Проект "Фотографии - истории без слов".
проект (старшая группа) по теме
Проект для старших дошкольников "Фотографии - истории без слов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Фотографии - истории без слов". | 23.52 КБ |
fotoapparat.docx | 20.13 КБ |
fotografiya_vchera_i_segodnya.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Тополёк»
с. Александровка Саратовской области Советского района.
Утверждаю :
Заведующая МБДОУ д/с «Тополёк»
А.М.Смирнова
Проект
«Фотографии – истории без слов».
Разработала:
Газизова Р.В.
2017 – 2018 уч. год.
Содержание:
Актуальность темы 3
Разработка проекта 4
Заключение 8
Используемая литература: 9
Актуальность:
Нравственность – это сфера жизни общества и поведения людей . Она характеризует практическое воплощение в людях идеалов человечности, духовности, справедливости, добра, порядочности, чести, совести, долга, ответственности и т. д.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Цель: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Разработка проекта:
Опираясь, на поставленные задачи в детском саду был разработан проект о связи времен в фотографиях. Мало кому известно, что 5 ноября это день рассматривания старых семейных фотографий. Рассматривание - это великое искусство. Можно смотреть - и не видеть. Можно сто раз пролистать альбом фотографий, и на сто первый понять что-то таинственное и важное, что скрывается в нем. Ведь старые фотографии — это наша машина времени, которая может отнести любого в прошлое, напомнить о прошедшем детстве, показать молодых родителей, смешных, в детских нарядах, бабушку и дедушку. А у кого-то найдутся и более старинные фотографии, на пожелтевшем тиснённом картоне предстанут патриархи рода: прабабушки, прадедушки, люди иногда совсем не знакомые, когда-то связанные с вашей семьей узами дружбы, дальнего родства. И даже чужие фотографии из прошлого трогают сердце и заставляют мечтать о чем-то ушедшем. Кто сказал, что машина времени не возможна? Давайте откроем сегодня старый фотоальбом!
Цель : укрепление духовно-нравственных норм через знакомство с фотоискусством прошлых и современных лет.
Задачи:
- познакомить детей с профессией фотографа, историей возникновения фотографии;
- сформировать бережное отношение и любовь к прошлому, через рассматривание старых фотографий;
- развить любознательность, воображение и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Срок реализации проекта: долгосрочный октябрь 2017 – май 2018 г.
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Участники проекта: дети и родители, сотрудники ДОУ.
Средства осуществления проекта:
-Специально подобранный материал, фотографии, старинные фотоаппрараты;
-Оформление выставок «История фотографии», «Моё село вчера и сегодня» - фотографии города прошлых лет, «Рожденные в СССР
- выставка старых фотографий из детского сада», «Бабушкин фотоальбом»
- фотографии бабушек с внуками
- «Фотоискусство сегодня» - современные фотографии;
-Развлечение « Профессия – фотограф»;
Предполагаемый результат:
-дети познакомятся с профессией фотографа, с историей возникновения фотографии;
- у детей должно быть сформировано бережное отношение и любовь к прошлому, через рассматривание старых фотографий;
- развита любознательность, воображение и творческие способности у детей старшего дошкольного возраста;
- сформированны художественно-речевые навыки, пополнен словарь детей.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный (подготовительный)
Цель: изучить историю фотографии.
Задачи:
- собрать старые семейные фотоальбомы, фотографии, портреты;
2. Основной
Цель: познакомить детей и родителей с историей фотоискусства;
Задачи:
- подобрать фотографий для оформления выставок «История фотографии», «Мой город вчера и сегодня» - фотографии города прошлых лет, «Рожденные в СССР - выставка старых фотографий из детского сада», «Бабушкин фотоальбом» - фотографии бабушек с внуками и «Фотоискусство сегодня» - современные фотографии;
- найти старинные фотоаппараты для выставки;
- разработать сценарий для проведения развлечения «Профессия фотограф»;
- подготовить современные атрибуты для фотосессии;
3. Заключительный
Цель: воспитывать чувство собственного достоинства, уважения к людям, родителям и семейным ценностям.
