Учебное методическое пособие
методическая разработка (младшая группа) на тему
«Использование сюжетно-ролевых, пальчиковых и подвижных игр с ролями в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metod.posobie.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Использование сюжетно-ролевых, пальчиковых и подвижных игр с ролями в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Автор: Анисимова Э.Р.
Воспитатель ГБДОУ Детский сад № 3
Санкт-Петербург
2018 год
Для маленького ребенка игра это главное и развлечение, и занятие. Для ребенка игра – это средство самореализации и самовыражения.
Игра обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, позволяет реализовать самые разные его стремления и желания.
Игра не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.
Сюжетно-ролевые игры
1 игровые ситуации из раннего возраста;
2 сюжетно-ролевая игра «Доктор» (отождествляемые роли – доктор, больной)
Игровые действия:
- даем лекарство (микстуру, таблетки);
- измеряем температуру;
- ставим компресс;
- делаем укол;
- смазываем рану и др.
3 сюжетно-ролевая игра «Семья» (роли - мама, папа, ребенок)
Игровые действия:
- мама идет в магазин;
- мама убирает дом;
- папа чинит (машину, мебель);
- мама стирает (гладит) платочки;
- мама готовит обед;
- мама укладывает спать и др.
4 сюжетно-ролевая игра «Гости» (роли – мама-хозяйка, гость)
Игровые действия:
- уборка дома;
- накрывание праздничного стола;
- мама готовит праздничный обед (чай);
- мама угощает гостей и т.д.
5 сюжетно-ролевая игра «Автобус» и «Поезд» (роли – водитель-машинист, пассажиры, кондуктор)
Игровые действия:
- строительство автобуса (поезда);
- ведение автобуса, езда на автобусе;
- выход на остановках.
6 сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» (роли – парикмахер или мама, клиент (ребенок)
Игровые действия:
- надевание накидки и халата;
- расчесывание, причесывание и сушка волос.
7 сюжетно-ролевая игра «Водитель грузовой машины» (роли – водитель, грузчик, строитель)
Игровые действия:
- строительство грузовой машины;
- погрузка кирпичей (груза);
- разгрузка груза, строительство.
Основные задачи обучения и ступени игровых навыков:
- научить манипулировать предметами в определенном порядке (последовательно) в соответствии с сюжетом, подражая взрослым;
Научить пользоваться предметами-заменителям, повторяя отработанный алгоритм действия.
Пальчиковая гимнастика
Мальчик-пальчик, где ты был? (поочередное потирание всех пальчиков)
-с этим братцем - в лес ходил
- с этим братцем - щи варил
-с этим братцем - кашу ел
- с этим братцем – песни пел
Сорока белобока
На порог скакала,
все поджидала,
не придут ли гости?
Не съедят ли кашку?
Гости не бывали
Кашку не едали
Всю кашку Сорока-белобока деткам отдала:
Этому – на ложке, (поочередное потирание всех пальчиков)
Этому – на поварешке,
Этому – на ухвате,
Этому – на лопате,
Мальчику-пальчику –пока ничего
Семья
Этот пальчик – дедушка, (поочередное потирание всех пальчиков)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья
Семья
(пальцы обеих рук складываются вместе кончиками)
- кто приехал? (быстро хлопаем кончиками больших пальцев)
-мы, мы, мы! (все пальцы кроме больших похлопывают кончиками)
- мама, мама, это ты? (хлопают большие пальцы)
-да, да, да! (хлопают указательные пальцы)
- Папа, папа, это ты? (хлопают большие пальцы)
-да, да, да! (хлопают средние пальцы)
- братец, братец, это ты? (хлопают большие пальцы)
-да, да, да! (хлопают безымянные пальцы)
- ах, сестренка, это ты? (хлопают большие пальцы)
-да, да, да! (хлопают мизинцы)
- вот и вся моя семья (быстро хлопаем кончиками всех пальцев)
Прогулка
1,2,3,4,5 – пошли пальчики гулять (сжимание-разжимание пальцев, поочередное потирание всех пальчиков)
- этот пальчик – рыл песок: вот так, вот так (» имитирует копательные движения)
- этот – делал пирожок: вот так, вот так (имитация лепки пирожков)
