Проект "Фотографии - истории без слов".
проект (старшая группа) по теме

Газизова Раиса Викторовна

Проект для старших дошкольников "Фотографии - истории без слов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополёк»

с. Александровка Саратовской области Советского района.                   

Утверждаю :    

                                                                       Заведующая МБДОУ д/с «Тополёк»

                                                                                                           А.М.Смирнова

Проект

«Фотографии – истории без слов».

                                                                                                         Разработала:

                                                             Газизова Р.В.

2017 – 2018 уч. год.

Содержание:

Актуальность темы                                                                                                 3

Разработка проекта                                                                                                 4

Заключение                                                                                                              8

    Используемая литература:                                                                                      9


Актуальность:

Нравственность – это сфера жизни общества и поведения людей . Она характеризует практическое воплощение в людях  идеалов человечности,  духовности, справедливости, добра, порядочности, чести, совести, долга, ответственности и т. д.  

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Цель: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада. 

Разработка проекта:

Опираясь,  на поставленные задачи в детском саду был разработан проект о связи времен в фотографиях. Мало кому известно, что 5 ноября это день рассматривания старых семейных фотографий. Рассматривание - это великое искусство. Можно смотреть - и не видеть. Можно сто раз пролистать альбом фотографий, и на сто первый понять что-то таинственное и важное, что скрывается в нем. Ведь старые фотографии — это наша машина времени, которая может отнести любого в прошлое, напомнить о прошедшем детстве, показать молодых родителей, смешных, в детских нарядах, бабушку и дедушку. А у кого-то найдутся и более старинные фотографии, на пожелтевшем тиснённом картоне предстанут патриархи рода: прабабушки, прадедушки, люди иногда совсем не знакомые, когда-то связанные с вашей семьей узами дружбы, дальнего родства. И даже чужие фотографии из прошлого трогают сердце и заставляют мечтать о чем-то ушедшем. Кто сказал, что машина времени не возможна? Давайте откроем сегодня старый фотоальбом!

Цель :  укрепление духовно-нравственных норм через знакомство с фотоискусством прошлых и современных лет.

Задачи: 

- познакомить детей с профессией фотографа, историей возникновения фотографии;

- сформировать бережное отношение и любовь к прошлому, через рассматривание старых фотографий;

- развить любознательность, воображение и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

- формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

Срок реализации проекта:  долгосрочный  октябрь 2017 – май 2018 г.

Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.

Участники проекта: дети и родители, сотрудники ДОУ.

    Средства осуществления проекта:

-Специально подобранный  материал, фотографии, старинные фотоаппрараты;

-Оформление выставок «История фотографии», «Моё село вчера и сегодня» - фотографии города прошлых лет, «Рожденные в СССР

- выставка старых фотографий из детского сада», «Бабушкин фотоальбом»

 - фотографии бабушек с внуками

 - «Фотоискусство сегодня» - современные фотографии;

-Развлечение « Профессия – фотограф»;

   Предполагаемый результат:

-дети познакомятся с профессией фотографа, с историей  возникновения фотографии;

- у детей должно быть сформировано бережное отношение и любовь к прошлому, через рассматривание старых фотографий;

- развита любознательность, воображение и творческие способности у детей старшего дошкольного возраста;

- сформированны художественно-речевые навыки, пополнен словарь детей.

Этапы реализации проекта:

1. Организационный (подготовительный)

Цель: изучить историю фотографии.

Задачи:

- собрать старые семейные фотоальбомы, фотографии, портреты;

2. Основной

Цель: познакомить детей и родителей с историей фотоискусства;

Задачи:

 - подобрать фотографий для оформления выставок «История фотографии», «Мой город вчера и сегодня» - фотографии города прошлых лет, «Рожденные в СССР - выставка старых фотографий из детского сада», «Бабушкин фотоальбом» - фотографии бабушек с внуками и «Фотоискусство сегодня» - современные фотографии;

- найти старинные фотоаппараты для выставки;

- разработать сценарий для проведения развлечения «Профессия фотограф»;

- подготовить современные атрибуты для фотосессии;

3. Заключительный

Цель:  воспитывать чувство собственного достоинства, уважения к людям, родителям и семейным ценностям.

