Рабочая программа педагогов группы 2 - 3 лет
рабочая программа (младшая группа) на тему
Программа характеризует специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг, обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 87.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИНЯТО» Педагогическим Советом МБДОУ №4 «Росинка» от «____» ________________2017 г. протокол № ___________ | «УТВЕРЖДЕНО» Заведующая МБДОУ № 4 «Росинка» ___________________О.Г.Черепанова «_____»_________________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагогов группы детей от 2 до 3 лет
«Цветик - Семицветик»,
составленная на основе основной образовательной программы дошкольного учреждения
с учетом примерной программы дошкольного образования
«От рождения до школы»
под ред. Н.Е.Вераксы, Т.И.Комаровой, М.А.Васильевой
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Авторы и разработчики Программы:
Рябцева Е.Л., воспитатель
Романова Е.В., воспитатель I квалификационной категории
I. Раздел. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей 2-3 лет «Цветик -Семицветик» разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ «Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида» (далее Программа) и является образовательным программным документом, на основании которого осуществляется воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от 2-х до 3-х лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию, физическому развитию.
Программа характеризует специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг, обеспечивает формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Реализуемая Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013 года), Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Письмом Минообразования РФ
«О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (от 14.03.2000г. № 65/23 -16), Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
Организация образовательной деятельности с детьми строится с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования: для групп общеразвивающей направленности:
- примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР
–программа «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой; в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР:
–программа С.Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Образовательная деятельность по программе дошкольного образования в МБДОУ осуществляется в группах в соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам».
Дополнительно педагогами ДОУ в образовательной деятельности используются:
Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду;
Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки»;
Ушакова О.С. «Программа развития речи дошкольников»;
Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий)»
Дыбина О.В.Ребенок в мире поиска. Программа ДОУ
Гончарова О.В.Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания
Зимонина В.Н.Расту здоровым. Программно-методическое пособие для детского сада
Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5—7 лет
Целью Программы является создание условий развития ребенка (в том числе и детей с ОВЗ), открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
обязательная часть: п. 1.6 ФГОС ДО:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
4) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
5) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
6) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
7) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
8) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
часть, формируемая участниками образовательных отношений:
9) осуществления психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ через реализацию адаптированных образовательных программ.
Рабочая программа предусматривает соблюдение следующих принципов дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- индивидуализация дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей;
- соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
- учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами; между ДОУ и начальной школой.
Возрастные особенности развития детей третьего года жизни
(от двух до трёх лет - 2 группа раннего возраста).
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения Программы с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производиться педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально – нормативные: возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниям преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
II. Раздел. Содержательный
1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных, примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания:
2.1.1. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Основная цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В качестве задач данной образовательной области выступают:
формировать представления о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира;
формировать общую культуру личности детей, развитие их социальных и нравственных качеств;
поддерживать инициативу, самостоятельность и ответственность ребенка в различных видах деятельности.
Принципы реализации задач:
создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации, детей;
учет этнокультурной ситуации развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
создание условий развития, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Основные направления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
- нравственное воспитание;
- развитие трудовой деятельности;
- формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме, природе;
- развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.
Основные направления образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения:
- безопасное поведение в природе;
- безопасность на дорогах;
- безопасность собственной жизнедеятельности.
Основные формы организации деятельности детей по формированию основ безопасности:
- образовательная деятельность;
- экскурсии;
- прогулки;
- наблюдения;
- анализ и решение проблемных ситуаций;
- игры - тренинги;
- развлечения.
Компоненты нравственного воспитания
Содержательный (представления ребенка об окружающем мире) | Эмоционально – побудительный (эмоционально – положительные чувства ребенка к окружающему миру) | Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности) |
- о культуре народа, его традициях, творчестве; - о природе родного края, страны и деятельности человека в природе; - об истории страны: - о символике родного города, края, страны (герб, гимн, флаг). | - любовь и чувство привязанности к родной семье и дому; - интерес к жизни родного города, страны; - гордость за достижения своего края, страны; - уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому; - любовь к родной природе, родному языку; - уважение к человеку – труженику и желание принимать посильное участие в труде. | - игра; - труд; - продуктивная деятельность; - музыкальная деятельность, - познавательная деятельность. |
Методы нравственного воспитания
Методы формирования нравственного поведения: | Методы формирования нравственного сознания: | Методы стимулирования: |
- приучение; - упражнение; - показ действий; - воспитывающие ситуации; - пример взрослых; - руководство деятельностью. | - убеждения в форме разъяснения; - внушение; - этическая беседа; - чтение художественной литературы; - рассматривание иллюстраций, картин. | - пример; - поощрение; - наказание; |
Средства нравственного воспитания:
- художественная литература;
- природа;
- собственная деятельность детей;
- общение;
- уход за животными и растениями;
- окружающая обстановка.