- этот – с горки катался: забирался-поднимался–вжик-ух! Спускался (имитируем подъем и спуск с горы)
- этот – в травке валялся: вот так, вот так (вертушка руками)
этот – умницей был: хорошо он говорил (поглаживание и потирание пальца)
Прогулка
Жили были в домике
Маленькие гномики
Токи, Микки, Лики, Пики, Чики
1,2,3,4,5 – пошли гномики стирать:
Токи- рубашки, (поочередное загибание пальчиков)
Микки – платочки,
Ликки – штанишки,
Пики – носочки,
Чики – умница был, всем водички носил (имитируем стаканчик с водой)
Чики-брики ( разговор пальцев, попеременное похлопывание подушечками пальцев))
Чики-брики, ты куда? («разговор» большого и указательного пальцев одной руки)
-чики-брики, на базар! («разговор» большого и указательного пальцев другой руки)
-чики-брики, а зачем? («разговор» большого и среднего пальцев одной руки)
-чики-брики, за овсом! («разговор» большого и среднего пальцев другой руки)
-чики-брики, а кому? («разговор» большого и безымянного пальцев одной руки)
-чики-брики, а коню! («разговор» большого и безымянного пальцев другой руки)
-чики-брики, а какому? («разговор» большого пальца и мизинца одной руки)
-чики-брики, вороному! («разговор» большого пальца и мизинца другой руки)
Хоровод пальцев
1,2,3,4,5 – (хлопки в ладоши на счет)
-вышел пальчик погулять (указательный палец делает вращательные движения по ладошке)
-только вышел из ворот – глядь- другой к нему идет (присоединяется средний палец)
- вместе весело идти, ну-ка третий – выходи! (присоединяется безымянный палец)
- вместе встанем в хоровод - вот! (хлопок)
Дружба
(пальцы обеих рук соприкасаются вместе кончиками и похлопывают)
- дружат в нашей группе девочки и мальчики
- мы с тобой подружим маленькие пальчики
1,2,3,4,5 (поочередные хлопки одноименных пальцев под счет)
Начинаем мы считать! (одновременные хлопки всех пальцев)
1,2,3,4,5 (поочередные хлопки одноименных пальцев под счет)
- мы закончили считать!
Моя семья
1,2,3,4 – кто живет в моей квартире? (хлопки в ладоши под счет)
1,2,3,4,5 всех могу пересчитать (хлопки в ладоши под счет)
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, (Поочередное поглаживание пальцев на обеих руках)
Два котенка, мой щегол, сверчок и я – вот и вся моя семья!
Зима
(поочередное потирание всех пальчиков)
- этот пальчик лепит ком,
этот - строит снежный дом,
этот пальчик снег бросал,
этот пальчик снег копал,
ну а этот – отдыхал… (ручки под щечку)
Птички
Прилетели птички, птички-невелички (скрепить большие пальцы
Крыльями махали, ближе подлетали. (имитируем движения крыльев пальцами обеих рук )
(поочередное потирание всех пальчиков)
Вот синичка, вот ворона, это голубь, вот сорока,
Эта птица – воробей, сосчитай-ка их скорей!
Разговор зверей («разговор пальчиков)
(поочередное похлопывание большого пальца с другими пальцами )
-повстречались две овечки и сказали: бе-бе-бе,
-повстречались две коровки и сказали: му-му-му,
-повстречались две собачки и сказали: гав-гав-гав,
-повстречались два утенка и сказали: кря-кря-кря,
-повстречались два котенка и сказали: мяу-мяу-мяу!
Ежик
Под горою ежик спит, (прячем большой палец левой руки в кулачок)
Он храпит: Хыр-р, лип-лит. (подносим кулак к уху, слушаем)
Солнце над горой встает, (правой открытой ладонью описываем полукруг)
Каждым лучиком поет: (загибаем и разгибаем последовательно пальцы правой руки)
Просыпайся, соня-Еж!
Ну а ежик все храпит: Хыр-р, лип-лит (подносим кулак к уху, слушаем)
Птицы прилетали, клювами стучали (открытые ладони обеих рук движутся навстречу друг другу, загибая и разгибая по 4 п альца, большие пальцы изображают клювы)
Просыпайся, просыпайся! За работу принимайся! (большой палец правой руки стучит по кулаку левой руки, где спит Еж)
Прибежали мышки и скребли по крышке (правой рукой сбегаем по плечу левой руки на кулак и скребем пальчиками)
-это кто здесь спит?
