Программа по духовно-нравственному воспитанию для детей 6-7 лет
материал (подготовительная группа) по теме
Возрождение России – это, прежде всего, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е., воспитание будущих граждан нашего Отечества, формирование у них высоких духовно-нравственных и патриотических качеств, и национального самосознания. Данная программа призвана поддержать важнейшее для государства и общества направление внутренней политики – воспитание граждан Российской Федерации как сознательных и достойных восприемников отечественной истории и культуры через усвоение ими высоких моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе ценностей, отражающих богатство, своеобразие и единство культур народов России. К значимым особенностям образа жизни в Уральском регионе мы относим сознание то, что Урал – это опорный край России. Его история, как и история всей России своеобразна по своему развитию. И приоритетным является передача этих знаний именно детям дошкольного возраста, чтобы они, перейдя на следующую ступень образования, смогли осознавать истинный смысл выражения «быть русским»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedyaeva_konkursnaya_rabota.docx | 82.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «МАЯЧОК» комбинированного вида, детский сад №205 комбинированного вида
622022, Свердловская область, город Нижний Тагил, ул. Нижняя Черепанова, 1
8(3435)48-26-85
«Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания обучающихся»
«Методическая разработка»
Дополнительной общеобразовательной программы
«Мы - русичи»
Федяева Дарья Николаевна, воспитатель,
МАДОУ «МАЯЧОК», д/с №205
+79089119313;
Нижний Тагил
2016г.
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Я познаю мир»
Год разработки: | 2015-16 г. |
Авторы: | Федяева Д. Н. |
Цель: | Создание условий для духовно ценностной и практической ориентации ребенка в окружающем мире. Воспитывать национальную идентичность, через ознакомление с историей и культурой России |
Задачи: | Задачи. Начального курса обучения (первый год обучения): Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Образовательные области | познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. |
Вид | Дополнительное образование Модифицированная, составлена на основе методической литературы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников |
Срок реализации | 1 года |
Возраст | 6 – 7 лет |
Форма организации и продолжительность | подгрупповая, продолжительность совместной деятельности зависит от возрастных особенностей |
Форма организации итоговых мероприятий |
|
Научная новизна проекта | Научная новизна проекта состоит в том, что: - на основе анализа нормативно-правовой базы организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ДОО будет разработана современная организационно-методическая модель данного направления воспитания; - будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности духовно-нравственного воспитания в системе работы ДОУ. |
Методическое обеспечение |
|
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Я ПОЗНАЮ МИР»
2.1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Возрождение России – это, прежде всего, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е., воспитание будущих граждан нашего Отечества, формирование у них высоких духовно-нравственных и патриотических качеств, и национального самосознания. Данная программа призвана поддержать важнейшее для государства и общества направление внутренней политики – воспитание граждан Российской Федерации как сознательных и достойных восприемников отечественной истории и культуры через усвоение ими высоких моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе ценностей, отражающих богатство, своеобразие и единство культур народов России. К значимым особенностям образа жизни в Уральском регионе мы относим сознание то, что Урал – это опорный край России. Его история, как и история всей России своеобразна по своему развитию. И приоритетным является передача этих знаний именно детям дошкольного возраста, чтобы они, перейдя на следующую ступень образования, смогли осознавать истинный смысл выражения «быть русским»
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях ребенка» от 24.07.1998 №124-ФЗ
- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями от 18 июля 2011 г.)
- Постановление Министерства образования Российской Федерации от 16 июня 1989 года № 7/1 «Концепция дошкольного воспитания»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13 «К устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».
- Устав МАДОУ «МАЯЧОК».
Программа направлена на создание современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
2.2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный (моральный) кризис. Обществом утрачены нравственные основы стабильного общественного развития, выраженные в идеях духовной преемственности русской культуры и традиций в жизни и воспитании. Идет псевдо – культурная замена русских традиций на западничество. Требуется совершенствование и обновление практики духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей и поиск новых подходов к воспитательной и образовательной деятельности детского сада, приоритетным направлением должен стать именно акцент на знание истории народа, его духовно – нравственных традиций и культуры нашей страны.