Задачи:

 - оформить музыкальный зала в виде «Фотосалона 19… года»;

- оформить выставку фотоаппаратов прошлых лет;

- пригласить родителей ;

- провести развлечение для детей;

- организовать фотосессию.

Период

Тема

1.

Октябрь.

1.Беседа «О чём расскажет фотография».

2.Выставки «История фотографии», «Моё село вчера и сегодня»

2.

Ноябрь.

1. Выставка фотоаппаратов.

2.Выпуск коллажей «Бабушка, мама, и я».

3.

Декабрь.

1.Рассматривание старых семейных альбомов «Бабушкин фотоальбом».

2. «Фотоискусство вчера и сегодня».- Современные фотографии.

4.

Январь.

1.«Рождённые в СССР» - выставка старых фотографий из детского сада.

5.

Февраль.

1.Выпуск коллажей «Дедушка, папа, и я».

6.

Март.

1.Фотовыставка «Мир вокруг нас».

2. Фотовыставка «Моя мама лучшая на свете»;

7.

Апрель.

1.Мастер класс для родителей с детьми «Весенняя рамка для фотографии».

8.

Май.

1.Развлечение «Профессия – фотограф».

2.Фотосессия.

 Заключение

Проект «Фотографии - истории без слов» можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует больших материальных затрат, в него активно включаются родители воспитанников, следовательно взаимодействие семьи, ребёнка и дошкольного учреждения значительно улучшаются. История развития фотографии интересна и увлекательна. Фотография является неотъемлемой частью жизни человека – как в повседневности, так и науке. Начиная, с самого рождения фотография сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Фотография хороший способ вспомнить и освежить в памяти историю его жизни!!!

 Перспектива развития проекта

Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего родной семьи, историю своего родного края,  да и мира в целом, воспитывая при этом патриотические чувства, связывающие разные поколения.

Используемая литература:

1. Женило М.Ю. «Детский сад от А до Я» - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2006.

2. Новикова Г.П. «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста» - методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей – М.: Издательство «АРКТИ», 2003.

3. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополёк»

с. Александровка Саратовской области Советского района.                   

Конспект занятия по познавательному развитию

с детьми старшей группы

«Фотоаппарат»

 Воспитатель:  Газизова Р.В.

Ноябрь 2017 г.


Цель: ознакомление детей с техническим средством фотоаппарат, профессией фотограф.

Задачи: - развивать умение детей поддерживать беседу, выражать свои мысли;

- развивать познавательную активность детей посредством ознакомления с фотоаппаратами разного времени;

- создать условия для организации сюжетно-ролевой игры «Фотоателье»;

- учить детей отражать в игре ролевое поведение в соответствии назначения роли;

- закреплять культурное общение, умение вести ролевой диалог;

- содействовать развитию коллективной игры во взаимосвязи ролей, согласованию действий развитию  сюжета.

Оборудование: ноутбук, проектор, семейные фотографии детей, фотоальбом с фотографиями детей группы, выставка фотоаппаратов, оформленная сотрудниками краеведческого музея, фотоаппараты, атрибуты для игры в «Фотоателье».

Предварительная работа: рассматривание  семейных и групповых фотографий, фотографирование детьми каких-либо мероприятий в группе, беседа о фотографе. 

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: ребята, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем и подарим  им свои улыбки (дети приветствуют гостей и становятся полукругом).

Воспитатель: мне бы очень хотелось, что бы на память о нашей сегодняшней встрече у нас что-нибудь осталось. Как вы думаете, что нам в этом поможет?

Дети: 

Воспитатель: попробуйте отгадать загадку:

Этот глаз – особый глаз,

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

На что взглянет этот глаз –

Всё картинке передаст.

Дети: это фотоаппарат.

Воспитатель: конечно, же, поможет нам в этом фотоаппарат. Сегодня мы с вами познакомимся с фотоаппаратами разного времени и даже попробуем стать настоящими фотографами.

  1. Основная часть.

1). Беседа о фотографиях.

Воспитатель: скажите, пожалуйста, для чего используют фотоаппарат?

Дети: фотоаппарат используют для того, чтобы фотографировать что-то или кого-то.