Методическое сопровождение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» представлено в Приложение № 1.
Трудовое воспитание
Виды труда:
- общественно – полезный труд;
- самообслуживание;
- труд в природе;
Формы организации трудовой деятельности
ПОРУЧЕНИЯ: | ДЕЖУРСТВА: | КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД: |
- простые, эпизодические - сложные и длительные; - коллективные и индивидуальные. | - по столовой; - по подготовке к занятиям; - по уголку природы. | - общий труд; - совместный труд. |
Основные методы трудового воспитания:
- показ;
- объяснение;
- обсуждение процесса труда и его результатов;
- оценка;
- обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ (виды интегративной деятельности направлений «Социализация», «Труд» и «Безопасность»)
СМ. В Приложение 2
2.1.2 Содержание образовательной области «Познавательное развитие»
Основная цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Задачи познавательного развития в ФГОС ДО
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий, становление сознания;
- Развитие воображения и творческой активности;
- Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Основные направления образовательной области «Познавательное развитие»:
- развитие элементарных математических представлений;
- развитие познавательно – исследовательской деятельности;
- ознакомление с предметным окружением и социальным миром;
- ознакомление с миром природы и формирование экологического сознания.
Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников
Виды экспериментирования:
НАБЛЮДЕНИЕ
(целенаправленный процесс в результате, которого ребенок сам должен получит знания)
ОПЫТЫ
Кратковременные и долгосрочные
Демонстрационные и лабораторные
Опыты – доказательство и опыты - исследование
ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(как нахождение способа действия)
Познавательное развитие дошкольников
- Развитие мышления, памяти, внимания;
- Различные виды деятельности;
- Вопросы детей;
- Занятия по развитию логики;
- Развивающие игры;
- Развитие любознательности;
- Развитие познавательной мотивации;
- Развитие воображения и творческой активности;
- Формирование специальных способов ориентации;
- Экспериментирование с природным материалом;
- Использование схем, символов, знаков.
2.1.3. Содержание образовательной области «Речевое развитие»
Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития:
- Овладение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные направления работы по развитию речи детей
- Развитие словаря;
- Развитие связной речи;
- Воспитание звуковой культуры речи;
- Воспитание любви и интереса к художественному слову;
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи;
- Формирование грамматического строя.
Методы и приемы развития речи
Методы развития речи по используемым средствам:
НАГЛЯДНЫЕ: - наблюдения - экскурсии - рассматривание натуральных объектов | СЛОВЕСНЫЕ: - чтение - рассказывание - заучивание наизусть - пересказ - беседа - рассказывание без опоры на наглядность | ПРАКТИЧЕСКИЕ: - дидактические игры -игры – драматизации - инсценировки - дидактические упражнения - пластические этюды - хороводные игры |
Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности:
ПРОДУКТИВНЫЕ: - обобщающая беседа - рассказывание - пересказ с перестройкой текста - моделирование - творческие задания | РЕПРОДУКТИВНЫЕ: - метод наблюдения и его разновидности - рассматривание картин - чтение художественной литературы - пересказ -заучивание наизусть - игра – драматизация по содержанию лит.произведения |
Приемы развития речи
СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ: - речевой образец -повторное проговаривание - объяснение - указания - оценка детской речи - вопрос | НАГЛЯДНЫЕ ПРИЕМЫ: - показ иллюстрированного материала -показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению | ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ: - словесные игры и упражнения - дидактические игры -имитационно – моделирующие игры - ролевые обучающие игры - игровые проблемно – практические ситуации |
Средства развития речи
- Общение взрослых и детей;
- Художественная литература;
- Культурная языковая среда;
- Изобразительное искусство, музыка, театр;
- Обучение родной речи на занятиях;
- Занятия по другим разделам программы.
