимний период времени. 5 «Заучивание Мне елку купили» 6. Чтение «Зимняя пирушка» Павлова | Акция «Елочка живая иголочка» Альбом "Зима". | Оформление родительского уголка на экологическую тему: «Как прививать детям любовь к природе? » | |
Март, апрель, май | ||||
"Экологическая тропа весной» Цель: Закрепить знания детей , об особенностях их внешнего вида, о повадках птиц, об их жизни в весенний период. Продолжать знакомить с характерными признаками весны. Воспитывать любознательность; доброе, бережное отношение к пернатым друзьям; любовь к природе. Рисование «Весна в саду» Цель: учить рисовать красивые ветки деревьев, работая всей кистью и ее концом. Развивать эстетические чувства, представления о красоте «Этажи леса» Цель: расширять представление о том, кто живет под землей, закреплять знания, о том кто нас окружает на земле. Викторина «По лесным тропинкам» | 1.Наблюдение+экспериментирование с ветками тополя «Где быстрее появятся листья?» Цель: расширять представления об сезонных изменениях в мире растений. 2.«Какие деревья просыпаются раньше?» 3.«Сравнение деревьев и кустов». Цель: формировать умения различать деревья по внешнему признаку деревья и кустарники. 4.«Как цветут разные деревья» Цель: формировать желание, отражать красоту природу. 5.«Сажаем деревья и кусты» 6.П/и "Когда это бывает?" Цель: формировать умение по словесному описанию угадать время года. 7.Беседа о весне. Цель: уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. 8.Компьютерная презентация "Времена года". Цель: обогащать представления детей о явлениях природы. Цель: расширять представления о жизни животные леса, птиц, и насекомых. Учить называть и | Внесение ил люстрации Альбом "Времена года". | Привлечь родителей к оформлению огорода на окне. «Изготовление скворечников своими руками». Конкурс рисунков «Зеленая планета глазами детей» Озеленение участков
«Деревья и кустарники растут с детьми» |
3 этап Итоговый
Цель - определение эффективности проектной деятельности, подведение итогов.
№ п/п | Содержание | Формы работы | Сроки реализации |
1 | Анализ уровня знаний об экологии. | Педагогическая диагностика воспитанников. | Апрель 2018 |
2 | Оценка результативности реализации проекта | Составление отчета о реализации проекта. Создание презентации по итогам реализации проекта. | Май 2018 |
3 | Трансляция положительного педагогического опыта | Подготовка методических, практических материалов для трансляции положительного опыта. Показ презентации и документации. | Май 2018 |
Список литературы:
1. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2007.
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2009.
3. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
4. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2014.
5. Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.
6. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.
7. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 2008.
8. Сайты интернета для воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность «Деревья — наши зеленые друзья
Современные дети, особенно проживающие в городе, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к растительному миру необходимо с подр...
Проектная деятельность "Деревья нашего участка"
Экологический проект «Деревья нашего участка» предназначен для занятий с детьми старшей к школе группе. По количеству участников является коллективным, долгосрочным, так как реализуется ...
Проектная деятельность«Птицы – наши друзья»
ull;Руководитель: Кыргыс Любовь Чулдум-ооловна•Группа: вторая-младшая•Возраст детей: 3-4 л•Тип проекта: игровой•Вид проекта: информационно-творческий...
Проектная деятельность "Птицы - наши друзья"
проектная деятельность в детском саду "Птицы - наши друзья"...
Фотоотчет к проектной деятельности " Птицы- наши друзья"
фото с весеннего праздника...
Проектная деятельность "Птицы - наши друзья"
Расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах....
Проектная карта «Книжки – наши друзья»
Проектная карта «Книжки – наши друзья»Дата проведения: 01.04.2024 - 05.04.2024 г.Цель проекта: создание социальной ситуации развития в процессе выпуска «Книжек-малышек»Пр...