Сенсорно умственное развитие ребёнка
методическая разработка (средняя группа) по теме
Сенсорное развитие – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов их форм, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в ранем и дошкольном возросте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умстенное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях.
Без постоянной ориентировки во всех свойствах предметов невозможно получить отчётливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство сгеометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.
При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертание букв. Эти примеры легко можно было бы умножить.
Готовность ребёнка к школе обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – обще принятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии ( это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию.
В каждов возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впкчатлений, развития внимания к свойствам предметов.
На второ – третьем году жизни задачи сенсорного восприятия существенно усложняются. Хотя ребёнок раннего возраста ещё неготов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свовствах предметов.
Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Сенсорными эталонами в области воспитания цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спекрта (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и ахраматические цвета – белый, серый, чёрный.
При ознакомлении детей с оттенками ыветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В краске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета.
Эталоном формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение этолонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником.
Разновидности геометрических фигур, с которыми следует знакомить детей, - это овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон («короткие» и «длинные»), а также прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности на глаз, различая треугольников по величине углов им не сообщаются, а названия разновидностей не даются).
Особые трудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру.
Глубокое восприятие формы предполагает умение зрительно раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой.
Таким образом можно, выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребёнка впечатлениями.
На втором - третьем году жизни должны научиться выделять цвет, форму и величину.
На четвёртом году жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закреплённые
в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между
несколькими предметами.
На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений, предложенная в
данной системе. Несмотря на то, что предлагаемые игры и упражнения представляют собой
систему, в зависимости от конкретных условий их можно использовать по выбору: заменять
отдельные игры и упражнения другими аналогичными.
Особо важным является вопрос об связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным восприятием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребёнка, но обучение в этом возрасте ещё не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста ещё нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры, и упражнения по сенсорному воспитанию.
Большая часть игр и упражнений для дошкольных групп, начиная со второй младшей, построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Это даёт возможность использовать их на занятиях по ознакомлению с окружающим.
Много из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Отдельные игры типа лото и домино предназначены только для использования вне занятий.
Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для детей каждого вида заданий определяется не столько возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети. Поэтому система заданий может быть «сжата» или «растянута» в зависимости от конкретных условий работы по сенсорному воспитанию в данном детском учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка-дошкольника"
Консультация для воспитателей...
Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребёнка.
В возрасте 3-лет расширяется использование всевозможнях мелких предметов и небольших образных игрушек..........
Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие, как средство умственного развития ребёнка"
Консультация предназначена для воспитателей...
Семинар - практикум с родителями второй младшей группы на тему: "Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребёнка 3 - 4 лет"
Семинар - практикум с родителями на тему: "Сенсорное воспитание - фундамент умственного развития ребёнка 3 - 4 лет"...
Консультация для родителей "Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребёнка"
Консультация для родителей "Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребёнка"...
Родительское собрание «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития ребёнка»
Цель: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»
Консультация для родилей...