Развитие волевых процессов у малышей
консультация (младшая группа) на тему
консультация для педагогов и родителей по развитию волевых свойств и качеств у младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_volevyh_protsessov_u_malyshey.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие волевых процессов у малышей
Воля - это способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.
Воля на современном этапе развития науки представляет собой явление, которое связано фактически со всеми основными психологическими понятиями, такими как мышление, эмоции, характер, темперамент, способности, мотивация и др.
К волевым свойствам относятся: дисциплинированность, самостоятельность, выдержка, решительность, настойчивость.
К волевым качествам относятся: энергичность (способность поднять уровень активности до необходимого); терпеливость (сохранение определенного уровня активности); выдержка (способность сдерживаться); смелость (сохранение устойчивости для сохранения эффективной деятельности); организованность.
Общим синтезирующим свойством воли считается ее сила. В большей степени в ней проявляется общая способность человека к волевым действиям. На житейском уровне часто применяется выражение «слабовольный» или «волевой» человек.
Задачей воли является управление собственным поведением, сознательная саморегуляция активности. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. Особенность волевого поведения заключается в том, что человек внутренне переживает состояние «Я должен», а не «Я хочу». Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение.
Развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека. Но начинать работу по формированию воли необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте процессы наиболее подвижны и изменчивы. Дошкольный возраст признается наиболее важным и ответственным периодом формирования волевых качеств. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешне и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества.
Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Поэтому взрослые должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности. Для руководства ребенка в своих действиях словесной инструкцией необходимо создать специальные условия. До двухлетнего возраста дети не могут воспроизвести знакомое им действие без реального предмета действия (например, не имея ложки, показать, как ее пользуются). Поэтому существенным шагом в развитии произвольности является формирование способности к представлению отсутствующих предметов, благодаря чему поведение ребенка определяется не только наличной ситуацией, но и представляемой. Если каждое звено словесной инструкции ребенок будет сопровождать ориентировочными действиями (указательный жест и пр.), то есть соотносить инструкцию с объектом действия, то последующее выполнение инструкции становится возможным даже для детей 3-4 лет, так как способность ребенка к произвольному действию и подчинению инструкции взрослого, требующей преодоления непосредственного импульса к действию – формируется, к 4-м годам. Дети до 5-ти лет, как правило, подчиняют свои действия ситуативным обстоятельствам, а не слову. В период с 2-3-х лет большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка прочной реакции на 2 слова: «Надо» (требует действия даже вопреки желанию ребенка ) и «Нельзя» (запрещает действие, желаемое ребенком). Слова «Надо», «Можно», «Нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли. Было бы неправильно считать маленьких детей не способными к самообладанию и изображать их маленькими дикарями, которые живут неподдающимися обузданию инстинктами и импульсивными влечениями. Уже на 3-м году жизни дети обнаруживают самообладание. Оно проявляется в отказе от чего-нибудь неприятного, а также в решимости сделать что-нибудь приятное, если это необходимо. Примерно к этому же времени ребенок начинает понимать, что не всегда можно делать то, что хочется. Это значит, что дети способны к самоограничению. В то же время делать выбор (например, между двумя игрушками им еще трудно). К 3-м годам, а иногда и раньше у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности. «Я сам!» - требует малыш, бурно протестуя против вмешательства и помощи родителей. Маленькому ребенку гораздо труднее подчиниться требованию «не делать что-то», чем приказу «делать что-то другое». Поэтому взрослым выгоднее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме «Ты уже большая девочка, покажи, как ты это умеешь делать». Дети 3-х лет проявляют выдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие. Способность отодвинуть поступок на более позднее время уже выступает показателем развития воли 3-4-хлетних детей. Несформированность такого качества – показатель определенного отставания развития волевых действий у детей. С 4-х лет развивается контроль за своими действиями. На 4-5 году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у них чувством обязанности и, в случае невыполнения какой-либо обязанности, чувством вины перед взрослыми. К этому возрасту появляется способность постепенно преодолевать импульсивность своего поведения. Пятилетний ребенок уже может поступать обдуманно. Ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: он начинает брать на себя выполнение задания и действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Однако для дошкольников характерно и негативное проявление силы воли, выражающееся в упрямстве, негативизме и капризах (своеволии). Упрямство возникает как при резком ограничении свободы ребенка, его самостоятельности (как самозащита со стороны ребенка), так и при полной его безнадзорности (он привыкает действовать лишь по своему желанию). К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия – ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Воля становится компонентом психологической готовности к школе. Но не все компоненты волевого действия еще достаточно развиты. И взрослым следует это учитывать, соблюдая постепенность в повышении требований к детям, опираясь на его возможности, интересы, потребности. Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характере его отношений с другими детьми, умении преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других людей, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам. У детей с более высоким уровнем развития воли контакты со сверстниками более длительны и бесконфликтны.
В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка почти целиком складываются из импульсивных поступков – проявления воли наблюдается лишь время от времени при особо благоприятных для этого обстоятельствах. У малышей сохраняется ситуативность поведения, влияние на их действия непосредственно воспринимаемого, т. е., обладая зачатками воли, ребенок почти целиком зависит от внешних стимулов, которые определяют его поведение.
