Развитие творческого мышления дошкольника
статья (старшая группа) на тему
Дети даже успешнее, чем многие взрослые, справляются с творческими заданиями. Правда, у ребенка нет самой идеи творчества – идеи создавать нечто принципиально новое. У него есть желание играть, экспериментировать с миром. Только если взрослый не пройдет мимо детского решения, ребенок сам поймет, насколько умная мысль вдруг пришла ему в голову. Поэтому можно сказать, что у детей творческого мышления нет, но оно обнаруживается и развивается, если рядом оказывается взрослый, заинтересованный и в детском, и в собственном развитии;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческого мышления дошкольника посредством сказки.
• творческое мышление подчиняется логике, но это особая логика – логика творчества (и это показывают исследования изобретений и открытий);
• творческое мышление проявляется нечасто, но только потому, что образование редко ставит целью его развитие
Если не делить людей на «творческих» и «нетворческих», учить детей не только действовать по образцу, но и решать проблемные задачи, мышление и вкус к нему будут появляться и возрастать (и это показывают проведенные исследования!). д
Дети даже успешнее, чем многие взрослые, справляются с творческими заданиями. Правда, у ребенка нет самой идеи творчества – идеи создавать нечто принципиально новое. У него есть желание играть, экспериментировать с миром. Только если взрослый не пройдет мимо детского решения, ребенок сам поймет, насколько умная мысль вдруг пришла ему в голову. Поэтому можно сказать, что у детей творческого мышления нет, но оно обнаруживается и развивается, если рядом оказывается взрослый, заинтересованный и в детском, и в собственном развитии; взрослые тоже получают пользу: пока они придумывают проблемные задания для детей, их собственное мышление развивается.к
К одиночеству приводит не творческое мышление, а неспособность применить его в своих отношениях с другими людьми, где также возникают сложные задачи. Именно поэтому Н. Е. Веракса назвал творческое мышление диалектическим – позволяющим удерживать единство противоположностей. Все это означает, что можно и нужно развивать мышление дошкольников.
Ведь самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения неожиданной идеей. Мышление заработает только, если на занятии будет создана атмосфера творческого поиска, решения задачи, если дети поймут, что им надо не отгадывать мнение взрослого, а действовать самостоятельно, не боясь ошибиться. Это – цели. Все остальное – только средства!
Мышление ребенка будет развиваться, если:
• взрослый будет слышать детские творческие ответы (даже произнесенные тихо), поддерживать и развивать их;
• понимать, что именно мы развиваем в детском мышлении: от чего уводим и к чему хотим привести.
Мышление ребенка не будет развиваться, если:
• взрослый будет пытаться подсказать ему правильные ответы, не давать опыта самостоятельного мышления;
• критиковать детские версии, не приводя аргументов;
• одинаково поддерживать любые детские ответы, не показывая, чем умный, удачный ответ отличается от неудачного.
Задача перед взрослым стоит непростая – ведь искать новое человек станет только в том случае, если он не боится ошибиться и при этом понимает, что все же надо искать безошибочное решение.
Сказка - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, развивает его творческое мышление, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.
В народных сказках отразились и способы отношения человека к миру, и способы решения творческих задач. Вдумчивое чтение сказки не сковывает, а умножает свободу читателя понимать, создавать и осмыслять мир.
Во-первых, воспитатель должен построить работу таким образом, чтобы дети восприняли сказку как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем или анализировали взаимоотношения персонажей. В сказках можно обнаружить все диалектические действия – и превращение, опосредствование, и объединение, и замыкание, и смену альтернативы. Самое интересное и непредсказуемое – в том, что часто дети видят не то действие, которое «запланировал» взрослый, а совсем иное – в этом случае очень непросто пойти навстречу детской инициативе и свернуть с заранее проложенной тропы конспекта. Причем глубины, изумляющие даже бывалых взрослых читателей, открываются именно в ходе дискуссии. А сказки от этого нисколько не теряют своей непосредственной прелести: именно после решения проблемных ситуаций дети с особенной радостью рисуют понравившиеся эпизоды, рассказывают о прошедших в группе спорах родителям, придумывают собственные сказки. Даже в известном наизусть с детства «Колобке» можно обнаружить неожиданные секреты! Во-вторых, в ходе изучения каждой сказки последние занятия посвящены проигрыванию, рисованию и даже придумыванию своих собственных историй.
Основные шаги работы со сказкой:
1. Чтение и первое обсуждение сказки.
2. Решение диалектической задачи.
3. Символическое проживание сказки.
4.Рисование и проигрывание сказки.
5. Придумывание, на основе данной сказки собственных историй.
Предварительный просмотр:
Развитие творческого мышления дошкольника посредством сказки.
