Занятие с родителями "Воспитание мальчиков и девочек"
методическая разработка по теме

Воробьева Лариса Вадимовна

Конспект занятия в "Школе родительской любви"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_gotovoe.doc54.5 КБ
Файл roditelskoe_sobranie.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:

 «Школа родительской любви»

Тема: «Воспитание мальчиков и девочек»

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, отличительных особенностях воспитания мальчиков и воспитания девочек.

Задачи:

- раскрыть понятие «гендерное воспитание», его цель;

- показать особенности воспитания мальчиков и девочек в семье;

- провести анализ родительских анкет о половом воспитании в семье;

- познакомить с воспитанием детей в императорской семье Николая II.

Оборудование: Экран, проектор, презентация «Семья Николая II», буквенные символы на палочках по 2 штуки («М» и «Д») на каждого родителя.

Ход собрания

1. Приветствие.

- «Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады  приветствовать вас  на очередном занятии «Школа родительской любви»!

2. Постановка проблемы, определение темы собрания.

 Все дети по-своему индивидуальны, неповторимы, открыты для общения. Они добрые, отзывчивые, весёлые, озорные, остроумные. Часто наши воспитанники становятся предметом для  серьезного разговора и вот тогда от родителей мы слышим такие высказывания:

-У меня с дочерью нет никаких проблем.

-Он у нас такой упрямый. Если не захочет, никто не заставит, а с дочерью у нас таких проблем не было!

-Машинки девать некуда, а сын просит купить еще и еще…

- Не знаю, что делать, вроде мальчишка, а чуть что, сразу в слезы…

Итак, почему все – таки дети такие разные? Наверное, потому, что они делятся на …мальчиков и девочек.

Как вы уже, наверное, догадались - тема нашего разговора «Воспитание мальчиков и девочек». Мы будем говорить о половом (гендерном) воспитании .

3. Теоретическая часть «Гендерный подход в воспитании».

Итак, что такое гендерное воспитание и какова его цель?

 Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») -  социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Это - то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Задача гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понятие своего пола - Я девочка; Я мальчик.

Проблема гендерного воспитания сегодня актуальна как никогда.

Половая принадлежность имеет чрезвычайно важное значение в жизни человека, так как она во многом определяет не только особенности реагирования на те или иные события  жизни, но и саму стратегию построения жизни. Не случайно первый вопрос, который задают человеку, узнав о прибавлении семейства: «Кто родился? – мальчик или девочка?». Андрей Ткачев (священнослужитель ) очень точно описывает разные обязанности, которые накладывает пол на человека: «Пол обязывает, определяет социальные роли. «Быть женщиной» и «быть мужчиной» - это два разных способа жизни, полученные без вашего согласия…  Для «вступления в должность» мужчины и женщины нужно готовиться с детства. Патриархальное общество (до революционное) это чувствовало и без научных пособий и аналитических исследований выработало целый ряд практических рекомендаций, сопровождающих всю жизнь человека. Современное же общество накопленный опыт растеряло, и наши дети более всех бывших прежде нуждаются в возрождении опыта.

Для воспитания девочки важной сферой деятельности является домашний труд. Ей необходимы умение всего того, что делает хозяйка, а также приобретение скромности и стыдливости. Для мальчика- ответственность, физическая закалка, навыки кормильца и защитника. Для тех и других – дисциплина, неприхотливость в быту, послушаниие старшим.

Возникает резонный вопрос: когда начинать гендерное воспитание? Специалисты пришли к мнению, что гендерное воспитание должно осуществляться с самого раннего возраста.

Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. Пол – это первая после имени категория, которую осваивает ребенок.

Каждая возрастная группа детей по - разному осваивает гендерные роли.

К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. Ребенок 3 лет имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическе и т.д.). 

Привести примеры высказываний некоторых детей из группы.

С 4-х до 7 лет формируется гендерная устойчивость: дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

В 5-6 лет дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления эмоций, чувств, специфика гендерного поведения). Дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин.

В этом возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование отдельных ее сторон уже гораздо менее эффективны.

К 7 годам дети определяют перспективы взросления в связи с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

4. Различия между мальчиками и девочками.

а) Игра «Мальчики или девочки?»

Не следует думать, что мальчики и девочки различаются только по половому поведению. Психологи установили, что у детей разного пола и психические,  познавательные, физиологические  процессы развиваются по – разному.

Предлагаем вам поиграть. Игра так и называется «Мальчики или девочки». Мы будем зачитывать определенное утверждение, а вы с помощью буквенных сигналов будете определять, о ком идет речь в данном утверждении: о мальчиках или о девочках.

- Начинают позже ходить, позже говорить (М)

- Уже рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница увеличивается почти до 2 лет. (Д)

- Более агрессивны, раздражительны, беспокойны, возбудимы, неуверенны в себе (М).

- Они более спокойны, эмоциональны, у них большая сопротивляемость к стрессам. (Д)

- Стремятся к независимости. (М)

- Любят игры, в которых чем больше народу, тем лучше. (М)

- Предпочитают собираться маленькими группами и любят изображать взаимоотношения взрослых. (Д)

- Предпочитают, чтобы им говорили или указывали на то, что они добились результатов в чем-то конкретном. (М)

- Любят, чтобы ими восхищались. (Д)

-Чаще рисуют природу, людей. Их рисунки носят более законченный характер, имеют много декоративных элементов.(Д)

б) Упражнение в «Закончи фразу»

Одеваясь, мальчики сначала наденут верх, потом низ, а девочки…. (Девочки, обычно наоборот, сначала наденут низ, потом верх)

Зевая, мальчики прикрывают рот кулаком, а девочки … (Девочки – ладонью)

Задумываясь, девочки наматывают прядь волос на палец, а мальчики почесывают…(Задумываясь, мальчики почесывают подбородок и шею)

Поправляя прическу, девочки взбивают волосы пальцами, распушив их, а мальчики, поправляя прическу…. (Поправляя прическу, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их)

Рассматривая свои пятки, мальчики поднимают ногу и смотрят на нее спереди, а девочки, рассматривая свои пятки…(Девочки оборачиваются за спину)

Мальчики затыкают уши пальцами, а девочки… (Девочки уши затыкают ладонями)

Рассказывая секрет, мальчики просто понижают голос и наклоняют голову, а девочки        . (Девочки прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью)

Да, действительно физиологическое и психическое развитие у мальчиков и девочек проходит по -  разному, из чего можно сделать вывод, что и воспитывать мальчиков и девочек следует по – разному. И вы, уважаемые родители, не все единодушно, но в большинстве согласны с этим утверждением, о чем говорят ваши анкеты.

5. Анализ анкетирования родителей

В анкете мы предложили вам выбрать те качества, которые вы хотели бы видеть как в своих детях - мальчиках, девочках,  так и в их сверстниках. Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Как же воспитывать наших детей, как привить им эти самые лучшие качества личности, какие особенности  разнополых детей следует учитывать, как поступить в той или иной ситуации, чтобы избежать педагогических ошибок? Мы приготовили для вас несколько памяток, которые мы надеемся, будут вам полезны. После собрания мы вам их раздадим, и вы дома, в спокойной обстановке, с супругом или супругой  их изучите, обсудите. Возможно, у вас возникнет повод для серьезного разговора друг с другом, или, наоборот, убедитесь лишний раз, что воспитываете своих детей, так как нужно, учитывая все особенности своего ребенка.

А мы продолжаем наш разговор. Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношений между родителями и детьми:

От отношения родителей к ребенку

От характера родительских установок

От привязанности матери к ребенку

От привязанности ребенка к матери

От роли отца в воспитании ребенка

Несомненно, для развития полноценной личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье.

Воспитание происходит от слова «питание», «впитывание». Поэтому логично предположить: что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте. Мы можем сколько угодно, что называется, «вливать в него» правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. К примеру, бессмысленно твердить ребенку ежедневно, что курить вредно, если он видит, с каким наслаждением это делает его отец, брат и другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.

Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников.

Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится положительно воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся правильно вести себя с людьми противоположного пола.

6. Педагогическая ситуация

Сейчас мы вам предлагаем найти  решение в следующей жизненной ситуации, достаточно актуальной для многих семей. Есть 2 полных семьи, в одной семье растет мальчик, в другой семье — девочка. Обе мамы жалуются на то что, их дети неаккуратны, неряшливы, не убирают за собой игрушки и т.д. Какой совет можно дать родителям мальчика и родителям девочки? Кто из родителей в каждой из этих семей должен стать примером для подражания?

Разделимся на 2 группы

7. Заключение

Из всего сказанного сегодня можно сделать следующие выводы.  особенности воспитания мальчиков. Для того, чтобы из мальчика вырос настоящий мужчина, требуется не только его старание, но и правильный подход к воспитанию сына со стороны родителей, а затем и других взрослых; правильно поставленная цель воспитания.

Родители не должны забывать о том, что из мальчика со временем должен выпасти глава семьи, хозяин и защитник Отечества и созданной им семьи. Мужественность – это фундамент характера мальчика. Для того чтобы мальчик вырос мужественным, он должен иметь в семье образец для подражания в лице своего отца. При воспитании мужественности в сыне следует обратить особое внимание на его знакомство с теми примерами, которых множество в истории нашей страны и которые могут стать достойными образцами для подражания.

Особенности воспитания девочек. По многочисленным социологическим опросам, у большинства современных российских девушек и женщин понятие «счастье» по-прежнему соотносится прежде всего с супружеским и семейным благополучием. Таким образом, если родители хотят видеть свою дочь в будущем счастливой, то они должны позаботиться об этом заранее, воспитав ее для будущей семейной жизни надлежащим образом. Прежде всего, надо помочь девочке в воспитании таких черт характера и выработке таких навыков поведения, которые помогли бы ей со временем стать любящей, верной женой, хорошей хозяйкой и заботливой матерью.

Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!

Повседневная подготовка будущих мужчины и женщины к выполнению супружеских и родительских ролей, успех освоения которых, во многом определяет личное счастье человека – это и есть цель полового воспитания.

В заключение нашей встречи, мы хотим предложить вам видеоролик о воспитании детей в семье  последнего Российского Государя Николая II.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ШКОЛА РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ

Слайд 2

ТЕМА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ: ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Слайд 3

ГЕНДЕР (АНГЛ. GENDER, ОТ ЛАТ. GENUS «РОД») - СОЦИАЛЬНЫЙ ПОЛ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ И ТО, КАК ЭТО ПОВЕДЕНИЕ ВОСПРИНИМАЕТСЯ.

Слайд 4

Продолжи фразу: ОДЕВАЯСЬ, МАЛЬЧИКИ СНАЧАЛА НАДЕНУТ ВЕРХ, ПОТОМ НИЗ, А ДЕВОЧКИ….

Слайд 5

Продолжи фразу: ЗЕВАЯ, МАЛЬЧИКИ ПРИКРЫВАЮТ РОТ КУЛАКОМ, А ДЕВОЧКИ …

Слайд 6

Продолжи фразу: ЗАДУМЫВАЯСЬ, ДЕВОЧКИ НАМАТЫВАЮТ ПРЯДЬ ВОЛОС НА ПАЛЕЦ, А МАЛЬЧИКИ ПОЧЕСЫВАЮТ…

Слайд 7

Продолжи фразу: ПОПРАВЛЯЯ ПРИЧЕСКУ, ДЕВОЧКИ ВЗБИВАЮТ ВОЛОСЫ ПАЛЬЦАМИ, РАСПУШИВ ИХ, А МАЛЬЧИКИ, ПОПРАВЛЯЯ ПРИЧЕСКУ….

Слайд 8

Продолжи фразу: РАССМАТРИВАЯ СВОИ ПЯТКИ, МАЛЬЧИКИ ПОДНИМАЮТ НОГУ И СМОТРЯТ НА НЕЕ СПЕРЕДИ, А ДЕВОЧКИ, РАССМАТРИВАЯ СВОИ ПЯТКИ…

Слайд 9

Продолжи фразу: МАЛЬЧИКИ ЗАТЫКАЮТ УШИ ПАЛЬЦАМИ, А ДЕВОЧКИ…

Слайд 10

Продолжи фразу: РАССКАЗЫВАЯ СЕКРЕТ, МАЛЬЧИКИ ПРОСТО ПОНИЖАЮТ ГОЛОС И НАКЛОНЯЮТ ГОЛОВУ, А ДЕВОЧКИ …

Слайд 12

- ОТ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ - ОТ ХАРАКТЕРА РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК - ОТ ПРИВЯЗАННОСТИ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ - ОТ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К МАТЕРИ - ОТ РОЛИ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Слайд 13

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИЗ МАЛЬЧИКА ВЫРОС НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА, ТРЕБУЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ЕГО СТАРАНИЕ, НО И ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ СЫНА СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ, А ЗАТЕМ И ДРУГИХ ВЗРОСЛЫХ; ПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕННАЯ ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ. РОДИТЕЛИ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАБЫВАТЬ О ТОМ, ЧТО ИЗ МАЛЬЧИКА СО ВРЕМЕНЕМ ДОЛЖЕН ВЫПАСТИ ГЛАВА СЕМЬИ, ХОЗЯИН И ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА И СОЗДАННОЙ ИМ СЕМЬИ. МУЖЕСТВЕННОСТЬ – ЭТО ФУНДАМЕНТ ХАРАКТЕРА МАЛЬЧИКА. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ МАЛЬЧИК ВЫРОС МУЖЕСТВЕННЫМ, ОН ДОЛЖЕН ИМЕТЬ В СЕМЬЕ ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ В ЛИЦЕ СВОЕГО ОТЦА. ПРИ ВОСПИТАНИИ МУЖЕСТВЕННОСТИ В СЫНЕ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА ЕГО ЗНАКОМСТВО С ТЕМИ ПРИМЕРАМИ, КОТОРЫХ МНОЖЕСТВО В ИСТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ И КОТОРЫЕ МОГУТ СТАТЬ ДОСТОЙНЫМИ ОБРАЗЦАМИ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ.

Слайд 14

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧЕК. ПО МНОГОЧИСЛЕННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ ОПРОСАМ, У БОЛЬШИНСТВА СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ДЕВУШЕК И ЖЕНЩИН ПОНЯТИЕ «СЧАСТЬЕ» ПО-ПРЕЖНЕМУ СООТНОСИТСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО С СУПРУЖЕСКИМ И СЕМЕЙНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЕСЛИ РОДИТЕЛИ ХОТЯТ ВИДЕТЬ СВОЮ ДОЧЬ В БУДУЩЕМ СЧАСТЛИВОЙ, ТО ОНИ ДОЛЖНЫ ПОЗАБОТИТЬСЯ ОБ ЭТОМ ЗАРАНЕЕ, ВОСПИТАВ ЕЕ ДЛЯ БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ. ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НАДО ПОМОЧЬ ДЕВОЧКЕ В ВОСПИТАНИИ ТАКИХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА И ВЫРАБОТКЕ ТАКИХ НАВЫКОВ ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГЛИ БЫ ЕЙ СО ВРЕМЕНЕМ СТАТЬ ЛЮБЯЩЕЙ, ВЕРНОЙ ЖЕНОЙ, ХОРОШЕЙ ХОЗЯЙКОЙ И ЗАБОТЛИВОЙ МАТЕРЬЮ.

Слайд 15

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

НОД по гендерному воспитанию детей старшего возраста. Конспект занятия на тему: «Мальчики и девочки будут все дружить, в детском саду «Ёлочка» вместе дружно жить!»

В представленном материале изложен конспект по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Предварительная работа: 1. Проведение занятий по познавательному развитию, развитию речи, ...

Конспект комплексного занятия " Весна для мальчиков и девочек"

     Конспект комплексного занятия : Тема: « Весна для мальчиков и девочек».   ...

Практическое занятие с родителями: " Мальчики и девочки: - воспитывать по-разному, - любить по-разному".

Практическое занятие с родителями"Мальчики и девочки: - воспитывать по-разному, - любить по-разному".План проведения:1. Приветствие в кругу. Эмоциональный настрой.2. Упр. «Минутка добр...

Конспект занятия по лепке "Мальчики и девочки"

Цель:Учить детей передать индивидуальные особенности людей, настроение в изображении портрета.Предварительная работа: Рассматривание фотографий, рисунков, детских портретов. (Обратить внимание детей н...