Задачи:
- оформить музыкальный зала в виде «Фотосалона 19… года»;
- оформить выставку фотоаппаратов прошлых лет;
- пригласить родителей ;
- провести развлечение для детей;
- организовать фотосессию.
№ | Период | Тема |
1. | Октябрь. | 1.Беседа «О чём расскажет фотография». 2.Выставки «История фотографии», «Моё село вчера и сегодня» |
2. | Ноябрь. | 1. Выставка фотоаппаратов. 2.Выпуск коллажей «Бабушка, мама, и я». |
3. | Декабрь. | 1.Рассматривание старых семейных альбомов «Бабушкин фотоальбом». 2. «Фотоискусство вчера и сегодня».- Современные фотографии. |
4. | Январь. | 1.«Рождённые в СССР» - выставка старых фотографий из детского сада. |
5. | Февраль. | 1.Выпуск коллажей «Дедушка, папа, и я». |
6. | Март. | 1.Фотовыставка «Мир вокруг нас». 2. Фотовыставка «Моя мама лучшая на свете»; |
7. | Апрель. | 1.Мастер класс для родителей с детьми «Весенняя рамка для фотографии». |
8. | Май. | 1.Развлечение «Профессия – фотограф». 2.Фотосессия. |
Заключение
Проект «Фотографии - истории без слов» можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует больших материальных затрат, в него активно включаются родители воспитанников, следовательно взаимодействие семьи, ребёнка и дошкольного учреждения значительно улучшаются. История развития фотографии интересна и увлекательна. Фотография является неотъемлемой частью жизни человека – как в повседневности, так и науке. Начиная, с самого рождения фотография сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Фотография хороший способ вспомнить и освежить в памяти историю его жизни!!!
Перспектива развития проекта
Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего родной семьи, историю своего родного края, да и мира в целом, воспитывая при этом патриотические чувства, связывающие разные поколения.
Используемая литература:
1. Женило М.Ю. «Детский сад от А до Я» - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2006.
2. Новикова Г.П. «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста» - методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей – М.: Издательство «АРКТИ», 2003.
3. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Тополёк»
с. Александровка Саратовской области Советского района.
Конспект занятия по познавательному развитию
с детьми старшей группы
«Фотоаппарат»
Воспитатель: Газизова Р.В.
Ноябрь 2017 г.
Цель: ознакомление детей с техническим средством фотоаппарат, профессией фотограф.
Задачи: - развивать умение детей поддерживать беседу, выражать свои мысли;
- развивать познавательную активность детей посредством ознакомления с фотоаппаратами разного времени;
- создать условия для организации сюжетно-ролевой игры «Фотоателье»;
- учить детей отражать в игре ролевое поведение в соответствии назначения роли;
- закреплять культурное общение, умение вести ролевой диалог;
- содействовать развитию коллективной игры во взаимосвязи ролей, согласованию действий развитию сюжета.
Оборудование: ноутбук, проектор, семейные фотографии детей, фотоальбом с фотографиями детей группы, выставка фотоаппаратов, оформленная сотрудниками краеведческого музея, фотоаппараты, атрибуты для игры в «Фотоателье».
Предварительная работа: рассматривание семейных и групповых фотографий, фотографирование детьми каких-либо мероприятий в группе, беседа о фотографе.
Ход образовательной деятельности:
- Организационный момент.
Воспитатель: ребята, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем и подарим им свои улыбки (дети приветствуют гостей и становятся полукругом).
Воспитатель: мне бы очень хотелось, что бы на память о нашей сегодняшней встрече у нас что-нибудь осталось. Как вы думаете, что нам в этом поможет?
Дети: …
Воспитатель: попробуйте отгадать загадку:
Этот глаз – особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
На что взглянет этот глаз –
Всё картинке передаст.
Дети: это фотоаппарат.
Воспитатель: конечно, же, поможет нам в этом фотоаппарат. Сегодня мы с вами познакомимся с фотоаппаратами разного времени и даже попробуем стать настоящими фотографами.
- Основная часть.
1). Беседа о фотографиях.
Воспитатель: скажите, пожалуйста, для чего используют фотоаппарат?
Дети: фотоаппарат используют для того, чтобы фотографировать что-то или кого-то.