А в ответ: Хыр-р, лип-лит (подносим кулак к уху, слушаем)
Прилетела мошка (правая рука сложена в «щепотку»)
Щель нашла в окошке («щепотка» правой руки ввинчивается в кулак левой)
Ежа за нос укусила
Еж: -Апчхи! Меня мошка укусила Вынимаем большой палец из кулака, шевелим им)
На мельнице
Мышка зернышко нашла (пальцы правой руки сложены «в щепоть», бьют по ладони левой руки)
И на мельницу снесла, (руки поочередно скрещиваются прямыми кистями)
Намолола там муки, (машем скрещенными ладонями)
«лодочками», имитируем лепку пирожков)
Мышонку с морковкой: (растираем мизинец левой руки)
Мышонку с капустой: (растираем безымянный палец левой руки)
Мышонку с картошкой: (растираем средний палец левой руки)
Мышонку с морошкой:
А для большого толстяка (растираем большой палец левой руки)
Все четыре пирожка (дотрагиваемся до всех четырех пальчиков)
Заглянула мышка в щелку, (ручками делаем окно у лица)
Убежала мышка в норку, (ручки убираем за спину)
Листья
1,2,3,4,5 – будем листья собирать (хлопаем в ладошки)
(поочередное потирание пальцев)
Листик березы, листик рябины, листики тополя, листик осины,
Листики дуба мы соберем, маме огромный букет отнесем.
Подвижные игры с ролями
1 Курочка и цыплята
Роли: курочка, цыплята
2 Игра «Курочка» (догонялки)
Роли: курочка, цыплята, гусь
3 Игра «Хитрый кот» (догонялки)
Роли: кот и мыши
4 Игра «Кот и мыши» (хороводная, догонялки)
Роли: кот и мыши
5 Игра «Тучки и солнышко» (догонялки)
Роли: солнышко и тучки
6 Игра «У медведя во бору» (догонялки)
Роли: дети, медведь
7 Игра «Три медведя» (имитация)
Роли: дети, медведь
8 Игра «Маша и медведь» (хороводная, догонялки)
Роли: медведь, Машенька
9 Игра «Мишка бурый» (прятки или догонялки)
Роли: медведь, пчелы
10 Игра «Гуси» (имитация)
11 Игра «Гуси и волк» (догонялки)
Роли: гуси, волк
12 Игра «Собачка» (догонялки)
Роли: утки, собачка
13 Игра «Баба снежная» (хороводная, догонялки)
Роли: дети и снежная баба
14 Игра «Лиса и зайцы» (прятки)
Роли: лиса и зайцы
15 Игра «Лиса и зайцы» (догонялки)
Роли: лиса и зайцы
16 Игра «Заинька» (имитация)
17 Игра «По ровненькой дорожке» (имитация)
18 Игра «Одуванчики» (прятки)
Роли: одуванчики
19 Игра «Каравай» (хороводная)
20 Игра «Карусели» (имитация)
21 Игра «Птички» (хороводная, имитация и догонялки)
Роли: птички, котик
22 Игра «Лето» (хороводная)
Роли: солнышко
23 Игра «Подковка» (хороводная, догонялки)
Роли: ослик
24 Игра «Стадо» (пятнашки)
Роли: овцы, бараны, волк, пастушок
Игра «Курочка» (догонялки)
Роли: курочка, цыплята, гусь
Курочка по сенечкам похаживала
Деток-цыпляток уговаривала:
- вы не бегайте цыплятки по дворику, не ищите вы зерен у заборика.
К заборику гусак подбирается, цыплят он щипать собирается.
(Цыплята идут за курицей, по окончании стишка выбегает гусь и догоняет цыплят).
Игра «Собачка» (догонялки)
Роли: утки, собачка
«Ты собачка не лай, наших уток не пугай!
Утки наши белые, без того не смелые.»