2.3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Целью духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников является:
— социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации,
— целенаправленное развитие духовно-нравственной сферы дошкольников на целях, идеалах и ценностях Православия, формирование у учащихся целостной устойчивой системы духовных ценностей, на основе российской истории и культурной традиции, развитого религиозно-нравственного чувства, национального самосознания и гражданской ответственности.
В соответствии с целью, основными задачами в области воспитания личности являются:
- систематическое и системное изучение истории, религии и культуры России;
- формирование духовной и нравственной ответственности богозданного человека;
- изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций;
- формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии;
- воспитание жертвенного служения и любви посредством актуализации социокультурного опыта личности ребенка, размышления о жизни и подвиге святых, князей Русских, былинных войнов, подвигов ВОВ и др.;
- формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека; взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания;
- раскрытие понятия свободы как независимости от безнравственных поступков, как независимости от греха, в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся | |||
возраст | формирования личностной культуры | формирования социальной культуры | формирования семейной культуры |
6-7 лет |
|
|
|
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, дошкольного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада дошкольной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности дошкольного возраста. Любое содержание деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада дошкольной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример воспитателя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В дошкольном возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение дошкольника со сверстниками, родителями (законными представителями), воспитателем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Дошкольник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли дошкольного образовательного учреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности дошкольников в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, может определятся как вопрос, и превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач дошкольники вместе с воспитателями и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
• произведений искусства;
• периодической литературы;
• духовной культуры и фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своей области, своей семьи;
• жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.
2.4. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, ИХ ОСОБЕННОСТИ
Программа предназначена для детей, достигших возраста четырех лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.
Зачисление воспитанников в группы для занятий по Программе осуществляется в заявительном порядке, в соответствии с договором об оказании дополнительных образовательных услуг между родителями и образовательной организацией в соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании» (Статья 54. «Договор об образовании», статья 75. «Дополнительное образование детей и взрослых»).
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
6 – 7 лет (подготовительная группа) | В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. |
В Программе учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности детей;
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
2.5. ОБЪЕМ ЗАНЯТИЙ (НЕДЕЛЯ/МЕСЯЦ)
Длительность занятий зависит от возраста детей, устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13.
Возраст | Максимально допустимый объём занятий в неделю/месяц | |
6 – 7 лет (подготовительная группа) | 30 минут | 120 минут |
Объем нагрузки занятия
№ | ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ | ЦЕЛЬ |
1. | Вводная часть | Развитие интереса у детей к предстоящим знаниям и сосредоточение их внимания на изучаемом материале. |
2. | Основная часть | Предусматривается ознакомление детей с новым материалом, затем – повторение и закрепление уже известного и совершенствование уже имеющихся знаний. |
3. | Заключительная часть | Предусматривает постепенное снижение нагрузки, снижение общей возбудимости функции организма и приведение его в относительно спокойное состояние. |
2.6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | РАЗДЕЛЫ | ЭТАПЫ | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | СПИСОК ИЗУЧАЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ |
Раздел "Сказочное слово". | 1. Чтение сказок, игровые ситуации по предстоящей теме, проигрывая более простые их варианты. 2. Познание нравственных ценностей осуществляется через призму влияния одного предмета на другой, через установление воздействия нравственного или безнравственного поступка человека на окружающий мир; 3.Тематические беседы уточняющего характера, направленные на закрепление усвоенных представлений. | Размышления о нравственном уроке прочитанной сказки. Акцентирование внимания детей на красоте, мелодичности и легкости запоминания сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам известных художников. Игры на самопознание внутреннего мира и собственных, переживаний, чувств и ощущений: игровые ситуации с использованием художественных средств (сказки, поговорки, высказывания мудрецов, беседы); русские народные праздники (обычаи и обряды) и разных предметов для моделирования определенного чувства или душевного состояния. | В этом разделе происходят знакомства со сказками: «Царевна - лягушка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», «Аленький цветочек» С. Т. Аксаков, «Крошечка - Хаврошечка». | |