Воспитатель: спасибо, пройдите, пожалуйста, к мольберту. Что вы здесь видите?

Дети: мы видим фотографии.

Воспитатель: кто изображен на этих фотографиях? (на фотографиях изображены семьи воспитанников).

Дети: на этой фотографии изображена моя семья… (рассказывают несколько детей).

Воспитатель: что у меня в руках?  (беру в руки фотоальбом и пролистываю его страницы).

Дети: это фотоальбом.

Воспитатель: кого вы видите на этих фотографиях?

Дети: на фотографиях мы видим детей нашей группы.

Воспитатель: вспомните, где или когда происходили эти события или действия.

Дети: на этой фотографии изображены…, они …

Воспитатель: может быть вы помните, кто в тот момент пользовался фотоаппаратом?

Дети: 

Воспитатель: ребята, скажите, почему вы решили, что это фотографии, а не картины? (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: вспомните, кто создает картины?

Дети: картины создают художники.

Воспитатель: а фотографии?

Дети: фотографии создает фотограф.

2). Просмотр слайдовой презентации «Из истории фотоаппаратов» (Дети присаживаются на стульчики).

Воспитатель: вы знаете, людям всегда хотелось сохранить на память чье-то изображение или красивый уголок природы, но веками это было доступно лишь художникам. Да и большинство их творений были предназначены для того, чтобы висеть в рамке на стене.  

Воспитатель: ребята, присаживайтесь на стульчики, мы с вами познакомимся с историей фотоаппарата.               

Слайд 2

Воспитатель: первым фотоаппаратом была «Камера Обскура» - «темная комната». Она представляла собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном на противоположной стене

Воспитатель: первые фотоаппараты были очень большими, Слайд 3 необходима была специальная подставка, т.к. держать их при съемке было очень трудно.      

Воспитатель: чтобы сделать снимок, нужно было идти в специальное заведение, которое называлось…

Дети: фотоателье.

Воспитатель: сделать снимок в фотоателье было очень дорого, а фотографии получались вот такие 

(Слайд 4.1) …

Дети: черно-белые.

Воспитатель: во многих семьях было традицией раз в году всей семьей посещать фотоателье. Такие дни были похожи на праздник, все семейство облачалось в красивую одежду и с хорошим настроением отправлялось к фотографу. 

Слайд 4.2

Воспитатель: до недавнего времени фотография могла быть только черно-белая, но благодаря тому, что  прогресс не стоит на месте, появилась и цветная фотография. Фотоаппараты тоже постепенно менялись.

Слайд 5.1 

Воспитатель: сначала появились пленочные фотоаппараты, для того, чтобы получить фотографию  необходимо  было совершить много действий – проявить пленку, напечатать ее с помощью фотоувеличителя, закрепить в специальном растворе, промыть чистой водой и высушить.

Воспитатель: на смену таким фотоаппаратам пришел фотоаппарат меньшего размера, более легкий и компактный, в него помещалась фотопленка, с которой фотографии печатали на специальном аппарате. 

Слайд 5.2

Воспитатель: затем появились фотоаппараты «Полароид», позволяющий получить снимок сразу же после съемки.

 Слайд 6.1

Воспитатель: сейчас у каждого дома есть современный,  цифровой фотоаппарат, на обратной стороне у него есть маленький экран, как у телевизора, с его помощью он показывает нам все, что снял и запомнил,  снимки хранятся  на карте памяти фотоаппарата или в компьютере. Слайд 6.2

3). Рассматривание выставки фотоаппаратов

Воспитатель: ребята, я приглашаю вас на выставку фотоаппаратов, которую для нас организовали сотрудники краеведческого музея. Подойдите к выставке, рассмотрите фотоаппараты и  постарайтесь определить, какой фотоаппарат  самый старый,  найдите  современный фотоаппарат.

4). Физминутка «Море волнуется…»

Воспитатель: я предлагаю вам поиграть в игру «Море волнуется…», вы будете изображать какие-либо действия, а вас буду фотографировать. (Дети играют в игру 3 раза, педагог их фотографирует).

Воспитатель: молодцы, ребята!

5). Сюжетно-ролевая игра «Фотоателье».

Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, кто может быть фотографом?

Дети: …

Воспитатель: сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли фотографов, вы будете фотографировать друг друга, а чтобы ваши снимки получились яркими, запоминающимися, необычными вы можете воспользоваться атрибутами. Итак, фотографом сегодня будет Аня, а все остальные ребята будут клиентами фотоателье.

Воспитатель: итак, Аня, ты фотограф, тебе необходимо подготовить  рабочее место. Что нужно фотографу для работы?

Дети: фотоаппарат, стул, фон.

Воспитатель: остальные ребята, клиенты фотоателье, вам нужно подобрать один  атрибут, в котором вы будете фотографироваться,  и привести себя в порядок.  (Дети выбирают атрибуты, фотограф готовит рабочее место).

Воспитатель: ну, что, ребята, все готовы? Тогда открываем наше фотоателье. Не забудьте, пожалуйста, про культуру общения в общественном месте.    («Клиенты»  договариваются сделать общий снимок, фотограф их расставляет и рассаживает, клиенты ведут диалог с фотографом, фотограф фотографирует детей и просит подождать снимки)

6). Просмотр снимков.

Воспитатель: ребята, вы все сфотографировались? Хотите посмотреть, что получилось у фотографа? Тогда присаживайтесь  на стульчики вместе посмотрим ваши фотографии. (Дети присаживаются на стулья, педагог подключает фотоаппарат к ноутбуку и проектору)

Воспитатель: что нужно сделать, чтобы эти фотографии могли посмотреть и ваши родители тоже?

Дети: их нужно напечатать и поместить в фотоальбом группы.

  1. Итог занятия.

Воспитатель: ребята, наша встреча подошла к концу, скажите,  что вам больше всего  запомнилось, что  вас заинтересовало и что бы вы хотели ещё узнать?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополёк»

с. Александровка Саратовской области Советского района.

Беседа с детьми старшей группы

«Фотография вчера и сегодня»

Воспитатель: Газизова Р.В.

Декабрь, 2017 г.


Цель беседы: познакомить детей c ролью фотографии в сохранении памяти о прошедших событиях, с устройством фотоаппарата, дать представление о  фотографии, как профессии, и как виде искусства.

                                       

                                                                 

                                                                                          

Воспитатель:

Сегодня мы поговорим с вами о фотографии. Вы уже заметили, что в группе появилась интересная выставка. Спасибо, что ваши родители помогли нам собрать для неё старые фотоаппараты, фотографии и разные предметы и материалы, необходимые раньше для того, чтобы сделать фотографию. У вас, ваших родителей, бабушек и дедушек дома есть фотоальбомы. Может быть, эти альбомы старые, потрёпанные. Но родители ими очень дорожат, потому, что в них хранятся изображения родных и близких им людей, друзей детства; мест, где они бывали  давно и которые не хотели бы забыть. Память об этих людях и местах им очень дорога. Эти изображения называются фотографиями.

(Демонстрируется старые альбомы из личных архивов, предоставленных родителями и воспитателя с фотографиями. Дети  переворачивают страницы, рассматривают и комментируют фотографии.)

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, как делались такие фотографии? Сначала, очень давно, когда ещё не изобрели фотоаппарат, люди обнаружили, что в темной комнате через небольшое отверстие с несложным приспособлением при помощи света (демонстрируется иллюстрация: камера-обскура) можно увидеть перевёрнутое и уменьшенное изображение. Этим пользовались художники. Кистью и красками они рисовали это изображение. Получался, например,  портрет или пейзаж.

                                                                                 

Потом изобрели специальную пластинку, на которую слой из светочувствительного материала. Всё, что было на перевёрнутой картинке белое, а значит, на эту часть попадало больше света, становилось темным. Чтобы не потемнела вся пластинка, придумали специальный химический раствор, в который нужно было её окунуть и подождать. Так появилось изображение «наоборот» - негатив. Светлое превращалось в тёмное, тёмное - в светлое. Затем толстую пластинку смогли заменить тонкой плёнкой.

Среди предметов нашей выставки есть негативная  пленка.

Демонстрируется проявленная плёнка – негатив. Дети по очереди смотрят через неё, убеждаясь, что на плёнке действительно есть изображения, в которых можно угадать людей и предметы.

