ООД «Путешествие в прошлое» Средняя группа
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Чеснокова Елена Александровна

Продолжение  знакомства детей с традициями русского народа. Формирование представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта, воспитывая любовь и интерес к русским обычаям, уважение и гордость за русский народ. Формирование знания детей о народных традициях, о русском фольклоре. Продолжение знакомства детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.). Обогащение словаря детей народными пословицами,  загадками, потешками, а также  словами, которые использовались только в быту в русской избе,  домовой, кочерга, коромысло. Закрепление навыков работы с клеем и кисточкой.  Развитие связной монологической речи и коммуникативных умений при помощи игровых подходов. Развивитие творческих навыков в процессе украшения самовара. Воспитание любови и уважения к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад № 15 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж»

ООД

«Путешествие в прошлое»

Средняя группа № 9

      

                     Подготовила и провела

                                                воспитатель ВКК:  Чеснокова Е.А.

                                                   

 2015-2016 учебный год

Цель:

Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта, воспитывая любовь и интерес к русским обычаям, уважение и гордость за русский народ.

Задачи:

Формировать знания детей о народных традициях, о русском фольклоре.

Продолжать знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).

Обогатить словарь детей народными пословицами,  загадками, потешками, а также  словами, которые использовались только в быту в русской избе,  домовой, кочерга, коромысло.

 Закреплять навыки работы с клеем и кисточкой

Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов.

Развивать творческие навыки в процессе украшения самовара.

Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.

Предварительная работа:  Посещение музея «Русская изба», рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок,  хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол,  старинная посуда, прялка и др.),проектор, флешка, костюмы, кисточки, клей, панно самовара, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, потешек, магнитофон, русский народный костюм для хозяйки, кукла Катя, корзиночка с баранками

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня, давайте их поприветствуем.

Дети. Доброе утро.

Стук в дверь

Воспитатель. Ребята кто-то еще пришел к нам в гости, посмотрим.

( Появляется кукла Катя. Монолог куклы )

Здравствуйте. Я живу в самой большой стране в мире в России. Есть разные страны, их много. В разных странах живут разные люди. Они отличаются цветом кожи и внешностью. Они говорят на разных языках. У них свои традиции, костюмы и платья. И не смотря на все различия людям нужно дружить. Давайте дружить.

Воспитатель.  Ребята вы согласны дружить с Катей.

Дети. Да

Воспитатель. Ну что же Катя, мы очень рады , что у нас появился еще один друг, правда ребята?

Дети. Да.

Воспитатель. Дети, расскажем Кате: а как называется наша Родина?

Дети. Россия.

Воспитатель. Ребята, если наша страна Россия, кто же мы с вами?

Дети. Россияне

Воспитатель. А что означает, понятие «Малая Родина»?

Дети. Это край, где мы  родились и живем.

Воспитатель. Правильно, молодцы.

А как называется наша малая Родина?

Дети. Город Нововоронеж.

Воспитатель. А как называют нас с вами?

Дети. Нововоронежцы.

Воспитатель. Мы живем в большой, доброй, сильной и очень красивой стране, которая называется – Россия.

        От южных морей до полярного края

 Раскинулись наши леса и поля.

     Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Воспитатель: Ребята, это слова Гимна России - и самой главной песни нашей страны. Слова к этой песне написал Сергей Михалков.

Воспитатель:

Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие и увидим как раньше люди жили на Руси. Давайте  пригласим Катю путешествовать вместе с нами, ты согласна.(кукла говорит да). Дети, закройте глаза и давайте произнесем наши волшебные слова 1,2,3.4,5,6,7,8,9,10 - влево, вправо повернись – в далеком прошлом окажись. ( в это время воспитатель убирает ширму, одевает платок и кокошник)

Воспитатель: Дети, мы с вами оказались в русской избе.  А я хозяйка этого дома. И встречу я вас так, как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).

– Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.
Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».
Это означает -  будьте здоровы, здравствуйте.
Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие!

Воспитатель. Дети, а что такое изба?

Дети. Это дом из дерева (из бревен).

Воспитатель. Кто же строил избы?

Дети. Плотники, при помощи топора.

Воспитатель. Правильно ребята. Русские люди любили и берегли свои жилища. До наших дней дошли русские пословицы. И сейчас мы с вами поиграем в игру « Я начну, а ты закончи» Я буду говорить начало пословицы а вы конец.

- Своя хатка…(Родная матка)

- Своя избушка,..(свой простор)

- Дом не велик,… (а лежать не велит)

- В гостях хорошо, …(а дома лучше)

- Изба красна углами, а обед - (пирогами)

- Коли изба крива - (хозяйка плоха)

Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

 Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!

Воспитатель. А что же было самым главным в избе?

Дети. Печка.

Воспитатель:  А для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

Воспитатель. Правильно. А теперь расскажите мне о предметах, которые стоят на печи и около нее. Воспитатель берет предметы и спрашивает: что это и для чего используется?  Дети отвечают на вопросы

Дети. Это чугун. В нем готовят кашу или суп, получается вкусно.

А это ухват. При помощи его достают посуду из печи. Это ступа, в ней мелят муку, а из муки пекут хлеб.

Воспитатель. А это что за предмет?