«Напутственное слово и жизненный путь» |
Вторая часть этого раздела «Жизненный путь», направлен на обобщение темы о разных путях:
| Раздел направлен на знакомство детей с русским языком, его наполненностью добрыми словами и выражениями. Дети понимают, что от добрых слов, мы чувствуем, как в сердце нашем растет тепло и благодарность, любовь и надежда. В данном разделе детям дается понимание великой силы слова: Повествование детям о наказах предков с целью принятия морально-этических норм общечеловеческих, т.к. эти и другие заповеди проверены жизненным опытом многих поколений. | В этом разделе изучаются сказки: К. Д. Ушинского «Ветер и Солнце», р.н.с «Василиса прекрасная», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкина, «Серая шейка» Д. Н. Мамин - Сибиряк. Знакомство с литературными произведениями: «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка» К. Д. Ушинского, «Названный отец», «Правда» В. И. Даль. | |
Раздел: Азбуч ные игры | Используется как знакомство с новым элементом алфавита на каждой встрече. Знакомство с написанием древних букв и современных букв | |||
Раздел «Светлый образ» | Целью данного раздела является ознакомление детей со светлыми образами и чистыми душами святых, их жизненными путями. Это послужит привнесению в жизнь детей качественно новых примеров-ориентиров в настоящей и будущей жизни. | Ознакомление детей со светлыми образами России: князем Владимиром - Крестителем Руси, Владимиром Мономахом, Дмитрием Донским, Сергием Радонежским, Александром Пересветом и Андреем Ослябой, Мининым и Пожарским, Серафимом Саровским, м. Илларионом (Троицким) архиепископом Верейским, мучеником Сергием Нижнетагильским. | Знакомство с творчеством И. С. Шмелева «Благословение», «Сын радости», «В пустыне преподобного Сергия», «Чудо об источнике». | |
Раздел «Мастера и рукодельницы | В данном разделе нам предстоит приблизится к удивительному явлению отечественной культуры, постичь глубину слова «Мастер», дети смогут осуществить путешествие к истокам и тайнам мастерства, разнообразие его граней, каждый раз приобщаясь к вершинам мастерства и рукоделия. | Целью данного раздела является приобщение детей к труду, проявление уважения к мастеровым профессиям. | Знакомство с творчеством П.П. Бажова «Каменный цветок», К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», сказка «Морозко», «Марья Моревна», Лия Гераскина «В стране невыученных уроков». | |
Раздел «Семейные традиции» | Именно с детства начинают закладываться азы семейных традиций, это и прекрасные традиции гостеприимства, радушия, глубочайшего почитания родителей, послушания и заботы о старших, традиций милосердия и благодарения, помощи нуждающимся. Эти и другие семейные ценности в России передаются из поколения в поколение | В этот раздел относятся и семейные праздники с их теплыми традициями, преображающими весь дом, душа согревается, наполняется радостью и любовью… сравнение современных традиций подготовки к праздникам со старинными традициями, начинать каждый праздник с внутреннего преображения, в этом помогала вера. Каждая традиция несет в себе свое заповедное и заветное слово, каждая сближает людей, укрепляет связь поколений. | Абрамова О. С. «Семейные радости», Бажов П. П. «Живинка в деле», Шмелев И. С. «Благовещение», «Праздник праздников: о первом красном яичке», Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане…», | |
Итоговая диагностика | Определить уровень нравственной подготовленности, каждого ребенка и группы в целом для осуществления индивидуального подхода. Выявить способности и интересы каждого ребенка по его результативности для их дальнейшего развития. | |||
Итоговое мероприятие | Организация мероприятия с учетом достигнутых успехов группы в целом с определением интересов и способностей каждого ребенка. |
МОДУЛЬ №1
Духовно-нравственное направление.
Цель: воспитание целостной личности в духовной традиций русского народа, воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольников.
Задачи: — познакомить с традициями русской национальной культуры и самосознания народа; сформировать предпосылки к становлению русского национального характера, зиждущийся на семье, церкви и образе жизни.
Ценности: нравственный выбор; свобода совести и вероисповедания; представление о вере, духовной культуре, жизнь и смысл жизни; уважение к родителям; уважение достоинства человека.
Содержание модуля:
- представления о роли традиционной религии в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
Виды деятельности:
- получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов ознакомление с жизнью Церкви (участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с батюшкой);
- ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков (в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Планируемые результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону поступков;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
МОДУЛЬ №2
Патриотическое направление.
