Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы.
консультация на тему

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennost.docx13.43 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: понятие задачи средства и методы.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.).

            Механизм нравственного воспитания.

 ЗНАНИЯ и ПРЕДСТАВЛЕНИЯ + МОТИВЫ + ЧУВСТВА И ОТНОШЕНИЯ + НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ + ПОСТУПКИ И ПОВЕДЕНИЕ = НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО.

Проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность -  отсутствие принципа взаимозаменяемости (каждый компонент важен и не может быть исключен или заменен другим). При этом  носит гибкий характер, т.к. последовательность компонентов может меняться (в зависимости от сложности качества и возраста воспитанников).

            Задачи нравственного воспитания.

1 группа:  задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т.д.).

2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными качествами. Задачи нравственного воспитания  второй группы сгруппированы в 4 блока:

- воспитание гуманных чувств и отношений;

- воспитание начал патриотизма и интернационализма;

- воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться;

- воспитание начал коллективизма.

Задачи первой группы носят постоянный, неизменный характер, а второй подвижный, т.к. на ее содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни.

            Условие нравственного воспитания дошкольников.

- Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям.

           Средства нравственного воспитания.

1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА - художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др. (Н.С.Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова).

2. ПРИРОДА (С.Н.Николаева, В.Г.Фокина).

3. СОБСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ -  игра, труд, учение, общение.

4. АТМОСФЕРА, В КОТОРОЙ ВОСПИТЫВАЕТСЯ РЕБЕНОК.

5. ОКРУЖАЮЩАЯ РЕБЕНКА ОБСТАНОВКА.

Методы нравственного воспитания.

1. Б.Т.Лихачев:

- методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования)

- метод доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации)

- методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, обращение к сознанию, к чувству…)

2.  В.Г.Нечаева:

- организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых…);

- формирование нравственных представлений, суждений, оценок ( беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин…).

3. В.И.Логинова:

- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

- методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);

- методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)

Условия эффективности методов:

- любой метод должен быть гуманным;

- метод должен быть реальным, существенным, требующим логического завершения;

- для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства;

- метод не должен применяться однотипно, шаблонно ко всем детям и в любой ситуации;

- метод воспитания следует применять тактично;

- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

- подбирая методы важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;

- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости, не всегда получается все и сразу;

- преобладающим в нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы;

- методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

Средства и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации осуществляется с помощью определенных средств и методов....

Метод проектов как основное средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Актуализация метода проектов, как основного средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста...

Средства и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации осуществляется с помощью определенных средств и методов.В. И. Логинова и П. Г. Саморукова, рассматр...