• творческое мышление подчиняется логике, но это особая логика – логика творчества (и это показывают исследования изобретений и открытий);
• творческое мышление проявляется нечасто, но только потому, что образование редко ставит целью его развитие
Если не делить людей на «творческих» и «нетворческих», учить детей не только действовать по образцу, но и решать проблемные задачи, мышление и вкус к нему будут появляться и возрастать (и это показывают проведенные исследования!). д
Дети даже успешнее, чем многие взрослые, справляются с творческими заданиями. Правда, у ребенка нет самой идеи творчества – идеи создавать нечто принципиально новое. У него есть желание играть, экспериментировать с миром. Только если взрослый не пройдет мимо детского решения, ребенок сам поймет, насколько умная мысль вдруг пришла ему в голову. Поэтому можно сказать, что у детей творческого мышления нет, но оно обнаруживается и развивается, если рядом оказывается взрослый, заинтересованный и в детском, и в собственном развитии; взрослые тоже получают пользу: пока они придумывают проблемные задания для детей, их собственное мышление развивается.к
К одиночеству приводит не творческое мышление, а неспособность применить его в своих отношениях с другими людьми, где также возникают сложные задачи. Именно поэтому Н. Е. Веракса назвал творческое мышление диалектическим – позволяющим удерживать единство противоположностей. Все это означает, что можно и нужно развивать мышление дошкольников.
Ведь самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения неожиданной идеей. Мышление заработает только, если на занятии будет создана атмосфера творческого поиска, решения задачи, если дети поймут, что им надо не отгадывать мнение взрослого, а действовать самостоятельно, не боясь ошибиться. Это – цели. Все остальное – только средства!
Мышление ребенка будет развиваться, если:
• взрослый будет слышать детские творческие ответы (даже произнесенные тихо), поддерживать и развивать их;
• понимать, что именно мы развиваем в детском мышлении: от чего уводим и к чему хотим привести.
Мышление ребенка не будет развиваться, если:
• взрослый будет пытаться подсказать ему правильные ответы, не давать опыта самостоятельного мышления;
• критиковать детские версии, не приводя аргументов;
• одинаково поддерживать любые детские ответы, не показывая, чем умный, удачный ответ отличается от неудачного.
Задача перед взрослым стоит непростая – ведь искать новое человек станет только в том случае, если он не боится ошибиться и при этом понимает, что все же надо искать безошибочное решение.
Сказка - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, развивает его творческое мышление, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют детям впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.
В народных сказках отразились и способы отношения человека к миру, и способы решения творческих задач. Вдумчивое чтение сказки не сковывает, а умножает свободу читателя понимать, создавать и осмыслять мир.
Во-первых, воспитатель должен построить работу таким образом, чтобы дети восприняли сказку как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем или анализировали взаимоотношения персонажей. В сказках можно обнаружить все диалектические действия – и превращение, опосредствование, и объединение, и замыкание, и смену альтернативы. Самое интересное и непредсказуемое – в том, что часто дети видят не то действие, которое «запланировал» взрослый, а совсем иное – в этом случае очень непросто пойти навстречу детской инициативе и свернуть с заранее проложенной тропы конспекта. Причем глубины, изумляющие даже бывалых взрослых читателей, открываются именно в ходе дискуссии. А сказки от этого нисколько не теряют своей непосредственной прелести: именно после решения проблемных ситуаций дети с особенной радостью рисуют понравившиеся эпизоды, рассказывают о прошедших в группе спорах родителям, придумывают собственные сказки. Даже в известном наизусть с детства «Колобке» можно обнаружить неожиданные секреты! Во-вторых, в ходе изучения каждой сказки последние занятия посвящены проигрыванию, рисованию и даже придумыванию своих собственных историй.
Основные шаги работы со сказкой:
1. Чтение и первое обсуждение сказки.
2. Решение диалектической задачи.
3. Символическое проживание сказки.
4.Рисование и проигрывание сказки.
5. Придумывание, на основе данной сказки собственных историй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников
В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...
Использование технологий ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития творческого мышления дошкольников
В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста дошкольного детства. Пробуд...
Опыт работы. Тема: «Русская народная сказка как средство развития творческого мышления дошкольников».
Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем стано...
«Игры с использованием кругов Луллия» Из опыта работы по развитию творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ. Старшая группа
Варианты использования и игры с использованием пособия "Круги Луллия"...
Передовой педагогический опыт на тему "Развитие творческого мышления дошкольников путём методики ТРИЗ"
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому, дошкольное об...
Семинар-практикум "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ"
Презентация "Развитие творческого мышления дошкольников посредством ТРИЗ". раскрывается теория применения технологии ТРИЗ в практике работы с детьми дошкольного возраста....
Развитие творческого мышления дошкольников посредством игр драматизаций
Дошкольное детство это период начала развития умений и способностей у ребенка. Для детей старшего возраста, вплоть до 6 - 7 лет ведущей деятельностью является сюжетно ролевая игра, а наиболее сложным ...