ООД «Путешествие в прошлое» Средняя группа
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Продолжение знакомства детей с традициями русского народа. Формирование представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта, воспитывая любовь и интерес к русским обычаям, уважение и гордость за русский народ. Формирование знания детей о народных традициях, о русском фольклоре. Продолжение знакомства детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.). Обогащение словаря детей народными пословицами, загадками, потешками, а также словами, которые использовались только в быту в русской избе, домовой, кочерга, коромысло. Закрепление навыков работы с клеем и кисточкой. Развитие связной монологической речи и коммуникативных умений при помощи игровых подходов. Развивитие творческих навыков в процессе украшения самовара. Воспитание любови и уважения к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ООД «Путешествие в прошлое» Средняя группа | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад № 15 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж»
ООД
«Путешествие в прошлое»
Средняя группа № 9
Подготовила и провела
воспитатель ВКК: Чеснокова Е.А.
2015-2016 учебный год
Цель:
Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта, воспитывая любовь и интерес к русским обычаям, уважение и гордость за русский народ.
Задачи:
Формировать знания детей о народных традициях, о русском фольклоре.
Продолжать знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, потешками, а также словами, которые использовались только в быту в русской избе, домовой, кочерга, коромысло.
Закреплять навыки работы с клеем и кисточкой
Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов.
Развивать творческие навыки в процессе украшения самовара.
Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.
Предварительная работа: Посещение музея «Русская изба», рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.),проектор, флешка, костюмы, кисточки, клей, панно самовара, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, потешек, магнитофон, русский народный костюм для хозяйки, кукла Катя, корзиночка с баранками
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня, давайте их поприветствуем.
Дети. Доброе утро.
Стук в дверь
Воспитатель. Ребята кто-то еще пришел к нам в гости, посмотрим.
( Появляется кукла Катя. Монолог куклы )
Здравствуйте. Я живу в самой большой стране в мире в России. Есть разные страны, их много. В разных странах живут разные люди. Они отличаются цветом кожи и внешностью. Они говорят на разных языках. У них свои традиции, костюмы и платья. И не смотря на все различия людям нужно дружить. Давайте дружить.
Воспитатель. Ребята вы согласны дружить с Катей.
Дети. Да
Воспитатель. Ну что же Катя, мы очень рады , что у нас появился еще один друг, правда ребята?
Дети. Да.
Воспитатель. Дети, расскажем Кате: а как называется наша Родина?
Дети. Россия.
Воспитатель. Ребята, если наша страна Россия, кто же мы с вами?
Дети. Россияне
Воспитатель. А что означает, понятие «Малая Родина»?
Дети. Это край, где мы родились и живем.
Воспитатель. Правильно, молодцы.
А как называется наша малая Родина?
Дети. Город Нововоронеж.
Воспитатель. А как называют нас с вами?
Дети. Нововоронежцы.
Воспитатель. Мы живем в большой, доброй, сильной и очень красивой стране, которая называется – Россия.
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Воспитатель: Ребята, это слова Гимна России - и самой главной песни нашей страны. Слова к этой песне написал Сергей Михалков.
Воспитатель:
Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.
Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие и увидим как раньше люди жили на Руси. Давайте пригласим Катю путешествовать вместе с нами, ты согласна.(кукла говорит да). Дети, закройте глаза и давайте произнесем наши волшебные слова 1,2,3.4,5,6,7,8,9,10 - влево, вправо повернись – в далеком прошлом окажись. ( в это время воспитатель убирает ширму, одевает платок и кокошник)
Воспитатель: Дети, мы с вами оказались в русской избе. А я хозяйка этого дома. И встречу я вас так, как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).
– Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.
Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».
Это означает - будьте здоровы, здравствуйте.
Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие!
Воспитатель. Дети, а что такое изба?
Дети. Это дом из дерева (из бревен).
Воспитатель. Кто же строил избы?
Дети. Плотники, при помощи топора.
Воспитатель. Правильно ребята. Русские люди любили и берегли свои жилища. До наших дней дошли русские пословицы. И сейчас мы с вами поиграем в игру « Я начну, а ты закончи» Я буду говорить начало пословицы а вы конец.
- Своя хатка…(Родная матка)
- Своя избушка,..(свой простор)
- Дом не велик,… (а лежать не велит)
- В гостях хорошо, …(а дома лучше)
- Изба красна углами, а обед - (пирогами)
- Коли изба крива - (хозяйка плоха)
Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!
Воспитатель. А что же было самым главным в избе?
Дети. Печка.
Воспитатель: А для чего нужна печка?
Дети: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. А ещё печь нужна для обогрева жилища.
Воспитатель. Правильно. А теперь расскажите мне о предметах, которые стоят на печи и около нее. Воспитатель берет предметы и спрашивает: что это и для чего используется? Дети отвечают на вопросы
Дети. Это чугун. В нем готовят кашу или суп, получается вкусно.
