Математические игры на ознакомление детей с геометрическими фигурами
материал по математике (средняя группа)

Инна Сергеевна Абалакина

У детей пятого года жизни необходимо закрепить умение различать и правильно называть круг и квадрат, а затем и треугольник. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию обобщенных знаний о фигурах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem.igry_.geom_.figury.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на ознакомление детей с геометрическими фигурами.

Для детей средней группы

1.Угадай, что это?

Цель: Учить детей способам осязательного обследования знакомых

геометрических фигур, их узнаванию на ощупь. Дети должны понять, что,

обучившись этим способам, они смогут легко узнавать фигуры, не видя их.

Упражнять детей в назывании геометрических фигур.

Материал: Наборы плоскостных геометрических фигур — круги,

квадраты, треугольники, прямоугольники. Фигуры сделаны из дерева,

пластмассы, картона. Ширма.

Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе знакомые детям

геометрические фигуры, предлагает одному ребенку взять какую-либо фигуру,

внимательно рассмотреть ее, затем ощупать кончиками пальцев контур фигуры.

«Давай с тобой вместе ощупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю

фигуры. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз. Еще

один уголок...» — говорит воспитатель и следит, чтобы все дети поняли, как

выполняется обследование фигуры. «Как называется эта фигура? — спрашивает

воспитатель и тут же уточняет: — Правильно, квадрат». После этого

воспитатель предлагает ребенку определить и другие свойства фигуры: «А

теперь погладь пальцами фигуру, узнай, гладкая она или шероховатая, надави

кончиками пальцев и узнай, твердая фигура или мягкая, на ощупь определи, из

какого материала сделана фигура». Затем дает образец словесного описания: «За

ширмой я нашла квадрат. Он плоский, гладкий, твердый, сделан из дерева».

После осматривания и ощупывания фигуры воспитатель помещает ее за ширму,

где находятся еще две фигуры, и просит ребенка выбрать на ощупь ту фигуру,

которую они рассматривали. Если он ошибся, фигура вновь рассматривается и

ощупывается. Игра проводится с подгруппой (5—6 детей). Продолжительность

анализа фигуры на ощупь — 2—5 минут. Игра повторяется до тех пор, пока дети

не овладеют способом осязательного обследования.

2.Чудесный мешочек

Вариант 1

Цель: Учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно

воспринимаемому образцу. Усложнение по сравнению с предыдущей игрой

заключается в том, что, наряду с плоскостными, вводятся объемные фигуры,

даются их названия.

Материал: Два набора объемных и плоскостных фигур (шарики, кубики,

прямоугольные полоски, квадраты, треугольники). Один набор фигур — в

мешочке, другой — на столе.

Ход игры: Воспитатель расставляет на столе один набор геометрических

фигур, а другой набор таких же фигур оставляет в мешочке. Воспитатель

достает несколько фигур из мешочка, дети называют их. Затем воспитатель

показывает геометрические фигуры, которые находятся на столе, и объясняет правила игры. Ребенок находит в мешочке такую же фигуру, какая лежит на

столе, называет ее. Дети отмечают правильность выполнения задания. Если

ребенок не может выполнить задание, то воспитатель еще раз напоминает

способы обследования фигуры. При повторном проведении игры меняются

фигуры, постепенно увеличивается их количество.

Игра заканчивается, когда дети найдут все фигуры в мешочке.

Вариант 2

Цель: Учить детей зрительно находить фигуру по осязательно

воспринимаемому образцу. Игра отличается от предыдущей обратным порядком

обследования форм. Сначала дети определяют геометрическую фигуру на

ощупь, а затем находят такую же на столе. Эта игра завершает ознакомление

детей 4—5 лет с геометрическими фигурами.

Материал. Набор геометрических фигур тот же, что и в предыдущей игре,

он раскладывается на столе, другой такой же набор — у воспитателя. По своему

усмотрению он вкладывает одну из фигур в мешочек.

Ход игры: Воспитатель показывает детям мешочек с одной фигурой:

«Мешочек называется чудесным, он не раскроется, пока вы на ощупь не

определите, что там находится, и не найдете такой же предмет на столе». Дети

поочередно выполняют задание. Если ребенок правильно узнал фигуру и нашел

ее на столе, воспитатель раскрывает мешочек. Ребенок достает фигуру и

помещает ее рядом с такой же на столе. Дети оценивают правильность

выполнения задания.

Игра заканчивается, когда все найдут предлагаемые им фигуры.

3.Угадай, какую фигуру я загадал

Цель: Упражнять детей в назывании геометрических фигур. Развивать

логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки –

обозначения свойств, карточки с отрицанием свойств.

Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком набор карточек,

описывающих какой-либо блок. Ребенок находит нужный блок и, если ответ

верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек какой-либо блок.

4.Найди отличающуюся карточку

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур,

ориентироваться в различении признаков.

Материал: Набор из 24 карточек с изображением геометрических фигур

четырех видов (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник), трех цветов (синий,

красный, зеленый), большого и маленького размера.

Ход игры: Карточки делят поровну между играющими. Педагог

выкладывает на стол карточку, ребенку нужно положить карточку с фигурой,

отличающейся только одним признаком. Эта игра развивает не только восприятие формы, величины, цвета, но и быструю ориентировку в различении

этих признаков, логичность и обоснованность мыслительных действий.

5. Соберем бусы

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум

свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть

простейшие закономерности в чередовании фигур.

Материал. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в

определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый

круг, красный треугольник и т. д.

Ход игры: Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными

геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней

елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и

говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она

решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут

по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют,

почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога

исправляют ошибки. Затем В. говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать

снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить.

Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают

геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной

закономерностью.

6.Узнай и запомни

Цель: учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по

представлению.

Материал: Карточки с изображением трех одноцветных геометрических

форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квадрат и т. д.), набор мелких

карточек с изображением одной формы для нахождения на больших карточках.

Ход игры: Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм.

Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы.

Затем раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После

этого показывает маленькую карточку, кладет на стол изображением вниз,

мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих

карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог

вновь показывает карточку-образец. По мере усвоения игры детям дают по две

карты (6 форм), затем - по три (9 форм)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов

Младшая группа Для реализации программных задач в качестве дидактического материала в данной группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера....

Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов

Младшая группа Для реализации программных задач в качестве дидактического материала в данной группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера....

Основные подходы к методике ознакомления детей с геометрическими фигурами

Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозгаИ. И. Павлов...

Ознакомление детей с геометрическими фигурами и форме предметов.

С использованием технологии развития М.Монтессори....

Консультация "Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов".

Программные задачи ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов в разных возрастных  группах....

Формирование математических представлений у старших дошкольников: ознакомление с числом, геометрической фигурой, счетом

. Одной из важнейших задач дошкольного возраста является развитие различных способностей ребенка, в том числе и математических.  Уже в детском саду много внимания уделяется знакомству с цифрами и...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Ознакомление детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом.

Возраст воспитанников: младший дошкольный. Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цель: Знакомство детей...