Учимся играя
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
По ходу своей преподавательской деятельности многие часто сталкиваются с проблемой невосприятия детьми предлагаемой им информации. Это происходит по различным причинам: гиперактивность, мешающая полноценному восприятию информации, нежелание ребенка слушать, воспринимать, рассеянность внимания, а зачастую детям просто скучно. Что делать в таких ситуациях? Как «впихнуть» в ребенка нужные ему знания?
Именно здесь на помощь нам приходит метод Моделирования игровых обучающих ситуаций. Признаюсь, услышав впервые эти, на первый взгляд, страшные слова сама немного испугалась: что за метод? Как моделировать? Как все это происходит? И, вообще, чем это может помочь? Но, как оказалось, здесь нет ничего страшного, а даже наоборот все очень просто, интересно и, как ни странно, мы этим постоянно пользуемся, сами того не подозревая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_igraya.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся играя.
По ходу своей преподавательской деятельности многие часто сталкиваются с проблемой невосприятия детьми предлагаемой им информации. Это происходит по различным причинам: гиперактивность, мешающая полноценному восприятию информации, нежелание ребенка слушать, воспринимать, рассеянность внимания, а зачастую детям просто скучно. Что делать в таких ситуациях? Как «впихнуть» в ребенка нужные ему знания?
Именно здесь на помощь нам приходит метод Моделирования игровых обучающих ситуаций. Признаюсь, услышав впервые эти, на первый взгляд, страшные слова сама немного испугалась: что за метод? Как моделировать? Как все это происходит? И, вообще, чем это может помочь? Но, как оказалось, здесь нет ничего страшного, а даже наоборот все очень просто, интересно и, как ни странно, мы этим постоянно пользуемся, сами того не подозревая.
Рассмотрим простой пример. Мама хочет научить ребенка различать цвета, но ребенку это не интересно, ему хочется играть. Предлагаем поиграть в пирамидку, помогая ее собирать в правильной последовательности. НО правильную последовательность указываем, называя цвета нужных колец. Таким образом, ребенок учится не только определять размеры колец, но и запоминает цвета, ведь синее колечко должно идти после розового (например). Или же нам нужно, чтобы дети нашли и собрали определенные предметы, но тут же у детей возникают вопросы «А зачем?», «А куда?», «А что?». И вроде бы ничего страшного, но пока мы детей уговариваем собрать предметы, тратится время занятия, которое мы могли бы занять чем-то более полезным, чем уговоры. Тут нам на помощь приходит сказочный персонаж, пришедший в гости. По пути к нам он потерял искомые нами предметы, и ему срочно нужно помочь найти потерю. Это происходит потому, что дети дошкольного возраста гораздо лучше усваивают информацию и выполняют поручения через игру: это интересно, занимательно, в этом можно поучаствовать самому.
Интересно? Тогда немного теории, чтобы правильно подбирать игры соответственно возрасту ребенка.
Игровая обучающая ситуация – это полноценная, но специально организованная сюжетно ролевая игра. Для ее эффективности следует учитывать несколько простых правил:
- Необходим короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, литературного произведения, которое хорошо знакомо детям
- Игра должна быть оснащена необходимыми игрушками или атрибутами, для нее специально организовано пространство
- В содержание игры заложена дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей
- Игру проводит воспитатель, объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет роль и на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом, воспитатель руководит игрой: следит за сюжетом, исполнением ролей, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляются дидактические цели
Т.е. мы видим, что важно не только правильно выбрать игру, через которую пойдет обучение детей, но и правильно спланировать ход игры, предугадать как поведут себя дети, чтобы занятие шло в запланированном русле, и была достигнута цель. Важно, чтобы дети четко чувствовали грань занятие-игра, иначе все сведется к простой игре без какого либо результата.