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье и согражданам.
Задачи: — дать представление об историческом прошлом нашей страны и государства, народов России, как основы Российского патриотизма и гражданственности; — сформировать личность с активной гражданской позицией и четким представлением о гражданской ответственности и долге.
Содержание модуля:
- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства;
- представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Свердловской области и родного города Нижнего Тагила;
- уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- элементарные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, её народов;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, Свердловской области, города Нижнего Тагила;
- привитие любви к детскому саду, городу, области, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в группе, на общественных мероприятиях, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Ценности: любовь к России, своему народу, Свердловской области; служение Отечеству, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Виды деятельности:
- получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Свердловской области, города Нижнего Тагила (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтении книг);
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, мнимых экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания);
- ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, праздников);
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);
- знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ;
- участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
- получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);
- участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Планируемые результаты:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
МОДУЛЬ №3
Социальное, личностное направление
Цель: социальная адаптация поколения дошкольников, защита личности от деструктивных влияний, а также приобщение детей к многовековым традициям самовоспитания человека.
Задачи: создание условий для духовно-нравственного развития дошкольников; развитие Евангелиевской мотивации в выполнении своих обязанностей во всех целевых группах: (дети детского сада, родители, воспитатели);профилактика заблуждений в восприятия основ христианском вероучения.
Ценности: справедливость; милосердие; честь; достоинство; ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших.
Содержание модуля:
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в группе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- милосердное отношение к одиноким людям, старикам,
- отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных
Виды деятельности:
- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе группы и ДОУ — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
- посильное участие в делах благотворительности, милосердия;
Ключевые дела:
- Возможные дополнительные праздники: «День пожилого человека», «Международный день матери», «День православной книги», «Рождественский бал», «Пасхальный бал», «Славянский базар» в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
- Информационный центр по освещению хода курсов (блог группы и информационный стенд группы),
- Подготовка театрализованных представлений и концертов для выступления перед ДОУ на Рождество и Пасху,
Планируемые результаты:
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
МОДУЛЬ №4
Оздоровительное, экологическое направление:
Цель: воспитание внутренней ответственности, т.е. духовно-нравственной позиции человека, его отношения к себе, окружающим, своей семье, здоровью, болезни и смерти, образу чувств и мыслей, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Задачи: — сформировать у дошкольников понятие «Здоровье» в христианском мировоззрении, а также ответственность за собственную жизнь и здоровье; расширить представления о себе, о своих возможностях;
Ценности: жизнь, здоровье, родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Основное содержание модуля:
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным.
Виды деятельности:
- усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов);
- получение первоначального опыта эмоционально чувственного непосредственного взаимодействия с природой, элементарные нормы экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок);
- усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями.
Ключевые дела:
- озеленение территории детского сада,
- «Дни здоровья».
Планируемые результаты:
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
- Все направления реализуются посредством воспитательных программ:
«Знание»: обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития; воспитание сознательного, активного интереса к знаниям; формирование специальных социальных знаний – основы медицинских знаний, правоведение, китайский и английский языки, а также предметы из образовательной области «теология». Преподавая природоведение, физику, астрономию, химию, биологию, географию и другие предметы естественнонаучного цикла, Гимназия ставит задачу не только реализовать базисные программы этих учебных предметов, но и знакомить обучающихся с историей развития и становления современных естественно-научных представлений, а также с наиболее значимыми (в мировоззренческом аспекте) современными проблемами этих естественно-научных учебных дисциплин. Современная научная картина природы не противоречит христианскому мировоззрению, а христианское мировоззрение не только не препятствует научному постижению природы, но и способствует развитию научных знаний.
«Здоровье»: базовая ценность в иерархии жизненных ценностей. Укрепление представления о здоровом образе жизни, пропаганда здорового образа жизни: регулярные туристические походы; дни здоровья «спортивная семья»; спортивные лагеря (при участии родителей).