2.1.4. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: формирование интереса к художественной стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи художественно – эстетического развития:
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Основные направления образовательной области
« Художественно – эстетическое развитие»
Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы | Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства | Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира | Художественная и изобразительная деятельность |
2.1.5. Содержание образовательной области «Физическое развитие»
Цель: формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, основ здорового образа жизни,
гармоничное физическое развитие
Задачи физического развития:
- Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- Становление ценностей здорового образа жизни;
- Овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Основные направления образовательной области «Физическое развитие»
Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности
Становление ценностей здорового образа жизни
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
Методы физического воспитания
НАГЛЯДНЫЕ - показ физических упражнений; - показ основных видов движений; | СЛОВЕСНЫЕ - объяснение, пояснение, указание; - подача команд, распоряжений; - вопросы к детям; - образный сюжетный рассказ, беседа; - словесная инструкция | ПРАКТИЧЕСКИЕ - повторение упражнений; -проведение упражнений в игровой форме; - проведение упражнений в соревновательной форме |
Формы работы по физическому развитию
- Физкультурные занятия;
- Утренняя гимнастика;
- Корригирующая гимнастика;
- Оздоровительная гимнастика после дневного сна;
- Подвижные игры;
- Спортивные кружки, секции;
- Физкультминутки;
- Спортивные праздник, досуги;
- Физические упражнения на прогулке;
- Самостоятельная двигательно – игровая деятельность детей
Средства физического развития
- Двигательная активность, физические упражнения;
- Естественные силы природы (солнце, воздух, вода);
- Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна).
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ) ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СМ. Приложение 1
2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Особенности интеграции образовательных областей в группах общеразвивающей направленности
Формы, способы, методы и средства реализации программы подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности (общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка):
Образователь ные области | Приоритетный вид детской деятельности | Формы, способы, методы и средства |
Социально-коммуникативное развитие | Игровая | Ранний возраст (1год- 3 года) Игры с составными и динамическими игрушками; Экспериментирование с материалами и веществами; Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; Двигательная активность. |
Коммуникативная (общение со взрослыми и сверстниками) | Ранний возраст (1год- 3 года) Общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. | |
Элементарная трудовая | Ранний возраст (1год- 3 года) Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). | |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | Ранний возраст (1год- 3 года) Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.) |
Чтение ХЛ (восприятие) | Ранний возраст (1год- 3 года) Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок. | |
Художественно-эстетическое развитие | Продуктивная | Рисование, лепка, аппликация, использование нетрадиционных техник, творческая мастерская, изостудия, выставки, досуги, дидактические игры, проектная деятельность, викторины. |
Музыкальная | Ранний возраст (1год- 3 года) Восприятие смысла музыки. | |
Речевое развитие | Речевая ситуация, беседы, пересказ, творческое рассказывание, речевые игры, занятия по обучению грамоте . | |
Физическое развитие | Двигательная | Утренняя гимнастика, после сна (подвижные игры, игровые сюжеты). Гигиенические процедуры, закаливание в повседневной жизни, специальные виды закаливания, физкультминутки. Прогулки, двигательная деятельность на воздухе Индивид. работа по развитию основных видов движений. Физкультурные досуги, игры и развлечения. Самостоятельная двигательная деятельность. Работа спортивных секций. Физкультурные занятия |
2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Культурные практики, по мнению Н.Б. Крыловой представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни; обеспечивают активную и продуктивную образовательную деятельность ребенка. Они включают готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:
содержание, качество и направленность его действий и поступков;
индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.
Данные культурные умения реализуются в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в процессе разнообразных видов детской деятельности
Реализация образовательного процесса через образовательную деятельность и культурные практики в общеразвивающей группе.
В процесс групповой деятельности включаются следующие формы организации образовательной деятельности воспитанников:
- распределение совместных действий и операций (в том числе обмен способами действия), определение последовательности их выполнения;
- планирование общих и индивидуальных способов работы;
- коммуникация, обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимодополнения, и формирования взаимопонимания;
- рефлексия, связанная с изменением или формированием отношения к собственному действию в контексте содержания и форм совместной работы.
