Картотека дидактических игр по приобщению к русской народной культуре
картотека (старшая группа) на тему
Картотека дидактических игр по приобщению детей к народной культуре
«Обведи и нарисуй»
Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.
Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.
Ход игры: педагог предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошинку.
«Обведи и раскрась»
Цель: продолжать знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства; учить расписывать силуэт; развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.
Материал: бумажные силуэты, краски, кисти.
Ход игры: предложить детям выбрать силуэт по желанию и расписать его.
«Найди пару»
Цель: учить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.
Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Гжель, Хохлому.
Ход игры: педагог предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.
«Декоративные пазлы»
Цель: закреплять знания детей о народных росписях, об элементах росписей; развивать внимание, зрительную память, умение анализировать.
Материал: карточки с изображением элементов различных росписей.
Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с элементами различных росписей и собрать их по принципу картинки- пазлы.
«Собери и назови»
Цель: учить ориентироваться в различных видах росписи; закрепить знания об истории некоторых видов народного промысла.
Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные разными видами росписей и разрезанные на несколько частей.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать изделия (вариант: кто быстрее), назвать вид росписи.
«Дорисуй рисунок»
Цель: учить детей рисовать элементы росписи, совершенствовать технику исполнения элементов.
Материал: листы бумаги с частично нарисованными элементами росписей, кисти, краски.
Ход игры: Педагог предлагает продолжить рисунок, соблюдать порядок рисования, делать одинаковые промежутки между элементами орнамента.
«Поможем мастерам»
Цель: научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора.
Материал: силуэты посуды, краски, кисти.
Ход игры: Педагог рассказывает, что один художник не успел расписать изделие и попросил ребят помочь ему закончить роспись. Затем показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит, что сейчас они вместе это сделают.
Варианты:
- Дети придумывают, как это лучше сделать, глядя на образцы элементов хохломской росписи, а педагог рисует все, что дети придумывают.
- То же самое, но без образцов.
- Дети сами придумывают и рисуют, глядя на образцы.
- То же самое, но без образцов.
«Кто больше знает слов на тему «Земледелие в Древней Руси»
Цель: закрепить знания о жизнедеятельности Древней Руси.
Материал: фишки-кружки с изображением колосков.
Ход игры: Педагог предлагает вспомнить слова по теме. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Кто больше наберет «колосков», тот – победитель. Примерные ответы детей: пашня, борозда, соха, грабли, плуг, лошадь, крестьянин, пахарь, семена, земля, сеять, пахать и т.д.
"Как одевались наши предки"
Цель: учить детей правильно называть предметы одежды; расширять словарный запас; развивать внимание.
Материал: карточки с изображением предметов одежды.
Ход игры: вниманию детей предлагаются карточки с нарисованными элементами и предметами одежды. Детям надо правильно назвать предмет или элемент одежды и рассказать о назначение.
«Герои русских былин»
Цель: упражнять детей в составление целого из частей; развивать внимание, мышление, память.
Материал: картинки с изображением былинных героев, разрезанные на части.
Ход игры: дети составляют целую картинку из частей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры | 15.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по приобщению детей к народной культуре
«Обведи и нарисуй»
Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.
Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.
Ход игры: педагог предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошинку.
«Обведи и раскрась»
Цель: продолжать знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства; учить расписывать силуэт; развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.
Материал: бумажные силуэты, краски, кисти.
Ход игры: предложить детям выбрать силуэт по желанию и расписать его.
«Найди пару»
Цель: учить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.
Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Гжель, Хохлому.
Ход игры: педагог предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.
«Декоративные пазлы»
Цель: закреплять знания детей о народных росписях, об элементах росписей; развивать внимание, зрительную память, умение анализировать.
Материал: карточки с изображением элементов различных росписей.
Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с элементами различных росписей и собрать их по принципу картинки- пазлы.
«Собери и назови»
Цель: учить ориентироваться в различных видах росписи; закрепить знания об истории некоторых видов народного промысла.
Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные разными видами росписей и разрезанные на несколько частей.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать изделия (вариант: кто быстрее), назвать вид росписи.
«Дорисуй рисунок»
Цель: учить детей рисовать элементы росписи, совершенствовать технику исполнения элементов.
Материал: листы бумаги с частично нарисованными элементами росписей, кисти, краски.
Ход игры: Педагог предлагает продолжить рисунок, соблюдать порядок рисования, делать одинаковые промежутки между элементами орнамента.
«Поможем мастерам»
Цель: научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора.
Материал: силуэты посуды, краски, кисти.
Ход игры: Педагог рассказывает, что один художник не успел расписать изделие и попросил ребят помочь ему закончить роспись. Затем показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит, что сейчас они вместе это сделают.
Варианты:
1.Дети придумывают, как это лучше сделать, глядя на образцы элементов хохломской росписи, а педагог рисует все, что дети придумывают.
2.То же самое, но без образцов.
3.Дети сами придумывают и рисуют, глядя на образцы.
4.То же самое, но без образцов.
«Кто больше знает слов на тему «Земледелие»
Цель: закрепить знания о жизнедеятельности Древней Руси.
Материал: фишки-кружки с изображением колосков.
Ход игры: Педагог предлагает вспомнить слова по теме «Земледелие». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Кто больше наберет «колосков», тот – победитель. Примерные ответы детей: пашня, борозда, соха, грабли, плуг, лошадь, крестьянин, пахарь, семена, земля, сеять, пахать и т.д.
« Как одевались наши предки»
Цель: учить детей правильно называть предметы одежды; расширять словарный запас; развивать внимание.
Материал: карточки с изображением предметов одежды.
Ход игры: вниманию детей предлагаются карточки с нарисованными элементами и предметами одежды. Детям надо правильно назвать предмет или элемент одежды и рассказать о назначение.
Аналогично можно проводить игру на закрепление знаний об оружии.
«Герои русских былин»
Цель: упражнять детей в составление целого из частей; развивать внимание, мышление, память.
Материал: картинки с изображением былинных героев, разрезанные на части.
Ход игры: дети составляют целую картинку из частей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
планирование работы с детьми младшего возраста по приобщению к русской народной культуре
В данной разработке запланированы мероприятия с детьми (помесячно), с родителями и специалистами ДОУ. Планирование работы строилось с учетом годового планирования учреждения, сезона, имеющег...
Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Приобщение к русской народной культуре посредством изготовления народной куклы"
Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.Воспитательные задачи:Воспитывать патриотические качества: пр...
Приобщение к русской народной культуре в системе народного образования
Данная статья посвящена знакомству детей с русским народным творчеством. В ней рассмотрены следующие вопросы:Ценность использования народного творчества в развитии ребенкаСредства и механизмы при...
Кружковая работа по приобщению к русской народной культуре через знакомство с народными календарными праздниками «Березка»
Кружковая работа «Березка» направлена на ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей....
Народные праздники как средство приобщения к русской народной культуре
консультация для родителей...
«Мини-музей в детском саду как форма развития и приобщения истокам русской народной культуры и культуры донского казачества, к историческому прошлому той территории, на которой мы живем».
Создание мини-музея, как части предметно-пространственной среды ДОУ позволяет осуществлять принципы ФГОС ДО: − содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их вз...
"ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"
Мастер - класс музыкально - дидактических игр...