«Традиция»: воспитание учащихся в духе уважения традиций православной веры нашего народа. Преподавание основ православной культуры и предметов теологической области знаний, посредством которых воспитанников приобщают к духовным и культурным традициям русского народа. Формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности; установление и регулирование межличностных отношений; проведение годового цикла православных праздников; вечера духовной поэзии, выпуск школьной газеты, музыкальные гостиные, совместный просмотр видеофильмов; хоровое пение, проведение учебного года в рамках одной ролевой игры, например, — «Русичи» (историческая реконструкция событий определенного периода времени), ученического самоуправления — все это позволяет нам в форме организации досуга приобщить детей к непреходящим ценностям христианской православной истории и культуры.
2.7. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
Базовые национальные ценности.
Область формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали — осознанной дошкольниками необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование культурного межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
Область формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у дошкольников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство дошкольников с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
2.8 Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста
Каждое направление в духовно-нравственном развитии и воспитании дошкольников должно обеспечивать идентификацию себя как гражданина России, с её традициями и ценностями.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста, должно обеспечиваться достижение некоторых результатов:
- воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил дошкольник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
• воспитательного эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие дошкольника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности дошкольника, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям дошкольника.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение дошкольниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитателя с детьми группы (непосредственно в самой группе и при проведение дополнительных образовательных программ) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение дошкольниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие дошкольников между собой на уровне коллектива, ДОУ, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение дошкольниками начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у дошкольника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии ребенок действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, или приглашение гостей в ДОУ, а также в открытой общественной среде (в семье).
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности дошкольников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, социально-ролевых игр;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия дошкольников в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни, игре со сверстниками, в семье и т.д.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются дошкольниками и становятся их личностными смыслами.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых аспектов духовно - нравственного развития и воспитания дошкольников — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Достижение воспитательных эффектов осуществляется по следующим методологическим принципам:
- Непрерывность, которая заключается в последовательности, преемственности знаний и методов воспитания детей младших групп ДОУ до выпускников ДОУ.
- Целостность, когда фундаментальные основы знаний идут из одной исторической культуры, не являются разорванными и несвязанными, когда факты, сведения, воззрения развиваются друг из друга, а не против друга.
Реализуется через следование православным традициям: воспитательные планы и мероприятия строятся на основе годового цикла православных и государственных праздников, и завершается учебный год 24 мая в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – учителей словенских.
- Единство МАДОУ, семьи и церкви в вопросах воспитания и ценностных приоритетов в образовании. Как правило, в православную школу, дети поступают, прежде всего, по желанию родителей. С родителями руководство гимназии проводит собеседование, чтобы убедиться в единстве взглядов на принципиальные вопросы образования и воспитания, потому что Гимназия принимает в свой образовательный процесс не одного ребенка, а семью.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
РАЗДЕЛ /ТЕМА | ОБЪЕМ ВРЕМЕНИ (кол-во/мин.) |
(6 – 7 лет) | |
Диагностика | 1/30 |
Раздел "Сказочное слово". | 6/180 |
«Напутственное слово и жизненный путь» | 6/180 |
Раздел «Светлый образ» | 4/120 |
Раздел «Мастера и рукодельницы | 4/120 |
Раздел «Семейные традиции» | 6/180 |
Итоговая деятельность | 1/30 |
ИТОГО | 28/840 |
3.2 Календарно – учебный график
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
Подготовительная группа (6-7 лет)
месяц | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | 28 | |||||||||||||||||||||
Неделя | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
№ занятия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | |
Диагностика | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||
"Сказочное слово" | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | ||||||||||||||||||||||
«Напутственное слово и жизненный путь» | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | ||||||||||||||||||||||
«Мастера и рукодельницы | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | ||||||||||||||||||||||||
«Светлый образ» | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | ||||||||||||||||||||||||
«Семейные традиции» | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||
Итоговое мероприятие | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||
Итого в месяц | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 28 | |||||||||||||||||||||
Итого в год | 28 |
3.3. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ВОЗРАСТ | ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ (МИН.) | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ | ДЕНЬ НЕДЕЛИ |
6 – 7 лет (подготовительная группа) | 30 | 15.10 – 15.40 15.50 – 16.20 | Понедельник Четверг * |
- В зависимости от смены воспитателя
Программа не может реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13.
