Опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей детей в рамках проектной деятельности»
методическая разработка на тему
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. В данной работе я отражаю развитие познавательных способностей детей в рамках проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие познавательных способностей детей в рамках проектной деятельности | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме:
«Развитие познавательных способностей
детей в рамках проектной деятельности»
"В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного.
И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. "
Михаил Пришвин
Экологическое образование дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни.
В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе, и практические умения, направленные на охрану природы.
Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная активность и творческие способности ребенка.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач современного образования. Для достижения целей образовательного процесса первостепенное значение имеет использование инновационных технологий и методов обучения дошкольников.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, который развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.
В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Для проекта необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска.
Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Наукой доказано, у дошкольников формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Цель моей педагогической деятельности - развитие у детей познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности в процессе реализации проектов.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
-Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности;
-Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
-Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;
-Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.
В своей работе по проектно - экспериментальной деятельности я опираюсь на ведущие принципы развития дошкольников:
-Принцип психологической комфортности (снятии стрессовых факторов);
-Принцип природосообразности (индивидуальные особенности детей);
-Принцип дифференцированного подхода (создание специальных педагогических ситуации, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников);
-Принцип деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность);
-Принцип творчества (приобретение ребёнком собственного опыта творческой деятельности).
Чтобы разработать проект надо подготовить план работы. Здесь представлен примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта
2. Разработка плана движения к цели
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта
4. Составление плана – схемы проекта
5. Сбор, накопление материала
6. Включение в план – схему проекта занятий по всем видам детской деятельности
Чтобы повысить эффективность экологического образования
использую различные методы и приёмы:
- циклы наблюдений за растениями в природе и на участке.
- ведение календаря природы, занятия, экскурсии в природу,
- целевые прогулки, трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде.
Разнообразные игры:
Дидактические и речевые, «Найди дерево по описанию», «по листочку», «Времена года», логические сюжетно-ролевые, подвижные игры, « Раз, два, три - к дереву беги».
Психогимнастика, имитационные упражнения, чтение познавательной литературы, стихотворений, пословиц и поговорок, рассматривание демонстрационного материала, изготовление макетов по теме проекта.
Художественно-эстетическое творчество, оформление выставки детских работ.
Вовлечение в работу родителей.
Одно из важных условий воспитательно–образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды.
Развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль: «Уголок природы», в котором находятся комнатные растения, инвентарь для ухода за ними (ящики для рассады, лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки.), мини- огород, аквариум, художественная литература, альбомы о природе, наглядный материал, календарь природы.
«Исследовательский уголок»: в данном месте дети проводят исследования, занимаются экспериментированием. В уголке есть приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, медицинские материалы:
пипетки, колбы, мерные ложки; природный материал: камешки, глина, песок; жёлуди, разнообразные семечки, ракушки, шишки и т.д.;
бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; прочие материалы: зеркала, крупы различные, цветные и прозрачные стекла.
Свою работу по экологическому воспитанию, над которой работаю четвертый год, начинала с детьми 2-ой младшей группы. За это время мной разработаны исследовательские проекты: «Мир домашних животных», «Одуванчик, одуванчик-золотистый сарафанчик», «Наши младшие друзья-насекомые», «Деревья нашего края».
Проект «Мир домашних животных» был реализован во 2-й младшей группе. На основе интересов детей к домашним животным, я поставила цель разработать проект по этой теме.
Основная часть деятельности проводилась под руководством воспитателя и специалистов детского сада.
Родители были вовлечены в изготовление книжек – малышек с загадками о домашних питомцах.
Проект «Одуванчик, одуванчик-золотистый сарафанчик» разработан в средней группе группе.
Инициаторами стали дети. Им было сложно понять, как один и тот же цветок может выглядеть по разному.
Для реализации проекта был проведен цикл наблюдений за одуванчиком,
Психогимнастика, дидактические игры: «Полевые цветы», «Собери одуванчик», «Угадай растение»
Результаты своих наблюдений дети оформили в творческой деятельности самостоятельно и с привлечением родителей.
Младшими друзьями-насекомыми дети заинтересовались тоже в средней группе.
Для исследования были взяты три объекта.
Проводились опыты: мы насыпали сахарный песок в посуду, отгораживали его и наблюдали смогут ли муравьи пробраться к нему. Резали апельсин на дольки для бабочек.
Различные наблюдения за насекомыми: рассматривали насекомых через лупы и в разные погодные условия наблюдали за их действиями.
Творческая деятельность.
В старшей группе мной был разработан проект «Деревья нашего края»
Активное участие принимали специалисты детского сада и родители.
Проводился сравнительный анализ двух деревьев: березы и ивы.
Изготавливались макеты деревьев.
Макет нашего участка, разработаны правила поведения в лесу.
А дома с родителями дети создали проекты, о дереве нашего края, которое выбрали самостоятельно.
Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:
– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
– у них развита высокая творческая активность, самостоятельность, инициативность;
– дети быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого; умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней; ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка – дошкольника трудно переоценить.
Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.
Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждает интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и радоваться им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"
Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...
Опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами игровых дидактических пособий»
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме развития познавательных способностей дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образова...
«Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность с использованием ИКТ технологий»
Средний дошкольный возраст – замечательное время для развития творческих талантов. Малыши этого с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при...
Опыт работы на тему: "Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность"
Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с пе...
Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Для педагогов дошкольных образовательных учреждений ...
Педагогический опыт работы по теме:«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериментальной деятельности»
Педагогический опыт работы Шапаревой Е.А. представлен в виде портфолио о проделанной работе по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством исследовательской и экспериме...
Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности».
Представляю вашему вниманию опыт своей работы по данной теме....