(Дети идут за воспитателем, имитируя уток, по окончании текста выбегает собачка и догоняет с лаем уток)
Игры осенью
Игра «Тучки и солнышко» (догонялки)
Роли: солнышко и тучки
Тучи по небу ходили, красно солнышко ловили:
«А мы солнышко догоним, а мы красное поймаем!»
Солнышко побежало, красное поскакало:
«А я тучек не боюсь, я от серых увернусь!»
(дети-тучки идут за воспитателем, произнося слова, приближаясь к солнышку. Солнышко произносит последние слова и убегает от тучек, тучи ловят солнце).
Игра «Мишка бурый» (прятки или догонялки)
Роли: медведь, пчелы
-Мишка бурый, мишка бурый, от чего такой ты хмурый?
-я медком не угостился, вот на всех и рассердился!
Раз, два, три, четыре, пять, начинаю мед искать.
(можно искать пчелок, можно мишке убегать от пчелок)
Зимние игры
Игра «Баба снежная» (хороводная, догонялки)
Роли: дети и снежная баба
(Снеговик замирает, детям предлагают встать вокруг него, дети идут по кругу)
- Баба снежная стоит, утром дремлет, ночь не спит
(дети крадутся к Снеговику)
- вечерами ночи ждет, ночью всех пугать идет.
(дети разбегаются, Снеговик бегает за малышами)
- никого я не догнал, никого не напугал.
Игра «Лиса и зайцы» (прятки)
Роли: лиса и зайцы
- из-за белого сугроба уши длинные торчат
-поищи лиса, попробуй, хитрых, беленьких зайчат.
Зря стараешься, плутовка, не найдешь, ты их, кума,
потому, что зайцев ловко прячет бабушка-зима.
(Зайцы бегают врассыпную, с окончанием музыки все присаживаются на корточки, наклоняя головы и показывая ушки. Лиса не находит зайцев)
Игры весной
Игра «Одуванчики» (прятки)
Роли: одуванчики
По краешку канавки на травяном диванчике
Весело гурьбою расселись одуванчики.
Тут и солнышко взошло, покатилось мячиком
Ищет красно солнышко, где же одуванчики?
С. – желтый одуванчик, я тебя сорву!
Желтый одуванчик спрятался в траву.
Игра «Лето» (хороводная, догонялки)
Роли: солнышко
По лужайке босиком, солнышком согрето (дети движутся по кругу поскоками),
За цветистым мотыльком побежало лето. (Лето на месте прыгает и машет руками)
Искупалось в реке, полежало на песке,
Загорело, пролетело и исчезло вдалеке.(Лето выбегает за круг и присаживается за кем-нибудь, это следующий водящий)
Игра «Подковка» (хороводная, догонялки)
Роли: ослик
Звонкою подковкой подковали ножку (дети идут по кругу)
Выбежал с обновкой ослик на дорожку (в центре Ослик с подковкой)
Новою подковкой звонко ударял (скачет галопом)
И свою подковку где-то потерял (кладет подковку между двумя игроками, они бегут в разные стороны по кругу, кто быстрее схватит подкову, тот и будет новым осликом)
Игра «Стадо» (пятнашки)
Роли: овцы, бараны, волк, пастушок
Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!
Травка мягкая, роса сладкая,
Гони стадо в поле погулять на воле
(Дети зовут пастушка, он гонит прутиком стадо на волю, овцы гуляют на травке. Пастух кричит «Волк», волк догоняет овечек и пятнает их.)
Игра «Хитрый кот» (догонялки)
Роли: кот и мыши
-хитрый кот в углу сидит, притворился, будто спит,
мышки, мышки, вот беда, разбегайся кто-куда!
(кот спит в углу, дети-мышки или подходят на носочках к нему, или идут вокруг него и поют, далее кот их догоняет)
Заяц Егорка
Заяц Егорка свалился в озерко (дети бегут по кругу, в центре сидит Зайка)
Бегите под горку
Спасайте Егорку! (дети сходятся к центру, поднимают Зайку)
Игры и упражнения
(дополнительный речевой материал)
Ладушки
1 Ладушки, ладушки, (хлопки в ладошки)
-где были? – у бабушки!
-что ели? – кашку!
- что пили? – простоквашку.