Методы реализации программы
- информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);
- метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
- эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
- репродуктивный метод – многократное повторение ребенком информации или способа деятельности;
- активные методы (метод ментальных карт, игровой метод, метод проектов);
- исследовательский метод - составление и предъявление
Виды культурных практик | Формы организации культурных практик |
Образовательные | Игры – путешествия, целевые прогулки, экскурсии, «Блуждание по картине», квест, создание и предъявление презентаций по исследуемой теме. |
Исследовательские | Создание мини-музеев, организация деятельности ребенка в центрах активности, детско-взрослое проектирование, детское экспериментирование и исследовательская деятельность, коллекционирование, изготовление книжек-малышек, изготовление ментальных карт по исследуемой теме. |
Коммуникативные | «Утренний сбор», встречи с интересными людьми, ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта, детские мастер-классы. |
Организационные | Организация проживания детьми опыта участия в каких-либо делах, участие в акциях различной направленности, планирование своей деятельности при помощи ментальных карт. |
Игровые | Час свободной игры, совместная игра воспитателя и детей, детский досуг, игротека. |
Художественные | Творческая мастерская, праздники и развлечения, выставки. |
Для реализации целей и решения программных задач педагогами используются инновационные методы и технологии:
- социо – игровой стиль обучения;
- использование компьютерных технологий;
- технологии ТРИЗ;
- метод проекта;
- метод наглядного моделирования;
- метод педагогического сотрудничества;
- метод экспериментирования;
- метод интегративного обучения и др.
2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы
- создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах активности и уголке неоформленного материала (развивающие и логические игры, речевые игры - импровизации, сюжетно – ролевые игры, театрализованные игры, самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность детей и др.);
- совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемных ситуаций (игры – путешествия на Север, в Африку, Космос, в Цирк, Подводный мир и др., квесты, подготовка и проведение развлечений, досугов и др.);
- совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей (опыты и экспериментирование);
- наблюдение и элементарный бытовой труд в центре познавательной активности;
- использование практик и технологий: «Метод проектов»; «Клубный час» («деятельностный» тип – самоопределение ребенка в различных видах деятельности: «тематический» тип - который включен в образовательное событие); «Детский мастер – класс».
Возраст | Приоритетная сфера инициативы | Условия |
2-3 года | Предметная деятельность и внеситуативно-личностное общение | 1.Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка (центры активности). 2. Рассказывать детям об их реальных, возможных и будущих достижениях. 3. Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей 4. Поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу 5. Помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей, поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости. 6.В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе. 7. Не критиковать результаты Де детей, а также их самих 8. Учитывать индивидуальные особенности детей: застенчивые, нерешительные, конфликтные, непопулярные 9. Уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков 10.Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласковые и тёплые слова; проявлять деликатность и тактичность. |
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Цель: создание единого пространства развития ребенка «семья - детский сад».
Система Взаимодействия участников образовательных отношений по созданию единого пространства развития ребенка выстраивается на следующих основаниях -принципах:
Принцип преемственности, согласованных действий.
Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
Принцип открытости.
Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.
Принцип обратной связи.
Этапы и способы реализации концептуальных положений
Этапы | Задачи | Формы |
1 этап взаимодействия - Адаптационный | Задача выявление представлений родителей о специфике деятельности образовательной организации | Анкетирование Консультации Инд.беседы Посещение на дому Совместное пребывание в ДОУ Родительская почта |
2 этап взаимодействия: | Задача нормирование представления родителей об особенностях образовательной деятельности с детьми в образовательной организации. | Совместное планирование образовательной деятельности с детьми в рамках комплексно-тематического плана Анкетирование, изучение удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности, условий Инд. и подгр. консультации по мере необходимости Практические семинары с учетом индивидуального развития детей, Конференции, круглые столы Наглядная агитация Семейный спортивный клуб "Олимпиец" Клуб молодых родителей Родительская почта Родительское собрание |
3 этап взаимодействия: | Поддержка новых форм взаимодействия участников образовательных отношений | Анкетирование Совместные экскурсии Конкурсы, праздники, развлечения, тур.слет Конкурс "Семья года" Родительская почта |
См. приложение - План работы с родителями в группе раннего возраста «Цветик - Семицветик»
2017-2018 уч. год
III. Раздел. Организационный
Режим дня
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
- время приёма пищи;
- укладывание на дневной сон;
- общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей 2-3 лет и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 2-3лет составляет 5,5-6часов.
