Формирование у детей познавательно-речевого развития через игровые технологии.
консультация (подготовительная группа) по теме

Смаранди Матрёна Дмитриевна

Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как  дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача педагога заключается в том, чтобы  сформировать у ребенка грамотную и  связную речь.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКАЗКА»

Выступление на педагогическом совете.

Формирование у детей познавательно-речевого  развития через игровые технологии.

                                                                                                                                          Воспитатель группы

 «Дюймовочка»

Смаранди М. Д.

                                                                                                                                             

г. Покачи, 2018г.

Слайд №1.  Формирование у детей познавательно-речевого  развития

через игровые технологии.

Слайд №2. Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как  дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача педагога заключается в том, чтобы  сформировать у ребенка грамотную и  связную речь.   С помощью игровых технологий мы стараемся поддержать и обеспечить развитие умственных   речевых способностей дошкольников. Игровые  технологии применяем на занятиях по развитию речи и в индивидуальной работе с детьми.

Наш девиз:

Слайд №3. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.

В процессе обучения речевых способностей ребенка мы в своей работе используем разнообразные методы и игровые технологии:

Слайд №4 Артикуляционная гимнастика -  комплекс  специальных упражнений, направленных на  укрепление органов речевого аппарата,  для  формирования правильного звукопроизношения. Эта гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту». Н-р: «Давай поиграем с язычком…» (по рекомендации логопеда используем схемы проведения артикуляционной гимнастики, для укрепления тонуса мышц щек, губ и языка).

1. «Лягушки улыбаются» («Улыбка»)

Квака любит улыбаться,

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

2. «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы

Посчитаем наши зубы.

3. «Хобот слонёнка»

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

4. «Бублик»

Бублик мы изобразили—

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

5. «Киска»

Киска сердится на Машу:

Хочет рыбку, а не кашу.

6. «Часики»

Наш веселый язычок
Повернулся на бочок
Смотрит влево 
Смотрит вправо
А потом опять вперёд

7. «Маляр»

Вот и банка с краской рядом, 
Обновить заборчик надо
Стала кисточка плясать, 
Потолок наш не узнать

8.«Качели»

На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.

Раз- скорее улыбнись.

Два – язык опустим вниз.

9. «Лошадка»

На лошадках по дорожке

Скачут Аня и Серёжа.

10. «Пароход гудит»

Пароход плывёт по речке
И труба дымит, как печка.

Слайд №5  Дыхательная гимнастика - важнейшая функция организма, от которой зависят здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность (сдуваем снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки).

Слайд №6  Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Работая со сказкой, мы стараемся совершенствовать лексико-грамматические средства языка; развиваем диалогическую и монологическую речь;  приобщаем детей  к народному фольклору.

         Слайд №7 Куклотерапия. При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Также куклотерапия способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса), пополнению словарного запаса, усвоению элементов речевого общения, развитию артикуляционного аппарата.

Слайд №8 Мнемотехника. Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений, пословиц и поговорок.

Слайд №9  Н-р  Как мы используем вот эту схему. Моделирование.

Описание животных и зверей.

  1. Цвет.
  2. Величина.
  3. Части тела.
  4. Материал (мех, шкура).
  5. Их быт.
  6. Действие животных и зверей.

Слайд №10 Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи.

Слайд №11  Речевые  и дидактические игры («Один-много», «Скажи ласково», «Цепочка слов», «Продолжи рассказ» и др.)  стимулируют мыслительные процессы, а следовательно и речь ребенка. Дидактические игры применяем в  совместной деятельности с детьми с целью закрепления и систематизации знаний. В работе над дикцией, силы голоса, темпа речи используем скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Дети произносят их громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). Игра «Скажи с разной интонацией»-позволяет пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной  интонацией. Для формирования грамматического строя речи используем такие дидактические игры: «Рассели по домикам», «Кто где живет?», «Кто кем был?».

Слайд № 12 Работа с наглядным материалом.  Словообразование

Н-р «Какой суп?»- суп из рыбы-рыбный суп,…..  

 «Какое масло?» - масло из подсолнуха- подсолнечное,…..

 Многозначные слова –ручка, ….    

Слайд №13 Триз - теория решения изобретательских задач.

Триз – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно.  На занятиях с применением технологии триз у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.

Слайд №14 Основная задача триз- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.

Поэтому начинать занятия целесообразно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть если…?

       

Слайд №15  ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.  

Н-р:  Перевирание сказки.

На занятиях по развитию связной речи - она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции.

Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:

- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

- Не Желтая, а Красная

- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:

- Да нет же, не папа, а мама.

- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:

И так далее.

Что было бы если:

Цель данной игры найти как можно больше возможных вариантов ответов для данной ситуации. Примеры ситуаций:

к вам в дверь постучал крокодил;

на земле исчезли все кошки;

на земле исчезла вода

«Растеряшка».  Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается «Растеряшка», который  вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает вопрос: «Что с тобой?» Он смотрит на изображение на карточке и отвечает: «Я потерял то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?» Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. «Растеряша» выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.

Игра на внимание.

Педагог поочередно указывает на детей и повторяет как бы механически: рыбы, звери, птицы, рыбы, звери, птицы:и вдруг обращается (неожиданно) не по очереди к кому-нибудь: "звери". Тот, к кому обратились, должен в течение 2-3 секунд назвать зверя.

Слайд №16 Итог: использование игровых технологий помогает организовывать  работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие фонематических процессов у детей с ТНР через игровые технологии и приемы в образовательной области «Физическое развитие»

Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством...

Мастер-класс Театральная мозаика «Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии»

Цель: Создание условий для развития  речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии  посредством театральной деятельности. Освоение технологии изготовление традиционной ...

Мастер–класс «Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии»

ПРИЛОЖЕНИЕ  МАСТЕР-КЛАСС "Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии"....

Формирование взаимоотношений детей и родителей через игровую деятельность

моя цель, как педагога: педагогическая поддержка семьи в воспитании детей дополняя и обеспечивая более полную реализацию её воспитательных функций средствами игровой деятельности....

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЯ»

Использование LEGO – технологий в образовательном процессе представляет собой современную образовательную технологию, соответствующую принципам ФГОС ДО и развивающего образования дошкольни...

Формирование представлений о культуре питания у детей дошкольного возраста через игровые технологии

Формирование представлений о культуре питания у детей дошкольного возраста через игровые технологии.          Рациональное питание детей дошкольного возрас...