Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы.
консультация на тему
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennost.docx | 13.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.).
Механизм нравственного воспитания.
ЗНАНИЯ и ПРЕДСТАВЛЕНИЯ + МОТИВЫ + ЧУВСТВА И ОТНОШЕНИЯ + НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ + ПОСТУПКИ И ПОВЕДЕНИЕ = НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО.
Проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.
Главная особенность - отсутствие принципа взаимозаменяемости (каждый компонент важен и не может быть исключен или заменен другим). При этом носит гибкий характер, т.к. последовательность компонентов может меняться (в зависимости от сложности качества и возраста воспитанников).
Задачи нравственного воспитания.
1 группа: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т.д.).
2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными качествами. Задачи нравственного воспитания второй группы сгруппированы в 4 блока:
- воспитание гуманных чувств и отношений;
- воспитание начал патриотизма и интернационализма;
- воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;
- воспитание начал коллективизма.
Задачи первой группы носят постоянный, неизменный характер, а второй подвижный, т.к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни.
Условие нравственного воспитания дошкольников.
- Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям.
Средства нравственного воспитания.
1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА - художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова).
2. ПРИРОДА (С.Н.Николаева, В.Г.Фокина).
3. СОБСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ - игра, труд, учение, общение.
4. АТМОСФЕРА, В КОТОРОЙ ВОСПИТЫВАЕТСЯ РЕБЕНОК.
5. ОКРУЖАЮЩАЯ РЕБЕНКА ОБСТАНОВКА.
Методы нравственного воспитания.
1. Б.Т.Лихачев:
- методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования)
- метод доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации)
- методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, обращение к сознанию, к чувству…)
2. В.Г.Нечаева:
- организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых…);
- формирование нравственных представлений, суждений, оценок ( беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин…).
3. В.И.Логинова:
- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
- методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);
- методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)
Условия эффективности методов:
- любой метод должен быть гуманным;
- метод должен быть реальным, существенным, требующим логического завершения;
- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства;
- метод не должен применяться однотипно, шаблонно ко всем детям и в любой ситуации;
- метод воспитания следует применять тактично;
- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;
- подбирая методы важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;
- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости, не всегда получается все и сразу;
- преобладающим в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы;
- методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно – тематическое планирование духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста 5 – 7 лет на основе интеграции задач по разделам «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Планирование предназначено для педагогов ДОО. В его содержание входят формы и методы работы с детьми дошкольного возраста....
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
Средства и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации осуществляется с помощью определенных средств и методов....
Метод проектов как основное средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Актуализация метода проектов, как основного средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста...
Средства и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации осуществляется с помощью определенных средств и методов.В. И. Логинова и П. Г. Саморукова, рассматр...