(Режим, распорядок дня, учебный план, комплексно-тематическое планирование, особенности организации РППС (материально-техническое оснащение, учебно-методическое обеспечение (программы, технологии, учебные пособия, дидактический материал, документация смотри в Образовательной программу МБДОУ, приложениях))
Содержание рабочей программы
педагогов группы детей от 2 до 3 лет
«Цветик - Семицветик»:
- I. Раздел. Пояснительная записка с. 2
- Цель Программы. Задачи. с. 3
- Возрастные особенности развития детей третьего года жизни. с. 4
- Планируемые результаты освоения Программы с. 5
- Целевые ориентиры Программы. с. 7
- II. Раздел. Содержательный с. 7
- Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с. 7
- Содержание образовательной области «Познавательное развитие» с. 9
- Содержание образовательной области «Речевое развитие» с. 10
- Содержание образовательной области «Физическое развитие» с. 12
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с. 14
- Методы, формы реализации программы с. 16
- Способы и направления поддержки детской инициативы с. 17
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников с. 18
- III. Раздел. Организационный. с. 18
- Приложения:
Приложение 1. Физическое развитие. Развернутое комплексно-тематическое
планирование ООД.
Приложение 2. Социально-коммуникативное развитие. Развернутое комплексно- тематическое планирование ООД.
Приложение 3. Познавательное развитие. Речевое развитие (интеграция)
Приложение 4. Комплексно-тематическое планирование. Вторая группа
раннего возраста (от 2 до 3 лет).
Приложение 5. План работы с родителями в группе раннего возраста
«Цветик - Семицветик»2017-2018 уч. год
Приложение 6. Материалы и оборудование для игровой деятельности.
Приложение 7. Учебно-методическое сопровождение. Список литературы.
Приложение 8. Рекомендуемая литература для чтения детям 2-3 лет.
Список литературы
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. - М. : ООО «Издательство АСТ- ЛТД», 1997.
2. Авдеева, Н. Н. Безопасность : учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : 000 «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
3. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М. : Просвещение, 1978.
4. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н. А. Арапова-Пискарева. - М. : Мо¬заика-Синтез, 2006.
5. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991.
6. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пи¬люгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 1988.
7. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль : Академия развития, 2007.
8. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы
занятий / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
9. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей груп¬пе детского сада / Н. Ф. Губанова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
10. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрушин. - Таллин : Валгус, 1976.
11. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. : Детская литература, 1975.
12. Дошкольное воспитание : журн. - 1990. -№ 8 ; 1991. -№ 2, 7.
13. Душное, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М. : ДОСААФ, 1981.
14. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
15. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников : кн. для воспитателя детского сада /Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М. : Просвещение, 1993.
16. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре¬комендации / М. Б. Зацепина. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
17. Карпухина, Н. А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Знакомст¬во дошкольников с окружающим миром. Физическая культура. Утренняя гимнастика : практич. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Н. А. Карпухина. - Воронеж : ЧП Лакоценин С. С, 2008.
18. Кириллова, О. С. Красный - стой, зеленый - можно. Желтый светит - осторожно : для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кириллова, Б. П. Гучков. - Волгоград : Семь ветров, 1995.
19. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения / В. Р. Клименко. - М. : Про¬свещение, 1973.
20. Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность : метод, пособие по правилам дорожного движения для воспитателей / Н. Н. Клочанов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004.
21. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе дет¬ского сада : конспекты занятий / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.
22. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методиче¬ские рекомендации / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста №2 на 2015 – 2016 учебный год
Настоящая программа рассчитана на один год работы с детьми, является приложением к адаптированной образовательной программе МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах». Рабочая программа педагога дошколь...
Рабочая программа педагогов групп компенсирующей направленности.
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)
Принята на педагогическом совете Утверждаю:№1 от 25 сентября 2015г. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста (2 года обучения)
Рабочая программа для детей старшей группы с общими нарушениями речи (ОНР) - локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе...
Рабочая программа педагога. Группа общеразвивающей направленности детей 4-5 лет.
Рабочая программа педагога разработана с целью организации образовательной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности 4-5 лет (средняя группа). МБДОУ детский сад «Светлячо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ ГРУППЫ № 17 (с 4 до 5 лет) НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ ГРУППЫ № 17 (с 4 до 5 лет)НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа педагога группы "Радуга" 2017-2018 учебный год
Рабочая программа группы разработана на основе программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; издание 3- е, исправленное и дополненное) в соо...