Консультация для воспитателей "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"
консультация по теме
Народная мудрость гласит: "Посеешь привычку - пожнёшь характер". Перед взрослыми стоит очень ответственная задача - сформировать культурно-гигиенические привычки и тем самым повлиять на становление характера маленького человечка. В консультации педагоги и родители найдут основополагающие моменты взаимодействия с ребёнком в данном направлении, а также чёткие параметры сформированности культурно-гигиенических навыков для детей всех возрастов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kgn.pdf | 1.55 МБ |
tekst_kgn.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» (далее КГН)
Февраль, 2018 Г.
Старший воспитатель Бычкова Г.В.
Сл. 2. Даже для взрослого человека, а тем более для ребёнка, сначала любое новое действие кажется несовершенным и трудным для выполнения. Если задуматься, то даже вымыть руки для 2-хлетнего ребёнка является серьёзной задачей: надо понять, с чего начать? Как намылить руки? Что сначала – ладошку или тыльную сторону? Да ещё не забыть смыть пену…Но проходит время, и на выходе из детского сада дети автоматически выполняют эти действия. Вырабатывается навык мытья рук.
Сл. 3 Навыком принято называть действие, доведённое до автоматизма. При образовании навыка ряд частных движений сливается в одно. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых или сходных условиях. На основе привычек формируются черты характера.
Сл. 4. Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 35», основная часть которой разработана на основе Программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой уделяет достаточно внимания воспитанию КГН. Задачи этого направления отражены в следующих разделах: 2 г.ж. в разделе «Воспитание при проведении режимных моментов», все остальные возраста в разделе «Физическое развитие» в подразделе «Воспитание КГН». Внимание авторов сосредоточено на формировании навыков соблюдения личной гигиены и культуры еды.
Сл. 5. Воспитание - это питание духовной оси человека – его нравственного стержня. Воспитатели обладают эффективным инструментарием в виде педагогических методов, которые направлены на коррекцию поведения, формирование качеств личности, обогащение опыта деятельности детей. К методам воспитания КГН можно отнести: разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур; пример взрослого, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, поощрение, которое помогает ребёнку поверить в свои силы (особенно в освоении новых навыков). Более частичным проявлением того или иного метода является приём.
- Показ и объяснение – показ всегда должен сопровождаться объяснением, особенно в раннем возрасте. Причём важно разделять новое действие на операции: сначала акцентировать внимание на наиболее важном, затем на незначительном. Объяснение нового постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть как прямым, так и косвенным (заранее напоминает, настраивая детей на правильное выполнение задания).
- Упражнение и контроль. Ни один навык не может сформироваться без упражнений. Очень важен на начальной стадии формирования навыка контроль. Следует проверять, как выполнены отдельные действия в целом.
- Пример взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети по природе своей очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть как прямым («Делай как я!»), так и косвенным (используются различные формы, вызывающие интерес и привлекающие внимание).
- Игровые приёмы позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на ребёнка. Помогают закрепить имеющиеся навыки дидактические игры, игра «в ошибки».
- Использование иллюстаций, худ. слова, инсценировок – всё это уточняет представления детей о том, как надо применять тот или иной навык.
- Единство требований взрослых . Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые в детском саду, а обязанность персонала ДОУ – быть достойным примером в проявлении КГН.
Сл. 6. В качестве методического сопровождения к Программе по данному вопросу в методическом кабинете имеются методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию наглядно-дидактического комплекта «Гигиенические основы воспитания детей раннего (младшего, среднего и старшего) возраста: алгоритм в картинках» для организации освоения дошкольниками культурно-гигиенических и трудовых навыков.
Сл. 7. Каждый комплект включает в себя 16 красочно оформленных карт, позволяющих доступно и увлекательно осуществлять сопровождение в освоении правил культуры и гигиены. В методических рекомендациях дано примерное описание организации работы с наглядно-дидактическими картинками для детей каждого возраста, конкретные дидактические игры.
Сл. 8 В дошкольном учреждении каждый уголок, оформленный руками воспитателей, носит развивающий, образовательный характер. Можно оборудовать полноценный уголок, например, Мойдодыра, где будет сосредоточен весь дидактический материал по формированию навыков ЗОЖ и КГН.
Сл. 9-12 Всевозможные дидактические игры, которые позволят в игровой форме закрепить сформированные представления.
Сл. 13-14 Постоянно поддерживать интерес к дидактическим картинкам позволяет использование алгоритмов в тех местах, где дети могут самостоятельно изучать правила и нормы. Например, алгоритм одевания – в раздевалке, мытья рук – в туалетной комнате.
Сл. 15 При правильно организованной работе воспитателя дети должны достигнуть следующих результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста"
Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, ...
Консультация для родителей "Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
консультация для родителей...
Консультация для родителей «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Развитие вокальных навыков у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Воспитание культурных навыков у детей дошкольного возраста"
Не стоит забывать, что кино, театр и выставки это тоже культурные места....
Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»...