Дети. Это прялка.

Воспитатель. Как использовали прялку?

Дети. На ней пряли пряжу и вязали носки, варежки и другие вещи.

Воспитатель. Молодцы. 

Воспитатель: Молодцы. Ребята, хотите посмотреть, как жили люди в старину  на Руси!  

Дети. Да.( Дети садятся на лавки вокруг экрана, воспитатель садиться за столик)

Воспитатель. Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку.  

Воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта.
Презентация со слайдами. ( к слайду с люльками включается Колыбельная)

По каждому слайду ведётся небольшая беседа: "Что изображено? Для чего вещь служила?" "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем они сейчас, в наше время, какими вещами, заменены)

Воспитатель (после просмотра презентации): 
– Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. А как вы думаете, как же люди свободное время поводили, чем занимались?

Ответы детей

Воспитатель.  Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогало веселье, игры, песни, потешки. Послушайте несколько потешек. (запись на флешке по магнитофону, «Баба сеяла горох, Ходит конь по бережку»)

А теперь посмотрим, кто внимательно смотрел и  слушал тот и сможет  отгадать загадки о предметах быта. Вот послушайте:

Стоит жилище 
деревянные бочища, 
Внутри печь да дрова
это русская… 
(изба).

– Молодцы правильно.

Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт 
(ухват).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра, 
На плечах дугой повисло. 
Держит ведра... 
(коромысло)

.

Он как круглая кастрюля 
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит... 
(чугунок).

Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили. 
Влезут дети на полати,
У печи оставят... 
(лапти).

У бабушки сейф и давно уж не новый,

К тому ж не стальной.  А просто дубовый.

 Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком.(сундук)

 Дом стеклянный пузырек,

 И живет в нем огонек.

Днем он спит,

А как проснется-

 Ярким пламенем зажжется.( керосиновая лампа)

Черный конь прыгает в огонь.(кочерга)

Воспитатель: а сейчас я предлагаю изготовить подарки для наших гостей , а что это за подарок вы узнаете , если отгадаете загадку.

Парень дюжий он и крепкий,

 Без труда глотает щепки.

Все семейство вечерком

Угощает он чайком.(самовар)

Воспитатель: Правильно. Много старинных обычаев было на Руси. Один из таких обычаев пить чай из самовара. Самовар символ семейного очага, уюта, дружеского общения — занимал самое почетное место в доме. Про него в народе ласково говорили: «Самовар-батюшка». И сегодня мы с вами будем украшать самовар для наших гостей.

Воспитатель: Теперь проходите на свои места и начинайте работать. (коллективная аппликация, стоя за столом, намазывают клеем части украшения и приклеивают на самовар на мольберте) 

Воспитатель. Молодцы. Уважаемые гости, мы дарим вам самовар, да баранок корзиночку, чтобы вы побаловались чайком, да поговорили ладком), А нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза, топните ногой 5 раз, похлопайте в ладоши 3 раза, Открывайте глаза. Вот мы и дома. 

Рефлексия занятия

Воспитатель: Ну, что, ребятки, понравилось вам наше путешествие? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)

         *****

Баба сеяла горох —
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок —
Прыг-скок, прыг-скок!
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стали русского плясать,
А потом вприсядку!

             

          *****

Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому.
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает.
Золотой уздой позвякивает,
Все колечушки то бряк бряк бряк.
Золотые они, звяк звяк звяк

          *****

Гулененьки (колыбельная)

Люли, люли люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать, 
Стала Даша засыпать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие - викторина по сказкам \'\'Путешествие в сказку" Средняя группа

Решаемые задачи: Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Формировать православное мировоззрение, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в прошлое» подготовительная группа.

Задачи:1. Систематизировать и расширять знания о динозаврах.2. Побуждать установить зависимость, отражающую связь живых организмов с климатом и средой обитания.3. Развивать любознательность и поз...

Познавательно-воспитательное тематическое занятие «Путешествие в прошлое» ( подготовительная группа)

Патриотизм – одно из важнейших качеств гражданина страны, которое воспитывается через познание истории своего народа, исторического прошлого города и Родины. Осознавая значимость патриотического...

Игра-путешествие для детей средней группы «Морское путешествие»

Задачи:-закреплять представления о морских обитателях, водном виде транспорта;-развивать воображение память, пантомимическую и речевую выразительность, ориентировку в пространстве, физические умения:-...

Конспект занятия по ПДД в средней группе «Путешествие по городу» (средняя группа)

Конспект занятия по ПДД в средней группе «Путешествие по городу»(средняя группа)Программные задачи:·         Способствовать закреплению знани...

игра - путешествие для детей средней группы "Путешествие в деревню Коровкино"

В этой  игре я объединила разные виды деятельности. В процессе проведения такой образовательной деятельности,  дети углубили свои знания о домашних животных....

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности ТЕМА: «Путешествие в прошлое» Подготовительная группа

Мы с вами построили машину «времени» на которой можно путешествовать в любое время и в прошлое и в будущее, давайте испробуем и отправимся в путешествие. (звуки телепортации машины «...


 

Комментарии

Барсукова Марина Эдуардовна

Спасибо за то, что делитесь своим опытом. Очень интересный материал