Существует четыре типа игровых обучающих ситуаций:
Ситуации-иллюстрации
Ситуации-упражнения
Ситуации-проблемы
Ситуации-оценки
К каждой возрастной группе детей походят определенные типы игровых ситуации. Рассмотрим каждую из них подробнее.
В младшей группе чаще всего используют ситуацию-иллюстрацию. В данных ситуациях взрослыми разыгрываются простые сценки из жизни детей, показываются сказки с помощью кукольного театра. Педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения. Например, детям показывают карточки различных животных, спрашивают кто это, как «разговаривают» эти животные, как называют их деток, какую пользу приносят людям эти животные.
В средней группе наряду с уже рассмотренной нами ситуацией-иллюстрацией используют ситуации-упражнения. Тут ребенок уже начинает активно действовать в ходе игры. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. В качестве примера к ситуации-упражнению можно рассмотреть игру «Волшебник». В ходе игры в гости к детям приходит волшебник, он загадывает детям предметы, которые показывает жестами, мимикой и т.п., дети должны угадать сто это за предмет. Еще один вариант: волшебник загадывает предмет, находящийся в помещении, а дети должны определить что это за предмет по подсказкам волшебника.
В старшей группе начинаем использовать ситуации-проблемы. Участие в данном виде игровых обучающих ситуаций способствует усвоению детьми основных принципов социальных отношений, их «отработке» и построению принципа своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый сосредотачивает внимание ребенка на своем эмоциональном состоянии и состоянии других действующих лиц. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, учится осознавать и принимать свои чувства и переживания. Он постепенно учится предугадывать последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно подстраивать свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок активно участвует в процессе игры. В этом и состоит их педагогическая ценность таких ситуаций. Т.е. в ходе игры перед детьми ставится определенная проблема, и дошкольники сами должны найти путь ее решения. Педагог своими действиями направляет детей в правильном направлении: «Если мы сделаем, как вы предлагаете, что получится?», «Давайте еще подумаем, может можно еще что-нибудь сделать?». В конечном итоге дети должны все вместе найти выход из ситуации.
Вот мы и дошли до подготовительной группы, где используем ситуации-оценки. Оценку должны дать сами дети. В данной игровой обучающей ситуации проблема уже решена, но дети должны проанализировать и обосновать решение, оценить правильно ли решена проблема. Педагог участвует в обсуждении, подтверждает либо опровергает выводы дошкольников. Наипростейший пример – занятие по ПДД. На занятие к ребятам приходит Баба-Яга и рассказывает, как она добиралась до детского сада. По ходу рассказа дети определяют, где гостья нарушила правила дорожного движения и рассказывают, как надо было поступить.
Каждая обучающая игровая ситуация требует от педагога тщательной подготовки: задумки сюжета, подготовки атрибутов, игрушек, декорации и костюмов, приемов поддержания хода игры. Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий общения. Он может включать различные формы проведения игр: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Это предполагает включение в сценарий рисования, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов. Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, помогает решению практических и познавательных задач.
Разрабатывая сценарии общения, мы решаем важные задачи: коммуникативное развитие детей и пробуждение речевой активности каждого ребёнка, его языковых игр, диалогов между детьми.
В процессе игрового общения дети учатся вырабатывать разные стратегии поведения, позволяющие ему увидеть целесообразность и результативность собственной деятельности и поведения. Знания в этом случае становятся условием личностного развития. Необходимо не накапливать их, а решать с их помощью важные жизненные задачи.
В игровых обучающих ситуациях обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Это дает возможность объединить процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими в развитии ребенка.
Важно понимать, что игровые обучающие ситуации помогают изучать не какой-то определенный предмет. Этим методом можно пользоваться при изучении любой темы, что бы вы ни пытались донести до детей. Ведь все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее воспитателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!
Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....
Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"
Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)
laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...
консультация "Учить? Играть? Учить играя!
консультация...
Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»
Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....
Родительское собрание во второй младшей группе « Учимся – играя, играя - учимся»
Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание.Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь...