Формирование у детей познавательно-речевого развития через игровые технологии.
консультация (подготовительная группа) по теме

Смаранди Матрёна Дмитриевна

Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как  дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача педагога заключается в том, чтобы  сформировать у ребенка грамотную и  связную речь.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКАЗКА»

Выступление на педагогическом совете.

Формирование у детей познавательно-речевого  развития через игровые технологии.

                                                                                                                                          Воспитатель группы

 «Дюймовочка»

Смаранди М. Д.

                                                                                                                                             

г. Покачи, 2018г.

Слайд №1.  Формирование у детей познавательно-речевого  развития

через игровые технологии.

Слайд №2. Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как  дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача педагога заключается в том, чтобы  сформировать у ребенка грамотную и  связную речь.   С помощью игровых технологий мы стараемся поддержать и обеспечить развитие умственных   речевых способностей дошкольников. Игровые  технологии применяем на занятиях по развитию речи и в индивидуальной работе с детьми.

Наш девиз:

Слайд №3. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.

В процессе обучения речевых способностей ребенка мы в своей работе используем разнообразные методы и игровые технологии:

Слайд №4 Артикуляционная гимнастика -  комплекс  специальных упражнений, направленных на  укрепление органов речевого аппарата,  для  формирования правильного звукопроизношения. Эта гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту». Н-р: «Давай поиграем с язычком…» (по рекомендации логопеда используем схемы проведения артикуляционной гимнастики, для укрепления тонуса мышц щек, губ и языка).

1. «Лягушки улыбаются» («Улыбка»)

Квака любит улыбаться,

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

2. «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы

Посчитаем наши зубы.

3. «Хобот слонёнка»

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

4. «Бублик»

Бублик мы изобразили—

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

5. «Киска»

Киска сердится на Машу:

Хочет рыбку, а не кашу.

6. «Часики»

Наш веселый язычок
Повернулся на бочок
Смотрит влево 
Смотрит вправо
А потом опять вперёд

7. «Маляр»

Вот и банка с краской рядом, 
Обновить заборчик надо
Стала кисточка плясать, 
Потолок наш не узнать

8.«Качели»

На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.

Раз- скорее улыбнись.

Два – язык опустим вниз.

9. «Лошадка»

На лошадках по дорожке

Скачут Аня и Серёжа.

10. «Пароход гудит»

Пароход плывёт по речке
И труба дымит, как печка.

Слайд №5  Дыхательная гимнастика - важнейшая функция организма, от которой зависят здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность (сдуваем снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки).

Слайд №6  Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Работая со сказкой, мы стараемся совершенствовать лексико-грамматические средства языка; развиваем диалогическую и монологическую речь;  приобщаем детей  к народному фольклору.

         Слайд №7 Куклотерапия. При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Также куклотерапия способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса), пополнению словарного запаса, усвоению элементов речевого общения, развитию артикуляционного аппарата.

Слайд №8 Мнемотехника. Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений, пословиц и поговорок.

Слайд №9  Н-р  Как мы используем вот эту схему. Моделирование.

Описание животных и зверей.

  1. Цвет.
  2. Величина.
  3. Части тела.
  4. Материал (мех, шкура).
  5. Их быт.
  6. Действие животных и зверей.

Слайд №10 Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи.

Слайд №11  Речевые  и дидактические игры («Один-много», «Скажи ласково», «Цепочка слов», «Продолжи рассказ» и др.)  стимулируют мыслительные процессы, а следовательно и речь ребенка. Дидактические игры применяем в  совместной деятельности с детьми с целью закрепления и систематизации знаний. В работе над дикцией, силы голоса, темпа речи используем скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Дети произносят их громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). Игра «Скажи с разной интонацией»-позволяет пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной  интонацией. Для формирования грамматического строя речи используем такие дидактические игры: «Рассели по домикам», «Кто где живет?», «Кто кем был?».

Слайд № 12 Работа с наглядным материалом.  Словообразование

Н-р «Какой суп?»- суп из рыбы-рыбный суп,…..  

 «Какое масло?» - масло из подсолнуха- подсолнечное,…..

 Многозначные слова –ручка, ….    

Слайд №13 Триз - теория решения изобретательских задач.

Триз – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно.  На занятиях с применением технологии триз у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.

Слайд №14 Основная задача триз- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.

Поэтому начинать занятия целесообразно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть если…?

       

Слайд №15  ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.  

Н-р:  Перевирание сказки.

На занятиях по развитию связной речи - она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции.

Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку:

- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:

- Не Желтая, а Красная

- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и:

- Да нет же, не папа, а мама.

- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:

- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:

И так далее.

Что было бы если:

Цель данной игры найти как можно больше возможных вариантов ответов для данной ситуации. Примеры ситуаций:

к вам в дверь постучал крокодил;

на земле исчезли все кошки;

на земле исчезла вода

«Растеряшка».  Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается «Растеряшка», который  вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает вопрос: «Что с тобой?» Он смотрит на изображение на карточке и отвечает: «Я потерял то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?» Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. «Растеряша» выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.

Игра на внимание.

Педагог поочередно указывает на детей и повторяет как бы механически: рыбы, звери, птицы, рыбы, звери, птицы:и вдруг обращается (неожиданно) не по очереди к кому-нибудь: "звери". Тот, к кому обратились, должен в течение 2-3 секунд назвать зверя.

Слайд №16 Итог: использование игровых технологий помогает организовывать  работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие фонематических процессов у детей с ТНР через игровые технологии и приемы в образовательной области «Физическое развитие»

Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством...

Мастер-класс Театральная мозаика «Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии»

Цель: Создание условий для развития  речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии  посредством театральной деятельности. Освоение технологии изготовление традиционной ...

Мастер–класс «Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии»

ПРИЛОЖЕНИЕ  МАСТЕР-КЛАСС "Развитие речи и воображения детей раннего возраста через игровые технологии"....

Формирование представлений о культуре питания у детей дошкольного возраста через игровые технологии

Формирование представлений о культуре питания у детей дошкольного возраста через игровые технологии.          Рациональное питание детей дошкольного возрас...

План профессионального развития педагога«Развитие речи детей дошкольного возраста через игровые технологии»

План профессионального развития педагога«Развитие речи детей дошкольного возраста через игровые технологии».Материал на 3 года, с2025  по 2028 год.Развитие речи с детьми 4-7 лет....