Педагогический потенциал кукол в воспитании дошкольников
статья по теме

Курсовая работа по педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx45.7 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Педагогический колледж №14

ПЦК: психолого-педагогических дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема

Педагогический потенциал куклы в воспитании детей

                                                                                 Выполнила:                                                                                              

                                                                                 студентка 5 курса

                                                                                 57 группы Алдохина

                                                                                 Галина Александровна

                                                                                 Руководитель:

                                                                                 Морозова Екатерина

                                                                                 Юрьевна, к.п.н.

                                                                                 преподаватель педагогики

                                                                                 

                                                                                               

                                                                                   

Москва – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………... 3

1. Характеристика и история кукол ……………………………………… …6

1. Роль кукол в воспитании дошкольников…………………………………13

Заключение ………………………………………………………………………20

 

Список  литературы………………… …………………………….............. …...43

ВВЕДЕНИЕ

      Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Кукла и игра с ней позволяют "внедриться" в традицию, в особое "пространство-время", выступающие знаковым символом некого единого временного и пространственного континуума культуры. Каждое поколение, развиваясь из своего "детства", своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению "куклу-знак". Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Кукла воплощает в себе важную функцию товарища, друга, с которым наступает "уединение вдвоем", посредника в общении, а в старшем возрасте - символа детства, любви, привязанности. Кукла не уходит из жизни и потом, становясь элементом коллекции, особым атрибутом памяти или моды.

      Постоянство ребенка по отношению к своей кукле, состарившейся, потерявшей блеск и занявшей самое низкое место в кукольном обществе, является одной из самых привлекательных характеристик детской души. Анализ ситуаций выборов куклы и игры с ней показывает, что игра в куклы одна из немногих, которую ребенок выбирает САМ и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа куклы, ее субъектно-объектный смысл. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. При этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - ребенок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. В центре этих двух важнейших процессов находится кукла.

      Для современного ребенка кукла – это некий символичный партнер для игры, объект эмоционального общения. Ребенок учится проявлять заботу, сопереживать во всех кукольных перипетиях, которые сам создает в воображении на основе своих чувств и опыта. Играя с куклой, ребенок учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. Он по-своему привязывается к этому знаку живого существа, вступает с ним во внешне символические отношения, а по существу – в реалии воображаемых отношений и истинных чувств. Ребенок оживляет куклу, делает ее с собственным лицом, наделяет ее характером в зависимости от собственного поведения и опыта.

      В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь эмоционально затрагивают ребенка. Кукла является своеобразным представителем человека в игре, которую надо беречь, развивая с ней интересную игру. Функции опекающего дети чаще всего выполняют  в играх, в которых роль детей принадлежит кукле.  

     Кукла, являясь своеобразным заместителем человека, дает ребенку возможность «воспитывать» себя и тем самым передавать свои знания, активизировать их, учиться аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств. Игры с куклами способствуют развитию произвольности дошкольников, что является фундаментом нравственных качеств. Все вышесказанное будет зависеть от образа используемой куклы, содержания детских игр и педагогического руководства воспитателя. Данную проблему исследовали Е. А. Флерина, В. В. Абраменкова, Е. О. Смирнова и другие.

     

1. Характеристика и история кукол

   Кукла  – воплощение сокровенного мира детства, когда всё вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. Как писал А.Д. Синявский, «без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу Земли»[23]. Кукла являлась образом и подобием человека, как человек был образом и подобием Господа.

   В словаре С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека [19]. По мнению же археологов и искусствоведов, кукла – это не только детская игрушка в виде фигурки человека. Это любая фигурка человека, даже та, что создана вовсе не для игры. Т. Е. Карпова определяет куклу как антропоморфное изображение, созданное для игры или украшения, которому можно придавать различные позы, а также она может носить одежду[9]. Мы будем считать куклой любую фигурку человека, предназначенную не только для игр, но и для ритуала. Тогда мы можем проследить историю куклы с древнейших времён до наших дней, так как детской игрушкой она стала совсем недавно.

   Первые из известных кукол - египетские. Маленькие богатые египтяне играли куклами, у которых были тщательно вылепленные лица, подвижные руки и ноги  и настоящие волосы. Их изготавливали самые искусные мастера-кукольники.

     В Древней Греции куклы были разные – от деревянных чурбанчиков с едва намеченными чертами лица до кукол с тонко вылепленными из воска лицами и телами, со сгибавшимися в суставах руками и ногами. Дорогим куклам полагалось и богатое приданое: дома, домашняя утварь, сундучки с одеждой. Таких кукол могли приобрести, разумеется, не все. Греческие девочки играли в кукол до самого замужества. А во время праздничной церемонии перед свадьбой девочки посвящали своих кукол вместе со всем их гардеробом богиням: Гере – покровительнице брака, Артемиде – покровительнице девственниц, Афродите – богине любви.

     Молодые римлянки накануне свадьбы отдавали богине любви, Венере, свою самую любимую куклу. Некоторые куклы имели особую роль:  они отвлекали на себя злые силы. Перед свадьбой мать дарила дочери куклу-берегиню, благословляя на замужество. Старинный обычай «приглашать» куклу на свадьбу сохранился до наших дней.

     Нанайская кукла-амулет Акоан имела очень большие глаза – чтобы хорошенько присматривала за своими владельцами.

     Уже в древности красоте наряда куклы стали придавать особое значение: считалось, что чем красивее кукла, тем краше будет ее хозяйка. Чукотские девушки, переезжая к мужу, брали с собой куклу. Они клали ее в изголовье, берегли, не теряли и никому не давали, верили, что она убережет и не оставит в беде.

     О куклах сочиняли сказки. В них куклы были помощниками человека, которые охраняли, спасали, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству. Ими любовались и носили с собой. В конце концов,  куклами стали играть. Но и тогда отношение к кукле оставалось бережным и уважительным. Например,  крестьяне не считали игру в куклы пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращаться плохо, то не миновать неприятностей.

     В куклы играли не только маленькие девочки и подростки, но и девушки на выданье, и даже замужние женщины. Девушки приносили своих кукол на посиделки. Зачем? По красоте куклы судили о вкусе и мастерстве её хозяйки.

Для девочек из богатых семей кукол заказывали за границей. Французские куклы прославились на весь мир уже в 16 веке. Но кроме игровой у них была еще одна важная роль – они знакомили дам с последними веяниями моды. Аристократки выписывали таких модниц для своих дочерей, чтобы привить им хороший вкус.

     В конце ХIХ века в России появились куклы, которые были ничуть не хуже зарубежных. У них были фарфоровые головы с прелестными личиками и красивыми волосами, а носили они искусно сшитые народные костюмы разных губерний России. Таких кукол назвали этнографическими. Их с удовольствием покупали не только в России, но и гости из-за рубежа. Эти куклы  были недёшевы. Костюмы  у них были самые настоящие: сарафаны, шушуны, поневы, душегрейки. Отделка – вот в чем была особая красота народной одежды. Для нее использовались ленты, тесьма, позументы, канитель, блёстки, бисер, мулине разных цветов. Бусинки и пуговки делали стекольщики. Кукольную обувь шил сапожник. Куклами в национальных одеждах играли и царские дочери.  Одежду для таких кукол шили лучшие портные Постельной палаты в Кремле.

      Когда кукол стали изготавливать на продажу сериями, появилась профессия кустарихи-одевальщицы.  Мастер делал куклу из дерева, папье-маше, фарфора и отдавал ее одевальщице. А уж та наряжала её с головы до ног. Сначала шили и надевали на куклу костюм. Тщательно причёсывали и прилаживали головной убор: платочек, кокошник, кичку. Подпоясывали и обували. Работа эта требовала вкуса, знаний и умений. А когда появились кукольные артели, название этой профессии зазвучало гордо:  мастер по художественному оформлению кукол.

   После революции 1917г. куклы в локонах и нарядных платьях были объявлены «отрыжкой буржуазного времени». В Договоре на изготовление игрушек к куклам предъявляли немыслимые требования, например: «Кукла должна изображать мальчика-пионера с выражением сознательного отношения к делу социалистического строительства, в то же время это должна быть кукла». В первые десятилетие ХХ в. некоторые педагоги признавали куклу вредной игрушкой, которая ограничивает интересы девочек узким миром мещанского быта. Кукла, по мнению Е. А. Флериной подчёркивает и культивирует разницу в воспитании мальчиков и девочек, ограничивает интересы девочек узким кругом вопросов семьи и материнства[31,32,33]. Куклу объявили вредной игрушкой и отобрали у детей. Тогда дети стали завёртывать в тряпки чурбачки и обращать их в куклы. Дети приносили куклы из дома тайком от педагогов, которые говорили, что кукла суживает интересы девочек, воспитывает чувство собственности, любовь к «тряпкам», украшениям и нарядам, при этом закрепляя отрицательные навыки мещанского быта. В связи с этим, кукла бала изгнана из детских садиков.

   Н. К. Крупская писала о кукле: « Важно, чтобы ребёнок имел простую, небьющуюся, неуродливую куклу, которую он мог бы купать, умывать, одевать, раздевать, в процессе этом учась завязывать тесёмки, застёгивать пуговицы. Кукла должна быть самая простая, дешёвая, но красивая – такая, которую трудно испортить, изуродовать» [12]. Вскоре появились фабричные куклы. Особенно плодотворным был послевоенный период.

   Типичная советская кукла 60-х годов представляет собой образ ребёнка. Благодаря детским пропорциям лица и туловища нарочито детскому наряду (обычно это короткое платье, панталоны, гольфы и туфельки) кукла имеет отчётливый образ ребёнка-дошкольника. Кукла, как правило, имеет неяркие (слегка намеченные) губы и нос, и выразительные глаза, её синтетические волосы прочно держатся, и их легко расчёсывать. Она выполнена из пластмассы, имеет подвижные руки и ноги, позволяющие придавать ей различные позы, снабжена одним комплектом съёмной одежды и обуви, Её размер в среднем – от 30 до 50 см в высоту. Облик куклы реалистичен, части тела соразмерны. Такая кукла может сидеть и стоять без дополнительной опоры. Иногда игрушка может быть несложным механизмом – в зависимости от положения в пространстве у неё закрываются и открываются глаза, и она произносит слово «мама».

   Как видно из описания, советская кукла предназначена для сюжетной игры ребенка. Она обладает внешней привлекательностью – до неё хочется дотронуться, взять в руки. Она удобна для манипулирования, благодаря материалу, из которого она изготовлена, куклу можно купать, ей можно придавать различные устойчивые позы. Дополнительные возможности для игры создаёт кукольный наряд, который легко может снять и одеть маленький ребёнок. Достаточно большой размер куклы, соотносимый с размерами самого ребёнка, позволяет видеть в игрушке партнёра, самобытного персонажа игры. Универсальная внешность, отсутствие деталей, акцентирующих телесность, и простота конструкций стимулируют активность и воображение ребёнка, дают возможность вкладывать в куклу разный характер. В то же время определённо детский облик игрушки позволяет ребёнку видеть в ней своё отражение и разыгрывать соответствующие сюжеты из семейной жизни. Именно детско-родительские отношения и сопутствующие бытовые ситуации, в первую очередь требуют отображения в игре в дошкольном возрасте. Такие игры помогают ребёнку не только осознать собственный опыт, но и приобщиться к общечеловеческому. Через образ слабого существа, заложенный в кукле и направляющий игру ребёнка, для него открываются ценности общения, любви, сопереживания и тому подобное.

   Кукла Барби – символ ХХ века, самая продаваемая и самая интернациональная. Эта кукла появилась в 60-х гг. прошлого века и сильно отличалась от всех ранее выпускавшихся кукол. В.С. Мухина отмечает, что, во-первых, была найдена удачная величина куклы (она не очень большая, но и не пупсик, и детям очень удобно играть с ней); во-вторых, Барби была задумана как образец женской красоты (у нее красивые лицо, волосы и тело); в-третьих, у нее могут сгибаться руки и ноги, чего нет у большинства других кукол; в-четвертых, ее важным отличием от остальных кукол является наличие груди, то есть половых признаков взрослой девушки. Красивые куклы были и раньше (например, фарфоровые куклы), однако обычно они стоили дорого и были недоступны для большинства детей [14].

     Барби стала «массовой» куклой, с которой можно было играть так, как хочется, не боясь ее испортить. Она привлекательна еще и потому, что о магазинах для Барби можно купить много разной и красивой одежды и менять ее по желанию ребенка. Во многих странах фирма Mattel  выпускает журнал «Играем с Барби» (на русском языке в том числе), который выполняет обучающие и воспитательные задачи. Так, дети из него могут узнать о хороших манерах, как подобрать ткани для платьев и подходящие аксессуары, правильно комбинировать части одежды друг с другом и так далее. Популярность этой куклы среди девочек свидетельствует о том, что она, видимо, отвечает каким-то их потребностям. Вместе с тем не только родители, но и психологи неоднозначно оценивают эту куклу.

   Так, Г.Г. Ершова отмечает, что для полноценного формирования ребенка куклы и кукольные домики должны иметь современный дизайн, быть изготовлены из новых материалов и технических элементов. Они должны нести все сведения о научно-техническом и культурном прогрессе, иначе у ребенка вынужденно формируется неадекватная картина мира. В связи с этим, по мнению Г.Г. Ершовой, идеально разработанным (с точки зрения адаптивно-потребительского общества) выглядит комплекс кукольной жизни Барби. Однако этот автор отмечает и его недостатки, утверждая, что комплекс «изначально абсолютно исключил ориентировку на эволюционно-прогрессивное интеллектуальное развитие ребенка (как творческое, так и аналитическое)» [8].

   В.К. Лосева и А.И. Луньков положительно относятся к этой кукле и считают,  что  Барби  позволяет усвоить девочкам важный компонент женской роли - роль «красавицы», в то время как всевозможные «пупсики», «малыши» позволяют освоить роль матери, ухаживающей за ребенком.  Освоение  этой роли  на Эдиповой фазе (3 - 5 лет), для которой характерно возникновение у детей интереса к различиям полов, атрибутике своего пола,  дает  ощущение психосексуальной идентичности и уверенности в себе. [13].

   А  вот В.В. Абраменкова отрицательно относится к кукле Барби. По её мнению, обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, ухаживающей за своей госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда[2].

    Детские психологи, в частности Е. О. Смирнова, отмечают, что Барби для ролевой игры неудачна, так как кукла для игры должна быть менее завершенной, более располагающей к заботе и уходу. Это должна быть кукла-ребёнок, чтобы её можно было кормить, ухаживать за ней, любить её. Кукла Барби для этого не годится. Ведь играя в Барби, ребенок приходит как бы "на все готовое", слишком все предопределено, так как у куклы Барби есть всё: много красивой одежды, мебель, машина и даже мужчина[25]. Достоинства куклы в том, что она всем открыто и приветливо улыбается и в Барби ярко выражена женственность; но индустрия данной игрушки акцентирует также и разноплановость, разносторонность женщины: она одновременно может быть мамой, красавицей, женой и человеком той или иной профессии.

      Сегодня рынок кукол очень богат. Он представлен и отечественными и зарубежными образцами. Но до сих пор нет единых подходов к тому, какой должна быть кукла для дошкольников.

   

2. Роль кукол в воспитании дошкольников

   В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и прочее. Бывают разного размера - от крохотных пупсиков до огромных «девиц», ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники, девочки-подростки, девушки и юноши в расцвете лет и прочее. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Например, о кукле-ребенке нужно заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать и прочее. Кукла-красавица, с длинными ресницами и кудрявыми волосами может стать в игре старшей дочкой или подружкой, которая повторяет в своей кукольной жизни слова и действия самого ребенка. Характерная кукла изображает определенный персонаж, наделенный определенными чертами (озорник, плакса, боец, ковбой, модель, мама, бизнес-леди и прочее).

     Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. По мнению Е.Ю. Морозовой, при этом происходят одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - ребенок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений [14].  

      В центре этих двух важнейших процессов находится кукла. С одной стороны ребенок вкладывает в уста куклы, ее кукольную сущность свои слова, мысли, переживания, то есть она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразным «рупором». По воле ребёнка, с помощью его воображения она «ведёт себя» так, как это нужно в данный момент её хозяину. Она умна и послушна, она ласкова и весела. Но она же строптива и упряма. Она  лгунья и неисправимая неряха. Кукла или мягкая игрушка – заместитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков – и не только у девочек, но и у мальчиков. В.С. Мухина установила, что кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она – партнёр в общении во всех проявлениях. У каждого ребёнка устанавливаются особые отношения со своей куклой, он по-своему привязывается к ней, вступает с ней во внешне символические отношения, а по существу – в реалии воображаемых отношений и истинных чувств [16]. С другой - та же кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом. Именно на это обстоятельство нужно, прежде всего, ориентироваться при выборе игрушки.

      С куклой можно знакомить ребенка с первых месяцев жизни. Первое, что мы можем наблюдать при встрече младенца с куклой - это то, что малыш, вглядываясь в ее лицо, узнает в нем человеческий образ. Причем малыш узнает человеческий образ и в неваляшке, и в простой узелковой кукле и особенно оживляется, вглядываясь в выразительное, почти человеческое лицо фарфоровой куклы. И хотя младенцы еще не играют с куклой, но встречаясь с ее взглядом, отвечают улыбкой и радостным оживлением. Поэтому встреча ребенка с куклой очень важна с первых месяцев жизни.  

      Начиная со второго года общение с куклой - это буквальное подражание. Ребенок делает с куклой то же, что мама делает с ним - кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребенок ощущает себя самого, и чем более полно он осваивает свое окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима, не меньше, чем для девочек кукла-девочка.

      В этом возрасте хороши и большие куклы-младенцы и голыши, которые пропорциональны росту ребенка. Для куклы нужно запастись только самым необходимым. Нужны кроватка с матрасиком, подушкой и одеялом, и, конечно, простая посуда. Простынка и пододеяльник пока не требуются - ребенок должен сам легко справляться с кукольным бельем. А пока малыш и сам одевается с трудом, любую кукольную одежду он сможет только снять. Поэтому, чтобы игрушечный малыш «не мерз» раздетым, ему подойдет простой пришитый комбинезончик. Но дети любят купать своих «малышей», и поэтому вы, возможно, остановите свой выбор на кукле-голыше. У него тоже должна быть одежда, но застежка на ней должна быть совсем простой, вроде липучки или большой пуговицы, а вам самим придется следить, чтобы кукла после купания была одета и не «простудилась». Для игры понадобятся также тряпочки, которые в нужный момент могут стать кукольной пеленкой, одеялом, полотенцем или нагрудником. Возможно, тарелками и кастрюлькой для каши станет набор мисочек-вкладышей или маленьких корзиночек с крышками. А для «приготовления еды» пригодятся каштаны, крупные желуди и ложечка. Хорошо, если у куклы будет уютная лежачая коляска. А вот многочисленные бутылочки и баночки, которые часто входят в комплекты кукол типа Baby Born (переводится как «грудной ребенок») не потребуются до 6-7 лет.  

      Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками - ребенок становится творцом своего мира и режиссером событий, в нем происходящих. Причем дети зачастую используют для этого любые мало-мальски пригодные вещи: например три палочки - большая, поменьше и совсем маленькая - становятся папой, мамой и ребенком. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это - свидетельство воображения малыша.

      Наиболее естественно и органично такая игра происходит с маленькими куклами. Подойдут куколки, которых удобно держать одной рукой - от 5 до 18-20см. Сначала вполне подойдут матрешки с красивыми неяркими лицами, а потом, когда появляется потребность в подробных изображениях действий - сели обедать, качаются на качелях - нужны фигурки маленьких куколок. Для них нужен дом с столиком, кроватками и прочим кукольным хозяйством. Вокруг дома могут быть деревья, дорожки, качели из самых простых подручных материалов, простые повозки и даже животные. Все это помогает ребенку строить свой мир и отображать в нем свой опыт и свои «представления о жизни».

      По мнению Е.О. Смирновой и Е.А. Абдуллаевой хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица. Тогда малыш может дополнить, «дорисовать» ее образ. Одной из новинок кукольной индустрии являются так называемые expression dolls («экспрессивные куклы») - с ярко выраженными эмоциями. Выражение их лиц, как правило, утрированно и скорее напоминает гримасу: они кричат, сердятся, плачут, показывают язык, закрывают один или оба глаза и прочее. Настроение, эмоциональное состояние, отображаемые куклой, четко и в деталях прорисованы и неизменны. Это тормозит детскую фантазию и делает куклу непригодной для игры, ведь в настоящей игре, благодаря своему воображению, ребенок может представить одно и то же лицо веселым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Именно благодаря этим удивительным силам воображения малыш оживляет куклу, и она наделяет способностью действовать и проявлять характер [24].

      К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Хорошо, если они большие, от 25 до 40—50 см, по внешнему виду близкие к ребенку по возрасту. Теперь большие куклы становятся важными, самобытными персонажами игры. Если в раннем возрасте нужна одна кукла, то теперь их требуется несколько, причем, и мальчиков, и девочек. У кукол должен быть достаточный гардероб одежды с разными видами застежек на разные сезоны года. Хорошо, если есть возможность соорудить недостающее из лоскутков. Теперь уже куклам нужны всевозможные аксессуары: расчески и резиночки для длинных волос, сумки и рюкзачки. Нужно обратить внимание на наличие у кукол обуви. Желателен также шкаф или коробка-комод для кукольной одежды, полка для разнообразная кукольная посуды и прочее.

      В этом возрасте внимание детей особенно привлекают красивые фарфоровые интерьерные куклы. Но эти куклы-«картинки» совсем не пригодны для игры из-за своего слишком парадного вида и по причине хрупкости. Лучше отложить их покупку лет до 8-9, когда ребенок сможет с ними аккуратно обращаться, а девочкам, возможно, и станет интересно, шить для них наряды.

      Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств. Это сохранит простор для развития воображения. Техническое воспроизведение естественных отправлений и физиологических подробностей лишает ребенка возможности фантазировать, буквально высушивая это ценнейшее истинно человеческое качество.

       В истории педагогики вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности дошкольников рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры. Так, например, академик Е. А. Аркин  считал, что куклы, являясь прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, покровительства и заботы о младших, заботы о детях[3].

   Л. В. Артёмова отмечала, что кукла является целью игры, так как дети выполняющие роль строителей, охотно строят для кукол удобный дом, водитель заботится о том, чтобы вовремя доставить пассажиров, врач бережно лечит больных и так далее[4].

       Игра с живым партнёром – другим ребёнком требует, как правило, соблюдения правил и согласия относительно их выполнения, игра с куклами предоставляет максимум индивидуальной свободы. Кроме этого игры с куклами позволяют ребёнку моделировать способы поведения, относимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Необходимое взаимодействие с партнёром требует от ребёнка актуализации следующих способностей: умения договориться, межролевой согласованности и так далее. Ситуация значительно упрощается, если партнёром по игре является кукла. Кукла не обижается, не бросает играть, не навязывает своего образа действий. Важно, чтобы ребёнок научился видеть в кукле живого, требующего неустанного внимания и заботы человека [14].

      В своих исследованиях Г. Тамбовская выделила особенности развития игровой деятельности с куклой. В раннем возрасте на основе предметной деятельности у ребёнка начинает зарождаться игра. Игровая деятельность характеризуется способностью подражать взрослым, имитировать движения жизни (сначала воспроизводить действия конкретных людей – игра «ролью в действия»). Затем усваивает собственные действия, перенося их на куклу. Ребёнок превращает куклу в живое существо. В дошкольном возрасте игра – ведущая деятельность ребёнка. Она формирует характер. Кукла становится любимой игрушкой. Значительно развивается ролевая игра[28]. Педагоги В.Г. Нечаева и Т.А. Маркова выделили сюжеты игр с куклами для детей старшего дошкольного возраста.

  1. Школа для кукол.
  2. Путешествие с куклой.
  3. Уход за куклой (кормление, укладывание спать, прогулка).
  4. Чтение книг куклам.
  5. День рождения куклы.
  6. Кукла заболела[18].

Эксперимент, проводимый Г. Тамбовской, позволил выявить следующее:

  1. Кукла помогает пережить те впечатления от окружающей действительности, которые оставляют след в психике ребёнка. Это впечатления от близких людей, поэтому бытовые игры продолжают занимать особенно больше место. Зафиксированы темы игр: детский сад, семья, путешествия так далее.
  2. К концу пятого года жизни отдельные дети реагируют на образ куклы, воспринимают её характер в игре, наделяют соответствующей ролью. Определяют: добрая, весёлая, смешная. Предпочтение отдают весёлым куклам. В опознании образа куклы большое значение имеет одежда[28].

Игры с куклами должны приучать детей жить в коллективе, уважать взрослых и товарищей, уметь согласовывать с ними свои действия и интересы, проявлять заботливое отношение к маленьким, оказывать им помощь.

   

Заключение

     Кукла обладает педагогическим потенциалом, способствующим воспитанию дошкольников, так как она развивает в детях зарождающееся родительское чувство, является для ребенка  партнером по общению в игре, кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку, кукла – объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребенка, через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества, а также она является посредником между взрослыми и ребенком, так как позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением.

      Кукла помогает детям пережить те впечатления от окружающей действительности, которые оставляют след в их психике. Игры с куклами приучают детей жить в коллективе, уважать взрослых и товарищей, уметь согласовывать с ними свои действия и интересы, проявлять заботливое отношение к маленьким, оказывать взаимопомощь.

     Кукла для дошкольников играет особую роль. Она может выступать в качестве заместителя друга, который все понимает и не помнит зла. Потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у девочек, но и у мальчиков. Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия.

