Автор статьи Лялене Н.А. "Раннее музыкальное развитие ребенка - залог нравственного воспитания"
статья на тему
В данной статье я обратила внимание на необходимость музыкального развития детей в дошкольном возрасте. Этот период очень важен для формирования личности ребенка, т.к. именно в раннем возрасте закладываются основы духовности. Музыкальные занятия следует рассматривать как важное средство духовно-нравственного развития детей в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_22rannee_muz._razvitie.22.odt | 16.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Раннее музыкальное развитие ребенка — залог нравственного воспитания.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического и нарвственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
В России проблеме формирования духовно-нравственных ценностей средствами музыкального искусства начали уделять особое внимание в конце XVIII века. Постепенно этот интерес углублялся и рос в среде прогрессивной русской интеллигенции. Вопросы музыкального воспитания связывались с общими культурными и нравственными вопросами.
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.
Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
У каждого есть слух, его просто нужно развить. Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение. Понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое. Дети способны слушать, сравнивать, оценивать наиболее яркие понятные музыкальные явления уже с раннего дошкольного возраста. Яркие художественные произведения, выражающие мир глубоких чувств способны вызвать эмоциональный отклик маленького человека. Воздействуя на эстетическую сторону души, в дальнейшем становятся источником и средством воспитания.
Приобщение к музыке в дошкольном образовательном учреждении осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, утренней гимнастике, физкультминутках, даже при показе сказок педагог может применять музыкальные произведения.
Проблема музыкального развития дошкольников всегда была одной из актуальных. Научные исследования говорят о том, что развитие музыкальных способностей нужно начинать с дошкольного возраста. Но уже даже в этом возрасте есть много проблем в области музыкального развития, а именно: у дошкольников слабо развито ассоциативно-образное мышление, недостаточно развит слуховой фон и способность его сопоставления с заданным образом. Существуют проблемы в области эмоциональной закрепощённости и проявлений артистических способностей дошкольников.
Ранний период жизни является одним из наиболее значимых в нравственном развитии человека, поскольку начальные впечатления глубоки и оставляют след во всей дальнейшей жизни. Многие исследования посвящены проблеме формирования духовно-нравственных ценностей среднего и старшего детского возраста. Дошкольному возрастному периоду, по моему мнению, уделено меньше внимания, несмотря на то, что дошкольники очень любознательны, пытливы и открыты для новой информации. Этот период очень важен для формирования личности ребенка, т.к. именно в раннем возрасте закладываются основы духовности. Музыкальные занятия следует рассматривать как важное средство духовно-нравственного развития детей в современном мире. В процессе восприятия музыкальных произведений помимо накопления жизненного опыта детей, обогащается их видение явлений действительности и новое отношение к ним.
Дошкольники в силу своего возраста имеют ограниченные представления о человеческих эмоциях, которые проявляются в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает вырабатывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, милосердие.
Педагог-музыкант должен иметь высокий уровень слушательской и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект воспитательского воздействия на обучающихся, в особенности, если это дети дошкольного возраста; должен быть хорошо подготовленным в области музыкознания, обладать художественным вкусом. Помимо этого необходимо знать психологические и возрастные особенности развития дошкольников, и, в том числе, в сфере музыкального восприятия. Понимание возрастных особенностей музыкального развития позволяет педагогу наметить последовательность задач и содержание музыкального воспитания детей на каждом возрастном этапе.
Эмоциональная сфера личности тесно связана с наглядно-образным мышлением, основой которого являются представления и образы (зрительные, слуховые, чувственные), а также все виды памяти (зрительная, слуховая, моторная, образная, ассоциативная). Наглядно-образное мышление помогает ребенку дать эмоциональную оценку каким-либо событиям, отражающимся в музыке. Для того чтобы наглядно-образное мышление проявилось полноценно, оно должно быть связано с абстрактным мышлением, играющим значительную роль в формировании музыкального опыта человека и являющимся опорой для развития наглядно-образного мышления.
Формируя музыкальные способности детей дошкольного возраста, необходимо помнить о влиянии, которое оказывает музыка на развитие полноценной личности. Она учит его быть добрым, отзывчивым и при этом развивает его музыкальность и другие положительные качества, одним словом, помогает воспитать нравственную личность.
ЛИТЕРАТУРА:
Асафьев, Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд.2., Л.: Музыка, 1973. - 144 с.
Новиков, Н. И. О воспитании и наставлении детей. М.: Государственное издательство художественной литературы, 2009.- 62 с.
Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. “Дошкольное воспитание”; / Под ред. Ветлугиной Н. А. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2009. – 270с.: нот.
Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 304с.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 379 с.
Холопова В. Н. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы Первой Рос. науч.-практич. конф., 4–5 декабря 2000 г., г. Москва. М., Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. С.55–76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Семья - залог нравственного воспитания"
Нет ни одного родителя, который не хотел бы видеть в своем чаде высококультурного и нравственного человека. Но не каждый родитель понимает, что воспитание этого высококультурного человека ложитс...
Статья "Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка" Автор: Богданова Ольга Вячеславовна
Статья "Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка" Автор: Богданова Ольга Вячеславовна Где чистота и ясность слов? Мы слышим много" сорняков"!...
Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с...
Статья «Развивающие игры, как одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания и формирования интеллектуального развития дошкольника в семье»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...
Консультация: "Семья-залог нравственного воспитания"
quot;Ребенок-зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца."...
Консультация для родителей "Семья – залог нравственного воспитания"
laquo;Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В.А. Сухомлинский). ...