Основные направления деятельности музыкального руководителя
статья на тему

Чистякова Елена Вячеславовна
Помощь музыкального руководителя в организации совместной музыкальной деятельности детей и взрослых оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Основные направления деятельности

музыкального руководителя

 В деятельности музыкального руководителя ДОУ можно выделить три основных направления:

 1. Музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку и выполнение задач музыкального образования детей;

 2. В перечень обязанностей музыкального руководителя входит оказание методической помощи педагогическому коллективу по организации музыкального образования дошкольников;

 3. Важным направлением деятельности музыкального руководителя является его взаимодействие с родителями детей.

Работа с детьми

 В перечень непосредственных обязанностей музыкального руководителя в работе с детьми входит: формирование основ музыкальной культуры ребёнка, развитие его музыкальных способностей; осуществление диагностики уровня музыкального развития детей; подбор высокохудожественного музыкального репертуара, доступного детям по эмоционально-образному содержанию; проведение групповых и индивидуальных музыкальных занятий с детьми; подготовка и проведение праздников, развлечений (в том числе тематических музыкальных вечеров, театральных постановок, музыкально-дидактических игр, сказок-драматизаций, постановок детских опер и т. д.); участие в подготовке учебно-наглядного материала, пособий по музыке, дидактических игр и т. д.; сопровождение музыкой утренней гимнастики и занятий физической культурой.

 Одна из главных задач музыкального руководителя – сформировать у детей потребность в музыке и отношение к ней как к важнейшей духовной ценности.

Взаимодействие музыкального руководителя

с педагогами

 Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения включает: ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей; разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе; обсуждение сценариев праздников и развлечений; участие в изготовлении праздничных декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам; участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды; оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей; участие в педагогических советах дошкольного образовательного учреждения.

 Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогического коллектива включают:

 1. Индивидуальные и групповые (по 2–4 человека) консультации, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательной работы в группах, используемого на занятиях музыкального репертуара, вопросы организации музыкальной среды дошкольного образовательного учреждения; осуществляется работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей;

 2. Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара для детей;

 3. Семинары, в ходе которых осуществляется знакомство с новой музыкально-методической литературой;

 4. Практикумы, включающие наряду с теоретическим освоением материала практическое выполнение различных заданий в группах;

 5. Выступления на педагогических советах с докладами, тематическими сообщениями по проблемам музыкального образования детей;

 6. Проведение открытых музыкальных занятий, вечеров досуга с последующим их анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями

 Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Музыкальный руководитель должен акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей. С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).

 Формы взаимодействия музыкального руководителя с семьёй ребёнка:

 1. Индивидуальные беседы с родителями;

 2. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье;

 3. Выступления на родительских собраниях дошкольного образовательного учреждения с докладами о музыкальном образовании детей;

 4. Открытые музыкальные занятия с детьми для родителей (с последующем обсуждением);

 5. Конференции по вопросам взаимосвязи семьи и детского сада для решения задачи музыкального образования детей;

 6. Анкетирование, опросы родителей с целью выявления условий музыкального развития ребёнка в семье;

 7. Занятия-практикумы для родителей с целью их знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместномумузицированию с детьми.

 Помощь музыкального руководителя в организации совместной музыкальной деятельности детей и родителей в рамках «музыкальных гостиных», «семейных музыкальных клубов» способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности.

Методика разучивания песен.

 1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).

 2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.

 3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом ( рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой - либо слог.

 4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Он всегда должен иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.

 5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно расходуя его. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечей (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками - парашютиками знакомого всем одуванчика.

 6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на трех - пяти звуках, распевки. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие пропевки, например «Две трети», «Птица и птенчики» и др.

 7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом должна быть также прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.

Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям.

 I этап – начальное обучение новым музыкальным движениям;

 II этап – углубленное разучивание;

 III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений.

Обучение на первом этапе направлено на создание у детей общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Дети получают первичные сведения о характере музыки, о форме движений, соответствующих данной музыке, прослушивают музыку.

 Основные действия педагога на первом этапе обучения включают в себя:

 ▫ Объяснение;

 ▫ Выразительное исполнение;

 ▫ Показ нового танцевального движения воспитателем, соответствующего содержанию музыки.

На втором этапе обучения дети овладевают умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности. Педагог должен постоянно наблюдать за выполнением детьми движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки, исправлять ошибки. В результате активной работы педагога и детей на втором этапе обучения происходит овладение основными движениями во взаимосвязи с музыкой. Главными признаками сформированного музыкально-двигательного навыка является сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки, качества выполнения (точность, ритмичность, выразительность).

Третий этап обучения направлен на стабилизацию и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой. Это достигается путем самостоятельного выполнения движений, проведения движений под различную музыку. Степень овладения движением под музыку должна быть доведена до прочного навыка.

Этапы разучивания упражнений:

 1. Словесное объяснение педагога, затем показ упражнения воспитателем под музыкальное сопровождение.

 2. Разучивание сложных движений («переменный шаг», «шаг польки»…) по частям сначала под счет, затем под музыку.

 3. Показ ребенка, освоившего это упражнение.

 4. Закрепление упражнения всеми детьми на последующих занятиях.

 5. Оценка выполнения упражнения детьми.

 Этапы разучивания музыкальных игр:

 1. Прослушивание музыки к игре;

 2. Знакомство с содержанием, сюжетом и правилами игры.

 2.1. Чередовать образный рассказ и слушание музыки к игре (в развернутой сюжетной игре).

 В старших группах в играх с пением текст песен разучивается заранее.

 3. Непосредственное разучивание игры:

 3.1. Знакомство с основными движениями игры по показу воспитателя или, заранее подготовленного, ребенка (в старших группах);

 3.2. Акцентировать внимание детей на соответствие движения средствам музыкальной выразительности.

 4. Закрепление навыка самостоятельного исполнения движений на последующих занятиях.

 5. Оценка выполнения движений детьми.

Этапы разучивания упражнений-композиций:

 1. Слушание и анализ музыки к композиции.

 2. Разучивание по частям в ходе подготовительных упражнений.

 3. Соединение частей в единое целое.

 4. Закрепление упражнений на последующих занятиях.

 5. Самостоятельное исполнение детьми.

 В процессе разучивания всех упражнений педагог неоднократно показывает движение сам (иногда это делают дети, освоившие это упражнение); дает указание, пояснения, делает замечания.

Этапы разучивания плясок, танцев:

 1. Слушание и анализ музыки к пляске, танцу.

 1.1. При разучивании народных плясок необходима беседа об истории создания пляски, знакомство с костюмом данного народа на иллюстративном материале.

 2. Разучивание подготовительных упражнений (движений) к танцу по показу воспитателя.

 3. Показ пляски целиком воспитателем или заранее подготовленными детьми.

 4. Разучивание рисунка танца всей группой.

 5. Закрепление движений на последующих занятиях.

 6. Самостоятельное исполнение танца детьми.

Схема анализа занятия

 1. Характеристика программных задач:

     a. соответствие программе группы;

     b. Соответствие уровню развития детей данной группы;

     c. Объём программного содержания.

 2. Характеристика деятельности воспитателя:

     a. выделение приёмов, используемых для решения поставленных задач;

     b. соответствие приёмов возрасту детей, требованиям методики данной программы, учёт индивидуальных особенностей детей;

     c. правильность, точность применения данных приёмов. Постановка цели занятия.

 3. Характеристика деятельности детей:

     a. освоение детьми программного содержания по задачам;

     b. особенности поведения детей (активность, внимание, реагирует ли на приёмы активизации, принятие детьми цели занятия, достигнута ли детьми дидактическая цель, эмоции детей).

 4. Психологическая оценка занятия:

     a. психологический настрой на занятие.использование игровых организационных моментов;

     b. соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем;

     c. учитывает ли воспитатель индивидуальные и психические особенности детей при проведениизанятий;

     d. психологическая дистанция между воспитателем и детьми (над, под, рядом, вместе);

     e. внешний облик воспитателя (поза, мимика и т.д.).

 5. Характеристика условий проведения занятия:

     a. соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий;

     b. соответствие требованиям сохранения здоровья (осанка).

Варианты анализа занятий в детском саду

 1. Структурный анализ:

     1) выявите структуру занятия;

     2) установите взаимосвязь между этапами;

     3) определите направленность основных этапов занятия на конечный результат, на решение программных задач;

     4) организация перехода воспитателем от одного вида деятельности к другому в рамках одного этапа или от этапа к этапу;

     5) целесообразность запланированного времени на каждый из этапов занятия.

 2. Психологический анализ:

    1) воспитатель на занятии:

− четко ставит цели;

− излагает материал ясно, доступно;

− соблюдает логическую последовательность в изложении, выделяет главное;

 − знает и учитывает психологические особенности детей;

 − знает и учитывает индивидуальные особенности детей;

 − умеет вызвать и поддержать интерес у детей в течение всего занятия;

 − следит за реакцией детей, умеет снять напряжение, усталость;

 − проявляет доброжелательность и такт по отношению к детям;

− обладает культурой речи (четкость дикции, экспрессия интонации, нормальный темп изложения);

 − выражает заинтересованность в успехе.

     2) дети на занятии:    

 − уровень знаний;

 − сочетание теоретических знаний с практическим применением;

 − доверие к воспитателю;

 − желание заниматься;  

 − внимание, организованность, дисциплинированность, самостоятельность мышления;

 − работа в индивидуальном темпе умственной деятельности;

 −  степень утомляемости;  

 − речь и суждения детей;  

 − взаимоконтроль, взаимооценка, самоконтроль, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы музыкального руководителя в детском саду с детьми ОВЗ (Особенности возможностей здоровья)

В статье рассматриваются наиболее интересные и значимые формы коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Методическая разработка: Музыкальная терапия как основное направление работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ

Методическая разработка затрагивает важную роль музыки в работе с детьми с ОВЗ. Она основана на теоретических и практических ислледованиях в этой области (из опыта других педагогов и теоретиков), а та...

CТАТЬЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

ОСНОВНЫЕ   НАПРАВЛЕНИЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ         МУЗЫКАЛЬНОГО   РУКОВОДИТЕЛЯ....

Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г. Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохранение психофизического и социального здоровья детей с ТНР»

Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г.Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохра...

Методическая разработка:"Музыкотерапия, как основное направление работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ"

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольных учреждений. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.Слушание правильно п...

Консультация для педагогов и родителей "Основные направления деятельности музыкального руководителя"

Основные направления деятельности музыкального руководителяВ деятельности музыкального руководителя ДОУ можно выделить три основных направления:1. Музыкальный руководитель отв...