Организация совместной деятельности осуществляется во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза в месяц с подгруппой по 6 – 8 детей (наполняемость группы детей для занятий в секциях по Программе устанавливается в соответствии с калькуляцией).
3.4 Календарно – тематическое планирование
Мес. | Занятие | Раздел | Тема |
Ноябрь | 1 | «Сказочное слово» | Практическое занятие |
2 | «Напутственное слово и жизненный путь» | Практическое занятие | |
3 | «Светлый образ» | Владимир Мономах | |
4 | «Семейные традиции» | Просмотр семейных фото «мои традиции» | |
Декабрь | 1 | «Сказочное слово» | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
2 | «Напутственное слово и жизненный путь» | Василиса Прекрасная | |
3 | «Мастера и рукодельницы» | Экскурсия - онлайн в ремесленный музей Коломны | |
4 | «Семейные традиции» | Праздничные традиции моей семьи, наш любимый праздник. | |
Январь | 1 | «Сказочное слово» | Обсуждение, рассуждение прочитанного произведения А. С. Пушкина |
2 | «Напутственное слово и жизненный путь» | Разговор о родительской любви и родительском благословении, о послушании детей родителям. | |
3 | «Светлый образ» | Преподобный Сергий Радонежский Чудотворец | |
4 | «Семейные традиции» | Каждая семья по-своему хороша | |
Февраль | 1 | «Сказочное слово» | Любимая сказка моей семьи |
2 | «Напутственное слово и жизненный путь» | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | |
3 | «Светлый образ» | Дмитрий Донской | |
4 | «Семейные традиции» | К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» | |
Март | 1 | «Сказочное слово» | «Сказка - правда, в ней намек, добрым молодцам урок» |
2 | «Напутственное слово и жизненный путь» | «Старик и яблоня» Кем я хочу стать | |
3 | «Мастера и рукодельницы» | Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо | |
4 | «Семейные традиции» | «Старание и терпение» | |
1 | «Сказочное слово» | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | |
2 | «Напутственное слово и жизненный путь» | «Перышко Финиста Ясна-Сокола» | |
3 | «Светлый образ» | Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский | |
4 | «Семейные традиции» | Праздник праздников. О первом красном яичке | |
Май | 1 | «Мастера и рукодельницы»* | |
2 | «Светлый образ» | Преподобный Серафим Саровский | |
3 | Диагностика | ||
4 | Итоговое занятие |
4. ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Критерии и показатели результативности реализации программы.
Критерии | Показатели |
1. Нравственная |
|
2.Удовлетворённость |
|
3.Уровень воспитанности |
|
5. МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
5.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫМИ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИМИ ИЗДЕЛИЯМИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Афанасьева С.Ю. Православная культура в детском саду (из опыта становления предмета дополнительного образования.// "Православное Образование" №4 август 2004 года.
- Афонькин С. Ю., - Православные святые - Спб: 2013
- Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка. // Вестник ПСГУ IV; Педагогика.Психология. Вып. 4 (11). – 2008.- С.97-109.
- Зинчук М. И. «Родные истоки», Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2009г.
- Новиков А. - Азбука православного воспитания детей. Опыт современной семьи. – СпБ.: Санин, 2004.
- Священная История в рассказах для детей. Сост. С. Куломзина. - М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“Ладушки” Программа кружка духовно – нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)
Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с большой любовью и огромной надеждой посвящаю вам свою работу: «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда...
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей
В этом материале дано, как в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традици...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по духовно нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Край мой северный»
Предлагаемая программа «Край мой северный» направлена на воспитание духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. В ходе различных видов детской деятельности ...
Введение в образовательную деятельность инновационных методик и авторских программ по духовно-нравственному воспитанию детей
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формиров...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, О.С. Ильина, В.М. Меньшиков; Курский государственный университет
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, ми...
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой»
Программа по духовно-нравственному воспитанию детей «Воспитание добротой» (для детей дошкольного возраста 4-7лет, срок реализации 3 года)...
Игры по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
игры по духовно-нравственному ,патриотическому воспитанию...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Чижова Марина
Интересная программа.Воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств в детях - актуальная задача. С удовольствием воспользуюсь вашей методической разработкой. Спасибо большое.