А это ухват. При помощи его достают посуду из печи. Это ступа, в ней мелят муку, а из муки пекут хлеб.
Воспитатель. А это что за предмет?
Дети. Это прялка.
Воспитатель. Как использовали прялку?
Дети. На ней пряли пряжу и вязали носки, варежки и другие вещи.
Воспитатель. Молодцы.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, хотите посмотреть, как жили люди в старину на Руси!
Дети. Да.( Дети садятся на лавки вокруг экрана, воспитатель садиться за столик)
Воспитатель. Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку.
Воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта.
Презентация со слайдами. ( к слайду с люльками включается Колыбельная)
По каждому слайду ведётся небольшая беседа: "Что изображено? Для чего вещь служила?" "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем они сейчас, в наше время, какими вещами, заменены)
Воспитатель (после просмотра презентации):
– Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. А как вы думаете, как же люди свободное время поводили, чем занимались?
Ответы детей
Воспитатель. Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогало веселье, игры, песни, потешки. Послушайте несколько потешек. (запись на флешке по магнитофону, «Баба сеяла горох, Ходит конь по бережку»)
А теперь посмотрим, кто внимательно смотрел и слушал тот и сможет отгадать загадки о предметах быта. Вот послушайте:
Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская… (изба).
– Молодцы правильно.
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра... (коромысло)
.
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит... (чугунок).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят... (лапти).
У бабушки сейф и давно уж не новый,
К тому ж не стальной. А просто дубовый.
Но только не дверца, а крышка на нем
Тяжелая очень с висячим замком.(сундук)
Дом стеклянный пузырек,
И живет в нем огонек.
Днем он спит,
А как проснется-
Ярким пламенем зажжется.( керосиновая лампа)
Черный конь прыгает в огонь.(кочерга)
Воспитатель: а сейчас я предлагаю изготовить подарки для наших гостей , а что это за подарок вы узнаете , если отгадаете загадку.
Парень дюжий он и крепкий,
Без труда глотает щепки.
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.(самовар)
Воспитатель: Правильно. Много старинных обычаев было на Руси. Один из таких обычаев пить чай из самовара. Самовар символ семейного очага, уюта, дружеского общения — занимал самое почетное место в доме. Про него в народе ласково говорили: «Самовар-батюшка». И сегодня мы с вами будем украшать самовар для наших гостей.
Воспитатель: Теперь проходите на свои места и начинайте работать. (коллективная аппликация, стоя за столом, намазывают клеем части украшения и приклеивают на самовар на мольберте)
Воспитатель. Молодцы. Уважаемые гости, мы дарим вам самовар, да баранок корзиночку, чтобы вы побаловались чайком, да поговорили ладком), А нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза, топните ногой 5 раз, похлопайте в ладоши 3 раза, Открывайте глаза. Вот мы и дома.
Рефлексия занятия
Воспитатель: Ну, что, ребятки, понравилось вам наше путешествие? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)
***** Баба сеяла горох — |
*****
Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому.
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает.
Золотой уздой позвякивает,
Все колечушки то бряк бряк бряк.
Золотые они, звяк звяк звяк
*****
Гулененьки (колыбельная)
Люли, люли люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать,
Стала Даша засыпать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие - викторина по сказкам \'\'Путешествие в сказку" Средняя группа
Решаемые задачи: Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Формировать православное мировоззрение, ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в прошлое» подготовительная группа.
Задачи:1. Систематизировать и расширять знания о динозаврах.2. Побуждать установить зависимость, отражающую связь живых организмов с климатом и средой обитания.3. Развивать любознательность и поз...
Познавательно-воспитательное тематическое занятие «Путешествие в прошлое» ( подготовительная группа)
Патриотизм – одно из важнейших качеств гражданина страны, которое воспитывается через познание истории своего народа, исторического прошлого города и Родины. Осознавая значимость патриотического...
Игра-путешествие для детей средней группы «Морское путешествие»
Задачи:-закреплять представления о морских обитателях, водном виде транспорта;-развивать воображение память, пантомимическую и речевую выразительность, ориентировку в пространстве, физические умения:-...
Конспект занятия по ПДД в средней группе «Путешествие по городу» (средняя группа)
Конспект занятия по ПДД в средней группе «Путешествие по городу»(средняя группа)Программные задачи:· Способствовать закреплению знани...
игра - путешествие для детей средней группы "Путешествие в деревню Коровкино"
В этой игре я объединила разные виды деятельности. В процессе проведения такой образовательной деятельности, дети углубили свои знания о домашних животных....
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности ТЕМА: «Путешествие в прошлое» Подготовительная группа
Мы с вами построили машину «времени» на которой можно путешествовать в любое время и в прошлое и в будущее, давайте испробуем и отправимся в путешествие. (звуки телепортации машины «...
- Мне нравится (3)
Комментарии
Спасибо за то, что делитесь
Спасибо за то, что делитесь своим опытом. Очень интересный материал