Воспитатель: спасибо, пройдите, пожалуйста, к мольберту. Что вы здесь видите?
Дети: мы видим фотографии.
Воспитатель: кто изображен на этих фотографиях? (на фотографиях изображены семьи воспитанников).
Дети: на этой фотографии изображена моя семья… (рассказывают несколько детей).
Воспитатель: что у меня в руках? (беру в руки фотоальбом и пролистываю его страницы).
Дети: это фотоальбом.
Воспитатель: кого вы видите на этих фотографиях?
Дети: на фотографиях мы видим детей нашей группы.
Воспитатель: вспомните, где или когда происходили эти события или действия.
Дети: на этой фотографии изображены…, они …
Воспитатель: может быть вы помните, кто в тот момент пользовался фотоаппаратом?
Дети: …
Воспитатель: ребята, скажите, почему вы решили, что это фотографии, а не картины? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: вспомните, кто создает картины?
Дети: картины создают художники.
Воспитатель: а фотографии?
Дети: фотографии создает фотограф.
2). Просмотр слайдовой презентации «Из истории фотоаппаратов» (Дети присаживаются на стульчики).
Воспитатель: вы знаете, людям всегда хотелось сохранить на память чье-то изображение или красивый уголок природы, но веками это было доступно лишь художникам. Да и большинство их творений были предназначены для того, чтобы висеть в рамке на стене.
Воспитатель: ребята, присаживайтесь на стульчики, мы с вами познакомимся с историей фотоаппарата.
Слайд 2
Воспитатель: первым фотоаппаратом была «Камера Обскура» - «темная комната». Она представляла собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном на противоположной стене
Воспитатель: первые фотоаппараты были очень большими, Слайд 3 необходима была специальная подставка, т.к. держать их при съемке было очень трудно.
Воспитатель: чтобы сделать снимок, нужно было идти в специальное заведение, которое называлось…
Дети: фотоателье.
Воспитатель: сделать снимок в фотоателье было очень дорого, а фотографии получались вот такие
(Слайд 4.1) …
Дети: черно-белые.
Воспитатель: во многих семьях было традицией раз в году всей семьей посещать фотоателье. Такие дни были похожи на праздник, все семейство облачалось в красивую одежду и с хорошим настроением отправлялось к фотографу.
Слайд 4.2
Воспитатель: до недавнего времени фотография могла быть только черно-белая, но благодаря тому, что прогресс не стоит на месте, появилась и цветная фотография. Фотоаппараты тоже постепенно менялись.
Слайд 5.1
Воспитатель: сначала появились пленочные фотоаппараты, для того, чтобы получить фотографию необходимо было совершить много действий – проявить пленку, напечатать ее с помощью фотоувеличителя, закрепить в специальном растворе, промыть чистой водой и высушить.
Воспитатель: на смену таким фотоаппаратам пришел фотоаппарат меньшего размера, более легкий и компактный, в него помещалась фотопленка, с которой фотографии печатали на специальном аппарате.
Слайд 5.2
Воспитатель: затем появились фотоаппараты «Полароид», позволяющий получить снимок сразу же после съемки.
Слайд 6.1
Воспитатель: сейчас у каждого дома есть современный, цифровой фотоаппарат, на обратной стороне у него есть маленький экран, как у телевизора, с его помощью он показывает нам все, что снял и запомнил, снимки хранятся на карте памяти фотоаппарата или в компьютере. Слайд 6.2
3). Рассматривание выставки фотоаппаратов
Воспитатель: ребята, я приглашаю вас на выставку фотоаппаратов, которую для нас организовали сотрудники краеведческого музея. Подойдите к выставке, рассмотрите фотоаппараты и постарайтесь определить, какой фотоаппарат самый старый, найдите современный фотоаппарат.
4). Физминутка «Море волнуется…»
Воспитатель: я предлагаю вам поиграть в игру «Море волнуется…», вы будете изображать какие-либо действия, а вас буду фотографировать. (Дети играют в игру 3 раза, педагог их фотографирует).
Воспитатель: молодцы, ребята!
5). Сюжетно-ролевая игра «Фотоателье».
Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, кто может быть фотографом?
Дети: …
Воспитатель: сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли фотографов, вы будете фотографировать друг друга, а чтобы ваши снимки получились яркими, запоминающимися, необычными вы можете воспользоваться атрибутами. Итак, фотографом сегодня будет Аня, а все остальные ребята будут клиентами фотоателье.
Воспитатель: итак, Аня, ты фотограф, тебе необходимо подготовить рабочее место. Что нужно фотографу для работы?
Дети: фотоаппарат, стул, фон.
Воспитатель: остальные ребята, клиенты фотоателье, вам нужно подобрать один атрибут, в котором вы будете фотографироваться, и привести себя в порядок. (Дети выбирают атрибуты, фотограф готовит рабочее место).
Воспитатель: ну, что, ребята, все готовы? Тогда открываем наше фотоателье. Не забудьте, пожалуйста, про культуру общения в общественном месте. («Клиенты» договариваются сделать общий снимок, фотограф их расставляет и рассаживает, клиенты ведут диалог с фотографом, фотограф фотографирует детей и просит подождать снимки)
6). Просмотр снимков.
Воспитатель: ребята, вы все сфотографировались? Хотите посмотреть, что получилось у фотографа? Тогда присаживайтесь на стульчики вместе посмотрим ваши фотографии. (Дети присаживаются на стулья, педагог подключает фотоаппарат к ноутбуку и проектору)
Воспитатель: что нужно сделать, чтобы эти фотографии могли посмотреть и ваши родители тоже?
Дети: их нужно напечатать и поместить в фотоальбом группы.
- Итог занятия.
Воспитатель: ребята, наша встреча подошла к концу, скажите, что вам больше всего запомнилось, что вас заинтересовало и что бы вы хотели ещё узнать?
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Тополёк»
с. Александровка Саратовской области Советского района.
Беседа с детьми старшей группы
«Фотография вчера и сегодня»
Воспитатель: Газизова Р.В.
Декабрь, 2017 г.
Цель беседы: познакомить детей c ролью фотографии в сохранении памяти о прошедших событиях, с устройством фотоаппарата, дать представление о фотографии, как профессии, и как виде искусства.
Воспитатель:
Сегодня мы поговорим с вами о фотографии. Вы уже заметили, что в группе появилась интересная выставка. Спасибо, что ваши родители помогли нам собрать для неё старые фотоаппараты, фотографии и разные предметы и материалы, необходимые раньше для того, чтобы сделать фотографию. У вас, ваших родителей, бабушек и дедушек дома есть фотоальбомы. Может быть, эти альбомы старые, потрёпанные. Но родители ими очень дорожат, потому, что в них хранятся изображения родных и близких им людей, друзей детства; мест, где они бывали давно и которые не хотели бы забыть. Память об этих людях и местах им очень дорога. Эти изображения называются фотографиями.
(Демонстрируется старые альбомы из личных архивов, предоставленных родителями и воспитателя с фотографиями. Дети переворачивают страницы, рассматривают и комментируют фотографии.)
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, как делались такие фотографии? Сначала, очень давно, когда ещё не изобрели фотоаппарат, люди обнаружили, что в темной комнате через небольшое отверстие с несложным приспособлением при помощи света (демонстрируется иллюстрация: камера-обскура) можно увидеть перевёрнутое и уменьшенное изображение. Этим пользовались художники. Кистью и красками они рисовали это изображение. Получался, например, портрет или пейзаж.
Потом изобрели специальную пластинку, на которую слой из светочувствительного материала. Всё, что было на перевёрнутой картинке белое, а значит, на эту часть попадало больше света, становилось темным. Чтобы не потемнела вся пластинка, придумали специальный химический раствор, в который нужно было её окунуть и подождать. Так появилось изображение «наоборот» - негатив. Светлое превращалось в тёмное, тёмное - в светлое. Затем толстую пластинку смогли заменить тонкой плёнкой.
Среди предметов нашей выставки есть негативная пленка.
Демонстрируется проявленная плёнка – негатив. Дети по очереди смотрят через неё, убеждаясь, что на плёнке действительно есть изображения, в которых можно угадать людей и предметы.