2 Попили, поели (хлопки в ладошки)
Шу! Полетели (машем руками-крыльями)
На головку сели (руки на голову)
Сели-посидели-(качаем головой)
Прочь улетели…(машем руками)
3 Ладушки, ладушки, (хлопаем в ладошки)
-где были? – у бабушки!
А у нашей бабушки (ладошками «печем пирожки»)
На столе оладушки
И с малиной пирожок (хлопки ладонями «чашечками»)
Ну-ка съешь его, дружок (протянуть руки вперед)
(спросить у детей, какие пирожки они любят, с чем? Спросить у каждого)
4 Ладушки, ладушки, (хлопаем в ладошки)
Курочки-рябушки
Ладушки, ладушки, (хлопаем в ладошки)
Курочки-кладушки
Напугать Санюшку хотели (качаем головой)
Сели на лоб (пальчики на лоб)
Крылышками хлоп! Хлоп! Хлоп! (легкие хлопки пальцами по лбу)
А Санюшка их – хап, хап, хап (хватательные движения руками)
И поймал!
5 Титушки-потитушки (махать руками)
Прилетели утушки
Стали мошек ловить, (хлопать ладонь о ладонь, соединив их у запястья))
плоски клювики тупить
они сели на плетень (присесть, руки через стороны вниз)
просидели целый день.
уты, уты, полетели (машем руками)
на головку сели (руки на голову)
сели-посидели
да опять полетели (опять машем руками)
уты-уты-уты…
Пальчиковое упражнение
Пальчики одной руки спрашивают, пальчики другой руки - отвечают
-курочка-рябушка (уточка-крякушка), ты куда пошла?
– на речку!
-курочка-рябушка (уточка-крякушка), ты за чем пошла?
– за водичкой!
-курочка-рябушка (уточка-крякушка), зачем тебе водичка?
– цыпляток (утяток) поить!
-курочка-рябушка (уточка-крякушка), как цыплята просят пить?
- пи-пи-пи (кря-кря-кря)!
Упражнения:
1 По ровненькой дорожке шагают наши ножки (идем друг за другом)
Маленькие ножки бегут по дорожке бежим маленькими шажками
Большие ноги идут по дороге (идем, высоко подымая ноги)
Они шли, шли, шли и нас в лес привели.
2 Ау, ау, аукаем,
в лесу приаукиваем.
Столько нам грибков – сколько в лесу дубков,
Столько нам корзикое – сколько в лесу осинок
Ау-ау, аукаем
(Сложив руки у лица «рупором», аукать по два раза в каждую сторону с переносом тяжести тела с одной ноги на другую, пружиня ноги)
3 Вниз по озеру гагарушка плывет, (Рука согнута в локте)
Выше бережка головушку несет (кисть изображает голову и клюв
Выше леса крылья взмахивает (машем руками)
На себя воду заплескивает (махи руками на себя)
Игры в зверей
1 волк-волчок, шерстяной бочок. Бежим широким шагом
Через ельник бежал, в можжевельник попал
Зацепился хвостом. ночевал под кустом. Присесть, а потом лечь на пол
2 Я – рыжая лисица, я бегать мастерица (ходим, имитируя движения лисы)
Я – по лесу бежала, я зайку догоняла
И в ямку – бух! Попала (Присесть)
3 зайка серенький скакал (прыжками имитируем движения зайца)
От лисицы убегал,
сел под кусток (Присесть, сжавшись в «комочек»)
и ни звука – молчок ( прижать палец к губам)
4 (подражая движениям медведя обыгрываем стихотворение)
Мишка косолапый по лесу идет
Шишки собирает и в карман кладет
Вот упала шишка прямо мишке в лоб
Мишка рассердился и ногами – топ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"
Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....
Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).
Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....
Учебно - методическое пособие "Проектирование учебно - образовательной деятельности в ДОУ".
Учебно - методическое пособие, для детей в ДОУ....
Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников
Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...
Учебно-методическое пособие.Дидактическое пособие "Развивающая книжка из фетра"
Дидактическое пособие:«Развивающая книжка из фетра». Авторы: Земцовская Кристина Николаевна и Вороная Алина Александровна.Возраст детей: от 2 лет и старше. Познавательное и сенсо...
Положение о смотре-конкурсе «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» и методические рекомендации к созданию учебно-методического пособия
Положение о...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...