Основные подходы к методике ознакомления детей с геометрическими фигурами
консультация (младшая группа) на тему
Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга
И. И. Павлов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_suslina.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга
И. И. Павлов
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно и точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.
Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов – это основные цвета, черный и белый цвет, оттенки, пять геометрических форм ( круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три величины (большой, средний и маленький).
Основные подходы к методике ознакомления детей с геометрическими фигурами
Ознакомление детей с геометрическими фигурами можно осуществлять разными путями
Во-первых с позиции сенсорного развития которая заключается в том что дети учатся обследовать геометрические фигуры предметы с помощью различных анализаторов: зрительного, двигательного, осязательного(при этом развиваются восприятиенаблюдательность глазомер
Во-вторых с позиции геометрии когда дети познают особенности свойства фигур знакомятся с понятием угол, вершина, сторона учатся их показывать сравнивать строить находить внешнюю и внутреннюю области определять взаимное расположение область пересечения и тем самым выходят на понятийный уровень представлений о геометрических фигурах
Третий подход заключается в использовании теории Фребеля, который рекомендовал знакомить детей с геометрическими фигурами через проекции геометрических тел на плоскость т.е через познание объемных форм идти к познанию плоскостных шар- круг, куб-квадрат, и т.д.
Особенности развития представлений детей о форме
Представления о форме предметов возникают у детей достаточно рано Исследования Денисова, Фигурина (показали, что грудной ребенок по форме на ощупь определяет бутылочку, соску, материнскую грудь. Зрительно дети начинают различать форму предметов с 4 месяцев. При этом индикатором различения являются движения рук корпуса по направлению к экспериментальному объекту и схватывание его при пищевом подкреплении. В других исследованиях выявлено, что если предметы отличаются цветом, то ребёнок в 2 года (выделяет их форму только в том случае если предмет знаком ребёнку из практического опыта (опыт манипуляций, действий).
Ребенок одинаково узнает прямые и перевернутые изображения может рассматривать и понимать знакомые картинки держа книжку вверх ногами, но квадрат повёрнутый на угол т.е. в виде ромба не узнает так как исчезает непосредственное сходство формы предмета которого нет в опыте. Венгер заметил, что на геометрической фигуре с изменением пространственной ориентации возникает такое же зрительное сосредоточениекак и на новой геометрической фигуре.
Особенности восприятия детьми геометрических фигур
Исследования психолога Шабалина показываютчто геометрическая фигура воспринимается дошкольниками своеобразно. Если взрослый воспринимает ведро или стакан как предметы имеющие цилиндрическую форму, то в его восприятие включается знание геометрических форм. У дошкольника происходит обратное явление. В2,3года дети опредмечивают геометрические фигуры, так как они в их опыте представлены нераздельно с предметами не абстрагированы. Геометрическая фигура воспринимается детьми как картинка как некоторый предмет квадрат это платочек кармашек, треугольник-крыша, круг- колесо, мячик, два круга рядом - очки, несколько кругов рядом бусинки и т.п. В результате организованного обучения дети начинают выделять в окружающих предметах знакомую геометрическую фигуру сравнивать предмет сфигурой (стаканчик как цилиндр, крыша как треугольник), учится давать правильное название геометрической фигуры и формы предмета в их речи появляются слова квадрат, круг, квадратный, круглый и т.п.
Особенности обследования детьми геометрических фигур
Известно что в основе познания всегда лежит сенсорное обследование опосредованное мышлением и речью. В исследованиях Л.Венгера с детьми2-3 лет индикатором зрительного различения формы предметов служили предметные действия ребенка. Цель исследований определить результативность зрительного различения формы в разном возрасте. Перед детьми ставилась задача протащить геометрическую фигуру через отверстие (по типу рамок и вкладышей М.Монтессори) выбрав необходимое по форме. Сначала эта задача решалась путем проб и ошибок и дети2х лет не поднимались выше этого уровня. Дети 3х лет после ряда попыток стали несколько раз переводить взор с фигуры на отверстие как бы прикладывая зрительно одно к другомучто давало безошибочное практическое решение. По исследованиям С. Якобсон В. Зинченко дети 2-4 лет лучше узнавали предметы по формекогда предлагалось сначала ощупать предмет, а потом найти такой же. Более низкие результаты наблюдались тогда, когда предмет воспринимался зрительно
Из четырех способов обследования геометрических фигур (рассматривание, ощупывание, рассматривание и ощупывание, манипулирование) в3 года наиболее высокие результаты наблюдались после четвертого варианта. Таким образом для того чтобы ребёнок выделил существенные признаки геометрических фигур необходимо их зрительное и двигательное обследование. Движения рук организовывают движения глаз и этому детей необходимо научить. Исследования Гиневской раскрывают особенности движений рук при обследовании предметов по форме. Детям завязывали глаза и предлагали ознакомиться с предметом путем осязания. В 3,4 года движения исполнительные (катают, стучат, возят).
Образовательные программы для детей дошкольного возраста выделяют следующие задачи образовательной деятельности по формированию геометрических представлений в 2-3года: в играх учить детей узнавать и называть шарик, кубик, кирпичик.
МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.
Выделяют следующие направления образовательной работы
- знакомство с моделями геометрических фигурих называние узнавание
обследование, выделение в рисункахчертежах.
- сравнение форм предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы.
- выделение элементов и свойств геометрических фигур сравнение по этим свойствам.
- выполнение упражнений на геометрические преобразования: деление фигур, составление фигур, определение взаимного расположения фигур, их объединение, пересечение.
- решение логических задач геометрического характера.
Первые сведения дети получают в играх с геометрической мозаикой, строительным материалом. Воспитатель употребляет правильные названия геометрических фигур и тел, побуждает детей к повторению, при этом у них происходит накопление представлений о геометрических фигурах и формах предметов. Обследование геометрических фигур заключается в активном использовании зрительного, тактильного, двигательного анализаторов и в соединении полученных от них ощущений со словом.
Основные приемы работы в младшем дошкольном возрасте (ознакомление с кругом, квадратом, треугольником)
- Предъявление геометрической фигуры с её называнием: это круг
- Многократное обведение контура геометрической фигуры пальцем в сопровождении слова, которое завершается скользящим движением ладони по всей поверхности фигуры
- Сравнение геометрических фигур между собой с выделением признаков их сходств и различий по цвету, размеру, наличию углов, сторон, вершин, их количеству, соотношению, направлению линий.
- «Вырисовываниеконтура геометрической фигуры в воздухе, на столе и т.п.
- «Пробовательные действия для выявления свойств геометрических фигур (прокатить, просунуть в отверстие.
- Наложение моделей фигур друг на друга, их приложение сторонами.
- Дидактические игры и упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов
Младшая группа Для реализации программных задач в качестве дидактического материала в данной группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера....
Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов
Младшая группа Для реализации программных задач в качестве дидактического материала в данной группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера....
Методика формирования представлений о геометрических фигурах детей дошкольного возраста.
формирование и развитие у дошкольников представлений о геометрических фигурах является одной из задач математической подготовки дошкольников....
Ознакомление детей с геометрическими фигурами и форме предметов.
С использованием технологии развития М.Монтессори....
Консультация "Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов".
Программные задачи ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов в разных возрастных группах....
Математические игры на ознакомление детей с геометрическими фигурами
У детей пятого года жизни необходимо закрепить умение различать и правильно называть круг и квадрат, а затем и треугольник. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Ознакомление детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом.
Возраст воспитанников: младший дошкольный. Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цель: Знакомство детей...