Список литературы

  1. Абраменкова  В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М.: Лепта. - 2008. – 96 с.
  2. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?//Современный ребёнок в игровой цивилизации. – М.: Данилов благовестник. - 2001. – 144 с.
  3. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы. – М.: Просвещение. - 1967. – 445 с.
  4. Артёмова Л. В. Формирование общественной направленности ребёнка. – дошкольника в игре. – Киев: Вища шк. - 1988. –  159 с.
  5. Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. – СПб.: Детство. - 2003. – 144 с.
  6. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение. -  1981. – 80 с.
  7. Греков А. Куклой воспитать княжон//Огонёк. – 2001. - № 23. – С. 71-74.
  8. Ершова Г.Г. Игра как способ развития моделирующего мышления//Мир психологии. - 1998. -  №4. – 152 с.
  9. Карпова Т.Е. Феномен куклы в русской культуре историко – культурологические аспекты: автореф. дис… канд. культур. наук. – Спб.: Рос. гос. ун-т им. А. И. Герцена. - 1999. – 24 с.
  10. Кононов А. Духовный смысл игрушки//Духовно-нравственное воспитание. – 2002. - № 1. – С. 40-52.
  11. Краснощёкова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д.: Феникс. - 2008. – 251с.
  12. Крупская Н.К. Том шестой. Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта/Под ред. Н.К. Гончарова, И.Л. Каирова, И.В. Чувашего. – М.: Академия. - 1959. – 475 с.
  13. Лосева В.К.,  Луньков А.И.  Психосексуальное развитие ребенка. - М.: А. П. О. - 1995. — С. 32-33.
  14. Морозова Е.Ю. Воспитание доброты у старших дошкольников в играх с куклами. Дисс… канд. пед. наук. – М. - 2009. – С.46 – 75.
  15. Морозова Е.Ю. Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании: Методическое пособие. – М.: Школьная пресса. - 2011. – 48 с. – (Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 257).
  16. Мухина В. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. – 1997. - № 5. – С. 28 – 34.
  17. Новосёлова С.Л. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений/С.Л. Новосёлова, Н.А. Реуцкая. – М.: Просвещение. - 1997. – 64 с.
  18. Нравственное воспитание в детском саду/Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение. – 1978. – 256 с.
  19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А Темп». – 2004. – 944с.
  20. Основы дошкольной педагогики./Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика. - 1980. – 272 с.
  21. Познавательное и социальное развитие дошкольников средствами игры. – Вологда. – 1999. – 48 с.
  22. Романова А.Л. Образная игрушка как носитель социокультурных ценностей: сравнительный анализ советских и современных кукол//Психологическая наука и образование. – 2008. - №3. – С. 91–99.
  23. Синявский А.Д. Доброе творчество//Городское поселение Кашира. – 2011. - №17. – С. 6.
  24. Смирнова Е.О., Абдуллаева Е.А., Коркина А., Рябкова И. Во что играют наши дети?: игры и игрушки в зеркале психологии. - М.: ЛомоносовЪ. -  2009. – 220 с.
  25. Смирнова Е.О. Психологическая экспертиза игрушек// Ломоносов. -2003.- №7 – 8. – С. 139-141.
  26. Смирнова Е.О. Современный дошкольник // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – С. 70–74.
  27. Соловьёва Е. Мне нравится в неё играть // Игра и дети. – 2002. - № 2. –С. 11-14.
  28. Тамбовская Г. Кукла для детей дошкольного возраста. ФС №55. - 1966.
  29. Тендрякова М. Новые «дочки-матери»//Педология. Новый век. – 2000. - № 2. – С. 43-45.
  30. Фенько А. Для чего детям игрушки//Деньги. – 2001. - №43. – С. 55–62.
  31. Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М.: Просвещение. - 1973. – 111с.
  32. Флерина Е.А. Игрушка и требования к ним//Советская игрушка. – 1935. - №1. – С. 3–6.
  33. Флерина Е.А. Кукла и её роль в воспитании ребёнка//Советская игрушка. – 1936. - №8. – С. 1–4.
  34. Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста//Психологическая наука и образование. - № 4. – 2002. – С. 38-53.
  35. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки/Сост. Н.Г. Юрина. – М.: АСТ. - 1998. – 496 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Значение театра кукол в воспитании дошкольников"

Доклад на тему: "Значение театра кукол в воспитании дошкольников"...

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

«Значение театральных кукол в воспитании дошкольников»

                    «Значение театральных кукол в воспитании дошкольников»...

Психолого-педагогический потенциал музыки в воспитании детей с проблемами в развитии.

От состояния здоровья во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всем этом наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Являясь злободневной для всего ...

Использование духовного потенциала праздников в воспитании дошкольников.

Праздник! Как много уже только в этом слове позитива, радости, предвкушения счастья, восторга, сюрприза. Как загораются наши глаза, наши сердца, наполняются теплом наши души в канун любого праздника. ...

Презентация на тему "Роль кукол в воспитании дошкольников"

Значимая роль кукол с друвней Руси и эволюция их развития до нашего времени....

Проектная работа «Танцы народов Поволжья и их потенциал в этнокультурном воспитании дошкольников»

В соответствии с многонациональностью  республики работа по обучению детей народным танцам, формировании потребности в высоких культурных и духовных ценностях построена таким образом, что на...