Воспитатель.
Как вы смогли убедиться, ребята, на плёнке всё изображено как бы наоборот. То, что в жизни белое, на плёнке видится черным. А черное – белым. Это сделано потому, что с плёнки ещё надо было напечатать на специально обработанной бумаге фотографии. Это был не простой, но увлекательный процесс. В полной темноте лишь при красном свете люди с помощью фотоувеличителя (детали и стёкла которого тоже есть на нашей выставке и вы можете их потом тоже внимательно рассмотреть) проецировали на бумагу изображения, опускали её в специальные растворы, развешивали или раскладывали для просушки. И получали фотографии вроде тех, которые вы видите сейчас в альбоме и на нашем стенде.
Люди продолжали изобретать и большая комната-камера постепенно превратилась вот в такие фотоаппараты.(Демонстрируются иллюстрации старинных больших фотокамер и более усовершенствованных; старые фотоаппараты марки «Смена-8»,Premier, Olympus-PEN. Дети нажимают кнопки, наблюдают открывание объектива, открывают заднюю крышку и рассматривают барабаны, на которые крепилась плёнка).
За время существования фотографии накопились большие архивы фотоматериалов, которые хранят память о прошедших событиях, моде и других явлениях в жизни людей. Как люди одевались, какие у них были машины, механизмы, как они отмечали праздники…
Демонстрируются фотографии разных времён и стран.
Но фотография не только фиксировала о разных явлениях жизни, очень быстро она стала искусством. Увлеченные ей люди фотографировали различные события и явления, красиво их распечатывали и получали художественные произведения, которые можно было выставлять в больших залах или повесить вместо картины в доме.
Если вначале фотография была черно – белой, то позже она стала цветной. Благодаря этому люди могли сохранять, например, редкие явления природы, чтобы изучать их. Даже космонавты пользуются фотокамерами для фотографирования природных явлений из космоса!
(Демонстрируются фотографии Земли, выполненные с орбитальной станции)
Воспитатель:
Все вы знаете, что есть такая профессия - фотограф. Давно появились специальные фотоателье, куда приходили семьями, нарядные дедушки – бабушки – родители – дети. Всех красиво расставлял фотограф и делал снимок на память.
У вас всех наверняка есть дома такие фотографии, где люди специально позируют, улыбаются.
Ещё фотографы работают на различных праздничных мероприятиях, снимают для истории спортивные соревнования, знаменитых людей.
Сейчас люди в основном пользуемся цифровыми фотокамерами. Для них уже не нужна плёнка и многое из предметов нашей выставки.
Но по-прежнему, изображение получается при помощи попадания через объектив света.
А теперь я предлагаю вам самим стать изобретателями и попробовать получить перевёрнутое изображение на белом экране. (В самом тёмном месте, подальше от окна, из трехстворчатой ширмы-гармошки делаем «тёмную комнату». В центральной части внутри закрепляется лист белого картона, который послужит экраном. Трое детей держат увеличительные стёкла от фотоувеличилеля, фонарик, негативную плёнку и слайд. Перед направленным от фонаря светом на белый лист опытным путём меняют местами плёнку (слайд) и поочерёдно стекла от увеличителя. Приближают и удаляют от фонарика. Наблюдают за изменениями изображения на экране).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История вежливых слов
История вежливых слов...
Выступление на тему: "История вежливых слов"
Выступление на совете педагогов на тему : "История вежливых слов"...
"ФОТОГРАФИЯ-ИСТОРИЯ БЕЗ СЛОВ"
В период с 20.12.2022-27.12.2022 проходит проект "Фотография-история без слов", ниже я поместила разработки, используемые для проекта.Ниже представлены:-Паспорт проекта "Фотография-исто...
Призентация проекта "Фотографии - история без слов"
Это презентация к проекту на тему "Фотографии - история без слов"...
разработка совместного проекта воспитателя,детей и родителей, Фотографии - история без слов
Это паспорт проекта на тему "Фотографии - истории без слов", Это проект совместной деятельности детей, их родителей и воспитателя. Дети закрепляют знания о трех признаках...
- Мне нравится (1)