                                                   

Воспитатель.

Как вы смогли убедиться, ребята, на плёнке всё изображено как бы наоборот. То, что в жизни белое, на плёнке видится черным. А черное – белым. Это сделано потому, что с плёнки ещё надо было напечатать  на специально обработанной бумаге фотографии. Это был не простой, но увлекательный процесс.  В полной темноте лишь при красном свете люди с помощью фотоувеличителя (детали и стёкла которого тоже есть на нашей выставке и вы можете их потом тоже внимательно рассмотреть) проецировали на бумагу изображения, опускали её в специальные растворы, развешивали или раскладывали для просушки. И получали фотографии вроде тех, которые вы видите сейчас в альбоме и на нашем стенде.

Люди продолжали изобретать и  большая комната-камера постепенно превратилась вот в такие фотоаппараты.(Демонстрируются иллюстрации старинных больших фотокамер и более усовершенствованных; старые фотоаппараты марки «Смена-8»,Premier, Olympus-PEN. Дети нажимают кнопки, наблюдают открывание объектива, открывают заднюю крышку и рассматривают барабаны, на которые крепилась плёнка).

                   

За время существования фотографии накопились большие архивы фотоматериалов, которые хранят память о прошедших событиях, моде и других явлениях в жизни людей. Как люди одевались, какие у них были машины, механизмы, как они отмечали праздники…

 Демонстрируются фотографии разных времён и стран.

Но фотография не только фиксировала о разных явлениях жизни, очень быстро она стала искусством. Увлеченные ей люди фотографировали различные события и явления, красиво их распечатывали и получали художественные произведения, которые можно было выставлять в больших залах или повесить вместо картины в доме.

Если вначале фотография была черно – белой, то позже она стала цветной. Благодаря этому люди могли сохранять, например, редкие явления природы, чтобы изучать их. Даже космонавты пользуются фотокамерами для фотографирования природных явлений из космоса!

(Демонстрируются фотографии Земли, выполненные с орбитальной станции)  

Воспитатель:

Все вы знаете, что есть такая профессия - фотограф. Давно появились специальные фотоателье, куда приходили семьями, нарядные дедушки – бабушки – родители – дети. Всех красиво расставлял фотограф и делал снимок на память.

У вас всех наверняка есть дома такие фотографии, где люди специально позируют, улыбаются.

Ещё фотографы работают на различных праздничных мероприятиях, снимают для истории спортивные соревнования,  знаменитых людей.

Сейчас люди в основном пользуемся цифровыми фотокамерами. Для них уже не нужна плёнка и многое из предметов нашей выставки.

Но по-прежнему, изображение получается при помощи попадания через объектив света.

 

А теперь я предлагаю вам самим стать изобретателями и попробовать получить перевёрнутое изображение на белом экране. (В самом тёмном месте, подальше от окна, из трехстворчатой ширмы-гармошки делаем «тёмную комнату». В центральной части внутри закрепляется лист белого картона, который послужит экраном. Трое детей держат увеличительные стёкла от фотоувеличилеля, фонарик, негативную плёнку и слайд. Перед направленным от фонаря светом на белый лист опытным путём меняют местами плёнку (слайд) и поочерёдно стекла от увеличителя. Приближают и удаляют от фонарика. Наблюдают за изменениями изображения на экране).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История вежливых слов

История вежливых слов...

Выступление на тему: "История вежливых слов"

Выступление на совете педагогов на тему : "История вежливых слов"...

"ФОТОГРАФИЯ-ИСТОРИЯ БЕЗ СЛОВ"

В период с 20.12.2022-27.12.2022 проходит проект "Фотография-история без слов", ниже я поместила разработки, используемые для проекта.Ниже представлены:-Паспорт проекта "Фотография-исто...

Призентация проекта "Фотографии - история без слов"

Это презентация к проекту на тему "Фотографии - история без слов"...

разработка совместного проекта воспитателя,детей и родителей, Фотографии - история без слов

Это паспорт проекта на тему "Фотографии - истории без слов", Это  проект совместной деятельности детей, их родителей и воспитателя. Дети закрепляют знания о трех признаках...