Развивать волевые качества у малышей необходимо через игровые ситуации. Именно игры воспитывают дисциплину, развивают устойчивое внимание у ребенка. Игровые ситуации развивают у детей умение действовать согласованно. Обыгрывание потешек, песенок и стихотворений учат ребенка согласовывать движения с текстом, развивают умение начинать и заканчивать движения по команде взрослого, развивают внимание, мышление, память. Волевые качества личности более старшего дошкольника лучше всего формируются в ведущих видах деятельности (игра, учение, общение, труд) при доминировании игры над остальными видами деятельности в психологическом развитии ребенка. Поэтому в дошкольном возрасте важнее всего создавать благоприятные условия для совершенствования волевых черт характера в различных играх, требующих проявления настойчивости и воли со стороны ребенка для достижения поставленных в игре целей (игры-соревнования, ролевые игры, игры-имитации, конструктивные, сюжетно-ролевые, коллективные игры). Занятия по изодеятельности как метод формирования воли малыша позволяет ребенку не только переживать чувство прекрасного, развивает в нем чувство цвета и пространства, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление, воля.
Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Именно поэтому взрослые должны уделять значительное внимание формированию этого качества личности. Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:
- Постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;
- Поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;
- Постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямым инструкциям, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;
- Создание условий для реализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и на занятиях.
Педагог призван помочь ребенку осознавать свои желания, требования взрослых, использовать их в разных способах выхода из трудного положения, используя анализ его причин, в поиске рациональных путей достижения цели, выборе из альтернативных типов поведения самого оптимального. Взрослым следует обратить внимание на следующие методы воздействия:
- Внимательно следить за тем, как ребенок проявляет самостоятельность, замечать и всячески поддерживать любые ее признаки.
- Если ребенок заявляет «Я сам» и явно претендует на то, чтобы делать что-то самостоятельно, без вмешательства со стороны окружающих людей, то в его дела не стоит активно вмешиваться, за исключением, конечно случаев, когда ребенок может невольно навредить себе или испортить какую-либо ценную вещь. Но и в этих случаях вмешательство должно быть ненавязчиво и незаметно для ребенка.
- Самостоятельность особенно следует приветствовать тогда, когда ребенок старается что-то сделать как можно лучше, проявляя при этом инициативу и настойчивость, желание и готовность преодолеть препятствия. Поощрение должно иметь место и тогда, когда ребенок старался, но у него не получилось. Главное состоит в том, чтобы в сознании самого ребенка поощрения ассоциировались именно с его старанием, а не с его способностями.
- Поощрения должны доминировать над наказаниями – это играет важную роль в развитии его волевых качеств, создает благоприятные условия для укрепления мотива к достижению успехов, связанного с волей.
Следует учитывать и возрастные аспекты формирования волевых качеств:
- у детей раннего дошкольного возраста - постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности;
- в младшем дошкольном возрасте (для предупреждения проявлений капризов и упрямства) -приучать к послушанию: слушаться старших, выполнять поставленные ими задачи, советы, указания, подчиняться авторитету взрослого, доверять взрослому;
- в среднем дошкольном возрасте - развивать самосознание, послушание, дисциплинированность, выполнение правил поведения, организованность;
- в старшем дошкольном возрасте – подводить детей к пониманию значимости требований взрослых и осознанного их выполнения.
Главное условие успеха воспитательной работы –соответствие требований пониманию ребенка, их аргументированность и целесообразность, связь с интересами ребенка и потребности жизни. Необходимыми является соблюдение режима дня, единство требований взрослых, четкие объяснения взрослого мотивов своего поведения и своих требований к ребенку, который способствует взаимному уважению ребенка и взрослого.
Памятка для родителей!
Развивая волевые качества ребенка:
- не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Ребенок испытает радости больше, если сам достигнет цели. Самостоятельное преодоление препятствий станет источником активных действий. Возможности ребенка во многом ограничены, и часто он не может добиться результата, тогда ему необходимо помочь. Поначалу не все будет удаваться правильно сделать, потребует вашей переделки и большего количества времени. Но не стоит нервничать или торопиться, необходимо проявить терпение, иначе у ребенка может пропасть интерес к этим действиям. Зато ваше терпение и затраченное время полностью окупятся: ребенок будет развиваться правильно, и значительно облегчится уход за ним.
- Формированию организованности и волевых черт характера ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня.
- Очень важно установить единый подход к ребенку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи, т. к. разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения ребенка, хитрость.
- Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя ребенку разрешать то, что запрещено было вчера. Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувство боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его волю.
- Весьма благоприятно сказывается на развитии волевых действий участие детей в домашнем труде, особенно вместе со взрослыми. Ребенок 2-4 лет уже может оказывать помощь в уборке комнаты, сервировке стола, приготовлении пищи и т. п. участие в домашнем труде дает ему возможность чувствовать себя полноправным и равноправным членом семейного коллектива, и вызывает одобрительное и уважительное отношение к самому себе и со стороны взрослых.
- Развитие волевых качеств закладывается еще в дошкольном возрасте, и именно в этом возрасте особенно важно их развитие, как своеобразного фундамента, который будет очень важен в развитии волевых качеств в более поздних возрастах. Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...